Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 21:13, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной работы – раскрыть сущность таможенной политики РФ и проанализировать развитие и эффективность применения таможенной политики России в современных условиях. В связи с этим, для достижения цели данной работы, необходимо выполнить следующие задачи: • изучить цели и назначение таможенной политики; • раскрыть сущностные черты государственной таможенной политики;
Для современной России, которая
оказалась одновременно в условиях как
продолжения преобразований в важнейших
областях, так и значительного возрастания
глобальных вызовов и угроз, особенно
актуальным направлением становится разработка
и проведение эффективной, отвечающей
реалиям и ориентированной на переход
к инновационному типу развития государственной
таможенной политики, призванной быть
одним из основных регуляторов внешнеэкономических
связей и внешнеполитической деятельности.
Глубоко осмысленная, четко сформулированная
и последовательно проводимая политика
необходима для достижения успехов во
всем областях жизнедеятельности общества.
Такая таможенная политика призвана защищать
как государственные, так и общественные
интересы.
Президент Российской Федерации
В.В.Путин обратил внимание на необходимость
совершенствования таможенной политики:
«Перед таможенными органами сегодня
стоят непростые проблемы. В результате
интенсивных процессов в мире появляются
новые таможенные и экономические союзы,
которые устраняют барьеры между странами,
содействуют их сближению. Эти новые реалии
требуют от России выработки эффективной
таможенной политики, создания действенной
системы мер по защите экономического
суверенитета, поддержке национального
товаропроизводителя, борьбе с контрабандой,
наркоторговлей и терроризмом».1
Помимо этого, в настоящее время
возросла роль Федеральной таможенной
службы России как ведомства, активно
участвующего в разработке таможенной
политики Российского государства. Внедрение
новых технологий взимания таможенных
платежей, обеспечение своевременного
и правильного их начисления, организация
контроля за их поступлением в полном
объеме в федеральный бюджет позволили
добиться весомых экономических результатов.
В настоящее время на территории
Российской Федерации функционирует 8
региональных таможенных управлений (Центральное,
Северо-Западное, Южное, Сибирское, Приволжское,
Дальневосточное, Уральское и Северо-Кавказское),
109 таможен, 616 таможенных постов. Сегодня
таможенная служба России - это 53800 сотрудников
(было 8288)2.Такая система таможенных органов
позволяет осуществлять свои функции
на всей территории России.
Таким образом, актуальность
данной работы обусловлена тем, что на
сегодняшний день без знания и соблюдения
таможенного законодательства немыслима
практически любая международная деятельность.
Любое предприятие, решившее выйти на
международный рынок, неминуемо столкнется
с проблемой грамотных взаимоотношений
с таможенными органами. Децентрализация
внешнеэкономической деятельности и интегрирование
экономики в мировое хозяйство, предопределяет
необходимость регулирования внешнеторговых
отношений. Все эти процессы должны быть
обеспечены надлежащим таможенным механизмом,
четко урегулированным правовыми нормами.
Этого требуют нормальное функционирование
экономики и развития гражданского общества.
В этом и заключается неотъемлемая функция
любого государства, стремящегося обеспечить
свою политическую независимость и экономическую
безопасность. В связи с чем, актуальным
является изучение вопросов регулирования
внешнеторговых отношений.
Объектом исследования данной
курсовой работы является таможенное
дело.
Предметом исследования являются
таможенная политика РФ и направления
её развития.
Цель данной работы – раскрыть
сущность таможенной политики РФ и проанализировать
развитие и эффективность применения
таможенной политики России в современных
условиях.
В связи с этим, для достижения
цели данной работы, необходимо выполнить
следующие задачи:
• изучить цели и назначение
таможенной политики;
• раскрыть сущностные черты
государственной таможенной политики;
• произвести анализ таможенной
политики в настоящее время;
• выявить приоритетные направления
и специфику развития таможенной политики;
• выявить проблемы реализации
таможенной политики на современном этапе.
Основы таможенной политики
Российской Федерации
1.1 Понятие, сущность,
цели и задачи таможенной политики Российской
Федерации
Существует множество трактовок
к понятию таможенная политика, но в наиболее
общем смысле она представляет собой целенаправленную
деятельность какого-либо государства
по регулированию внешнеторгового обмена
(объема, структуры и условий экспорта
и импорта) через установление соответствующего
таможенного режима перемещения товаров
и транспортных средств через таможенную
границу.
По мнению ряда специалистов,
таможенная политика выступает в качестве
основы всей таможенной деятельности.
Таможенная политика Российской
Федерации – система государственных,
экономических и иных таможенно-правовых
мер по регулированию внешней торговли,
защите национальной экономики и решению
фискальных задач. [3.c.48]
В Российской Федерации осуществляется
единая таможенная политика, являющаяся
составной частью внутренней и внешней
политики Российской Федерации. Таможенная
политика относится к ведению Федеральной
таможенной службы РФ в пределах их полномочий.
Сущность таможенной политики
проявляется в таможенно-тарифном законодательстве,
организации таможенных союзов, заключении
таможенных конвенций, создании свободных
таможенных зон и т.д.
Цели таможенной политики Российской
Федерации определяются Федеральным Собранием,
Правительством РФ и Президентом РФ в
соответствии с Таможенным кодексом и
другими источниками таможенного права.
В соответствии с этими правовыми источниками,
целями таможенной политики РФ являются:
обеспечение наиболее эффективного
использования инструментов таможенного
контроля и регулирования товарообмена
на таможенной территории РФ;
содействие проведению структурной
перестройки и других задач экономической политики
РФ;
участие в реализации торгово-политических
задач по защите российского рынка;
cтимулирование развития национальной экономики;
Таможенная политика должна
содействовать обеспечению национальной
безопасности, под которой понимается
состояние экономики, гарантирующее достаточный
уровень социального, политического и
оборонного существования и прогрессивного
развития РФ, неуязвимость и независимость
её экономических интересов по отношению
к возможным внешним и внутренним угрозам
и воздействиям.
Направленность целей таможенной
политики на защиту российского рынка
товаров и на стимулирование развития
национальной экономики обусловливает
её тесную связь с внутренней политикой
российского государства. Как составная
часть внешней политики государства, таможенная
политика России призвана таким образом
реализовывать внешнеэкономические интересы
государства, чтобы не только защищать
национальную экономику, находящуюся
в кризисном состоянии, но и способствовать
проведению её структурной перестройки
с целью оживления, оздоровления и последующего
подъема.
Задачами таможенной политики
на современном этапе являются:
содействие технологической
модернизации российской экономики за
счет облегчения доступа к использованию
передовых иностранных технологий и оборудования;
стимулирование развития производственно-технологической
коопераций российских и иностранных
компаний, содействие переносу глобально
ориентированных обрабатывающих производств
на территорию РФ;
повышение конкурентности российских рынков, защита развивающихся рынков, уязвимых для импорта.
Этапы формирования
и основные направления таможенной
политики
Принимая во внимание направления
генезиса и эволюции, особенности исторического
опыта отечественной таможенной политики,
а также специфику внешне- и внутриполитического
положения, в котором оказалась Россия,
можно более четко определить те рамки,
в которых развертывается таможенная
политика в нашей стране, а также те задачи,
которые стоят перед ней в современных
условиях . 3При определении влияния глобального
контекста развертывания таможенной политики
России на ее содержание целесообразно
рассмотреть характер данного влияния
на нескольких уровнях. Во-первых, следует
принимать во внимание внешне- и внутриэкономическое
положение страны (таможенная политика
– составная часть государственной экономической
политики). Во-вторых, следует учитывать
необходимость выбора внешнеполитической
стратегии государства.
Так основными этапами формирования
и реализации таможенной политики являются:
1 этап - формирование таможенной
политики: разработка стратегии и плана,
законодательное закрепление.
2 этап – реализация и мониторинг,
осуществление мероприятий по разрешению
проблем, оперативное отслеживание реакции
экономики, рынка, хозяйствующих субъектов
на введение тех или иных мер с целью выработки
предложений по совершенствованию таможенной
политики.
3 этап - оценка и регулирование
- контроллинг - оценка адекватности реализуемой
таможенной политики прямым и косвенным,
получаемым, ближайшим и отдаленным результатам,
а также последствий продолжения ее осуществления
с целью принятия своевременных решений
для ее корректировки. [4.c.84]
Формирование таможенной
политики РФ основано на комплексном применении
мер протекционизма – политики защиты
национального рынка и фритредерства
– принципа свободной торговли.
Протекционизм, применяемый
в РФ, необходимо рассматривать как систему
мер направленных на защиту отечественной
промышленности и сельского хозяйства
от иностранной конкуренции на внутреннем
рынке. Также он обеспечивает выход российской
продукции на мировой рынок для продвижения
товаров отечественного производителя
с учетом сложившихся торговых традиций,
в современных условиях негативно влияющих
на конкурентоспособность отечественных
товаров. Для защиты национальной экономики
устанавливается высокий, а зачастую и
завышенный уровень таможенного обложения
ввозимых на внутренний рынок иностранных
товаров. Таким образом, протекционистская
таможенная политика направлена на ограничение
(запрет) ввоза на территорию государства
товаров, производимых в других, иностранных
государствах.
Принцип фритредерства, который
следует учитывать при формулировании
таможенной политики РФ, направлен на
создание на таможенной территории страны
возможностей для свободной конкуренции
и устранение помех в процессе международной
интеграции российской экономики в мировое
хозяйствование. Данная политика осуществляется
путем минимизации имеющихся вынужденных
ограничений и запретов, обеспечивающих
экономический суверенитет РФ как основы
независимости страны в целом и достижения
стабильности в развитии национальной
экономики. Фритредерство направлено
на поощрение импорта иностранных товаров
и осуществляется посредством установления
минимального уровня таможенного обложения
и достигается путем минимизации каких-либо
ограничений на внешнеторговый оборот,
что способствует более выгодному международному
разделению труда и удовлетворению потребностей
рынка.
Главными направлениями
таможенной политики являются совершенствование:
• таможенно - тарифных мер;
• порядка применения таможенных
льгот и определения таможенной стоимости;
• таможенного администрирования.
Основная работа в части
совершенствования таможенно – тарифного
регулирования при импорте товаров
сводится к оптимизации импортного таможенного
тарифа с учетом обязательств ВТО, под
которой понимается разумное снижение
ставок таможенных пошлин по широкой номенклатуре
товаров, при одновременной селективной
защите конкурентоспособных отечественных
предприятий путем повышения или сохранения
относительно высоких ставок тарифа. Предлагаемый
подход к формированию тарифа уже показал
свою эффективность в предшествующие
годы. Необходимо обеспечить эскалацию
Таможенного тарифа в зависимости от степени
переработки товаров (чем выше степень
переработки товаров, тем выше ставка
таможенной пошлины).
В настоящее время вывозные
пошлины действуют в отношении 476 товарных
позиций (на уровне 10 знаков ТН ВЭД), основу
которых составляют сырьевые товары: углеводородное
сырье (96 позиций), древесина (22 позиции),
металлургия (84 позиции), рыба, сельхоз
сырье и шкуры (154 позиции), химия (22 позиции),
драгоценные камни и металлы (25 позиций).
Доля готовых изделий, к которым относятся
отдельные виды продукции целлюлозно-бумажной
и деревообрабатывающей промышленности
(в основном из древесины ценных пород)
и цемент, составляет около 15 % от общего
количества товаров, облагаемых вывозными
таможенными пошлинами.
Говоря о процедурах взимания
таможенных платежей, которые установлены
положениями действующего Таможенного
кодекса, следует отметить, что особое
внимание уделяется мерам по совершенствованию
порядка взимания таможенных платежей.
Эти меры направлены, с одной стороны,
на пресечение практики уклонения от уплаты
налогов, и, с другой стороны, на безусловное
обеспечение законных прав добросовестных
налогоплательщиков, создание для налогоплательщиков
максимально комфортных условий для уплаты
таможенных платежей.
Одобренная Правительством
Российской Федерации Концепция развития
таможенных органов Российской Федерации
определила систему мер, направленных
на повышение эффективности таможенного
администрирования. Основной смысл
предусмотренных Концепцией преобразований
заключается в создании таможенной службы,
равно эффективной и прозрачной как
для государства, так и для участников
внешнеторговой деятельности. Достижение
указанной цели возможно за счет решения
главной задачи – создание принципиально
новой системы организации таможенного
контроля и таможенного оформления, основанной
на международных стандартах, а также
других задач, предусмотренных Концепцией
развития таможенных органов Российской
Федерации.
Таможенная система России
имеет богатейший опыт защиты экономического
суверенитета и безопасности государства,
внутреннего рынка, отечественной
торговли и промышленности. Осуществление
этих стратегических мероприятий всегда
было неразрывно связано с проводимой
в стране таможенной политикой, являющейся
составной частью как внешней, так и внутренней
политики государства.