Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 02:56, курсовая работа
Роль трубопроводного транспорта в системе нефтегазовой отрасли промышленности чрезвычайно высока. Он является основным и одним из дешевых видов транспорта нефти от мест добычи на нефтеперекачивающие заводы и экспорт. Магистральные трубопроводы, обеспечивая энергетическую безопасность страны, в тоже время позволяют разгрузить железнодорожный транспорт для перевозок других важных для народного хозяйства грузов.
Трубопроводный транспорт нефти имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами транспорта нефти: минимальная дальность транспортировки, ритмичность работы поставщиков и потребителей, наименьшие потери нефти, наибольшая автоматизация технологических процессов.
Введение. 3
1 Определение основных параметров перекачиваемой нефти. 4
1.1 Определение расчётной температуры потока нефти. 4
1.2 Определение расчётной плотности нефти. 4
1.3 Определение расчётной вязкости нефти. 5
2 Определение основных параметров нефтепровода. 7
2.1 Определение расчётной годовой пропускной способности. 7
2.2 Определение часовой и секундной производительности нефтепровода. 7
3 Механический расчёт. 8
3.1 Подбор диаметра нефтепровода. 8
3.2 Выбор насосных агрегатов. 8
3.2.1 Магистральные насосы. 8
3.2.2 Подпорные насосы. 9
3.3 Определение толщины стенки нефтепроводов. 10
3.4 Характеристики металла трубопровода. 11
3.5 Определение расчетной длины нефтепровода 11
4 Гидравлический расчет нефтепровода. 12
4.1 Гидравлические потери и гидравлические режимы перекачки 12
4.2 Величины подпора на входе в основные насосы головной и промежуточных насосных станций 14
4.3 Остаточный напор на входе в конечный пункт нефтепровода 14
4.4 Определяем количество эксплуатационных участков и полные потери напора в трубопроводе. 14
5 Совмещённая характеристика H-Q нефтепровода и насосных станций. 14
6 Графическая часть. 15
Список используемой литературы 17
Пропускная способности нефтепровода, млн. т/год |
Диаметр наружный, мм |
Скорость движения нефти, м/с |
1,7 |
219 |
2 |
2,6 |
273 |
2 |
3,7 |
325 |
2 |
5,1 |
377 |
2 |
6,5 |
426 |
2 |
10,1 |
530 |
2 |
14,3 |
630 |
2 |
23,2 |
720 |
2,5 |
30,2 |
820 |
2,5 |
56,2 |
1020 |
3,0 |
60,9 |
1067 |
3,0 |
92,6 |
1220 |
3,5 |
В соответствии
с найденной расчетной часовой
производительности нефтепровода подбирается
магистральные и подпорные
0,8Qном<Qч<1,2 Qном,
3463,92 м3/ч <4329,9 м3/ч <5195 м3/ч
Согласно таблице 2, выбираем насосы: магистральный насос НМ 3600-230 и подпорный насос НПВ 1250-60.
Таблица 2
Техническая характеристика насоса НМ 3600-230
Номинальный режим |
Масса, кГ |
Диаметр входного патрубка, мм | ||||
Подача, м3/ч |
Напор, м |
Частота вращения, об/мин |
Допускаемый кавитационный запас, м |
КПД, % | ||
3600 |
230 |
3800 |
38 |
87 |
4490 |
512 |
Действительный напор при данной подаче определяем по напорной характеристике насоса, которая приведена в паспорте или в специальном каталоге.
Учитывая, что возможность пользоваться каталогами центробежных насосов имеется не всегда, удобно представлять их характеристики в аналитическом виде
(22)
(23)
, (24)
где a, b, a0, b0, c0, c1, c2 — эмпирические коэффициенты;
Q* — безразмерная подача насоса, численно равная Q.
В качестве основных насосов используются насосы НМ 3600-230.
Таблица 3
Пересчитанные характеристики НМ 3600-230
Подача, м3/ч |
Напор, м |
Частота вращения, об/мин |
Дополнительный кавитационный запас, м |
КПД, % |
4329 |
217 |
3800 |
41,5 |
86,6 |
Таблица 4
Справочные данные насоса НМ 3600-230
Коэффициенты в формуле 22 |
Коэффициенты в формуле 23 |
Коэффициенты в формуле 24 |
Параметры насоса, мм |
ns | |||||||
H0, м |
a, ч/м2 |
106*b, ч2/м5 |
a0, м |
b0 |
102*c0 |
104*c1, ч/м3 |
108*c2, ч2/м6 |
b2 |
Двх |
Д2 | |
319 |
0 |
5,43 |
4,9 |
2,18 |
15,1 |
4 |
-4,57 |
- |
512 |
470 |
147 |
Выбираем подпорный насос НПВ 1250-60. Подпорные насосы типа НПВ — центробежные вертикальные одноступенчатые.
Насосы расположены
в вертикальном колодце. Входной
и выходной патрубки насоса направлены
в противоположные стороны, расположены
горизонтально. Входной патрубок присоединяется
к технологическим
Рабочее колесо двухстороннего входа. Насосы укомплектованы электродвигателем взрывозащищённого исполнения серии ВАОВ (вертикальные асинхронный обдуваемый). Роторы насоса и электродвигателя соединены втулочно-пальцевой муфтой.
Таблица 5
Техническая характеристика насоса НПВ 1250-60.
Насос |
Электродвигатель | |||||||
Номинальный режим |
Масса, кг |
Тип |
Мощность, кВт |
Масса, кг | ||||
Подача, м3/ч |
Напор, м |
Частота вращ., об/мин |
Доп. кавитац. запас, м |
КПД, % | ||||
3600 |
80 |
1500 |
2,2 |
76 |
16700 |
ВАОВ710L-4У1 |
400 |
7500 |
Таблица 6
Справочные данные насоса НПВ 1250-60.
D2, мм |
Коэффициенты в формуле 4.1 |
Коэффициенты в формуле 4.2 |
Коэффициенты в формуле 4.3 |
ns | |||||
H0, м |
a, ч/м2 |
106*b, ч2/м5 |
a0, м |
b0 |
102*c0 |
104*c1, ч/м3 |
108*c2, ч2/м6 | ||
525 |
74,8 |
0 |
0,95 |
2,3 |
0 |
17,2 |
0,08 |
-0,24 |
106 |
Чтобы обеспечит необходимую подачу, подпорные насосы устанавливаются параллельно 2 шт, плюс один всегда находится в резерве.
Таблица 7
Пересчитанные характеристики НПВ 1250-60
Подача, м3/ч |
Напор, м |
Частота вращения, об/мин |
Дополнительный кавитационный запас, м |
КПД, % |
2165 |
70 |
1500 |
2,3 |
80 |
Находим расчетное давление после нефтеперекачивающей станции:
Ррмнhмн + Hп)·10-6=6,3 МПа,
Расчетная толщина стенки нефтепровода d, см, должна определяться по формуле
, (30)
где п - коэффициент надежности по нагрузке - внутреннему рабочему давлению в нефтепроводе, учитывающий возможное увеличение внутреннего давления в переходных процессах и принимаемый по таблице 6.8;
p - рабочее (нормативное) давление, МПа;
Dн - наружный диаметр трубы, см;
R1 - расчетные сопротивления растяжению;
, (31)
где k1, - коэффициенты надежности по материалу, принимаемые соответственно по таблицам 6.4 и 6.5;
k1=1,34
kн - коэффициент надежности по назначению трубопровода, принимаемый по таблице 6.6.
kн=1,05
m - коэффицент условий работы трубопровода (0,9 для трубопроводов 3 и 4 категории).
Нормативное сопротивление растяжению металла труб, соединительных деталей и сварных соединений должно приниматься равными минимальным значению временного сопротивления, принимаемым по государственным стандартам и техническим требованиям заказчика на трубы.
Выбираем трубы диаметром 1220 мм с номинальной толщиной стенки 10÷16 мм (с шагом 1 мм) ГОСТ Р 52079-2003. Такие трубы применяются для строительства и ремонтамагистральных газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, транспортирующих некоррозионноактивные продукты (природный газ, нефть и нефтепродукты) при рабочем давлении до 7,4 МПа и температуреэксплуатации от –60°C до +50°С. Марка стали 13Г2АФ.
Таблица 8
Временное сопротивление sвр, МПа |
Предел прочности sвр, МПа |
Не менее | |
335 |
205 |
=355 МПа, тогда толщина стенки равна
Округляем до ближайшего значения. Толщина стенки равна 8 мм.
Внутренний диаметр равен 0,804 м.
По заданию фактическая
На линейной части трубопровода имеются местные сопротивления — задвижки, повороты, сужения и т.п. Потери напора на них определяют по формуле
(3.8)
где — коэффициент местного сопротивления, зависящий как от вида сопротивления, так и от характера течения жидкости.
Потери напора
на местных сопротивлениях можно
выразить через длину трубопровода,
эквивалентную местным
(3.9)
С помощью эквивалентной длины расчёт потерь на трение в трубопроводе с местными сопротивлениями сводится к расчёту потерь на трение в прямой трубе, приведённая длина которой
, (3.10)
где — геометрическая длина трубопровода.
Для магистральных трубопроводов потери напора на местные сопротивления незначительны, их принимают равными 2% от потерь на трение. Таким образом расчётная длина трубопровода равна геометрической .
Гидравлическими расчетами определяются рабочее давление на перекачивающей станции с учетом гидравлических потерь, разности геодезических отметок, а также характеристики насосных агрегатов.
Гидравлические расчеты производятся, исходя из пропускной способности нефтепровода, расчетных, физических характеристик перекачиваемой жидкости и расчетного диаметра.
Потери энергии, т.е. уменьшение гидравлического напора, можно наблюдать в движущейся жидкости не только на сравнительно длинных участках, но и на достаточно коротких. В соответствии с этим гидравлические потери энергии делятся на два типа: потери на трение по длине трубопроводов hтр и местные потери hм, вызванные такими элементами трубопроводов, в которых вследствие изменения размеров или конфигурации русла происходит изменение скорости потока, отрыв потока от стенок русла и возникновение вихреобразования. Источником потерь во всех случаях является вязкость жидкости.
Доля потерь на местных сопротивлениях в общей величине гидравлических потерь невелика, в связи с тем, что по нормам проектирования расстояния между линейными задвижками составляют 15…20 км, а повороты и изгибы трубопровода плавные. с учетом многолетнего опыта эксплуатации трубопроводов с достаточной для практических расчетов точностью можно принять, что потери напора на местные сопротивления составляют 1…3% (в среднем 2%) от линейных потерь, т.е. величину гидравлических потерь в магистральном трубопроводе можно записать как 1,02×hтр.
В расчетах гидравлических потерь коэффициент гидравлического сопротивления должен определяться в зависимости от числа Рейнольдса
( ):
при числах менее 2000 по формуле:
(32)
при числах от 2000 до 2800 по формуле:
(33)
при числах от 2800 до (зона гидравлически гладких труб) по формуле:
(34)
при числах от до (зона смешанного трения) по формуле:
(35)
Предельные значения , и значения приведены в таблице 9.
Таблица 9
Соотношение наружного диаметра и критических чисел Рейнольдса.
Наружный диаметр, мм |
|||
219 |
13 |
1000 |
157 |
273 |
16 |
1200 |
151 |
325 |
18 |
1600 |
147 |
377 |
28 |
1800 |
143 |
426 |
56 |
2500 |
134 |
530 |
73 |
3200 |
130 |
630 |
90 |
3900 |
126 |
720 |
100 |
4500 |
124 |
820 |
110 |
5000 |
123 |
920 |
115 |
5500 |
122 |
1020 |
120 |
6000 |
121 |
1220 |
125 |
6800 |
120 |
В таблице приведены данные при следующих величинах шероховатости труб: для труб диаметром до 377 мм включительно принята средняя абсолютная шероховатость - 0,125 мм, для труб большого диаметра - 0,100 мм.
Информация о работе Технологический расчёт магистрального нефтепровода