Основы таможенной политики Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 21:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – раскрыть сущность таможенной политики РФ и проанализировать развитие и эффективность применения таможенной политики России в современных условиях.
В связи с этим, для достижения цели данной работы, необходимо выполнить следующие задачи:
• изучить цели и назначение таможенной политики;
• раскрыть сущностные черты государственной таможенной политики;

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая848.docx

— 83.23 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Анализ реализации таможенной политики РФ на современном этапе

 

2.1 Проблемы реализации  таможенной политики РФ на  современном этапе

 

Оценивая уровень разработанности таможенной политики Российской Федерации за последние десять лет, следует отметить, что ее направленность и ориентация, а также механизмы и инструменты реализации преследуют в основном единственную цель: средствами налогообложения получить максимум денег для наполнения федерального бюджета, без прогнозирования издержек, к которым приводит такая ориентация, прежде всего, для российского потребителя, российской экономики в долгосрочной перспективе, а также для "здорового" развития самой российской таможни. Если сопоставить усиление жесткости фискальной направленности таможенной политики и прирост доходов от ВЭД то, наверное, не составит труда показать се неэффективность. Не секрет, что на внутреннем рынке России обращаются импортные товары, номенклатура и физический объем которых значительно отличается от того, что прошло через таможенные "ворота", а за рубежом оседают значительные валютные средства от экспорта. Правоохранительная составляющая политики остается неразвитой, ориентированной на преследование, а не на предупреждение и предотвращение нарушении таможенных правил.

Существенным является также то, что реализуемая таможенная политика живет своей жизнью, а таможенное ведомство своей. Они практически оторваны друг от друга. Формированием, введением и отменой таможенных пошлин, составляющих основные экономические инструменты таможенной политики, занимается узкий круг высокопоставленных чиновников Минторга, Минэкономики, Минфина при участии ФТС под эгидой соответствующей правительственной комиссии, т.е. таможенные пошлины формируют, вводят, отменяют, организуют взимание и одновременно взимают органы исполнительной власти.

Таможенная политика РФ развивается в традиционном русле, в связи с чем можно констатировать определенный недоучет этих проблем и вызовов. Соответственно, принимая во внимание и исторический опыт, и современные реалии, ключевой проблемой таможенной политики России так и остается неправильный выбор ее фундаментальных приоритетов. В идеале необходима предельная концентрация политической воли и материальных ресурсов на ряде направлений, где у России имеются серьезные научно - технологические достижения и продвинутые позиции на мировых рынках. В настоящее время Россия взяла курс на построение сильного экономического общества как «главного условия ее политического и социально-экономического движения вперед и сохранения статуса мировой державы»4

В 2011-2012 годах основные задачи и  приоритеты таможенно-тарифной политики определялись задачами дальнейшего преодоления негативных последствий кризиса и содействия выходу экономики страны на траекторию поступательного экономического развития. В этот период таможенно-тарифное регулирование восстановило свою регулирующую функцию, существенно снизило фискальную составляющую, способствовало созданию конкурентной среды, обеспечивающей максимальную эффективность экономического роста.

В 2011-2012 годах необходимо было перейти к корректировке  ставок ввозных таможенных пошлин с  учетом долгосрочных ориентиров экономической и структурной политики. Приоритет отдавался импорту высокотехнологичного оборудования, использование которого способно повысить конкурентоспособность российской продукции и увеличить экспорт.

Во многом успехи и неудачи таможенной системы зависят от того, как сформулирована таможенная политика государства. В начале 1990-х гг. главной задачей таможенных органов было увеличение доходов государственного бюджета. Такое определение приоритетов было вызвано проблемой острой нехватки бюджетных средств в условиях массового уклонения от налоговых платежей, колоссальным внешним долгом и обязательствами правительства перед пенсионерами и бюджетниками. Фискальный уклон таможенной политики и таможенного администрирования доминирует до сих пор: таможенные пошлины (в первую очередь экспортные) обеспечивают до трети доходов федерального бюджета. Таможенная политика России, носившая, по преимуществу, фискальный характер, препятствовала развитию международной кооперации и конкурентоспособности отечественной обрабатывающей промышленности.

Налоговая реформа и укрепление налоговой дисциплины за последние годы обеспечили снижение акцентов с налогообложения внешней торговли на налогообложение внутриэкономических операций. В складывающихся условиях таможенная политика должна стать механизмом достижения не фискальных, а структурных целей. На пути к этой цели существуют серьезные препятствия. В действовавшем до последнего времени Таможенном кодексе не были детально определены основные принципы таможенного законодательства. Как следствие, в дополнение к кодексу действовало около 4 тыс. нормативно-правовых актов ФТС, которые не только содержали массу внутренних противоречий, но нередко изменяли суть и букву закона, становились непроходимым административным барьером для участников внешнеэкономической деятельности. Отдельные нормы прежнего Таможенного кодекса шли вразрез с духом Конституции и действовавшего законодательства, по сути, позволяя таможенным органам вмешиваться в экономическую деятельность широкого круга лиц, влиять на формирование рынка, управлять товарными потоками. Изменение такого порядка администрирования является необходимым условием переориентации таможенной политики на приоритеты структурного регулирования.

Вместе с тем круг задач, выполняемых таможенными органами России, гораздо шире, чем наполнение государственного бюджета. В настоящее время к этим задачам относятся:

  • участие в разработке и реализации таможенной политики; участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, реализация этих мер;
  • защита экономических интересов России; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны; осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов России материалов;
  • осуществление мер по таможенному регулированию торгово-экономических отношений;
  • взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей; создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;
  • осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
  • ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;
  • проведение научно-исследовательских работ, консультирование в области таможенного дела, осуществление подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в этой области для государственных органов, предприятий, учреждений и организаций. [6. C. 56]

Предусмотрен также блок функций международного характера: участие в разработке и выполнении международных договоров, затрагивающих таможенное дело; сотрудничество с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела.

Опыт использования мер структурного регулирования внешнеторговой деятельности у российских таможенных органов таможни уже есть – это сезонные пошлины, тарифные квоты, антидемпинговые расследования, специальные пошлины. Использование этих мер началось уже в последней трети 1990-х годов. Но пока они не дали должного эффекта, поскольку применение перечисленных мер носит ограниченный характер и зачастую диктуется политическими приоритетами. Сочетание стимулирующих мер в тарифной сфере с совершенствованием таможенного режима может служить важным стимулом к развитию международной кооперации и повышению конкурентоспособности российских производителей. Иллюстрацией возможностей в международной производственной кооперации служит проект "ЕвроРоссия" для региона Санкт-Петербурга и Ленинградской области близ границы с Финляндией. Целью проекта было увеличение степени интеграции фирм России и ЕС через развитие бизнес-сетей предприятий. Участники проекта, в который предполагалось инвестировать около 200 млн. евро, – высокотехнологичные российские и европейские предприятия и компании. При взаимной заинтересованности и поддержке ЕС, в том числе технической и финансовой, "ЕвроРоссия" мог бы стать пилотным проектом крупномасштабной производственной кооперации, открыть дорогу целому ряду других проектов сотрудничества от Санкт-Петербурга до Мурманска.

Предполагалось, что участникам проекта будут предоставлены не только региональные, но и таможенные преференции на федеральном уровне, которые содействовали бы налаживанию производства готовой продукции и обмену для этого компонентами, их "русификацию", развитие соответствующего производства в России. Попытки возродить производственную кооперацию в рамках проекта "ЕвроРоссия" и создать свободные экономические зоны, технопарки, таможенные территории производственного типа натолкнулись на такие препятствия, как устаревшие таможенные технологии, отсталая транспортная логистика и скудное информационное обслуживание. Отсутствует унификация технических норм и стандартов, гигантских размеров достигла межведомственная несогласованность. Отрицательную роль играют недостаток доверия и неадекватность подходов сторон на начальных стадиях технико-экономической подготовки проектов.

Набор организационно-технических проблем усугубляется и такой серьезной экономической причиной, как отсутствие режима "свободной таможенной зоны". Он предполагает частичное освобождение работающих в этом режиме предприятий от таможенных пошлин и НДС на импортируемые компоненты и оборудование для производства конкурентоспособной продукции. Много вопросов у товаропроизводителей вызывает рассмотренный и частично решенный в начале июля 2012 г. Правительством РФ вопрос об изменении таможенных пошлин. Нежелание правительства РФ снизить таможенные пошлины на сырье и оборудование, не производимые в стране, создает ряд проблем. Так, например, сокращение с 20% до 10% пошлины на ввоз австралийской шерсти дало бы возможность увеличить выпуск высококачественных чистошерстяных тканей, причем дополнительные поступления в бюджет от реализации которых составили бы около 17 млн. долл. в год. Снижение пошлин на ввоз трепаного льна только на 50% позволило бы увеличить поступления в бюджет на 26,7 млн. долл. ежегодно за счет роста производства продукции из этого вида сырья. Подобных примеров существует множество. В предложениях правительства, однако, присутствует прямо противоположная логика: в частности, обсуждалось снижение ставок импортных пошлин на готовую продукцию текстильной и легкой промышленности и введение пошлин на импорт хлопка.

Таким образом, проведение Россией эффективной промышленной политики требует серьезных изменений в подходе к таможенному регулированию. Эти изменения, прежде всего, должны быть направлены на отмену (либо значительное сокращение) ввозных пошлин на сырье, материалы, комплектующие и оборудование, не имеющие отечественных аналогов и ввозимые в целях технического перевооружения и расширения производства. Что же касается собственно протекционистских мер во внешней торговле, то их использование должно ограничиваться преимущественно случаями антидемпинговых расследований и использованием встречных мер, нацеленных на пресечение некорректных торговых практик иностранных поставщиков и "восстановление паритета" в торговых отношениях с теми или иными странами.

 

2.2 Направления развития таможенной политики РФ на современном этапе

 

Основные направления таможенно-тарифной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (далее – Основные направления) разработаны во исполнение постановления Правительства Российской Федерации  № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период», в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, Внешнеэкономической стратегией Российской Федерации до 2020 года, а также с учетом отраслевых государственных программ и стратегий. 5

Основные направления предназначены для органов государственной власти и участников внешнеэкономической деятельности для целей определения среднесрочных ориентиров в сфере таможенно-тарифного регулирования, что должно способствовать повышению транспарентности и предсказуемости условий ведения внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.

Для того чтобы определить приоритетные направления развития таможенно-тарифной политики на 2014-2016 гг., следует провести анализ итогов внешнеторговой деятельности России за 2012-2013гг.

По данным таможенной статистики, внешнеторговый оборот России в 2012 г. составил 839,5 млрд долларов и увеличился по сравнению с уровнем 2011 г. в стоимостном выражении на 2,1% (в том числе со странами дальнего зарубежья – вырос на 3,1% до 719,8 млрд долларов, странами СНГ – спад на 3,6% до 119,7 долларов). Увеличение стоимостных объемов внешней торговли России в 2012 г. обусловлено существенным ростом экспортных поставок за счет повышательной динамики цен, а также ростом импорта преимущественно за счет увеличения физических объемов ввоза.

Ниже приведены показатели внешней торговли России в 2012 году (миллиардов долларов США) (рисунок 1).

Рисунок 1. Показатели внешней торговли России в 2012 г.

 

Так, по данным таможенной статистики российский экспорт в 2012 г. в стоимостном выражении по сравнению с 2011 г. увеличился на 1,7%. При этом суммарный экспорт составил 525,4 млрд долл., в том числе поставки в страны дальнего зарубежья – 447,3 млрд долл. (прирост на 2,3%), в страны СНГ – 78,1 млрд долл. (спад на 1,6%).Увеличение стоимостных объемов экспорта в 2012 г. по сравнению с 2011 г. обусловлено ростом средних контрактных цен (на 1,6%), преимущественно в торговле со странами СНГ (на 8,6%) и ростом физических объемов вывоза в страны дальнего зарубежья (на 1,8%). Помимо этого, замедление роста стоимостных объемов экспорта во многом было связано со стабилизацией мировых цен на энергоносители и снижением цен на металлы.

Информация о работе Основы таможенной политики Российской Федерации