Концепция повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы при защите прав интеллектуальной собственности. Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- дать понятие интеллектуальной собственности;
- рассмотреть основные институты интеллектуальной собственности;
- изучить систему российского законодательства об охране интеллектуальной собственности;
- раскрыть понятие всемирной организации интеллектуальной собственности;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические подходы к изучению права интеллектуальной собственности в РФ 8
1.1 Понятие интеллектуальной собственности 8
1.2 Основные институты права интеллектуальной собственности 16
1.3 Система российского законодательства об охране права интеллектуальной собственности 29
2. Соблюдение и защита прав интеллектуальной собственности в РФ и в мире 48
2.1 ВОИС и международная охрана интеллектуальной собственности 48
2.2 Защита таможенными органами прав интеллектуальной собственности в РФ 54
2.3 Проблемы таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией 76
3. Концепция повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков 84
3.1 Необходимость повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков 84
3.2 Методы повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков 90
4. безопасность перехода на инновационный путь развития 97
Заключение 116
Список используемой литературы 118

Вложенные файлы: 1 файл

Защита интеллектуальной собственности.rtf

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Производители контрафактной продукции часто прикрываются поддельными сертификатами и заключениями экспертов, т.е. преступления носят организованный характер. Кроме того,  в местах, где в основном распространяется такая продукция, работают эксперты, врачи Санэпиднадзора, а также сотрудники правоохранительных органов невысокой квалификации. Поэтому необходимы хорошие специалисты, которые могли бы отличить контрафактную продукцию от легальной, доказать процессуально преступление или правонарушение. Именно это и является одной из проблем по борьбе с контрафактной продукцией - недостаточность знаний у должностных лиц таможенных органов по идентификации контрафактной продукции. Данную проблему необходимо решать, организовав на постоянной основе проведение учебных занятий с должностными лицами таможенных органов региона, участвующих в процессе оформления товаров. Такого рода обучения необходимо проводить в таможнях, в зоне деятельности которых предполагается ввоз или вывоз контрафактной продукции.

Автор данного проекта считает необходимым сотрудничество фирм-правообладателей с таможенными органами в целях предоставления методических и справочных материалов по идентификации контрафактной продукции. Рассмотрим реальный пример, ООО «Власта-Консалтинг» в сентябре 2006 года обратилось в Челябинскую таможню с письмом, в котором сообщило, что представляет в России интересы компании «adidas International Marketing B. V.» и «adidas Salomon AG» являющихся правообладателями товарных знаков adidas, в отношении любых вопросов, связанных с защитой интеллектуальной собственности и прав на товарные знаки adidas в России.  ООО «Адидас» является единственной компанией, имеющей право ввоза/ вывоза на территорию РФ товаров, маркированных товарными знаками adidas, т.е. право использовать и разрешать использовать товарные знаки adidas на территории РФ.  

В данном письме ООО «Власта-Консалтинг» дало четкое представление о возможных признаках контрафактной продукции с товарными знаками adidas. И для идентификации оригинальной и поддельной продукции направило наглядный материал для подробного изучения должностными лицами таможни, в целях выявления подделок в области своей компетенции.

Таким образом, хочется отметить высокую заинтересованность ООО «Власта-Консалтинг» в защите продукции adidas от подделок, а также желание сотрудничать с таможенными органами в области охраны интеллектуальной собственности. К сожалению, на сегодняшний день далеко не все фирмы-правообладатели так легко идут на контакт с таможенными органами. И это  осложняет борьбу с нарушителями законов.

 

4. безопасность перехода на инновационный путь развития

 

Инвестиционные критерии безопасности перехода к инновационной экономике.

Вступая в XXI в., мировая экономика устремляется к грандиозным переменам, которые ориентированы на рост качества жизни и социального благосостояния общества, совершенствование структуры экономики и повышение качества воспроизводимого богатства, ускорение темпов накопления высокоинтеллектуального человеческого капитала и расширение высокотехнологичных форм воспроизводства основного капитала путем ускорения инноваций, главным инструментом которых становится новая инвестиционная политика по переходу к инновационной экономике, которую сегодня начали реализовать все развитые страны мира. 

Перед Россией, как и перед мировой экономикой, в XXI в. возникли новые макроэкономические проблемы, в первую очередь в области реализации новой инвестиционной политики по формированию инновационной экономики. Главное условие выхода России из экономической стагнации - это активизация инвестиционной и инновационной деятельности для повышения экономической безопасности и создания предпосылок для дальнейшего устойчивого развития социально ориентированной инновационной экономики. Инвестиционная безопасность рассматривается в качестве подсистемы экономической безопасности. Она обеспечивает экономически безопасное обновление и воспроизводство основного капитала и интеллектуального человеческого капитала с ориентацией на рост экономических результатов, на повышение эффективности производства, качества выпускаемых товаров и услуг, уровня жизни населения.

Между инвестициями и экономической динамикой существуют прямые и обратные системные связи: рост инвестиций в реальную хозяйственную деятельность способствует экономическому росту и, наоборот, снижение инвестиций может обусловить экономический спад. Известный экономист Дж. Кейнс ввел понятие мультипликатора К роста экономических результатов, оцениваемых ВВП, от увеличения объемов инвестиций I, т.е. рост ВВП= KI. Хотя на эту зависимость в реальной рыночной экономике влияют многие другие макроэкономические факторы (трудовые, материальные, финансовые и др.), ее можно принять в качестве теоретико-методологической основы определения инвестиционной макроэкономической или так называемой инвестиционно- экономической безопасности для мезоэкономических (в отраслях и регионах) и микроэкономических процессов (на предприятиях, в компаниях, в корпорациях и т.п.).

Современные теоретические и методологические подходы к обеспечению экономической безопасности базируются на системных принципах развития экономики, общества и государства. Одно из направлений экономической безопасности и ее системная составляющая - инвестиционная безопасность развития экономики, определяющая способы и методы предотвращения инвестиционных рисков и формирования благоприятного инвестиционного климата, от которых зависят обновление и воспроизводство основного капитала, выступающего базисом инвестирования новаций и перехода к инновационной экономике. Инвестиционные риски обусловлены формами и способами инвестиционной деятельности с учетом совершенства государственных механизмов реализации рыночных отношений и стабильности среду обитания человека как главных факторов экономической деятельности. Чем меньше инвестиционные риски, тем выше инвестиционная безопасность и тем благоприятнее инвестиционный климат, способствующий повышению инвестиционной активности бизнеса и экономической безопасности страны. Поэтому инвестиционная (инвестиционно -экономическая) безопасность рассматривается в качестве подсистемы экономической безопасности, ориентирующейся на рост экономических результатов, увеличение эффективности производства, повышение качества выпускаемых товаров и услуг и социальных условий. В качестве критериев инвестиционно - экономической безопасности принимаются индикаторы, характеризующие предельные значения инвестиционной деятельности, при превышении которых невозможно обеспечить стабильность развития экономики в соответствии с целями социального развития и задачами обеспечения национальной безопасности страны.

Вместе с тем инвестиционная активность в конце прошлого века постоянно снижалась при неизменном ухудшении инвестиционного климата. По мировым рейтингам Россия входит в группу стран с самым высоким уровнем инвестиционных рисков (в эту группу входят Колумбия, Эквадор, Северная Корея и др. - всего около 30 стран). Особенно отрицательно влияют на инвестиционные риски в нашей стране продолжающийся передел собственности и усиление криминально-бюрократических факторов.

Долговременная динамика экономики России в 1970-1990-х гг. показывает, что до 1990г. происходил непрерывный рост производственных капиталовложений и национального дохода, причем производственные капиталовложения возрастали быстрее национального дохода и, таким образом, как бы «тянули» за собой экономику.

В период реформирования экономики России в 1992-1998 гг. объемы инвестиций в основной капитал сократились примерно в 5 раз при ухудшении их воспроизводственной структуры. Положительная динамика роста валовых инвестиций в экономику России отмечена только с 1999 г. при достижении наивысших темпов роста в 2000 г. Так, в 2000 г. прирост инвестиций в основной капитал превысил 14% при приросте ВВП более 8% по сравнению с 1999 г. Причем эта динамика инвестиций и ВВП обеспечивалась главным образом за счет увеличения средств, направляемых из прибыли самих предприятий. Хотя 1999 и 2000 гг. и стали в плане экономического развития нашей страны исключением, прирост инвестиций был относительно незначительным по масштабам, обеспечившим в основном пополнение оборотного капитала, и во многом был обусловлен последствиями резкой девальвации национальной валюты в результате финансово-экономического кризиса 1998 г., после которого произошло некоторое улучшение конкурентных позиций отечественных предприятий (прежде всего экспортно- ориентированных отраслей и импортозамещающих производств). Динамика инвестиций и общеэкономических показателей в период реформ и нестабильного развития экономики России представлена в табл. 1.

Таблица 1.

Индексы основных общеэкономических показателей в 1992-2002 гг.,

% к предыдущему году

 

Показатель

Год

 

1992

1993

1995

1997

2000

2001

2002

ВВП

95,0

91,3

95,8

100,8

108,3

105,4

104,1

Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения)

85,0

88,0

90,0

95,0

114,4

107,2

102,8

Индекс цен в капитальном строительстве, разы к предыдущему году

3,4

18,5

2,7

1,1

1,3

1,1

н.д.

Инвестиции на исследования и разработки (удельный вес по годам, % к ВВП)

1,43

0,77

0,79

0,99

1,09

1,12

1,24*


 

В 2001-2002 гг. наблюдалась замедленная динамика прироста инвестиций в основной капитал - главный фактор затухающей динамики темпов прироста ВВП и нестабильной экономической ситуации в стране. По данным Госкомстата России (с учетом изменения методологии статистического наблюдения инвестиций), в 2002г. объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах увеличился на 2,8% по сравнению с предыдущим годом (в 2001г. - на 7,2%). Прирост ВВП составил 4,1% в 2002г. против 5,4% в 2001г. Сдерживающее влияние на повышение инвестиционной активности в 2002г. оказывали снижение доходности от экспортных операций, способствующее уменьшению прибыли в экспортно-ориентированных отраслях и их инвестиционных возможностей; ухудшение финансового состояния предприятий реального сектора экономики и снижение рентабельности производства вследствие роста издержек из-за опережающего увеличения цен и тарифов в отраслях естественных монополий; относительное снижение внутреннего спроса как на продукцию отраслей инвестиционного комплекса из-за уменьшения прибыли в обрабатывающих отраслях экономики, так и на потребительские товары (в частности, на продукцию легкой промышленности), в том числе из-за ужесточения конкуренции со стороны импорта в условиях нестабильного курса рубля; значительные объемы выплат по внешнему долгу; высокая степень износа основных фондов; остающийся низким уровень развития банковского сектора и других финансовых институтов, обеспечивающих инвестиционную сферу финансовыми ресурсами.

Вместе с тем, чтобы создать надежный инвестиционный потенциал для стабильного роста экономических результатов в целях удвоения ВВП, к 2010 г. потребуется поддерживать активизацию инвестиционной деятельности при обеспечении ежегодного прироста инвестиций на уровне примерно 15-20%'. В противном случае неизбежно установление нестабильной динамики инвестиционной активности, отрицательно воздействующей на устойчивость темпов прироста ВВП, а при замедлении динамики вложений в основной капитал ниже экономически безопасного уровня инвестиции могут стать тормозом экономического роста. Если предположить снижение прироста инвестиций до уровня 2002 г., то экономический рост в России может прекратиться, что представляет собой одну из основных угроз экономической безопасности нашей страны.

Основным источником финансовых вложений в реальном секторе экономики продолжают оставаться собственные средства предприятий и организаций, составляющие более 70% общего объема финансовых вложений (в годы реформ этот показатель достигал 80% и выше). Структура финансовых вложений следующая: на краткосрочные вложения приходилось примерно 81%, а долгосрочные вложения составляли порядка 19% в 2002г. С позиции укрепления экономической безопасности страны на долгосрочные вложения следует направлять не менее 50% инвестиционных ресурсов.

Продолжалось дальнейшее ухудшение качества основного капитала и старение основных производственных фондов, степень износа которых в 2002г. превышала 50%, что создавало предпосылки возникновения техногенных катастроф. Особенно тревожит предельный износ активной части основных фондов, превысивший 60% в реальном секторе экономики, а по отдельным отраслям промышленности доходящий до 70-80%, в первую очередь в ряде подотраслей машиностроения (около 80%), химической и нефтехимической промышленности (примерно 75%). Наиболее опасное положение складывается в сфере коммуникаций, в первую очередь на трубопроводном транспорте (изношенность 70-80%), а также в отраслях теплообеспечения (80%), газоснабжения (70%), энергоснабжения (75%) и водообеспечения социальной сферы. Уже зимой 2002/03 г. стали наглядными последствия первых техногенных катастроф в социальной сфере, повлекшие за собой человеческие жертвы в ряде районов страны. Продолжается нарастание инвестиционных рисков при ухудшении инвестиционного климата и сокращении источников инвестиций, приводящее к возникновению новых экономических угроз. Для предотвращения техногенных катастроф собственных инвестиционных ресурсов предприятий недостаточно и необходимо принимать срочные меры по государственному стимулированию частных и иностранных инвестиций на основе критериев безопасности.

Для обеспечения стабильного экономического роста в России необходимо разработать долгосрочную инвестиционную политику, ориентированную на формирование инновационной экономики, - обеспечить приоритетное инвестирование наукоемкой промышленности, прежде всего высокотехнологичных предприятий машиностроения, на основе развития научно-инновационных циклов и накопления интеллектуального капитала. Предстоит определить на длительную перспективу структурные приоритеты развития инновационной экономики и создать механизмы государственного стимулирования эффективного вложения инвестиционных ресурсов в наукоемкие производства с учетом научно обоснованных критериев экономической и инвестиционной безопасности. Индикаторы инвестиционной безопасности на макроуровне могут выступать одновременно с критериями достижения стратегических целей социально-экономического развития страны и перехода к развитию инновационной экономики в России.

Обобщающий, комплексный индикатор экономической и инвестиционной безопасности - доля накопления валовых инвестиций в ВВЮ. Эта доля в России не превышает в среднем 15-16% в последние 5-6 лет. Вместе с тем в структуре экономики преобладают капиталоемкие отрасли, в первую очередь топливно-сырьевые. Развитие наукоемких отраслей промышленности потребует еще большего увеличения капиталоемкости, в том числе в машиностроении на порядок. Поэтому долю накопления в ВВП, расходуемую на инвестиции, необходимо постепенно увеличивать с 15-16% до 28-30%4, направляя их через Российский банк развития (РБР) на целевое инвестирование новаций и кредитование венчурного бизнеса по ставке банковского процента не более 3(5)%. Для увеличения доли накоплений в ВВП предстоит создать надежные механизмы трансформации денежных средств, накопленных населением, в инвестиции путем гарантирования полного возврата вкладов при любых дефолтах и начисления повышенных процентов при вложении их на валютные счета или в ценные бумаги РБР, направляемых на кредитование инвестиционных проектов развития реальной экономики России.

Информация о работе Концепция повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков