2) брать пробы и образцы
товаров, находящихся под таможенным
контролем, с разрешения таможенного
органа при соблюдении условий,
предусмотренных статьей 155 настоящего
Кодекса;
3) присутствовать при
проведении таможенного осмотра
и таможенного досмотра товаров
должностными лицами таможенных
органов и при взятии этими
лицами проб и образцов товаров;
4) знакомиться с имеющимися
в таможенных органах результатами
исследований проб и образцов
декларируемых им товаров;
5) представлять в соответствии
с настоящим Кодексом документы
и сведения в виде электронных документов;
6) обжаловать решения
таможенных органов, действия (бездействие)
таможенных органов или их должностных
лиц;
7) привлекать экспертов
для уточнения сведений о декларируемых
им товарах;
8) пользоваться иными
полномочиями и правами, предусмотренными
настоящим Кодексом.
Обязанности
декларанта:
При таможенном декларировании
товаров и совершении иных таможенных
операций, необходимых для помещения
товаров под таможенную процедуру,
декларант обязан:
1) произвести таможенное
декларирование товаров;
2) представить в таможенный
орган документы, на основании
которых заполнена таможенная
декларация, если иное не установлено
таможенным законодательством таможенного
союза;
3) предъявить декларируемые
товары в случаях, установленных
настоящим Кодексом, либо по требованию
таможенного органа;
4) уплатить таможенные
платежи и (или) обеспечить
их уплату в соответствии с настоящим
Кодексом;
5) соблюдать требования
и условия использования товаров
в соответствующей таможенной процедуре;
6) выполнять иные требования,
предусмотренные настоящим Кодексом.
28.Декларирование
товаров
Согласно п.27 ст. 4 Таможенного
Кодекса Таможенного Союза (далее
ТК ТС) таможенное декларирование представляет
собой заявление декларантом
таможенному органу сведений о товарах,
об избранной таможенной процедуре
и (или) иных сведений, необходимых для
выпуска товаров.
Таможенная декларация —
документ, составленный по установленной
форме, содержащий сведения о товарах,
об избранной таможенной процедуре
и иные сведения, необходимые для
выпуска товаров.
Таможенному декларированию
подлежат товары:
- перемещаемые через таможенную границу;
- при изменении таможенной процедуры (например, таможенной процедуры временного ввоза на процедуру таможенного склада);
- являющиеся отходами, образовавшимися в результате применения таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;
- являющиеся остатками ввезенных товаров для переработки и не использованных в производственном процессе при применении таможенных процедур переработки на таможенной территории и переработки для внутреннего потребления;
- являющиеся отходами, образовавшимися в результате уничтожения иностранных товаров, при применении таможенной процедуры уничтожения;
- незаконно ввезенные на таможенную территорию РФ и приобретенные лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность и не имеющим отношения к незаконному перемещению.
Декларирование производится
путём заявления в установленной
форме, где сообщается точные сведения
о товаре и транспортных средствах,
об их таможенной процедуре. Транспортные
средства декларируются одновременно
с товарами. При перемещении товаров
физическими лицами для личных, семейных,
домашних и иных не связанных с осуществлением
предпринимательской деятельности нужд
письменная форма декларирования производится
на бланке таможенной декларации ТД-6 и
заполняется при перемещении товаров
через таможенную границу физическим
лицом, достигшим шестнадцатилетнего
возраста. Кроме письменной формы декларирования
может использоваться устная форма декларирования,
которая применяется в ряде случаев при
декларировании товаров, перемещаемых
через таможенную границу физическими
лицами. Помимо устной формы декларирования
физическими лицами также используется
конклюдентная форма (от лат. con cludere- заключать,
т.е. действие, свидетельствующее о намерениях
лица). Она применяется при использовании
«зеленого» коридора, выбор которого предполагает,
что физическое лицо заявило об отсутствии
у него товаров, подлежащих письменному
декларированию.
Сроки подачи декларации не
могут превышать 15 дней с даты представления
товара и транспортных средств таможенному
органу. Въезжающие на таможенную территорию
России декларируются не позднее 3х часов
после пересечения таможенной территории
России.
При декларировании товаров
декларант обязан:
- произвести декларирование товаров в соответствии с порядком, предусмотренным таможенным кодексом;
- по требованию таможенного органа предъявить декларированные товары и транспортные средства;
- уплатить таможенные платежи;
- оказать таможенным органам содействие в производстве таможенного оформления.
На таможне устанавливаются
сроки для предоставления недостающих
документов и сведений. Документы
могут быть составлены на иностранных
языках, которыми владеет таможня. Изменения,
дополнения или изъятие товара может
производиться только до начала досмотра
товаров и транспортных средств.
При перемещении постоянно одним
и тем же лицом таможенный орган
может разрешить подачу одной
таможенной декларации на все товары
и транспортные средства, перемещаемые
через границу России в течение
определённого времени.
29. Прибытие
товаров на таможенную территорию Таможенного
союза.
1. Прибытие товаров на
таможенную территорию таможенного
союза осуществляется в местах
перемещения товаров через таможенную
границу (далее – места прибытия)
и во время работы таможенных
органов в этих местах.
Отдельные категории товаров
могут прибывать на таможенную территорию
таможенного союза только в местах
прибытия, определенных законодательством
государств-членов таможенного союза.
Товары могут прибывать
на таможенную территорию таможенного
союза в иных местах, не являющихся
местами прибытия, в случаях и
порядке, которые определены законодательством
государств-членов таможенного союза.
Перечень мест прибытия направляется
таможенными органами в Комиссию
таможенного союза для опубликования,
в том числе с использованием
информационных технологий.
2. После пересечения таможенной
границы ввезенные товары должны быть
доставлены перевозчиком в места прибытия
или иные места, указанные в пункте 1 настоящей
статьи, и предъявлены таможенному органу.
При этом не допускаются изменение состояния
товаров или нарушение их упаковки, а также
изменение, удаление, уничтожение или
повреждение наложенных пломб, печатей
и иных средств идентификации.
3. Таможенные органы обязаны
представлять информацию о местах
прибытия, об установленных ограничениях
и о времени работы таможенных
органов, в том числе с использованием
информационных технологий.
4. Положения настоящей
главы не распространяются на
товары, перевозимые морскими (речными),
воздушными судами, пересекающими
таможенную территорию таможенного
союза без остановки в порту
или аэропорту, которые расположены
на таможенно территории таможенного
союза, а также на товары, перемещаемые
трубопроводным транспортом и по линиям
электропередачи.
30. Таможенные
процедуры.
Таможенная процедура
— совокупность норм, определяющих
для таможенных целей требования
и условия пользования и (или)
распоряжения товарами на таможенной
территории таможенного союза или
за её пределами (пп.26 п.1 ст.4 ТК ТС). Также можно дать другое определение,
отражающее суть таможенной процедуры:
таможенная процедура - это порядок пользования
и распоряжения товарами на таможенной
территории или за её пределами, зависящий
от целей перемещения через таможенную
границу и устанавливающий режим уплаты
таможенных пошлин, налогов и применения
запретов и ограничений на ввоз и вывоз
товаров.
В узком смысле таможенная
процедура представляет собой совокупность
таможенных операций и порядок их
совершения. Широкое понимание таможенной
процедуры включает в себя также
специальные таможенные процедуры
и иные таможенные процедуры, совершаемые
в рамках таможенного оформления.
Таможенные операции представляют
собой отдельные действия в отношении
товаров и транспортных средств,
совершаемых лицами и таможенными
органами в соответствии с ТК ТС
при таможенном оформлении товаров
и транспортных средств. Исполнение
таможенных процедур и таможенных операций
обычно происходит при производстве
таможенного оформления товаров
и транспортных средств, перемещаемых
через таможенную границу ТС. Таможенная
процедура определяет объём правомочий
декларанта в отношении товара после его
выпуска (после окончания таможенного
оформления). Также она определяет объем
применяемых таможенными органами тарифных
и нетарифных мер к товарам.
Согласно
ст. 202 таможенного кодекса таможенного
союза существует 17 видов таможенных
процедур
- выпуск для внутреннего потребления;
- экспорт;
- таможенный транзит;
- таможенный склад;
- переработка на таможенной территории;
- переработка вне таможенной территории;
- переработка для внутреннего потребления;
- временный ввоз (допуск);
- временный вывоз;
- реимпорт;
- реэкспорт;
- беспошлинная торговля;
- уничтожение;
- отказ в пользу государства;
- свободная таможенная зона;
- свободный склад;
- специальная таможенная процедура
31. Виды таможенной
декларации.
При таможенном декларировании
товаров в зависимости от заявляемых
таможенных процедур и лиц, перемещающих
товары, применяются следующие виды
таможенной декларации:
1) декларация на товары;
2) транзитная декларация;
3) пассажирская таможенная
декларация;
4) декларация на транспортное
средство.
Формы и порядок заполнения
таможенной декларации определяются решением
Комиссии Таможенного союза № 257 от 20.05.2010г.
В качестве таможенной декларации
могут использоваться транспортные
(перевозочные), коммерческие и (или) иные
документы, содержащие сведения, необходимые
для выпуска товаров в соответствии
с таможенной процедурой, в случаях
и порядке, которые определяются
ТК или решением Комиссии Таможенного
союза.
Таможенная декларация может
быть представлена в виде электронного
документа в соответствии с Таможенным
Кодексом. Порядок представления
и использования таможенной декларации
в виде электронного документа определяется
решением Комиссии таможенного союза.
32. Таможенные
пошлины.
Тамо́женная по́шлина — обязательный
платеж, взимаемый таможенными органами
в связи с перемещением товаров через
таможенную границу. Таможенная граница[1][2][3].
Функция взимания таможенных пошлин в
Российской Федерации возложена на государственный
орган, уполномоченный в области таможенного
дела — Федеральную таможенную службу.
Ставки таможенных пошлин определяются
в соответствии с Соглашением между Правительством
РФ, Правительством Республики Беларусь
и Правительством Республики Казахстан
от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном
регулировании" Российской Федерации
и зависят от вида товара (по классификации
ЕТН ВЭД), страны происхождения, а также
условий, определяющих применение специальных
видов пошлин. С 1 июля 2010 года вступил
в силу новый закон «О Таможенном тарифе»
таможенного союза трёх государств: России,
Белоруссии и Казахстана.
Классификация таможенных пошлин.
В зависимости от направления облагаемых
товаров выделяют:
- Импортные (ввозные) пошлины — наиболее распространённый как в мировой практике, так и в России вид пошлин;
- Экспортные (вывозные) пошлины — встречается значительно реже импортных, в России применяется в отношении сырьевых товаров (например, нефти), ВТО призывает к полной отмене таких пошлин;
- Транзитные пошлины — в настоящее время в РФ установлены нулевые транзитные пошлины, в мире также почти не используются.
- В России действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных пошлин зависят от страны происхождения товара. При этом они делятся на:
- Базовые ставки, которые применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых с Россией предусматривают режим наибольшего благоприятствования (почти все страны, поддерживающие внешнюю торговлю с Россией) и составляют 100 % от указанных в Таможенном тарифе;
- Максимальные ставки, которые применяются к государствам, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режима наибольшего благоприятствования (составляют 200 % от указанных в Таможенном тарифе);
- Преференциальные ставки применяются по отношению к товарам, происходящим из стран, отнесённых к категории развивающихся. В настоящее время они составляют 75 % от базовых.
- В отношении товаров, страна происхождения которых не установлена, применяются ставки ввозных таможенных пошлин, применяемые к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, за исключением случаев, когда таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является страна, торгово-политические отношения с которой не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин по указанным ставкам.
- В зависимости от способа исчисления ставок таможенные пошлины подразделяют на[4]:
- Адвалорные (от лат. ad valorem — от стоимости) — определяются в процентах от таможенной стоимости товаров. Применяются обычно к сырьевым и продовольственным товарам, например, 5 % от таможенной стоимости. Таможенная стоимость заявляется декларантом, а поданные им сведения должны основываться на достоверной, количественно определяемой информации.
- Специфические — устанавливаются в виде конкретной денежной суммы за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм;
- Комбинированные — при исчислении используются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм.
- Особые виды таможенных пошлин:
- Специальные — могут использоваться в качестве защитной меры от ввоза в Россию товаров в количестве и на условиях, наносящих, или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; как ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, ущемляющие интересы России; как способ пресечения недобросовестной конкуренции;
- Антидемпинговые — предназначаются для защиты внутреннего рынка от импорта товаров по демпинговым ценам, что подразумевает более высокую стоимость их на рынке страны-экспортёра, чем страны-импортёра;
- Компенсационные — вводятся на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к искусственному снижению затрат на производство, а следовательно и стоимости таких товаров;
- Сезонные — могут устанавливаться для товаров, объёмы производства и реализации которых резко колеблются в течение года (сельскохозяйственная продукция).