Назначение и содержание таможенной стоимости товаров для таможенных целей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 21:42, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является исследование понятия и назначения института таможенной стоимости, выявление и анализ проблемных вопросов данного института.
Задачи работы сводились к изучению принципов регулирования внешнеэкономической деятельности, описанию методов определения таможенной стоимости товаров и рассмотрению ряда наиболее актуальных проблем, стоящих перед сотрудниками таможенных органов, с одной стороны, и участниками внешнеэкономической деятельности с другой при применении тих методов на практике.

Содержание

Введение...............................................................................................................
1. Понятие и назначение таможенной стоимости и нормативная база для её определения…….............................................................................................
2. Методология определения таможенной стоимости товаров.......................
2.1. Основные принципы определения таможенной стоимости товаров..........................................................................................................
2.2. Система определения таможенной стоимости товаров……………
3. Проблемы при определении таможенной стоимости..................................
Заключение……………………………………………………………………...
Список использованных источников.................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по методам определения там. стоимости.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Международные организации  рассматривают таможенную оценку (таможенную стоимость) в качестве меры по защите отечественного производителя. Однако несовершенство ее методики влечет за собой серьезные проблемы для  национальной экономики. Споры вокруг определения таможенной стоимости распространенная категория арбитражных дел.

Недостатки системы  таможенной оценки товаров (таможенной стоимости) влекут за собой невозможность  или, по крайней мере, затруднительность  для участников внешнеторговой деятельности рассчитать сумму денежных средств, которую они должны уплатить в связи с перемещением товаров через таможенную границу. В связи с этим затруднительно точно прогнозировать экономический результат внешнеторговой сделки. Поэтому таможенная оценка выступает в качестве дополнительного барьера, затрудняющего ведение внешней торговли. Во многих документах ЮНКТАД и ГАТТ методология таможенной оценки товаров классифицировалась как серьезный и сложный дополнительный протекционистский барьер (нетарифного характера).

В правоприменительной  практике Российской Федерации процесс  таможенной оценки товаров остается одним из наиболее сложных и конфликтных. Этому способствуют искаженное толкование закона правоприменителями и наличие  множества оценочных категорий  и понятий в современном законодательстве о таможенной стоимости и оценке товаров. К таким категориям относятся «стоимость, близкая к имевшей место в тот же или соответствующий ему период времени»; «идентичные товары, проданные по существу в том же количестве»; «гибкость при применении методов таможенной оценки» и др., а также искаженное толкование положений законодательства правоприменителями.

Актуальность темы настоящей  работы определяется так же и практической потребностью в адекватном правовом регулировании института таможенной стоимости.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, возникающие при определении и контроле таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации.

Предмет работы составляют правовые нормы действующего таможенного и налогового законодательства Российской Федерации.

Основной целью курсовой работы является исследование понятия и назначения института таможенной стоимости, выявление и анализ проблемных вопросов данного института.

Задачи работы сводились к изучению принципов регулирования внешнеэкономической деятельности, описанию методов определения таможенной стоимости товаров и рассмотрению ряда наиболее актуальных проблем, стоящих перед сотрудниками таможенных органов, с одной стороны, и участниками внешнеэкономической деятельности с другой при применении тих методов на практике.

Курсовая работа состоит  из трех глав:

1) понятие таможенной  стоимости и нормативная база  для её определения;

2) методология определения таможенной стоимости;

3) проблемы при определении таможенной стоимости.

В первой главе определяется понятие и назначение таможенной стоимости товаров и указываются нормативно-правовые акты, в которых оно юридически закреплено. 

Во второй главе перечисляются  методы определения таможенной стоимости и дается характеристика каждого из них, а так же особенности и порядок применения методов.

В следующей главе  рассматриваются проблемы, которые  возникают у участников ВЭД при  использовании методов определения  таможенной стоимости и возможные пути их решения.

 При выполнении  работы использовались научные  труды следующих ученых: И.Н. Герчиковой, А.Н. Козырина, В.А. Лебедева, Е.Г.  Осокина, Р.О. Халфиной, а также  известных зарубежных экономистов:  А. Маршала, Д Риккардо, А. Смита.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и назначение таможенной стоимости и нормативная база для её определения.

 

законодательстве и  правоприменительной практике достаточно широко, не содержит своего детального и подробного определения в соответствующих  актах, в том числе и в понятийном аппарате Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» (статья 5), а также в Федеральных законах - Таможенном кодексе Российской Федерации (статья 11) и Налоговом кодексе Российской Федерации (статья 11).

До принятия Федерального закона "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О таможенном тарифе" от 08.11.2005 № 144-ФЗ* в статье 5 Закона "О таможенном тарифе" таможенная стоимость определялась через перечисление основных целей таможенной стоимости:

1) обложение товара  таможенной пошлиной;

2) ведение внешнеэкономической  и таможенной статистики;

3) применение нетарифных  мер государственного регулирования  торгово-экономических отношений  (квотирования, лицензирования), включая  осуществление валютного контроля  внешнеторговых сделок.

 Понятие таможенная  стоимость, содержащееся в статье VII ГАТТ и в Соглашении о  применении статьи VII ГАТТ-1994 (ст.1 ч.1) определяется как стоимость сделки, то - есть цена действительно уплаченная  или подлежащая уплате за товары, проданные на экспорт в страну импорта, скорректированная с учётом возможных добавлений (предусмотренных в ст. 8 ч.1 названного Соглашения). В указанных документах подчеркивается, что назначение таможенной стоимости - обложение пошлинами или другими сборами, либо применение импортных и экспортных ограничений, основанных на стоимости товара.

 Как отмечалось  выше, в новой редакции Закона  РФ «О таможенном тарифе» (статье 5 понятийный аппарат) не содержится  определение понятия таможенная  стоимость. При этом п. 1 ст. 19 названного Закона законодателем установлено, что "таможенной стоимостью товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимость сделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспорт в Российскую Федерацию». Формулировка «стоимость сделки», определенная в Законе России «О таможенном тарифе», адаптирована с юридическим и экономическим понятием, содержащимся в Соглашении о применении статьи VII ГАТТ-1994. Универсальный правовой подход, используемый в названном Соглашении и примененный законодателем в Законе России «О таможенном тарифе», заключается в том, что для расчёта таможенной стоимости берётся величина, складывающаяся в условиях свободного, конкурентного рынка.

 Таможенным кодексом  России (ст. 322) определено, что таможенная стоимость товаров является налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов и определяется согласно методам определения таможенной стоимости, установленных законодательством Российской Федерации - Законом РФ «О таможенном тарифе».

 Фактически таможенная  стоимость - это «вторичный» показатель  по отношению к стоимости сделки. Именно цена товара, определенная  во внешнеторговой сделке (договоре) купли-продажи с учётом дополнительных  расходов (издержек), понесённые отечественными покупателями (перечисленными в ст. 191 Закона), которые возникли в связи с подготовкой и исполнением конкретной сделки купли-продажи, и является основой (базой) для определения таможенной стоимости товара.

 В отечественной  правоприменительной практике основное назначение таможенной стоимости является определение исходной расчётной налоговой базой для исчисления таможенных платежей (таможенной пошлины, НДС, акциза), и применяется к товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

 Именно в этом аспекте и дается понятие таможенной стоимости в Таможенном кодексе Российской Федерации ( статья 322).

Наличие общедоступной  методики и установленных правил определения таможенной стоимости  ставит всех участников ВЭД в равные условия и позволяет существенно повысить степень определенности при организации внешнеторговых операций, заранее просчитать все необходимые экономические параметры заключенных сделок.

Введение любой системы  налогообложения предполагает для обеспечения эффективности ее действия наличие по крайней мере двух моментов: во-первых, установление четкого порядка исчисления базы налогообложения, т. е. определения перечня основных элементов (структуры) этой исходной базы правил их определения; во-вторых, введение необходимых контрольных механизмов, позволяющих государству контролировать соблюдение установленных правил расчета базы налогообложения.

Именно этим целям  служит законодательное установление структуры показателя "таможенная стоимость товаров" и жесткая регламентация порядка ее определения.

Помимо основного назначения, таможенная стоимость прямо или  косвенно используется также и для  иных таможенных целей, таких как  ведение таможенной статистики, проверка обоснованности цены товара при бартерных сделках контроль за эквивалентностью встречных товарных отправок, осуществление валютного контроля при проведении экспортно-импортных операций, контроль за соблюдением устанавливаемых стоимостных квот.

Кроме обеспечения реализации чисто фискальных, функций, наличие механизма определения и контроля таможенной стоимости способствует решению задач построения рыночной экономики путем создания равных конкурентных условий для хозяйствующих субъектов: все участники ВЭД ставятся в равные условия с точки зрения правил расчета установленных законом пошлин и налогов при ввозе товаров.

 

 

2. Методология  определения таможенной стоимости  товаров

2. 1. Основные принципы определения таможенной стоимости товаров

 

Основные принципы определения  таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, базируются на международных нормах, применяемых Всемирной торговой организацией, а именно на Соглашении о применении статьи VII ГАТТ 1994 и установлены статьей 12 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».

Идея этого Соглашения в том, что в целях таможенной оценки должна использоваться действительная цена товара, т.е. цена товара, складывающаяся в условиях свободной конкуренции  в соответствии с обычной торговой практикой при обычном течении  торговли.

Нормы статьи 12 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе»  закладывают базовые правила  применения каждого метода, устанавливают  систему методов определения  таможенной стоимости и последовательность применения этих методов.

Основные принципы определения таможенной стоимости ввозимых товаров, установленные названным Законом заключаются в следующем.

1. Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на международных принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой и производится путем применения одного из следующих методов:

    • по стоимости сделки с ввозимыми товарами;
    • по стоимости сделки с идентичными товарами;
    • по стоимости сделки с однородными товарами;
    • вычитания
    • сложения
    • резервный метод

2. Первоосновой (метод 1) для определения таможенной стоимости ввозимого на таможенную территорию товара является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами , т.е. цена товара определенная внешнеторговым договором купли-продажи с учетом дополнительных расходов, понесенных покупателем, которые возникли в связи с подготовкой и исполнением конкретной сделки-купли продажи. Остальные методы (методы 2-6) определения таможенной стоимости применяются только при невозможности использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами.

3. Последовательность  применения методов определения  таможенной стоимости (пункт 2 статьи 12 Закона). Указанным Законом,  помимо методов определения таможенной стоимости, оговорены условия применения каждого метода, поэтому последовательность применения методов очень важна - каждый последующий метод применяется тогда, когда не выполняются условия применения предыдущего метода.

Если таможенная стоимость товаров не может быть определена по стоимости сделки с ввозимыми товарами, применяется последовательно каждый из пяти следующих методов. Методы 2-6 являются оценочными методами, т.е. применяются тогда, когда нельзя использовать стоимость конкретной внешнеторговой сделки в качестве основы для определения таможенной и позволяют определить таможенную стоимость на основе информации о продаже аналогичных товаров другими участниками рынка и по другим сделкам. При этом каждый последующий метод не применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего метода.

При невозможности определения  таможенной стоимости с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми  товарами (метод 1) таможенная стоимость  определяется методом по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2) или по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3), применяемыми последовательно.

В случае невозможности  применения методов 2 или 3 таможенная стоимость определяется путем использования  метода вычитания (метода 4) или метода сложения (метод 5). Законодательством установлено, что нельзя перейти к использованию метода 4 или 5 при невозможности применения метода 1 , не использовав метод 2 или 3.

Следует отметить, что  Закон предоставляет право декларанту по своему усмотрению выбрать очередность применения методов 4 и ли 5, но опять последовательно. Это означает, что нельзя перейти к использованию резервного метод ( метода 6) не использовав методы 4 или 5.

Резервный метод (метод 6) может использоваться для определения таможенной стоимости товаров только в случае невозможности использования методов 1 - 5.

Информация о работе Назначение и содержание таможенной стоимости товаров для таможенных целей