Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 19:47, реферат
С переходом российской экономики на рыночные методы управления появляются объективные условия для развития жилищного страхования. Возникает необходимость страховой защиты в системе социально-экономических отношений страны. В последние годы Россия пережила стихийные бедствия в разных регионах страны; наводнения в Ленске, Якутии, Ставропольском крае; ливневые осадки с катастрофическими оползнями на Черноморском побережье Краснодарского края и на Северном Кавказе; землетрясение на Сахалине, разрушившее г. Нефтегорск; сход лавины в Кармадонском ущелье. Стихийные бедствия унесли человеческие жизни, сотни тысяч человек остались без жилья, огромный ущерб нанесен жилищному фонду. Безусловно, государство участвует в восстановлении пострадавших регионов. Пострадавшие получили пособия, но они несопоставимы с реальным ущербом.
В настоящее время основное бремя расходов по ликвидации последствий техногенных аварий и катастроф, негативных природных явлений, перебои в производстве ложатся на бюджеты разных уровней. Целесообразно развивать жилищное страхование на федеральном и региональном уровнях, способствующих реализации экономического потенциала страхового сектора.
Российский страховой рынок отличается значительными региональными диспропорциями. К настоящему времени сложилось крайне неравномерное распределение собранных взносов по регионам России.
На Центральный федеральный округ приходится 70,2 % общего объема страховых взносов (без учета ОМС), в то время как на Дальневосточный, Южный, Северо-Западный округа — соответственно 1,5; 2,4; 7,1 %. Это отчасти объясняется сосредоточением страховых компаний в Центральном федеральном округе. Характерна высокая концентрация страховых компаний в Москве, где их зарегистрировано более 550.
Основными целями развития жилищного страхования в регионах должны быть:
• использование механизмов страхования для формирования стабильных рыночных отношений;
• создание условий для деятельности страховых компаний по защите имущественных интересов юридических и физических лиц;
• направление инвестиционного потенциала страховщиков на решение социально-экономических проблем региона.
В стране пока недостаточно используется потенциал регионального страхового рынка для развития страхования жилья. Основные причины — отсутствие реальных экономических возможностей для страхователей в связи с невысокой эффективностью страхового законодательства и отсутствием статистической информации, ограниченность платежеспособного спроса на страховые услуги, недоверие населения к финансовым институтам в целом и к страховщикам в частности, а также низкий уровень благосостояния населения.
Наиболее успешно страхование имущества осуществляется в Татарской и Удмуртской республиках, Самарской и Нижегородской областях.
В экономической системе функционирования Удмуртской территориальной подсистемы по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера механизм страховой защиты занимает особое место, так как позволяет привлечь на эти цели внебюджетные финансовые средства.
Анализ деятельности страховщиков Южного федерального округа свидетельствует о динамичном расширении страхового рынка, что отражается в неуклонном росте добровольного страхования. Страхование имущества юридических и физических лиц у страховщиков региона продолжает оставаться одним из самых значимых и перспективных видов добровольного страхования, занимающего наибольший удельный вес в общей структуре страхового портфеля добровольных видов страхования.
Основным направлением страхования в области обеспечения безопасности территорий и населения является гарантия возмещения ущерба от чрезвычайных ситуаций. В условиях, когда изношенность жилищно-коммунальных фондов становится причиной многочисленных аварий, страхование жилья приобретает особую актуальность. В ряде городов и областей разрабатывается и внедряется система страхования жилищного фонда с поддержкой местной администрации
Система страхования жилых помещений получила свое развитие в Рыбинске. Постановлением главы округа № 1391 «О системе страхования жилых помещений в Рыбинском муниципальном округе» система страхования распространяется на жилые помещения, расположенные в домах муниципального жилищного фонда. Не осуществляется страхование ветхого и аварийного жилья.
Страхование производится на случай повреждения или уничтожения жилого помещения в результате наступления: аварий внутреннего водостока, водопроводных, отопительных и канализационных систем; пожаров, в том числе возникших вне застрахованного помещения; проникновения воды при ликвидации пожара. При этом страховые взносы составляют 30 коп. за 1 м2, т.е. в месяц страховой взнос для однокомнатной квартиры составляет около 10 руб., трехкомнатной — около 20 руб.
Страхование осуществляется в добровольной форме. Квартиросъемщик вместе с квитанцией об оплате услуг и жилья получает страховой полис. Договор вступает в силу, если страхователь оплачивает страховой взнос.
Программа страхования жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда начала действовать в 2001 г. в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Приоритетным направлением ее деятельности стала разработка программы страховой защиты жилища как эффективного способа решения проблем по предупреждению аварийности в системе коммунального хозяйства, быстрому и эффективному устранению последствий возникающих аварий.
Ежемесячный страховой взнос составляет 25 коп. за 1 м2 общей площади квартиры. Страховая сумма установлена в размере 1200 руб. за I м2 общей площади, что соответствует средней стоимости жилья по данным БТИ. За счет средств резерва превентивных мероприятий, в который отчисляются 10 % страховых взносов, будет проводиться предупредительный ремонт домов, за который жителям не придется платить дополнительно.
Механизм страхования муниципального жилищного фонда без привлечения бюджетных средств внедрен в Сургуте, Архангельске, Тамбове и Липецке. Главное отличие осуществляемого страхования в том, что оно не требует участия городского бюджета. Оплата страхового взноса производится ежемесячно через расчетные книжки. С помощью страховой организации создается дополнительный целевой внебюджетный резервный фонд, который расходуется на восстановление поврежденного жилья. К тому же весь страховой фонд находится в городе, что немаловажно с точки зрения обеспечения финансовых гарантий.
Программа льготного страхования жилья разрабатывалась с 1998 г. в Петрозаводске. Функции организатора и координатора программы осуществляет управление жилищного хозяйства администрации города. Городской бюджет не несет финансовых обязательств по страховым выплатам. Страховые компании берут на себя 100 % расходов по выплате страхового возмещения.
Действующая система дает жителям Петрозаводска возможность на льготных условиях застраховать квартиру от риска ее повреждения или уничтожения в результате наступления следующих событий: аварий внутреннего водостока, водопроводных, отопительных и канализационных систем, в том числе происшедших вне застрахованного жилого помещения, и правомерных действий по их ликвидации; пожара, в том числе возникшего вне застрахованного помещения; взрыва газа, употребляемого для бытовых потребностей; проникновения воды в результате проведения правомерных действий по ликвидации пожара.
Процедура заключения договора страхования проста. Страховое свидетельство высылается по каждому адресу вместе с квитанцией об уплате за коммунальные услуги, в которой отдельной строкой вынесена графа «добровольное страхование». За основу принимается расчетная страховая стоимость 1 м2 площади жилого помещения в размере 1200 руб. Страховой взнос — 30 коп. за 1 м2 общей площади в месяц.
При наступлении страхового случая страховая компания в течение трех дней оценивает ущерб и в течение десяти дней совершает денежную выплату пострадавшему (страхователю) или по его желанию произведет ремонт на эту сумму силами привлеченной строительной или специализированной организации.
Аналогичные программы внедрены в таких городах, как Барнаул, Тверь, Самара, Тольятти, Ростов-на-Дону, а также в Московской области.
Для обеспечения защиты муниципального жилья от рисков гибели (утраты) и повреждения главой администрации г. Барнаула утверждена Программа добровольного страхования жилищного фонда. Программа обеспечивает защиту имущественных интересов нанимателей и собственников жилья в случаях его повреждения или уничтожения.
С 1 октября 2001 г. согласно постановлению мэра Ростова-на-Дону от 28 февраля 2001 г. № 500 «Об организации страхования жилищного фонда» на территории города действует программа льготного страхования жилья. Ее введение позволяет решить проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства, обеспечить пострадавших реальной денежной компенсацией в случае пожара, аварий систем водоснабжения и канализации. Программа является льготной и разработана с учетом опыта Москвы и других городов России.
Собственник или наниматель жилья оплачивает лишь 25 % страхового взноса, получая при этом полную компенсацию ущерба в пределах страховой суммы.
Оплата страхового возмещения осуществляется с долевым участием страховых компаний и муниципалитета: 25 % оплачивает уполномоченная страховая компания, 75 % — бюджет города в виде страховых субсидий. С этой целью в городе создан фонд страховых субсидий, который используется для возмещения расходов пострадавшим на восстановление жилых помещений после пожаров и аварий. Из средств страховых взносов финансируются профилактические мероприятия, помогающие снизить аварийность при эксплуатации жилищного фонда.
Страхование имущественных интересов и жилищных прав собственников и нанимателей жилья может стать важнейшим механизмом, позволяющим сформировать дополнительные финансовые ресурсы, направленные на восстановление утраченного или поврежденного жилья и развитие городской инженерной инфраструктуры. Особую актуальность жилищное страхование приобретает в условиях жилищно-коммунальной реформы, когда радикальным образом меняется структура жилищного фонда.
Жилищный фонд страны крайне неоднороден по структуре собственности и качественным характеристикам. Как известно, он состоит из государственного, муниципального, ведомственного и частного жилья, к которому относятся дома, принадлежащие жилищно строительным и жилищным кооперативам, товариществам собственников жилья. Примерно 1/3 городского жилья в России находится в негосударственной собственности.
Каждый регион имеет свое соотношение жилых домов по их конструктивным особенностям: в одних городах преобладают кирпичные дома, в других — дома из сборного железобетона, в третьих — деревянные. Каждая категория жилых домов имеет свои особенности износа, что отражается на степени подверженности их различным рискам.
Возраст жилищного фонда является одним из определяющих факторов его состояния. Во многих российских городах сохраняются жилые массивы дореволюционной застройки и построенные в 1960-е гг. со всеми характерными для них проблемами. Сохранность жилищного фонда в значительной степени обеспечивается его правильной эксплуатацией и своевременным капитальным ремонтом.
В неотложном ремонте нуждается около 11% городского жилищного фонда. Более 1,3 % жилых помещений страны размещено в ветхих и аварийных строениях, в которых проживает около 3 млн человек.
В Санкт-Петербурге в крайне неудовлетворительном состоянии находится 32 % строений. Это значит, что они имеют около 60 % износа и подлежат капитальному ремонту или .сносу. Состояние 49 % оценивается как удовлетворительное: они имеют до 40 % износа и требуют выборочного капитального ремонта. В хорошем состоянии (до 20 % износа) находится 19 % жилых домов.
В Москве в неудовлетворительном состоянии находится около 17 % жилищного фонда.
Неоднородность жилья, степень изношенности, различия в природно-климатических условиях вносят своеобразие в состав рисков, которые наносят ущерб жилищному фонду. На сегодняшний день в стране не ведется статистика по ущербам в жилищной сфере в зависимости от видов риска. В одних регионах есть реальная опасность землетрясений, в других — наводнений.
В Санкт-Петербурге в 40 % жилых домов системы водо-, теплоснабжения и канализации выработали нормативный срок эксплуатации и требуют замены. Здесь преобладает риск аварий на инженерных коммуникациях, ущерб от которых почти сравнялся с ущербом от пожаров.
Страхование жилья как новый вид страхования собственности граждан, возникший в России в начале 1990-х гг., связан с началом приватизации квартир. Его появление обусловлено тем, что собственник квартиры несет полную ответственность за содержание и риск случайной гибели своей квартиры. Однако, как показывает опыт, добровольное страхование жилья развивается крайне медленно. Так, в Санкт-Петербурге застраховано не более 3 % жилья. Основные причины такого положения связаны с отсутствием традиций в страховании жилья и с неудовлетворительным финансовым положением многих собственников и нанимателей.
При отсутствии федерального закона о страховании жилья в некоторых регионах, где финансовые вопросы обеспечения сохранности жилья приобретают особую остроту, пытаются найти свои пути решения проблемы, создавая страховые фонды и формируя источники внебюджетного финансирования для компенсации ущербов в жилищной сфере.
В Санкт-Петербурге принят Закон от 5 мая 1999 г. «Об условиях и порядке участия Санкт-Петербурга в страховании жилищного фонда». Объектами страхования могут быть имущественные интересы страхователя или выгоду приобретателя, связанные с владением, пользованием или распоряжением такими объектами жилищного фонда, как жилые дома, жилые помещения (комнаты, квартиры), отделка и инженерное оборудование жилых помещений. Не подлежат страхованию строения, находящиеся в аварийном или ветхом состоянии, подлежащие сносу или переоборудованию под нежилые цели, а также закрепленные на праве хозяйственного ведения.
Страхование жилых домов и жилых помещений предусмотрено проводить на случай их повреждения или уничтожения в результате: пожара, взрыва; аварии систем инженерного оборудования и сетей в жилых домах или за их пределами; стихийных бедствий (удар молнии, буря, ливень, град, ураган, наводнение, землетрясение, обвал, оползень, паводок, выход подпочвенных вод, необычные для данной местности продолжительные дожди и обильные снегопады и пр.); осадки фундаментов, вызванной изменением
гидрогеологических условий в грунтах или строительством других зданий и сооружений; противоправных действий третьих лиц; правомерных действий, направленных на устранение причин и прекращение дальнейшего развития последствий страховых событий; механических повреждений, вызванных воздействием движущихся предметов.