Концепция повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2014 в 18:19, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования - выявить проблемы, с которыми сталкиваются таможенные органы при защите прав интеллектуальной собственности. Данная цель достигается путем решения следующих задач:
- дать понятие интеллектуальной собственности;
- рассмотреть основные институты интеллектуальной собственности;
- изучить систему российского законодательства об охране интеллектуальной собственности;
- раскрыть понятие всемирной организации интеллектуальной собственности;

Содержание

Введение 5
1 Теоретические подходы к изучению права интеллектуальной собственности в РФ 8
1.1 Понятие интеллектуальной собственности 8
1.2 Основные институты права интеллектуальной собственности 16
1.3 Система российского законодательства об охране права интеллектуальной собственности 29
2. Соблюдение и защита прав интеллектуальной собственности в РФ и в мире 48
2.1 ВОИС и международная охрана интеллектуальной собственности 48
2.2 Защита таможенными органами прав интеллектуальной собственности в РФ 54
2.3 Проблемы таможенных органов в борьбе с контрафактной продукцией 76
3. Концепция повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков 84
3.1 Необходимость повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков 84
3.2 Методы повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков 90
4. безопасность перехода на инновационный путь развития 97
Заключение 116
Список используемой литературы 118

Вложенные файлы: 1 файл

Защита интеллектуальной собственности.rtf

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Макроэкономический индикатор инвестиционной безопасности - отношение темпов роста инвестиций к темпу роста ВВП. В современной экономике России этот индикатор характеризует превышение темпов прироста инвестиций над темпами прироста ВВП и должен иметь положительное значение при положительной экономической динамике. Согласно оценкам Центра инвестиций и инноваций ИЭ РАН, каждые 3% прироста инвестиций влекут за собой более 1% (до 2%) прироста ВВП, а 3% падения инвестиций приводят к спаду производства ВВП примерно на 1-2%2. Это вполне объясняет, почему правительство последовательно проводит линию на создание благоприятных условий инвестиционной деятельности, благоприятствующих привлечению частных и иностранных инвестиций. В отечественной экономике при переходе на инновационный путь развития с учетом инерционности и растущей капиталоемкости инноваций необходимо обеспечивать более высокие темпы прироста инвестиций в зависимости от реализации приоритетов формирования инновационной экономики в России3. Чем быстрее будут развиваться в структуре экономики наукоемкие и обрабатывающие отрасли промышленности, тем выше темп прироста инвестиций для увеличения ВВП на 1%. Так, для достижения 5% прироста ВВП необходимо планировать прирост инвестиций 10-15% в среднем за год, а для обеспечения 6-7% прироста ВВП потребуется не менее 15-20% прироста инвестиций, если инвестировать преимущественно в развитие наукоемких и обрабатывающих отраслей промышленности. Причем инерционность воздействия инвестиционной деятельности на динамику экономики с учетом влияния сопряженных и косвенных факторов в реальной действительности может обеспечить превышение темпов прироста ВВП над приростом инвестиций, и, наоборот, при значительном замедлении темпов прироста инвестиций может наблюдаться положительное значение прироста ВВП в ограниченные периоды.

Макроэкономический индикатор инвестиционной безопасности - уровень обновления основного капитала путем инвестирования выбытия основных фондов, его следует применять на мезоуровне в отраслях и регионах, а также на микроуровне - на государственных предприятиях, в компаниях и корпорациях. Если отношение инвестиций в обновление основного капитала к инвестициям в выбытие (списание) по причине предельного старения имеет значение выше единицы, то такой индикатор свидетельствует об обновлении основного капитала, а в противном случае - о его отсутствии. При превышении инвестиций в обновление основных фондов над возмещением их выбытия Iбез = (Iобн/I):(Iвыб/I) > 1 можно говорить о положительной тенденции  обновления основного капитала. Для современных предельно изношенных фондов индикатор безопасности целесообразно выдерживать на уровне Iбез >1,5, т.е. инвестиции в обновление основного капитала должны превышать не менее чем на 50% его выбытие по отношению к первоначальной стоимости. Достижение предельного значения этого индикатора инвестиционно-экономической безопасности на мезо- и микроуровне означает, что одна часть инвестиций направляется на возмещение выбытия фондов, а другая может направляться в инновации.

По прогнозным оценкам Центра инвестиций и инноваций ИЭ РАН, для полной модернизации и восстановления основного капитала всех отраслей реального сектора экономики России до конца текущего десятилетия потребуется порядка 1200-1500 млрд долл., а в перспективе, до 2025 г., для создания наукоемкой инновационной экономики - порядка 2500-3000 млрд долл. Ориентировочная структура распределения инвестиционного спроса на ближайшие 15-20 лет следующая: для обновления основного капитала и развития электроэнергетики с учетом прогнозов в разрабатываемой энергетической стратегии потребуется 200-250 млрд долл., газовой отрасли - 100-120 млрд долл., нефтяной промышленности - 140-150 млрд долл. В случае генерирования таких инвестиций Россия смогла бы на новой, более прогрессивной материально-технической базе восстановить позиции в мировом хозяйстве в качестве постиндустриальной державы со средним уровнем экономического развития и социально допустимыми стандартами жизни населения.

Сегодня Россия не располагает достаточными инвестиционными ресурсами для полномасштабной реализации программы модернизации и обновления основного капитала. Для полной стабилизации экономики и обеспечения перехода на устойчивые темпы экономического роста, как это предусмотрено в ежегодном Послании Президента РФ, с приростом ВВП 7-8% в год единственным методом должна стать активная инвестиционная политика государства по типу знаменитого плана Маршалла, обеспечивающая прирост ежегодных инвестиций в реальный сектор экономики порядка 20-25%, что предлагал коллектив ИЭ РАН в разделе инвестиционной стратегии в монографии «Россия - 2015: оптимистический сценарий».

Индикаторы инвестиционных рисков - предельные показатели инвестиционной безопасности, отражающие воздействие экономических факторов. Индикаторы инвестиционных рисков должны соответствовать критериям инвестиционной безопасности и определять ее параметры на макроуровне - для экономики в целом, на мезоуровне - в регионах и отраслях экономики, на микроуровне - на предприятиях, в компаниях и корпорациях с учетом факторов инвестиционных рисков (табл. 2).

Инвестиционные риски возникают в сфере инвестирования хозяйственной деятельности в процессе капитализации финансовых и заемных средств, обусловленной необходимостью воспроизводства и накопления основного капитала, где существуют специфические факторы и риски. Инвестиционные риски находят отражение в высоких процентных ставках банковского кредита, а также в процентах страхования рисков, применяемых в отраслях рискового бизнеса.

Предвидение, анализ и предупреждение инвестиционных рисков предполагают необходимость учета действия многообразных факторов, а также дополнительных инвестиционных и операционных затрат, что делает задачу определения инвестиционной безопасности достаточно сложной. В условиях нестабильной экономической деятельности, где риски и качество принимаемых управленческих решений локализуются в деятельности конкретных хозяйствующих субъектов, факторы рисков в инвестиционной деятельности подвергаются дополнительной мультипликации в процессе реализации инвестиционных проектов, поскольку сохраняется их взаимозависимость с общесистемными факторами экономической деятельности на макро-, микро- и мезоуровнях. На стадии анализа инвестиционной деятельности уровень конкретного риска зависит также от полноты (объема) и точности информации, используемой внутренними экспертами или внешними консультантами.

При анализе инвестиционной деятельности целесообразно определять и учитывать инвестиционные риски (табл. 2.).

Таблица 2.

Важнейшие индикаторы безопасности с учетом факторов инвестиционных рисков

 

Критерии

Индикаторы

Факторы риска

Динамика и качество экономического роста - переход к инновационной экономике

 

1) доля накопления валовых инвестиций в ВВП иВРП

Макроэкономические

2) соотношение темпов прироста инвестиций и ВВП в отраслях и регионах

Макроэкономические

3) уровень обновления и модернизации основного капитала

Макроэкономические

4)

 

Стратегические приоритеты экономического развития и сбалансированности рыночных связей

 

 

 

1) отраслевые приоритеты инвестирования наукоемкого производства

Мезоэкономические (региональные и отраслевые)

2) региональные приоритеты размещения и инвестирования хозяйствующих объектов и развития социальной сферы

Мезоэкономические

3) межрегиональные и межотраслевые приоритеты развития рыночных связей

Мезоэкономические

4) дополнительные индикаторы

 

Приоритеты роста доходов (рентабельности) и эффективности производства

1) окупаемость и рентабельность инвестиционных проектов с учетом дисконтирования

Микроэкономические (предприятия, компании, корпорации и т.д.)

2) вклад в прирост ВВП и в бюджетную эффективность

Микроэкономические

3) повышение конкурентоспособности и наукоемкое™ продукции

Микроэкономические

4) дополнительные индикаторы

 

 

Для обеспечения коммерческой оценки рисков на микроуровне необходима система сбора и обработки информации в соответствии с выбором методического инструментария. Информационная система и методология оценки рисков использует факторы, снижающие поток чистых денежных доходов, а также состав рисков по потокам денежных затрат с оценкой возможного удорожания отдельных элементов инвестиционных вложений. На этой основе избираются критерий коммерческой оценки рисков и основной метод оценки, а затем определяется обобщающий показатель вложений и, наконец, рассчитывается конкретный показатель эффективности инвестиционных вложений в целом.

Таким образом, инвестиционная безопасность на мезо- и микроуровне должна быть направлена на снижение уровня рисков и получение дополнительных доходов от развития хозяйственной деятельности и требует реализации общесистемных функций экономической, социальной и экологической безопасности. Поскольку инвестиционная деятельность связана с системными рисками и использованием различных источников финансирования, возможности выбора приоритетов инноваций существенно возрастают и требуют применения методов математического моделирования. В связи с этим для достижения равновесия между риском и доходом необходимо использовать пошаговый метод последовательных решений, а также методы оптимизации до-ходов компании в зависимости от инвестиционных потоков и рисков.

Большинству крупных инвестиционных проектов свойственно воздействие многочисленных диверсифицированных факторов рисков, что может привести к увеличению не только стоимости работ, но и сроков строительства и ввода инвестиционных объектов. Выход из этой ситуации заключается в привлечении к участию в реализации инвестиционных проектов специализированных страховых компаний. Благодаря буму страхования инвестиционных рисков в развитых странах (в первой половине XX в.) были обеспечены стабилизация и оживление их экономики за счет активизации инвестиционных процессов. В России частный страховой бизнес получает сегодня значительное развитие, несмотря на слабую законодательно-правовую базу и сложные условия деятельности страховых и перестраховочных организаций, необходимых для ослабления последствий инвестиционных рисков. Расширение сфер страхования гражданской ответственности, рационализация страхования и перераспределение рисков в пользу страховых организаций, которые могут направлять эти средства на финансирование мероприятий по предупреждению инвестиционных рисков, повышают системную безопасность будущих вложений в сферах приоритетного экономического развития. Важное место в защите инвестора должно принадлежать механизмам залоговых обязательств и процедуре банкротства. Эти методы повышения защищенности инвесторов в сочетании со страхованием инвестиционных рисков проверены мировой практикой и позволяют активно реализовать долгосрочные инвестиционные стратегии и приоритеты в условиях быстро изменяющейся рыночной конъюнктуры.

Критерии безопасности при переходе к инновационной экономике.

Научные исследования о путях перехода на инновационный путь развития и формирования инновационной экономики начали осуществляться за рубежом1 и в нашей стране2 еще в прошлом веке. Особенность инновационной экономики, по мнению большинства ученых, состоит в способности обеспечивать воспроизводство общественного продукта преимущественно на основе выпуска наукоемкой продукции и услуг. По этому признаку США, Япония, Германия начали обеспечивать более половины производства ВВП еще в 1980-х гг.

Исследования Центра инвестиций и инноваций РАН свидетельствуют о том, что влияние научно-технических факторов на экономический рост носит глобальный характер. Вклад факторов научно-технического прогресса (НТП) в прирост валового национального продукта (ВНП) в США3 еще в прошлом веке превышал 50-60%. Даже в бывшем СССР с помощью факторов научно-технического прогресса обеспечивался прирост около 40% национального дохода. Сегодня в США прирост ВНП более чем на две трети обеспечивается на базе научно-инновационной деятельности при удельном весе финансирования науки в ВНП порядка 4-5%. Кроме того, удельный вес наукоемкой продукции, выпускаемой промышленностью США, превышает 50%, т.е. по экономическим параметрам результат прироста ВНП в 10-15 раз превышает вложения в научно-инновационную сферу.

В период проведения реформ в России доля прироста ВВП с помощью фактора НТП снижалась примерно с 40-45% в 1985-1991 гг. до почти 2-3% в 1994-1996 гг. (практически до нуля в 1998 г.), а влияние отрицательных (экстенсивных) факторов усилилось в этот период из-за нерациональной приватизации, коррупции, вывоза капиталов и др. При этом отечественная экономика будет обречена на неизбежный спад производства, если государство откажется проводить активную научно-инновационную политику. Это означает, что для воспроизводства ВВП в нашей стане потребуется привлекать все большее число малоквалифицированных рабочих при перерасходе инвестиций и природных ресурсов на эксплуатацию устаревших технологий производства. Причем в России прогнозируется отрицательная демографическая ситуация, и в ближайшие 20-25 лет притока трудовых ресурсов не ожидается. Только переход на инновационную экономику сможет обеспечить стабильное социально-экономическое развитие России.

Инновационную деятельность предстоит активизировать на основе интеграции отечественной научно-инновационной системы (НИС) с отраслевыми и региональными научно-инновационными подсистемами. НИС уже сформированы на мировом уровне в развитых странах в виде национальных инновационных систем. Предстоит разработать стратегию развития инновационной экономики, базируясь на утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 30 марта 2002 г. «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу». Если перспективная инновационная стратегия будет базироваться на развитии науки и технологий, то потребуются специальные инновационные индикаторы, экономические механизмы и законодательно-правовые методы для системной реализации инновационного направления социально-экономического развития России.

Информация о работе Концепция повышения эффективности борьбы с незаконным использованием товарных знаков