Страхование финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 16:45, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов современного экономического мышления, закрепление теоретических знаний и овладение практическими навыками в области страхования и страховой деятельности.

Содержание

1.
Рабочая программа по дисциплине.
3
2.
Краткое изложение программного материала.
22
3.
Методические указания по изучению дисциплины
77
4.
Методические указания по выполнению практических занятий
82
5.
Контроль знаний студентов.
109
6.
Сведения о ППС.
119
7.
Интерактивные технологиии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе
121
8.
Дополнительный материал.
128

Вложенные файлы: 1 файл

Strahovanie__Finansovyj.doc

— 2.26 Мб (Скачать файл)

Купля-продажа страховой услуги оформляется заключением договора страхования, в подтверждение чего страхователю выдается страховое свидетельство (полис). Перечень видов страхования, которыми может воспользоваться страхователь, представляет собой ассортимент страховой рынка.

Положение на страховом рынке определяется действием множества факторов, важнейшим из которых являются рисковая ситуация, денежные доходы страхователей, страховой тариф, предложение страховых услуг (не только объем, но и структура) и т. п. Условия реализации страховой услуги, складывающиеся в конкретном регионе в данное время, называются конъюнктурой страхового рынка. Конъюнктура характеризует в первую очередь степень сбалансированности спроса и предложения страховых услуг и в зависимости от этого может быть благоприятной или неблагоприятной как для страховщика, так и для страхователя.

Страховщику необходимо искать покупателей, выявлять их нужды проектировать соответствующие страховые продукты, продвигать их на рынок договариваться о ценах и т. д. С другой стороны и покупатели для удовлетворения своей потребности в страховой защите занимаются поиском соответствующего продавца страховых услуг. Так в процессе повседневной деятельности сталкиваются и переплетаются интересы самого страховщика его клиентов и посредников.

В связи с этим страховой рынок можно разделить, в зависимости от соотношения спроса и предложения, на два самостоятельных рынка, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом — рынок продавца, существующий в условиях значительного превышения спроса над предложением.

Условия существования рынка:

    • наличие хотя бы двух заинтересованных сторон, выступающих в роли субъектов рынка;
    • каждая из сторон должна иметь возможность предложить то, что имеет потребительную стоимость для другой стороны;
    • любая сторона должна иметь возможность и право получить информацию о продукте и на ее основе решение об участии в сделке;
    • наличие уверенности в том, что в результате обмена стороны получат стоимость эквивалентную или выше той, которую предлагают.

Основные принципы существования страхового рынка:

    • свободный выбор страховщиком страхователя, а страхователем страховщика, который регламентируется соответствующим договором. Данный принцип не противоречит возможности регулирования этого процесса со стороны государственных органов при условии соблюдения экономических законов рынка;
    • ликвидация с помощью законодательных и экономических мер монополизма в сфере реализации страховых продуктов и создание условий для развития конкуренции;
    • свободный обмен страховых продуктов на деньги;
    • свободное действие закона стоимости - зависимость цен от соотношения спроса и предложения допуская при этом в отдельных случаях регулирование со стороны государства (например при проведении некоторых видов обязательного страхования);
    • анализ потенциала страховой сферы ее способности удовлетворять  основные потребности юридических и физических лиц;
    • наличие развитой инфраструктуры предоставления страховых услуг;
    • существование совокупности страхователей и иных клиентов страховщика, располагающих денежными средствами, сбалансированными товарными ресурсами.

Основные функции рынка:

    • выявление спроса и сбалансирование предложения;
    • формирование товарного предложения - создание определенного набора страховых услуг и возможности для клиентов страховщика приобретать их;
    • поиск сбыта и непосредственно сбыт страховых продуктов - организация рыночных отношений;
    • обеспечение экономического эффекта (получение прибыли после возмещения затрат).

Традиционно рынок страховых услуг классифицируется по двум основным принципам:

    1. Рынок конкретных страховых услуг в зависимости от специфики страховых продуктов.
    2. Рынок клиентов страховщика, которыми могут быть
    • юридические и физические лица, являющиеся собственниками имущества и имеющие в связи с этим определенный имущественный интерес;
    • различные корпорации - потребители страховых услуг;
    • конкуренты (институциональный рынок);
    • рынок, связанный с государственными органами управления.

Страховой продукт - это результат человеческой деятельности по осуществлению экономической защиты от последствий различных случайных и вероятностных событий (чаще всего неблагоприятных) естественных и общественных явлений.

Страховой продукт конкретизируется в услуге по страховой защите или в «страховой услуге». Однако, продукт, имеющий стоимость, еще не является товаром. Только когда продукт вынесен на рынок и получил определенную потребительскую стоимость, он может считаться товаром. Если страховая услуга продается за деньги - это страховой товар. Страховые услуги полезны - следовательно - позитивны, так как направлены против вреда и ущерба.

Страховая услуга - специфический товар, предлагаемый на страховом рынке. Как и любой другой товар, она имеет потребительную и меновую стоимость. Потребительной стоимостью страховой услуги является обеспечение страховой защиты, которая применительно к одному конкретному страхованию приобретает форму страхового покрытия, то есть страхового обеспечения конкретного объекта на случай определенных договором событий. Меновая стоимость - это цена страховой услуги, получающая свое выражение в страховом тарифе, а затем - во взносе или платеже. Цена на страховую услугу складывается на конкурентной основе при сопоставлении спроса и предложения, но в ее основе лежат общественно необходимые затраты на оказание этой услуги, то есть размер страхового возмещения и расходы на ведение дела.

Договор страхования представляет собой прежде всего сделку, заключенную между продавцом страховой услуги (страховщиком) и покупателем, который может быть непосредственным потребителем страховой услуги (в этом случае он является страхователем) или определяющим потребителя страховой услуги (застрахованного).

Страховая сделка отвечает обязательным условиям, предъявляемым ко всем сделкам:

  • наличие, по меньшей мере, двух ценностно-значимых объектов: имущественный интерес страхователя; страховая сумма, в которой выражен имущественный интерес; страховой взнос, т.е. цена страховой услуги;
  • согласованные условия ее осуществления, представленные в виде Правил страхования, регулирующих взаимоотношения сторон при заключении договора страхования;
  • согласованное время совершения, определяемое как период страховой oтвeтствeнности;
  • согласованное место проведения.

Развитие страхования как экономической категории определило специфические особенности страховой услуги как товара, предлагаемого на страховом рынке.

Основные особенности страховой услуги:

    1. Страховая услуга, в отличие от овеществленных продуктов, товаров, является процессом взаимодействия потребителя и производителя.
    2. Страховая услуга, как правило, неосязаема, поэтому:
  • потребителю трудно разобраться и оценить, что продается, до приобретения услуги, а иногда и после этого (например, медицинский полис);
  • покупатель должен доверяться продавцу и надеяться, что его не обманут;
  • продавцу (страховщику) сложно показать товар;
  • продавцу (страховщику) сложно объяснить и доказать необходимость услуги для потребителя, сложно выделить преимущества своей услуги;

3. Страховую услуги нельзя производить  впрок и хранить:

- страховая услуга в виде  компенсации может производиться только с момента ее востребованности.

4. Качество страховой услуги  невозможно оценить сразу.

5. Страховые услуги не могут  быть сохранены для дальнейшей продажи и предоставления. Страховщику сложно адекватно реагировать на рост спроса на услуги, и, в случае, если резко растет спрос, то нельзя мгновенно увеличить объем услуг.

6. Исполнение страховой услуги  изменчиво и зависит от того, кто, где, когда ее оказывает. Это обусловлено совпадением по времени востребования и производства услуги.

7. Массовое производство в большей  части невозможно ввиду высокой степени индивидуализации услуги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.12.Общая структура страхового рынка

 

 

 

 

Рис.1.Структура страхового рынка

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.Институциональная структура страхового рынка (рынка страховщика)

 

 

 

 

Рис.3.Основные функции органа страхового надзора


 

Рис.4.Потенциал рынка страхования (кроме жизни) до 2016г.

 


 


 

Рис.5.Потенциал рынка страхования жизни до 2016г.

Лекция 8. «Финансовые основы страховой деятельности и перестрахование».

1.Финансовые основы страховой  деятельности. Налогообложение страховой  деятельности в Российской Федерации

2. Основы перестрахования

 

1. Финансовые основы страховой деятельности. Налогообложение страховой деятельности в Российской Федерации.

Финансовые ресурсы страховой компании представляют собой совокупность имеющих целевой характер фондов денежных средств, с помощью которых распределяется ущерб среди участников страхования. Страховые резервы являются источником осуществления финансовых обязательств. По значимости в финансовом механизме различают:

- резервы, которые служат  гарантией выполнения обязательств;

- резервы, которые временно  используются как ресурсы.

Страховые резервы отражают величину обязательств страховщика по заключенным им со страхователем договорам, но не исполненных на данный момент.

В условиях становления российского страхового рынка активная роль государства в вопросах определения методов формирования страховых резервов является необходимостью обеспечения финансовой устойчивости страховщиков.

Концентрация страховщиками в своих руках значительных финансовых ресурсов превращает страхование в важнейший фактор развития экономики с помощью активной инвестиционной политики. Право страховщиков инвестировать страховые резервы и другие средства закреплено в ст. 26 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

Инвестиционные возможности страховщика обусловлены тем, что страховой платеж по времени предшествует оказанию страховой услуги. Роль страховых компаний как поставщиков капитала определяют два фактора: объем ресурсов, которыми они располагают, и сроки, в течение которых эти ресурсы могут использоваться. Увеличение инвестиционного капитала возможно по двум причинам: во-первых, страховые компании располагают техническими резервами, которые растут с расширением страховых операций; во-вторых — значительным собственным капиталом. Эти факторы превращают страховые компании в мощнейшие финансово-кредитные институты.

Важность деятельности страховщика для экономики и для отдельного страхователя потребует регулирования вложения средств страховщиком:

1) на уровне макроэкономического  регулирования. Цель его — ограничить инвестиции сферой национальной экономики, так как инвестиционный капитал мобилен, уязвим и редок, а ресурсы страховщика — идеальный инвестиционный капитал. Но рано или поздно появляется необходимость вложения инвестиций уже на международном рынке;

2) на уровне микроэкономического  регулирования. Цель его — достижение ситуации, при которой размещение средств совпадало бы во времени и пространстве с обязательствами страховщика, что гарантирует выполнение им обязательств перед страхователем.

Принципы регулирования размещения активов включены в концепцию платежеспособности страховых организаций. Экономическое сообщество предъявляет следующие требования к размещению активов страховых организаций:

1) наибольшая гарантированность  возврата средств;

2) ликвидность вложений;

3) прибыльность вложений.

Получение прибыли — цель деятельности коммерческих организаций, каковыми являются большинство страховщиков.

Финансовой основой страховых организаций является их финансовая устойчивость и платежеспособность.

Финансовая устойчивость страховщика — способность выполнять принятые обязательства по договорам страхования при любом изменении экономической конъюнктуры.

Основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов, а также система перестрахования.

Чтобы дать оценку финансовой ситуации, используют ряд методов финансового анализа. Обычно для этого служат четыре критерия оценки финансовой устойчивости: ликвидность (платежеспособность), рентабельность (прибыльность), деловая активность, оборачиваемость финансовых ресурсов.

Источниками информации для анализа являются баланс страховой организации и отчет о ее финансовых результатах.

Для проведения анализа финансового состояния строится сравнительный аналитический баланс, где статьи актива сгруппированы по признаку ликвидности, а статьи пассива — по срочности обязательств.

Обязательными показателями являются: абсолютные величины по статьям исходного баланса на начало и конец периода; изменения в абсолютных величинах; изменение отдельных статей; изменения в процентах к изменениям валюты баланса.

Отчет о финансовых результатах содержит сведения о движении денежных средств (доходы и расходы) и источниках образования прибыли (убытков) за отчетный период. При формировании финансового результата можно выделить два фактора, от которых зависит чистая прибыль страховой компании:

Информация о работе Страхование финансов