Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:17, курсовая работа
Цель курсовой работы является систематизация и закрепление теоретических знаний по выявлению особенностей правового регулирования перемещения через границу РФ валютных ценностей, валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, приобретение навыков самостоятельного анализа и поиска резервов по изучаемой теме.
Основные задачи курсовой работы:
- изучение особенностей организации валютного регулирования в России, инструментов валютного регулирования: понятие, классификация, особенности применения в России;
- построение структуры механизма валютного регулирования: правовые основы;
- рассмотрение порядка перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ 6
1.1 ИНСТРУМЕНТЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВНАИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ 7
2. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 21
2.1 ПОРЯДОК ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ ВАЛЮТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ВАЛЮТЫ РФ И ВНУТРЕННИХ ЦЕННЫХ БУМАГ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
Резервирование - внесение лицом, осуществляющим валютную операцию, беспроцентного депозита в рублях в Банк России с последующим его возвратом при соблюдении установленных для данной валютной операции условий или по истечении установленного срока. Применяется к валютным операциям как резидентов, так и нерезидентов. Предельный размер суммы и срок определяются на законодательном уровне, а конкретные суммы и срок - соответствующими органами валютного регулирования. Зарезервированная сумма вносится на отдельный счет в уполномоченном банке или в Банке России в валюте Российской Федерации.
Размер суммы, подлежащей резервированию, определяется на день ее внесения. Если валютная операция проводится в иностранной валюте, то расчет суммы резервирования производится по официальному курсу Банка России на день внесения указанной суммы. Для исчисления суммы резервирования по валютным операциям с внешними или внутренними ценными бумагами необходимо определить стоимость соответствующих ценных бумаг на день внесения суммы резервирования. Стоимость указанных ценных бумаг рассчитывается в зависимости от того, являются ли они обращающимися или не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. В зависимости от этого для расчета стоимости обращающихся ценных бумаг используется их рыночная стоимость, а в отношении не обращающихся на рынке ценных бумаг используется фактическая цена реализации этих ценных бумаг.
Значение резервирования выражается в воздействии на экономическую активность хозяйствующих субъектов, а именно в снижении экономических стимулов к трансграничным капитальным операциям. Следовательно, отмена в российском законодательстве статьи о резервировании говорит о направленности российской экономики на развитие международного сотрудничества, повышение инвестиционной активности бизнеса, а также привлечение иностранных инвестиций.
Эффективной мерой валютного регулирования является проведение Банком России валютных интервенций. Суть заключается в том, что Центральный банк Российской Федерации участвует в операциях на валютном рынке в целях воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи иностранной валюты, а также для поддержания равновесного соотношения спроса и предложения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Для повышения курса рубля Банк России продает иностранную валюту, для снижения - покупает ее в обмен на национальную валюту. Банк России проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс национальной валюты к ее покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.
В период с января по июль 2011г. в связи с превышением предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке Банк России осуществлял операции по покупке иностранной валюты. «Совокупный объем покупок за 2011г. составил 29,3 млрд. долл. США (45,9 млрд. долл. США в 2010 г.).
Во второй половине 2011г. осуществлялись только продажи. Совокупный объем продаж составил 16,9 млрд. долл. США (11,8 млрд. долл. США в 2010г.).
Объем нетто-покупки иностранной валюты Банком России на внутреннем валютном рынке за 2011г. составил 12,4 млрд. долл. США в долларовом эквиваленте (34,1 млрд. долл. США за 2010 год)»10
Цель валютного регулирования - проведение разумной денежно-кредитной политики в условиях рыночной экономики, выступающей инструментом достижения макроэкономических целей государства. В этом смысле можно утверждать, что валютное регулирование и валютный контроль как составная часть регулирующего механизма объективно способствуют поддержанию сбалансированного движения финансовых потоков в экономике страны и, как следствие, достижению стабильного функционирования банковской системы, через которую движение финансовых ресурсов реально осуществляется. Таким образом, несмотря на разницу в целях оба вида банковского регулирования имеют один и тот же результат в своем действии, выражающийся в оптимизации функционирования банков и других кредитных организаций, выполняющих банковские функции11
Переход российской экономики на рыночные отношения, ее постепенная интеграция в мировое хозяйство и международные валютно-финансовые организации, последовательная децентрализация внешнеэкономических связей российских предприятий с зарубежными партнерами делают крайне актуальными знания механизма регулирования валютных отношений на территории России и за ее пределами. Данный механизм, имеющий экономическую природу (в его основе лежат объективно обусловленные экономические процессы), выступает в любом государстве в правовой форме.
Существующая система нормативных правовых актов представляет собой юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное назначение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, выражающаяся в том, что создаются предпосылки для дальнейшего развития и трансформации данного комплекса, т.е. возможность его эволюционирования и изменения. Вне рамок существующей системы нормативных правовых актов вообще невозможно говорить о механизме регулирования валютных отношений в любом государстве. В научной литературе вышеупомянутая система получила название «валютное законодательство». Этот термин употребляется в широком смысле и охватывает не только законы, но и любые другие подзаконные акты нормативного характера (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, инструкции Центрального банка РФ и т.д.). Механизм валютного регулирования можно представить в виде таблицы (табл. 1).
Таблица 1
Механизм валютного регулирования
Валютное законодательство |
Регулятивное воздействие |
Валютные отношения |
Акты валютного законодательства(нормативный аспект) |
Валютное законодательство осуществляет регулятивное воздействие на валютные отношения в форме предписаний, дозволений и запретов, осуществления валютного контроля и возложения ответственности на субъектов валютных отношений за нарушение ими норм валютного законодательства 12 |
Субъекты валютных отношений |
Объекты валютных отношений | ||
Органы, издающие акты валютного законодательства (институционный аспект) |
Валютные операции |
Как видно из таблицы, механизм валютного регулирования включает в себя три структурных элемента:
- валютное законодательство, принимаемое различными государственными органами;
- валютные отношения, складывающиеся между различными субъектами по поводу совершения ими валютных операций с различными объектами;
- регулятивное воздействие валютного законодательства на валютные отношения, осуществляемое в различных формах.
Структурные элементы механизма валютного регулирования находятся в постоянном взаимодействии и взаимовлиянии, что предполагает их системообразующее видоизменение и функциональное эволюционирование. Статичные по сути валютные отношения, представляющие собой константу механизма валютного регулирования, перманентно находятся в состоянии развития в силу регулятивного воздействия на них со стороны динамичного по сути валютного законодательства, играющего в силу своей особенности роль двигателя в данном механизме.
Валютное законодательство представляет собой первый структурный элемент механизма валютного регулирования, и именно оно выполняет регулятивную функцию в этом механизме13. Валютное законодательство Российской Федерации в настоящее время представляет собой крайне неоднородный нормативный комплекс, включающий акты различной юридической природы, принятые государственными органами, которые находятся на различных ступеньках государственной иерархии. Согласно Конституции РФ14 валютное регулирование находится в ведении Российской Федерации (п. «ж» ст. 71). Это означает, что принятие валютного законодательства входит в исключительную компетенцию федеральных государственных органов и не находится в компетенции субъектов Федерации.
Основным актом валютного законодательства является Федеральный закон от 10 декабря 2003 года «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 21 ноября 2011года)15 (далее - Закон). Закон состоит из пяти глав, логически связанных между собой (гл. 1 «Общие положения», гл. 2 «Валютное регулирование», гл. 3 «Репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации и обязательная продажа части валютной выручки», гл. 4 «Валютный контроль» и гл. 5 «Заключительные положения»). Последняя редакция Закона содержит большое число новелл правовой регламентации, что позволяет говорить о введении в России кардинально иного механизма валютного регулирования взамен существовавшего ранее16. Во-первых, в Законе впервые четко сформулированы основные принципы валютного регулирования и валютного контроля, в том числе:
- приоритет экономических
мер в реализации
- исключение неоправданного
вмешательства государства и
его органов в валютные
- единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;
- единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
- обеспечение государством
защиты прав и экономических
интересов резидентов и
Во-вторых, в Законе по-новому обозначены органы валютного регулирования, в число которых ныне входят Центральный банк РФ и Правительство РФ, причем последнему отводится весьма важная роль в принятии актов валютного регулирования (ст. 5)18. В-третьих, в Законе по-иному определены методы регулирования валютных операций, включая требования о репатриации резидентами иностранной и российской валюты (ст. 19), а также о совершении резидентами и нерезидентами валютных операций через банковские счета, открытые в уполномоченных банках (ст. ст. 13 и 14).
Акты валютного
Акты валютного законодательства, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Акты валютного законодательства, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Акты валютного законодательства подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные акты не применяются.
Органы валютного контроля могут издавать акты по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов (п. п. 3 - 6 ст. 4).
Выступая как органы валютного регулирования, Банк России и Правительство РФ обладают нормотворческой функцией, т.е. вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Закон различает исключительную компетенцию Банка России, исключительную компетенцию Правительства РФ и совместную компетенцию Банка России и Правительства РФ по принятию актов валютного законодательства. Например, нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной и российской валюте только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории России, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России (п. п. 1 и 2 ст. 13). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России (п. 2 ст. 14). Расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Банком России (п. 3 ст. 14).
Валютный контроль в России осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля. Органами валютного контроля являются Банк России, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ (в настоящее время таковым является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора). Агенты валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные Банку России, Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы19. Контроль над осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Банк России. Контроль над осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля20
Информация о работе Особенности организации валютного регулирования в России