Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 02:56, курсовая работа
Роль трубопроводного транспорта в системе нефтегазовой отрасли промышленности чрезвычайно высока. Он является основным и одним из дешевых видов транспорта нефти от мест добычи на нефтеперекачивающие заводы и экспорт. Магистральные трубопроводы, обеспечивая энергетическую безопасность страны, в тоже время позволяют разгрузить железнодорожный транспорт для перевозок других важных для народного хозяйства грузов.
Трубопроводный транспорт нефти имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта нефти: минимальная дальность транспортировки, ритмичность работы поставщиков и потребителей, наименьшие потери нефти, наибольшая автоматизация технологических процессов.
Введение. 3
1 Определение основных параметров перекачиваемой нефти. 4
1.1 Определение расчётной температуры потока нефти. 4
1.2 Определение расчётной плотности нефти. 4
1.3 Определение расчётной вязкости нефти. 5
2 Определение основных параметров нефтепровода. 7
2.1 Определение расчётной годовой пропускной способности. 7
2.2 Определение часовой и секундной производительности нефтепровода. 7
3 Механический расчёт. 8
3.1 Подбор диаметра нефтепровода. 8
3.2 Выбор насосных агрегатов. 8
3.2.1 Магистральные насосы. 8
3.2.2 Подпорные насосы. 9
3.3 Определение толщины стенки нефтепроводов. 10
3.4 Характеристики металла трубопровода. 11
3.5 Определение расчетной длины нефтепровода 11
4 Гидравлический расчет нефтепровода. 12
4.1 Гидравлические потери и гидравлические режимы перекачки 12
4.2 Величины подпора на входе в основные насосы головной и промежуточных насосных станций 14
4.3 Остаточный напор на входе в конечный пункт нефтепровода 14
4.4 Определяем количество эксплуатационных участков и полные потери напора в трубопроводе. 14
5 Совмещённая характеристика H-Q нефтепровода и насосных станций. 14
6 Графическая часть. 15
Список используемой литературы 17
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное учреждение высшего профессионального образования
Дальневосточный федеральный университет
Инженерная школа
Кафедра нефтегазового дела и нефтехимических технологий.
Курсовая работа
Технологический расчёт магистрального нефтепровода
Выполнил: студент
Проверил:
Владивосток 2011
Оглавление
Введение. 3
1 Определение основных параметров перекачиваемой нефти. 4
1.1 Определение расчётной температуры потока нефти. 4
1.2 Определение расчётной плотности нефти. 4
1.3 Определение расчётной вязкости нефти. 5
2 Определение основных параметров нефтепровода. 7
2.1 Определение расчётной годовой пропускной способности. 7
2.2 Определение часовой и секундной производительности нефтепровода. 7
3 Механический расчёт. 8
3.1 Подбор диаметра нефтепровода. 8
3.2 Выбор насосных агрегатов. 8
3.2.1 Магистральные насосы. 8
3.2.2 Подпорные насосы. 9
3.3 Определение толщины стенки нефтепроводов. 10
3.4 Характеристики металла трубопровода. 11
3.5 Определение расчетной длины нефтепровода 11
4 Гидравлический расчет нефтепровода. 12
4.1 Гидравлические потери и гидравлические режимы перекачки 12
4.2 Величины подпора на входе в основные насосы головной и промежуточных насосных станций 14
4.3 Остаточный напор на входе в конечный пункт нефтепровода 14
4.4 Определяем количество эксплуатационных участков и полные потери напора в трубопроводе. 14
5 Совмещённая характеристика H-Q нефтепровода и насосных станций. 14
6 Графическая часть. 15
Список используемой литературы 17
Роль трубопроводного транспорта в системе нефтегазовой отрасли промышленности чрезвычайно высока. Он является основным и одним из дешевых видов транспорта нефти от мест добычи на нефтеперекачивающие заводы и экспорт. Магистральные трубопроводы, обеспечивая энергетическую безопасность страны, в тоже время позволяют разгрузить железнодорожный транспорт для перевозок других важных для народного хозяйства грузов.
Трубопроводный транспорт нефти имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта нефти: минимальная дальность транспортировки, ритмичность работы поставщиков и потребителей, наименьшие потери нефти, наибольшая автоматизация технологических процессов.
Протяженность
трубопроводных магистралей России
постоянно увеличивается, осуществляется
модернизация и техническое перевооружение
ранее построенных
Расчётной температурой считают наинизшую температуру, которую принимает поток нефти в трубопроводе. Эта температура определяется наинизшей температурой грунта на глубине заложения трубопровода с учётом самонагревания потока в результате трения.
Нефть, двигаясь по трубопроводу, отдает тепло в окружающую среду (т.е. dT < 0) и постепенно остывает, при прохождении малого участка dx с массовым расходом G (кг/с) она охладится на dT и потеряет в единицу времени следующее количество тепла
, (1)
где ср – удельная теплоёмкость нефти.
С другой стороны изменение температуры нефти в трубопроводе происходит по следующим причинам:
1) за счёт
подогрева нефти в насосах
НПС или тепловых станциях. Подогрев
нефти в насосах не превышает
1-2 градусов, и чаще всего им
при инженерных расчетах
2) в результате
теплообмена с окружающей
, (2)
где K – полный коэффициент теплопередачи от нефти в окружающую среду, Вт/(м2×К);
D – внутренний диаметр отложений в трубопроводе, м;
Т – температура нефти в сечении x, К;
3) в результате нагрева вследствие выделения тепла трения (переходящую в тепло по закону сохранения энергии):
, (3)
где iср – средний гидравлический уклон, определяющий изменение гидравлической энергии на единицу длины трубопровода, м/м;
4) в результате нагрева за счёт кристаллизации парафина (пренебрегаем вследствие того, что нефть малопарафинистая).
Следовательно изменение температуры будет происходить из-за трения потока нефти о стенки трубопровода, причём температура будет расти пропорционально длине. Для технологического расчёта мы берём среднюю температуру нефти в трубопроводе. В связи с разницей температур в начале и конце трубопровода, которая является незначительной, допускается принимать температуру равной температуре грунта. (А., 2010)
Исходные данные в Приложении 1.
Вычисляем значение расчетной плотности нефти при Тр по формуле Д.И. Менделеева:
, (4)
, (5)
где , - плотность нефти при заданной температуре и 293 К соответственно;
температурная поправка, кг/м3К;
тогда,
кг/м3К, (6)
кг/м3 (7)
Исходные данные в Приложении 1.
Вязкость – это свойство жидкости оказывать сопротивление сдвигу и характеризующее степень ее текучести и подвижности. Суть явления вязкости заключается в возникновении внутренней силы трения между движущимися слоями жидкости.
Скорость уменьшается по мере увеличения расстояния от оси трубопровода. При этом при r = rтр=0,5×D, скорость падает до нуля, а между слоями происходит проскальзывание, сопровождающееся возникновением касательных напряжений τ, величину которых можно определить по формуле Ньютона-Петрова
, (8)
где μ – коэффициент динамической вязкости, Пз (Пуаз);
dw/dr – градиент скорости, перпендикулярный к поверхности сдвига (скорость сдвига). Модуль появляется в связи с тем, что dw/dr<0, в то время как τ величина только положительная.
Впервые на
существование зависимости
Отношение динамического коэффициента вязкости к плотности жидкости называется кинематическим коэффициентом вязкости, м2/с:
, (9)
Название кинематического он получил вследствие того, что в его размерности отсутствуют единицы силы. Коэффициент кинематической вязкости ν может выражаться также в сантистоксах: 1 Ст=1 см²/с, 1 сСт=10–6 м2/с.
Таким образом, вязкость это свойство движущейся жидкости, которое численно выражается через динамический m и кинематический n коэффициенты вязкости. При гидравлических расчётах трубопроводов для транспорта нефтей и нефтепродуктов с ньютоновскими свойствами в основном используется кинематический коэффициент вязкости. Расчетное значение коэффициент кинематической вязкости нефти определяется при расчетной температуре по вязкостно-температурной кривой, либо по одной из расчётных формул [10, 11].
Так как закон изменения коэффициента кинематической вязкости от температуры близок к экспоненциальному, то зависимость его натурального логарифма от температуры будет близка к линейной.
, (10)
после преобразований получаем формулу известную как формула Рейнольдса- Филонова
(11)
где u – коэффициент крутизны вискограммы, который определяется как тангенс угла наклона линейной зависимости в координатах T–ln(n), 1/К
Рассчитываем коэффициент
Рассчитаем вязкость для нефти в заданных условиях перекачки
Ещё более приблизить зависимость к линейной удаётся в координатах lg(T)–lg lg(n), поэтому широкое распространение получило уравнение Вальтера (ASTM), которое является одним из вариантов более общего уравнения Ле-Шателье [11] и в обычной логарифмической форме имеет вид
(13)
где nТ – кинематическая вязкость нефти при температуре T, сСт (мм2/с);
А и В – постоянные коэффициенты, определяемые по двум значениям вязкости n1 и n2 при двух температурах Т1 и Т2
Для определения А и В необходимо решить следующую систему уравнений
Решая систему получим
; (14)
. (15)
Существенный недостатком
уравнения заключаются в том,
что его постоянные лишены физического
смысла и приводят к сглаживанию
вязкостно-температурной
Зная коэффициенты A и B, выразим из уравнения (13) nТ
(16)
Обе формулы (13) и (15) дают практически одинаковые результаты при T1≤T≤T2. При выходе за пределы указанного интервала более предпочтительна формула (15). Порядок определения расчетной кинематической вязкости таков: сначала находят эмпирические коэффициенты Аν и Вν по формулам (14) и (15) или u по формуле (12), а уже потом вычисляют nT при температуре TР по (11) или (16). (А., 2010)
Расчетная пропускная способность должна определяться по формуле:
[Млн. т./г] (17)
где GГ – заданный объем перекачки для соответствующего этапа развития нефтепровода, млн. т/г (определяется в техническом задании на проектирование),
kн – коэффициент неравномерности перекачки.
Значение коэффициента неравномерности перекачки принимается в пределах от 1,00 до 1,05, исходя из особенностей эксплуатации нефтепровода и определяется в техническом задании на проектирование. Если оно не указанно, то значение коэффициента неравномерности перекачки принимаются, исходя из особенностей нефтепровода:
для нефтепровода, идущего параллельно с другими нефтепроводами и образующими систему - 1,05;
для однониточного
нефтепровода, по которому нефть подается
к нефтеперерабатывающему заводу, а
также для однониточного
для однониточного нефтепровода, подающего нефть от пунктов добычи к системе нефтепроводов - 1,10. (2007)
Расчётная часовая пропускная способность нефтепровода определяется по формуле:
(18)
где - часовая производительность нефтепровода,
При определении часовой производительности режим работы магистральных нефтепроводов должен приниматься непрерывным, круглосуточным. Расчетное время работы магистрального нефтепровода (фонд рабочего времени) с учетом остановок на регламентные и аварийно-восстановительные работы должно приниматься равным 8400 часов или 350 дней в году.
Расчётная секундная пропускная способность, необходимая нам для определения скорости потока:
(19)
Диаметр магистрального нефтепровода должен определяться на основании технико-экономического сравнения различных вариантов при различных диаметрах нефтепровода. Выбор значений диаметров должен осуществляться из условия, чтобы скорость движения нефти в магистральном нефтепроводе была не более скорости указанной в таблице 1 (пропускные способности, приведенные в таблице, получены при значении коэффициента неравномерности перекачки 1,07 и плотности нефти 0,85 т/м3.) Скорость движения нефти должна быть не менее 0,25 м/с.
Пользуясь таблицей 1, выбираем диаметр трубопровода — 820 мм.
Определяем площадь сечения трубопровода:
=0,53 м2; (20)
Определяем скорость движения нефти в трубопроводе:
(21)
Данное значение удовлетворяет условию (2,28<2,5).
Таблица 1
Максимальные скорости транспортировки нефти
Информация о работе Технологический расчёт магистрального нефтепровода