• отказ от необоснованных ограничений
российского экспорта за счет оптимизации
применения ввозных таможенных пошлин.
Сегодня ввозные таможенные пошлины применяются
в качестве инструмента изъятия природной
ренты, выполняют функцию ограничений(запретов)
на экспорт ряда товаров, а так же фискальную
функцию. В среднесрочной перспективе
будет осуществлен постепенный переход
к: отказу к применению вывозных таможенных
пошлин, за исключение товаров энергетической
группы, а так же необработанного леса,
металлолома и некоторых других видов
сырьевой группы товаров. Использование
мер нетарифного ограничения экспорта
в случаях, установленным федеральным
законом «Об основах государственного
регулирования внешнеторговой деятельности»,
вместо применения запретительных вывозных
таможенных пошлин;
• адаптация инструментов таможенно-тарифной
политики к условиям ТС и зон свободной
торговли. Двухстороннее соглашение РФ
о свободной торговле с государствами
- участниками СНГ предусматривает осуществления
взаимной торговли без взимания таможенных
пошлин и применения количественных ограничений.
Открытый доступ товаров на российский
рынок и свободный экспорт сырья без увязки
с едиными правилами регулирования внешней
торговли, конкуренция и оказания государственной
помощи, четкого правового механизма,
введения временных ограничений во взаимной
торговле содержат потенциальные риски
для интересов российской экономики и
рынка;
• оптимизация национальной
схемы тарифных преференций. В РФ установлена
система тарифных преференций, пользователями
которой развивающиеся и наименее развитые
страны. К товарам, происходящим из развивающихся
стран, применяются ставки таможенных
пошлин в размере 75% от базовых ставок
ввозных таможенных пошлин. В настоящее
время в перечень развивающихся стран
включено 103 государства. При ввозе товаров,
происходящих из наименее развитых стран
(всего 53 страны), пошлина не взимается.
В среднесрочной перспективе будет пересмотрена
национальная схема преференций в торговле
с развивающимися и менее развитыми странами,
в частности уточнения стран-пользователей
данной льготой. Перечня товаров, а так
же правил происхождения товаров, для
целей предоставления тарифных преференций,
исходя из следующих принципов: содействие
развитию развивающихся и наименее развитых
стран; минимизация рисков нанесения ущерба
экономике России и ее отдельным отраслям;
учет политики стран-пользователей льготой
в отношении РФ;
• последовательное сокращение
тарифных льгот, искажающих регулятивную
функцию таможенных тарифов. В виду значительных
изменений в таможенном тарифе в части
снижения (вплоть до 0) ставок ввозных таможенных
пошлин на технологическое и иное оборудование,
аналоги которых не производятся в РФ,
будут отменены тарифные льготы в отношении
товаров, возимых в качестве вклада иностранного
инвестора в уставный (складочный) капитал
организаций с иностранными инвестициями.
Будет предложен мониторинг режима свободной
таможенной зоны в Калининградской области
с целью его оптимизации, включая ограничения
его применения в случаях, когда льготный
режим использования иностранных товаров
наносит значительный ущерб производителям
на остальной части таможенной территории
РФ;
• обеспечение стабильности
и транспарентности применения мер таможенно-тарифного
регулирования. Частые изменения ставок
таможенных пошлин создают неопределенности
и риски для предпринимателей. В 2011 году
был создан механизм принятия решений,
обеспечивающий стабильность условий
в сфере таможенно-тарифного регулирования
в течение одного финансового года. Исключения
касаются ограничения перечня случаев,
когда оперативность принятия решений
трудно устранимыми негативными последствиями
для экономики.
Таким образом, с помощью данных
направлений таможенно-тарифной политики
Российской Федерации будут решены важнейшие
задачи, такие как повышение эффективности
таможенного администрирования, совершенствование
правоприменительной практики. «Совершенствование
таможенного администрирования» позволит
сократить сроки и количество документов,
требуемых для совершения таможенных
операций, а также перейти на межведомственное
электронное взаимодействие и ускорить
выдачу разрешительных документов. Также немаловажной
задачей таможенно-тарифной политики
является более активное позиционирование
в международной торговой системе для
получения преимуществ от расширения
торговли и улучшения доступа на внешние
рынки.
Заключение
Таможенная политика
является одним из важнейших инструментов
улучшения эффективности внешнеторговой
деятельности, макроэкономической ситуации
в целом, включая задачу по обеспечению
наполнения доходной части федерального
бюджета РФ.
В условиях глобализации формирование
и реализация государственной таможенной
политики предполагают, наряду с опорой
на общемировые тенденции и закономерности,
учет специфических внутри- и внешнеполитических
условий конкретного национального сообщества.
Государственная таможенная политика
должна быть неразрывно связана с основными
параметрами политической, экономической,
социальной, научно-технической и другими
отраслями, а также соответствовать внутренним
и внешним реалиям, в которых это сообщество
находится, т.е. органично вписываться
в контекст ситуации различного уровня.
Государственная таможенная политика
призвана защищать национальные интересы,
определяемые в том числе исходя из особенностей
социально- экономической структуры страны.
Она является инструментом сохранения
и укрепления единого политического, экономического,
правового и социокультурного пространства
государства.
В заключение можно сказать, что в современной
России особенности формирования и реализации
таможенной политики, являющейся составной
частью политического курса страны, обусловлены,
наряду с внутренними и внешними факторами,
спецификой организации российского политического
и экономического пространства, а также
действующим федеральным законодательством
в таможенной сфере. При формировании
и реализации государственной таможенной
политики необходимо ориентироваться
на такую систему приоритетов, как:
- открытое обсуждение основных направлений
таможенной политики РФ;
- учет законных интересов всех участников
таможенной сферы деятельности; осуществление
полноценной административной, правовой,
организационной, материально-технической
и т.п. поддержки государством мероприятий
в таможенной сфере.
Для обеспечения эффективной таможенной
политики на современном этапе следует
учитывать, что:
- особенности таможенной политики требуют
отношения к ней как к определенной сфере
деятельности политических институтов
общества, его граждан;
- таможенная политика должна быть сферой прежде всего государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- таможенная политика должна вырабатываться
с учетом интересов субъектов Федерации
и быть направлена на оптимизацию отношений
между ними.
Список литературы
Нормативно – правовые
источники
- Таможенный кодекс Таможенного
союза с изм. и доп. на 2012 год/комментарий Е.Ю.Сафаровой. – М.: ООО «Рид Групп», 2012. – 256 с. – (Законодательство с комментариями к изменениям).
- Конституция Российской Федерации
(с гимном России). – Москва: К65 Проспект. – 2011. – 37 с.
- Стратегия развития таможенной
службы Российской Федерации до 2020 года
(утв. распоряжением Правительства РФ
от 28 декабря 2012 г. № 2575-р).
- Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 30.11.2013) "Об основах государственного регулирования".
- Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Учебники, монографии,
брошюры
- Блинов Н.М., Иванов В.Н., Кухаренко
В.Б., Пашинский А.Г. Проектирование таможенной политики
– Москва:Книга и бизнес. – 2009. – 327 с.
- Толкушкин А. В. Таможенное дело:
Учебник для бакалавриата: Москва: Юрайт. – 2012. – 512 с.
- Таможенное право России в схемах
и определениях: учебное пособие (под ред.
А.Н. Козырина). - Система ГАРАНТ. – 2009. –
- Таможенное право. Учебник для
вузов / Под ред. Х.А. Андриашина- М.: ЗАО "Юстицинформ". – 2010. – 289 с.
- Тимошенко И.В. Таможенное регулирование
ВЭД. - М.: Бератор Пресс, 2011. – 186 с.
- Покровская В.В. Таможенное
дело Учебник. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. - 731 с.
- Чермянинов Д. В. Таможенное право: Учебник для вузов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. - 411 с.
Периодические издания
- Евсенкин Н. Новые контакты, новые возможности// Таможня.- 2011.- № 20. - С. 9
- Князева М.А. Россия ищет путь, чтобы догнать мировую экономику// Национальные проекты. - 2013. - № 1. - С. 11.
Электронные ресурсы
- Надежная правовая поддержка
«Консультант Плюс». Режим доступа: www.consultant.ru.
- Официальный сайт Федеральной
таможенной службы РФ. Режим доступа: www.customs.ru.
- Официальный сайт Федеральной
таможенной службы РФ. Режим доступа: www.customs.ru.
- Официальный сайт Федеральной
службы государственной статистики. Режим
доступа: www.gks.ru
1
Евсенкин Н. Новые контакты, новые возможности//
Таможня.- 2011.- № 20.- С. 9
2
Территориально-структурное деление таможенных
органов Российской Федерации// Официальный
сайт Федеральной таможенной службы
РФ
3
Даштамиров О.Ш. Предпосылки становления
и основные направления таможенной политики
в современной России // Вестник Московского
университета. Серия 12. Политические науки.-
2012.- № 6.-C. 15-16
4
Князева М.А. Россия ищет путь, чтобы догнать
мировую экономику // Национальные проекты.-
2013.- № 1.- С. 11.
5
Основные направления таможенно-тарифной
политики на 2014 год и плановый период 2015
и 2016 годов // Официальный сайт Федеральной
службы государственной статистики