Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:17, курсовая работа
Цель курсовой работы является систематизация и закрепление теоретических знаний по выявлению особенностей правового регулирования перемещения через границу РФ валютных ценностей, валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, приобретение навыков самостоятельного анализа и поиска резервов по изучаемой теме.
Основные задачи курсовой работы:
- изучение особенностей организации валютного регулирования в России, инструментов валютного регулирования: понятие, классификация, особенности применения в России;
- построение структуры механизма валютного регулирования: правовые основы;
- рассмотрение порядка перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ 6
1.1 ИНСТРУМЕНТЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВНАИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ 7
2. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 21
2.1 ПОРЯДОК ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ ВАЛЮТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ВАЛЮТЫ РФ И ВНУТРЕННИХ ЦЕННЫХ БУМАГ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
- связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;
- связанные
с выплатами по внешним ценным
бумагам, за исключением вексел
- по оплате
и (или) возмещению расходов
физического лица, связанных со
служебной командировкой за
- связанные
с осуществлением обязательных
платежей (налогов, сборов и других
платежей) в федеральный бюджет,
бюджет субъекта Российской
- связанные с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
- предусматривающие расчеты
и переводы для осуществления
деятельности дипломатических
- переводы физическим
лицом - резидентом из Российской
Федерации в пользу иных
- переводы физическим лицом - резидентом в Российскую Федерацию со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в пользу иных физических лиц - резидентов на их счета в уполномоченных банках;
- совершаемые доверительными управляющими.
Однако, несмотря на указанные
исключения, валютное законодательство
сохраняет общий принцип
Статья 12 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает некоторые запреты относительно открытия и ведения счетов резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, а именно:
- резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов);
- резиденты, за исключением
физических лиц,
Правовой режим открытия банковского счета за пределами территории Российской Федерации зависит в первую очередь от государства, в котором этот счет открывается. В банках, расположенных на территории государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАФТ), банковские счета и вклады открываются без ограничений.
Другое валютное ограничение установлено для нерезидентов относительно открытия счетов в банках на территории Российской Федерации. Согласно ст. 13 Закона нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.
Одной из составляющих валютной
политики Российской Федерации является
обеспечение репатриации
Первый связан с «обязанностью резидента при осуществлении внешнеторговой деятельности обеспечить в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них»3
Вторым аспектом обязанности по репатриации является «обязанность резидента возвратить в Россию денежные средства, уплаченные нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории России) товары, невыполненные работы, не оказанные услуги, не переданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них»4
При рассмотрении любого из аспектов обязанности по репатриации выручки следует учесть срок, в течение которого резидент должен исполнить обязанность по зачислению денежных сумм на банковские счета в уполномоченных банках. Им в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона является срок, предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом) для исполнения обязанностей нерезидентом по оплате товаров, работ, услуг или исключительных прав, в случае рассмотрения первого аспекта репатриации и для поставки нерезидентом товаров, выполнения работ и оказания услуг - в случае рассмотрения второго аспекта репатриации.
Обязанность резидента по
репатриации считается
В 2011г. Банк России принимал активное участие в совершенствовании актов валютного законодательства, а также в работе по обеспечению передачи уполномоченными банками органам и агентам валютного контроля информации, необходимой для выполнения ими возложенных на них функций в сфере валютных отношений.
В целях повышения эффективности и оптимизации функционирования системы валютного контроля при осуществлении внешнеторговой деятельности при активном участии Банка России был разработан и принят Федеральный закон от 06.12.2011г. № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного контроля», который вступил в силу 5 июня 2012г.
Для обеспечения контроля за репатриацией резидентами денежных средств Федеральным законом № 406-ФЗ установлена обязанность представления резидентами уполномоченным банкам данных об ожидаемых в соответствии с условиями договоров максимальных сроках получения валютной выручки, а также о максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств в счет осуществленных резидентами авансовых платежей для последующего отражения этой информации уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля.
Также Федеральным законом № 406-ФЗ предусмотрено сокращение перечня информации, подлежащей отражению в паспорте сделки, который оформляет резидент на основе внешнеторгового контракта.
В целях расширения информационного обеспечения и повышения оперативности работы органов и агентов валютного контроля для уполномоченных банков установлена обязанность в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты оформления паспорта сделки, направлять его в электронном виде органам и агентам валютного контроля, а при наличии информации о нарушении юридическим лицом - резидентом требований по репатриации иностранной и национальной валюты передавать органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к такому лицу, ведомости банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения.
В настоящее же время в соответствии с Положением Банка России от 20.07.2007г. № 308-П «О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования» уполномоченные банки осуществляют передачу через Банк России органу валютного контроля, которым является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), только информации о выявленных нарушениях валютного законодательства. «По итогам 2011г. уполномоченными банками была направлена информация о 750 тыс. нарушений, в том числе о 38 тыс. нарушений ст. 19 «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации» Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле»5
Мерами валютного ограничения также выступают отдельные запреты по валюте расчетов при проведении валютных операций с ценными бумагами. Так, денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами проводятся в валюте Российской Федерации, а с внешними ценными бумагами - как в национальной валюте, так и в иностранной. Однако Банк России применительно к валютным операциям с внутренними и внешними ценными бумагами может вводить иной порядок расчетов в целом или к отдельным видам ценных бумаг.
Существенным
элементом системы мер валютных
ограничений являлся
Перечень иностранных валют, подлежавших обязательной продаже на внутреннем валютном рынке Российской Федерации, регулировался Центральным банком Российской Федерации. В него были включены тринадцать валют: «австралийский доллар, датская крона, доллар США, евро, исландская крона, иена, канадский доллар, норвежская крона, сингапурский доллар, турецкая лира, фунт стерлингов, шведская крона, швейцарский франк».6
Обязательная продажа части валютной выручки могла быть осуществлена одним из четырех способов:
- «уполномоченному банку;
- через уполномоченный банк на валютных биржах;
- через уполномоченный банк на внебиржевом валютном рынке;
- через уполномоченный банк на Центральному банку Российской Федерации»7.
Для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и в целях учета валютных операций, в том числе при обязательной продаже части валютной выручки, уполномоченные банки открывали резидентам на основании договора банковского счета текущий валютный и одновременно транзитный валютный счета. Каждому текущему валютному счету, открытому по всем видам валют, за исключением счетов в клиринговых валютах, должен был соответствовать транзитный валютный счет.
В нынешних условиях, когда растущие цены на нефть обеспечивают положительное сальдо платежного баланса и стремительный рост золотовалютных резервов, у Центрального банка Российской Федерации нет необходимости поддерживать искусственное предложение валюты. Тем более что экспортеры в любом случае продают на внутреннем рынке гораздо больше валюты, чем по нормативу обязательной продажи, поскольку им необходимы рубли, чтобы платить налоги, выплачивать зарплаты и осуществлять инвестиции.
Таким образом, отмена норматива обязательной продажи части валютной выручки стала еще одним шагом к либерализации валютного регулирования на пути к достижению полной конвертируемости рубля.
Следующей мерой ограничительно-
В качестве одного из основных методов валютных ограничений, установленных законодательством Российской Федерации, является лицензирование валютных операций коммерческих банков, которое представляет собой запрет заниматься банковской деятельностью без получения специального разрешения. «Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России»9. Названная мера валютного ограничения выступает основным средством регулирования банковской деятельности, в том числе связанной с проведением валютных операций.
Как уже было отмечено, валютные ограничения носят не дискриминационный характер, в связи с чем могут отменяться органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление. Так, в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» существовала ст. 16 «Резервирование», которая была отменена с 1 января 2007 года, однако не стоит исключать гипотетической вероятности возврата к данному виду валютного ограничения, в связи с этим необходимо рассмотреть сущность данного инструмента.
Информация о работе Особенности организации валютного регулирования в России