Анализ практики корректировки таможенной стоимости товаров на примере Пулковской таможне

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2014 в 21:02, дипломная работа

Краткое описание

Основной целью дипломного исследования является анализ прак¬тики корректировки таможенной стоимости на примере Пулковской таможни.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Обзор нормативно-правовой базы по контролю таможенной стои-мости товаров с целью определения правовых оснований для корректи¬ровки таможенной стоимости.
2. Анализ процедуры корректировки таможенной стоимости товаров с целью выявления проблем на нормативном и практическом уровнях и предложения возможных путей их решения.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические и правовые аспекты корректировки
таможенной стоимости товаров………… …………….......................................8
1.1. Анализ нормативно-правовой базы, регулирующей контроль таможенной стоимости товаров……………………………………………......10
1.2. Посредничество во внешнеторговых транспортных операциях…….…..15
1.3. Основания и процедура проведения корректировки таможенной стоимости товаров………………………………………………………………19
1.4. Обжалование действий (бездействия) и решений таможенных органов, связанных с проведением КТС………………………..……………..23
1.5. Статистический учет КТС товаров и основные показатели
по корректировкам……………………………………………………………...27
1.6. Выводы по главе……………………………………………………………30
Глава 2. Практика корректировки таможенной стоимости
в Пулковской таможне………………………………………………………….32
2.1. Практика принятия решений о КТС………………………………………33
2.1.1. СУР: значение в контроле ТС и оценка эффективности. …...34
2.1.2. Использование ценовой информации при проведении КТС …...39
2.1.3. Ведомственный контроль по направлению
деятельности ОКТС. ...…43
2.2. Анализ практики КТС …...48
2.3. Выводы по главе …...54
Глава 3. Проблемы принятия решения о необходимости КТС
и при ее проведении и возможные пути их решения…………………………55
3.1.Анализ состояния правоприменительной и судебной практики по делам, связанным с КТС…………………………………………………….55
3.2. Пути решения проблем принятия решения по ТС …...62
3.3. Выводы по главе …...70
Заключение ……………………………………………………………………...73
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Анализ практики корректировки таможенной ТС на Пулковской таможне.doc

— 590.50 Кб (Скачать файл)

Каждый источник ценовой информации имеет особенности и область применения. Многие из них имеют справочный характер и могут использоваться только для сравнения заявленной таможенной стоимости, другие имеют юридическую силу и могут быть использованы в суде для обоснования решения по таможенной стоимости.

Каждый факт принятия таможенной стоимости ниже контрольного уровня рассматривается как дисциплинарное нарушение. Однако у таможни фактически отсутствует возможность обосновать данные контрольные показатели ввиду отсутствия легитимных источников ценовой информации.

 

2.1.3. Ведомственный контроль по направлению

деятельности  ОКТС

 

Ведомственный контроль – это деятельность таможенных органов и их должностных лиц, направленная на выявление и устранение нарушений, допускаемых нижестоящими таможенными органами и нижестоящими должностными лицами таможенных органов, при принятии решений и совершении действий (бездействия), связанных с выполнением задач и функций таможенных органов в сфере таможенного дела, осуществляемая помимо рассмотрения жалоб и актов прокурорского реагирования на указанные решения, действия (бездействие).

Основными целями ведомственного контроля являются:

- реализация государственной  политики в сфере таможенного  дела в части, касающейся соблюдения  законодательства при перемещении  товаров и транспортных средств  через таможенную границу Таможенного союза, применении таможенных режимов, взимании таможенных платежей, таможенном оформлении и таможенном контроле, а также при применении запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности;

- защита прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности;

- изучение и обобщение практики  деятельности таможенных органов  в части соблюдения прав участников  внешнеэкономической деятельности  и на ее основе оказание  своевременной правовой и методической помощи таможенным органам.

Основные нормативно-правовыми документами, в соответствии с которыми проводится ведомственный контроль на Пулковской таможне, являются: ТК ТС; Письмо Северо-Западного таможенного управления РФ от 04.03.2011 N 07-01-18/4902 "О проведении ведомственного контроля".

Основные задачи ведомственного контроля:

– выявление, устранение и предупреждение нарушений, совершаемых таможенными органами и их должностными лицами при принятии решений и совершении действий (бездействия), связанных с выполнением задач и функций таможенных органов в сфере таможенного дела;

– восстановление прав и  законных интересов лиц, нарушенных не соответствующими требованиям законодательства РФ решениями, действиями (бездействием) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела;

– сокращение числа незаконно  принятых решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в сфере таможенного дела и устранение их вредных последствий;

– выявление причин и  условий, способствовавших принятию незаконных и необоснованных решений в сфере таможенного дела таможенными органами и их должностными лицами;

– выработка мер, направленных на устранение указанных причин и  условий и на обеспечение соблюдения таможенными органами и их должностными лицами таможенного законодательства РФ.

К объектам ведомственного контроля относятся решения, действия (бездействие) нижестоящих таможенных органов и нижестоящих должностных лиц таможенных органов, принятые (совершенные) в связи с выполнением задач и функций в сфере таможенного дела, в том числе:

- при контроле таможенной  стоимости и взимании таможенных  платежей;

- при проведении таможенного  контроля после выпуска товаров;

- решения, принятые  в порядке ведомственного контроля. 

В соответствии с системой таможенных органов, определенной ТК ТС, ведомственный контроль по вопросам таможенной стоимости товаров осуществляют следующие уполномоченные функциональные подразделения:

а) в ФТС – Главное управление федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования;

б) в РТУ – Служба федеральных таможенных доходов;

в) в таможнях – подразделение контроля таможенной стоимости. 

Поводы для пересмотра в порядке ведомственного контроля решений, действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов и их должностных лиц подразделяются на внешние, возникающие из внешних источников информации (обращения граждан и организаций в таможенные органы; обращения государственных органов и др.), и внутренние, возникающие непосредственно при осуществлении таможенными органами и их должностными лицами деятельности, направленной на реализацию основных функций таможенных органов (например, при проведении таможенного контроля, контроле решений и анализе материалов, поступивших от нижестоящих таможенных органов, и др.).

Письмо  Северо-Западного таможенного управления РФ от 04.03.2011 N 07-01-18/4902 "О проведении ведомственного контроля" принято с целью формирования единообразной правоприменительной практики принятия новых решений по таможенной стоимости товаров после отмены по результатам ведомственного контроля решений нижестоящих таможенных органов об уточнении, корректировке и (или) принятии таможенной стоимости товаров.

Таможенный контроль после выпуска товаров и (или) транспортных средств осуществляется ФТС РФ, РТУ и таможнями. В случае выявления факта принятия таможенным органом не соответствующего требованиям законодательства РФ решения по таможенной стоимости, такое решение может быть отменено вышестоящим таможенным органом.

Анализ практики принятия решений по таможенной стоимости  товаров показывает, что после отмены по результатам ведомственного контроля решений нижестоящих таможенных органов об уточнении, корректировке и (или) принятии таможенной стоимости, такие решения принимаются с нарушениями требований таможенного законодательства РФ. Так, отменяя решения подчиненных таможенных постов за несколько дней до истечения одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем и поручая таможенным постам принять новые решения, таможни зачастую создают условия для принятия таможенными постами решений с нарушением срока, установленного ТК ТС. Принятие таможенными постами решения по таможенной стоимости за пределами одного года с момента выпуска товара влечет их последующую отмену ФТС России, РТУ либо в судебном порядке.

Принятие таможней новых  решений по таможенной стоимости  после отмены ФТС России, РТУ или  таможней незаконных решений позволит сократить срок их принятия, количество повторных аналогичных незаконных решений в сфере таможенного дела и повысить уровень законности принимаемых таможней новых решений, относящихся к контролю таможенной стоимости.

Ежеквартально Пулковской таможней в СФТД СЗТУ предоставляется отчет о результатах ведомственного контроля решений о КТС товаров, являющихся идентичными/однородными товарам, по которым принятые решения по таможенной стоимости обжалованы участником ВЭД и вышестоящим т/о или судом вынесены решения не в пользу т/о.

По результатам ведомственного контроля наибольшее количество не соответствующих  требованиям законодательства РФ решений в сфере таможенного дела принимаются при определении, заявлении и контроле таможенной стоимости. Так, за 10 месяцев 2010 года по результатам ведомственного контроля таможенными органами региона (включая СЗТУ) вынесено 2325 решений, которыми отменено (изменено) 6155 решений, действий нижестоящих т/о и их должностных лиц. Выявлено, что наибольшее количество не соответствующих требованиям законодательства РФ решений принимаются при определении, заявлении и контроле таможенной стоимости и взимании таможенных платежей – 5325 решений, что составляет 68 % всех отмененных решений. А из этого числа наиболее часто отменялись решения о принятии таможенной стоимости – 4732 (90,56 %), т.е. 65,83 % всех отмененных решений.

Из этого числа Пулковской таможней было принято 325 решений (19,8 % - наибольшее количество из т/о региона), которые отменили (изменили) 781 решений.

Основные причины отмены (изменения) решений являются:

1. Непроведение проверки  достоверности сведений, представленных  декларантом при таможенном оформлении, путем сопоставления с информацией, имеющейся в распоряжении т/о.

2. Неполнота проверки  достоверности сведений (непроведение  анализа документов на предмет корреспондирования сведений о стоимости в представленных документах).

3. Источник информации, послуживший основой для КТС,  не соответствует требованиям Закона «О таможенном тарифе» в части определения идентичности и однородности; не обосновано неприменение методов определения таможенной стоимости со второго по пятый.

4. Отсутствие контроля  достоверности и полноты сведений, заявленных в документах, подтверждающих страну происхождения товаров, если данной стране происхождения РФ предоставляет тарифные преференции.

 

2.2. Анализ практики КТС

Для анализа  деятельности Пулковской таможни по корректировке таможенной стоимости будут рассмотрены количественные и стоимостные показатели в динамике за несколько лет. Это позволит выявить тенденции в данной сфере деятельности и ее характерные особенности.

Основные задачи таможни при проведении КТС представлены на рис.3 и выглядит следующим образом:

 

Рис. 3. Основные задачи таможни при проведении КТС

 

Результатом КТС является изменение таможенной стоимости  и сумм подлежащих уплате таможенных платежей.

Что касается динамики КТС, то изначально автор приведет общие цифры, характеризующие деятельность Пулковской таможни в сфере контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу России. На рисунках 3 и 4 представлены количественные и стоимостные показатели работы подразделений в исследуемой сфере в период с 2006 по 2010 гг. За это время Пулковской таможней было проведено 104027 корректировок таможенной стоимости товаров.

Перейдем к анализу  данных, представленных на рис 3. В 2006 году мы видим первый пик КТС. Основным вектором деятельности таможенных органов в 2006 г. стало требование Президента, изложенное им в ежегодном Послании Федеральному Собранию, о том, что главным в работе таможенной и налоговой служб должно стать строгое следование закону и усиление контроля за соблюдением законодательства. Одной из ключевых задач была определена борьба с недостоверным декларированием. В центре внимания оказались бытовая техника, электроника, мобильные телефоны, компьютеры и прочие товары 84-85 групп, товары ввозимые из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции, товары прикрытия, другие товары групп риска. Стоит отметить, что товары этих групп занимают важное место в структуре товаропотока в регионе деятельности Пулковской таможни. В целях борьбы с недостоверным декларированием был усилен контроль таможенной стоимости товаров, что привело к росту числа условных и окончательных корректировок таможенной стоимости. Таким образом, в 2006 году проведено 16501 КТС. Итогом работы по контролю таможенной стоимости в этом году стала рекордная собираемость таможенных платежей. В результате корректировок было доначислено 225200 тыс.руб.

Второе, на что следует  обратить внимание, – начало роста  количества КТС с 2008 года (число КТС составило 19181, что на 15 % превысило показатель 2007 года). В период с 2007 по 2009 год средний темп роста числа КТС составил 21,13 %, а количество КТС ежегодно увеличивается в среднем на 4500 корректировок. Безусловно, такой рост количества проводимых КТС, в т.ч. условных, можно расценивать как результат пристального внимания к таможенной стоимости товаров в период финансового кризиса. В 2008 году грузопоток, проходящий через таможни СЗТУ, снизился на 20—25%. Импортеры сосредоточились на импорте продукции более низкой ценовой категории, произошли изменения в структуре импорта на Пулковской таможне:

- на 85% сократился оборот опасных грузов (оружие, боевые припасы, взрывчатые вещества и другие опасные предметы);

- на 50% сократился оборот скоропортящихся продуктов.

Рис. 3. Количество КТС, проведенных

Пулковской таможней за 2006-2010 гг.

 

Но несмотря на снижение внешнеторгового оборота, контрольные  показатели по взиманию таможенных платежей были выполнены. За март 2009 года Пулковская таможня перечислила в федеральный бюджет 7 миллиардов рублей, что значительно выше установленных плановых заданий. Таможенную стоимость называют резервом, с помощью которого можно достигнуть планового показателя по сборам, в этом случае усиленный контроль и корректировка выступает способом такого достижения.

Теперь анализируем  данные, представленные на рис. 4, чтобы выяснить экономический эффект от проводимых КТС. В данном случае просмотрим зависимость сумм доначисленных таможенных платежей от количества КТС. Эффективность данных корректировок будет рассмотрена далее. Сейчас же предположим, что суммы доначисленных платежей были полностью взысканы и поступили в бюджет безвозвратно.

Тенденции, выявленные ранее  при анализе количественных показателей, прослеживаются и здесь. Можно сделать вывод, что существует прямая зависимость суммы доначисленных таможенных платежей от количества КТС, т.е. первый пик наблюдается в 2006 году, далее идет рост с 2008 года. Нужно отметить, что темп роста корректировок все же ниже темпа роста сумм доначисленных платежей. Если сравнивать данные за 2008 и 2009 года: количество КТС увеличилось на 65,18 %, а сумма доначисленных в результате платежей более, чем в 3 раза. В 2008 года на одну корректировку приходилось в среднем 51235 рублей, то в 2009 году – 152321 рублей (превышение более чем в 2 раза).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 4.  Стоимостные показатели работы подразделений по контролю таможенной стоимости таможенных органов Пулковской таможни

Информация о работе Анализ практики корректировки таможенной стоимости товаров на примере Пулковской таможне