Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2014 в 21:13, курсовая работа
Краткое описание
Цель данной работы – раскрыть сущность таможенной политики РФ и проанализировать развитие и эффективность применения таможенной политики России в современных условиях. В связи с этим, для достижения цели данной работы, необходимо выполнить следующие задачи: • изучить цели и назначение таможенной политики; • раскрыть сущностные черты государственной таможенной политики;
На фоне различий в динамике
экспорта и импорта товаров резко изменилось
и сальдо товарооборота. Если в 2011 г. торговое
сальдо составило 210,9 млрд долл., то в 2012
г. положительное сальдо увеличилось до
211,2 млрд долл. (прирост на 0,3 млрд долл.
по сравнению с 2011 г.). При этом в торговле
со странами дальнего зарубежья сальдо
равнялось 174,7 млрд долл. (спад на 1,4 млрд
долл.), со странами СНГ – 36,5 млрд долл.
(прирост на 1,9 млрд долл.) На 82,7% активное
сальдо сформировалось в торговле со странами
дальнего зарубежья.
В 2012 году основным торговым
партнером России остался ЕС: внешнеторговый
оборот со странами ЕС составил 410,5 млрд
долларов и увеличился по сравнению с
2011 г. на 4,1% . В торговле со странами СНГ
наблюдался спад, внешнеторговый оборот
составил 119,7 млрд долларов – спад на 3,6%.
Объемы торговли со странами
СНГ в 2012 году приведены ниже (миллионов
долларов США) (таблица 2).
Таблица 2. - Объемы торговли
со странами-членами СНГ в 2012 г.
Страны
Оборот
Экспорт
Импорт
В % к январю-декабрю 2011г.
Оборот
Экспорт
Импорт
Азербайджан
3407,9
2844,0
363,9
110,7
113,5
98,6
Армения
1216,2
915,5
300,7
122,3
116,6
143,6
Белоруссия
36432,2
24566,0
11866,2
92,3
98,5
81,7
Казахстан
23698,2
15080,4
8617,8
114,6
106,9
130,9
Киргизия
1829,8
1634,1
195,7
126,0
141,0
66,8
Молдова
2086,0
1609,0
477,0
106,8
108,4
101,7
Таджикистан
745,0
677,9
67,1
86,1
93,9
75,7
Туркмения
1434,1
1251,0
183,1
110,5
108,3
128,4
Узбекистан
3715,4
2324,9
1390,5
93,7
110,3
74,9
Украина
45184,4
27204,0
17980,4
89,2
89,2
89,3
Суммарные поступления в федеральный
бюджет от внешнеэкономической деятельности
за 2012 год составили 4 963 млрд. руб. или 38,6
% в доходах федерального бюджета. Доля
вывозных таможенных пошлин в доходах
федерального бюджета в 2012 году составила
31,9%, ввозных – 5,7 процента. В соответствии
с правилами распределения пошлин между
государствами-членами Таможенного союза
на долю России приходится 87,97% суммарных
пошлин от импорта товаров на единую таможенную
территорию Таможенного союза.
Подробные данные о поступлениях
приведены в таблице 3.
Таблица 3. - Итоги доходов бюджета
от внешнеэкономической деятельности
в 2011-2012 гг., млрд. руб.
2011
2012
Темп прироста, %
Доходы бюджета
11352
12854
13,2
Поступления от ВЭД (без учета
НДС и акциза)
4658
4963
6,5
Вывозные пошлины
3710
4099
10,5
нефть
2332
2490
6,8
газ
384
434
13,0
нефтепродукты
936,5
1130
20,7
Ввозные пошлины
693
733
5,8
Тарифные льготы:
- по ввозным пошлинам
90,5
94,7
4,6
- по вывозным пошлинам
225,1
235,5
4,6
- таможенные преференции
(ЕСП)
9,9
12,1
22,2
Объем предоставленных льгот
по уплате таможенных пошлин в 2012 году
составил 330,2 млрд. руб., в том числе по
ввозным таможенным пошлинам – 94,7 млрд.
руб., по вывозным пошлинам – 235,5 млрд.
руб. По сравнению с 2011 годом объем льгот
по уплате таможенных пошлин увеличился
на 4,6 процента.
Сумма тарифных преференций,
предоставленных в 2012 году в отношении
товаров, ввозимых из развивающихся и
наименее развитых стран в рамках Единой
системы преференций, увеличилась на 22%
по сравнению с 2011 годом, составив при
этом 12,1 млрд. руб.
На основе анализа таможенно-тарифной
политики России за 2012 год, можно сделать
вывод, что в 2014-2016 годах реализация данной
политики будет тесно связана с решением
приоритетных задач в сфере модернизации
и диверсификации экономики, повышения
конкурентоспособности и эффективности
отечественных производств, что необходимо
для успешной работы на глобальном рынке.
Таможенно-тарифное регулирование
будет осуществляться под влиянием совокупности
факторов институционального характера,
обеспечивающих дальнейшей рост открытости
национальной экономики и развитие внутренней
конкурентной среды. Наиболее значимыми
среди таких факторов являются:
• повышение транспарентности
и предсказуемости таможенно-тарифной
политики при общей тенденции к снижению
уровня тарифной защиты в процессе выполнения
обязательств по ВТО;
• следование принципам единой
торговой политики государств-участников
Таможенного союза во взаимоотношениях
с иностранными государствами и их объединениями
на площадке ВТО, а также других международных
экономических организаций;
• разработка промышленной
и аграрной политики, согласованной с
мерами таможенно-тарифного регулирования
импорта и экспорта, в целях поддержания
отраслевых приоритетов в рамках Единого
экономического пространства.
Меры таможенно-тарифной политики
должны быть нацелены на решение задач
модернизации и повышения конкурентоспособности
российских отраслей промышленности и
сельскохозяйственного производства,
которые в перспективе могли бы сформировать
экспортный потенциал экономики (нанотехнологии,
ядерная энергетика, машиностроение и
микро- и оптоэлектроника электроника,
биотехнологии, медицинская техника и
фармацевтика и прочие), а также служить
целям обеспечения продовольственной
безопасности страны.
Определенные подходы к реализации
политики будут обусловлены происходящими
в мировой экономике процессами. Несмотря
на имеющиеся глобальные и локальные риски,
мировое экономическое развитие в среднесрочной
перспективе оценивается как умеренно
благоприятное.
По сравнению с 2012 годом в 2013
году, и особенно начиная с 2014 года, ожидается
оживление международной торговли. По
оценкам Международного валютного фонда
(МВФ), в физическом выражении ее увеличение
составит 5,5% в 2014 году. Это будет означать
увеличение конкурентного давления на
российских производителей для внутреннего
рынка и экспортеров в условиях реализации
стимулирующих стратегий развития экспорта
странами-партнерами.
В силу вялого спроса, в ряде
случаев избыточного предложения и высокого
уровня запасов в среднесрочной перспективе
существенного роста мировых цен на крупнейшие
позиции российского экспорта и импорта
не ожидается. Маловероятно и сильное
падение цен, поскольку прогнозируется
высокий спрос со стороны развивающихся
рынков. Вместе с тем возможны временные
скачки цен на рынках стратегического
промышленного сырья и продовольствия
под влиянием военно-политических, финансовых
(для биржевых товаров) и климатических
факторов.
В структуре экспорта в рассматриваемый
период увеличатся доли продовольствия,
машин и оборудования, химической продукции,
металлов и изделий из них, доля минеральных
продуктов к 2016 году несколько снизится.
В импорте сохранится тенденция
постепенного снижения доли продовольствия,
текстиля, металлов, и химической продукции
при увеличении доли машин, оборудования
и транспортных средств.
Особенности реализации таможенно-тарифной
политики в 2014-2016 годах будут определяться
растущей привлекательностью России и
Единого экономического пространства
как крупного рынка сбыта для несырьевой
продукции зарубежных стран, в первую
очередь товаров высокой степени переработки.
Среди задач и мер по адаптации
экономик государств-членов Таможенного
союза к условиям членства в ВТО и функционирования
в рамках Единого экономического пространства
необходимо выделить следующие:
а) содействие диверсификации
российской экономики. Реализация таможенно-тарифной
политики должна быть нацелена на достижение
результатов по диверсификации экономики,
привлечению в нее высоких технологий
и ускоренному развитию экспортноориентированных
промышленных производств;
б) либерализация импортного
режима в рамках выполнения обязательств
России и Таможенного союза перед ВТО.
Определяющее влияние на таможенно-тарифное
регулирование импорта Таможенного
союза будут оказывать обязательства
России в ВТО;
в) совершенствование Единой
системы преференций Таможенного союза.
Действующий в соответствии с Протоколом
о единой системе тарифных преференций
в Таможенном союзе от 12 декабря 2008 г. и
Решением Коллегии ЕЭК от 16 мая 2012 г.
№ 46 преференциальный режим применяется
в отношении импорта отдельных промышленных
и сельскохозяйственных товаров, происходящих
из 151 развивающихся и наименее развитых
стран дальнего зарубежья, и распространяется
на импорт товаров, классифицируемых
по 300 товарным линиям ТН ВЭД ТС на уровне
4-го знака. В перечень преференциальных
товаров входят преимущественно сельхозпродукция,
отдельные виды промышленной продукции
в виде сырья и 23 полуфабрикатов, а
также изделия с низкой степенью переработки.
Основными странами-бенефициарами этой
системы являются Китай, Бразилия,
Турция. Совершенствование системы
тарифных преференций будет происходить
за счет упорядочения стран-бенефициаров
и оптимизации предоставления тарифных
преференций развивающимся и наименее
развитым странам, направленным на
их вовлечение в международную торговлю.
г) совершенствование таможенного
администрирования. В российском законодательстве
заложены основы для продолжения работы
по созданию благоприятных условий внешнеэкономической
деятельности для предпринимателей,
упрощению таможенных процедур, внедрению
электронного документооборота, сокращению
необходимых документов и сроков совершения
таможенных операций;
д) заключение соглашений о
преференциальной торговле. Одно из
главных направлений торговой, в том числе
в таможенно-тарифной политике Таможенного
союза в среднесрочной перспективе –
совершенствование позиционирования
Таможенного союза в международной
торговой системе для получения преимуществ
от расширения торговли и улучшения
доступа на внешние рынки. Российская
сторона заинтересована в разработке
более глубокого режима преференциальной
торговли, включающего положения о сотрудничестве
в сфере услуг и инвестиций, создающие
благоприятные условия для расширения
коммерческого присутствия отечественных
компаний и банков в странах-партнерах.
Реализация поставленных задач
будет обеспечиваться следующими направлениями
таможенной политики РФ:
• стимулирование переноса
производств на территорию РФ путем дифференциации
ставок таможенных пошлин в зависимости
от глубины переработки и предназначения
товаров. Дифференциации ставок таможенных
пошлин в зависимости от глубины переработки
и предназначения товаров (минимальные
пошлины на материалы, сырье, комплектующее,
максимальные - на готовые товары) создает
более привлекательные условия для изготовления
товаров в РФ по сравнению с их импортом
и способствует переносу производств
на территорию РФ. Вместе с тем, такие факторы,
как: снижение таможенных пошлин на технологическое
оборудование в целях содействия модернизации
российских производств. Необходимость
содействия удовлетворению потребительского
спроса на высококачественные товары,
аналоги которых не производятся в РФ,
либо производятся в недостаточных количествах.
Выполнение международных обязательств
РФ по беспошлинному отдельных видов товаров.
Необходимость защиты наиболее конкурентно
способных отраслей российской экономики
в сырьевом секторе и в производстве товаров
низкого передела. Временное открытие
внутреннего рынка для увеличения предложения
и предотвращения роста цен.
• усиление регулирующей функции
таможенного тарифа, обеспечение сбалансированности
и рациональная защита внутреннего рынка
страны. Угроза вытеснения товаров отдельных
секторов экономики с внутреннего рынка
импортом, требует создание определенных
барьеров для доступа импорта. В тоже время,
искусственное и не оправданное ограждение
от импорта снижает стимулы для повышения
конкурентоспособности отечественного
производства, инвестиционной активности,
развитие сферы услуг стимулирует повышение
спроса на товары в области машиностроения,
в которой отечественное производство
не может удовлетворить в полной мере.
Сбалансировать регулирование импорта
с учетом потребности производителей
и потребителей будет обеспечиваться:
применением специфических тарифных инструментов
в аграрном спектре (сезонные пошлинные,
квоты), гибких реагированием на потребности
производителей и потребителей, ценовую
ситуацию на рынках путем временного снижения
или повышения ставок ввозных таможенных
пошлин, применением специальных защитных,
антидемпинговых и компенсационных мер;