Особенности организации валютного регулирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:17, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы является систематизация и закрепление теоретических знаний по выявлению особенностей правового регулирования перемещения через границу РФ валютных ценностей, валюты РФ и ценных бумаг, выраженных в валюте РФ, приобретение навыков самостоятельного анализа и поиска резервов по изучаемой теме.
Основные задачи курсовой работы:
- изучение особенностей организации валютного регулирования в России, инструментов валютного регулирования: понятие, классификация, особенности применения в России;
- построение структуры механизма валютного регулирования: правовые основы;
- рассмотрение порядка перемещения физическими лицами через таможенную границу РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ 6
1.1 ИНСТРУМЕНТЫ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВНАИЯ: ПОНЯТИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ, ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ В РОССИИ 7
2. СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ: ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ 21
2.1 ПОРЯДОК ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ РФ ВАЛЮТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, ВАЛЮТЫ РФ И ВНУТРЕННИХ ЦЕННЫХ БУМАГ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44

Вложенные файлы: 1 файл

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РОССИИ.doc

— 279.00 Кб (Скачать файл)

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного  контроля, а также их взаимодействие с Банком России. Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России21 (п.п. 1 - 6 ст. 22). Резиденты, за исключением физических лиц - резидентов, дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств Российской Федерации, находящихся за пределами ее территории, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных и межправительственных организациях, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории России с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по согласованию с Банком России (п. 7 ст. 12) 22.

Акты валютного  законодательства принимаются Банком России в форме инструкций, положений  и указаний, а Правительством РФ - в форме постановлений и распоряжений. Акты валютного законодательства, принимаемые  федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, имеют форму главным образом приказов, инструкций и положений. Порядок их принятия и регистрации регулируется Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утв. Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009 (в ред. от 29 июля 2011 года.23).

Согласно этому  документу нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, а также по их инициативе в пределах их компетенции (п. 1). Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание таких актов в виде писем и телеграмм не допускается 24. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые            акты (п. 2).

Акты валютного  законодательства, принимаемые Президентом  РФ как органом общей компетенции в области валютного регулирования в форме указов, представляют собой в настоящее время весьма узкую группу актов. В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 15 октября 1993 года № 1634 «Об освобождении нефтегазодобывающих объединений от обязательной продажи части валютной выручки при поставках нефти для погашения иностранного кредита»25. Такое положение вещей обусловлено следующим: большая группа валютных операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, регулирование которых входило ранее в компетенцию Президента РФ, ныне вообще выведена из сферы валютного регулирования и рассматривается как группа операций на финансовом рынке.

Наряду с нормативным аспектом, представленным актами валютного законодательства, в структуре механизма валютного регулирования можно выделить и институционный аспект. Он представлен государственными органами, осуществляющими принятие актов валютного законодательства и контроль над их соблюдением, как органами специальной компетенции в области валютного регулирования. Наделение Законом Банка России и Правительства РФ функций по принятию актов валютного законодательства означает придание им статуса органов специальной компетенции. Институционный аспект механизма валютного регулирования можно представить следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

 

Институционный  аспект механизма валютного регулирования

 

п/п

Наименование  государственного органа

Правовая основа функционирования государственного органа

1

Центральный банк РФ (Банк России)

Федеральный закон от 10 июля 2002 года «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 21 ноября 2011 года) - СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; Российская газета. 2011. 26 нояб.

2

Федеральная таможенная служба

Положение о Федеральной таможенной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 26 июля 2006 года № 459 (в ред. от 20 июня 2011 года) - СЗ РФ. 2006. № 32. Ст. 3569; 2011. № 26. Ст. 3804.

3

Федеральная налоговая  служба

Положение о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 (в ред. от 24 марта 2011 г.) - СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961; 2011. № 14. Ст. 1935.

4

Федеральная служба по финансовым рынкам

Положение о Федеральной службе по финансовым рынкам, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 августа 2011 года № 717 «О некоторых вопросах государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации» - СЗ РФ. 2011. № 36. Ст. 5148

5

Федеральная служба по     
финансовому мониторингу

Положение о Федеральной службе по         финансовому мониторингу, утв.            Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004. № 307 (в ред. от 24 марта 2011года) - СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2676; 2011. № 14. Ст. 1935.


 

Валютные  отношения как структурный элемент механизма валютного регулирования представляют собой не однородную массу, а имеют логическую систему построения, включающую субъекты, объекты и валютные операции, т.е. действия, которые субъекты валютных отношений имеют право совершать применительно к объектам26. Специфика валютного законодательства состоит в том, что общеправовые категории субъектов не совсем подходят к данному вопросу. Валютное законодательство использует совершенно новые категории субъектов, неизвестные гражданскому праву в целом, - резиденты и нерезиденты. Важность выделения этих категорий субъектов заключается в следующем: в зависимости от их вида различается правовой режим осуществления ими валютных операций. В категорию резидентов Закон включает следующих лиц:

- физических  лиц, являющихся российскими гражданами, за исключением признаваемых  постоянно проживающими в иностранном  государстве в соответствии с  законодательством этого государства;

- постоянно  проживающих в Российской Федерации  на основании вида на жительство иностранных граждан и лиц без гражданства;

- юридические  лица, созданные в соответствии  с российским законодательством;

- находящиеся  за пределами территории России  филиалы, представительства и  иные подразделения юридических  лиц - резидентов;

- дипломатические представительства, консульские учреждения и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами ее территории, а также постоянные представительства Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях;

- Российскую  Федерацию, субъекты Российской  Федерации, муниципальные образования (пп. 6 п. 1 ст. 1).

К нерезидентам Закон относит:

- физических  лиц, не являющихся резидентами;

- юридические  лица, созданные в соответствии  с законодательством иностранных  государств и имеющие местонахождение  за пределами территории России;

- организации,  не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории России;

- аккредитованные  в Российской Федерации дипломатические  представительства, консульские  учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

- межгосударственные  и межправительственные организации,  их филиалы и постоянные представительства  в Российской Федерации;

- находящиеся  на территории России филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов - юридических лиц и организаций, не являющихся юридическими лицами;

- иные лица, не являющиеся резидентами (пп. 7 п. 1 ст. 1).

Закон не раскрывает в деталях характеристики резидентов и нерезидентов27, поэтому для точного уяснения сути этих категорий необходимо обращаться к иным нормативным правовым актам. Так, Закон относит к резидентам физических лиц - иностранных граждан и лиц без гражданства, которые постоянно проживают в России на основании вида на жительство. Этот вопрос регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 16 ноября 2011 года)28. Согласно данному Закону все иностранные граждане, находящиеся на территории России, делятся на три категории:

- временно пребывающие  в России;

- временно проживающие  в России;

- постоянно  проживающие в России (п. 1 ст. 2).

В каждом из трех случаев предусмотрены определенные основания и сроки нахождения иностранных граждан на территории России. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации  определяется сроком действия выданной ему визы. Срок временного пребывания иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток (п. п. 1 и 2 ст. 5). Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года (п. 1 ст. 6).

В течение срока  действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований  иностранному гражданину по его заявлению  может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено (пп. 1 - 3 ст. 8). Основания для отказа в выдаче либо аннулирования вида на жительство содержатся в ст. 9 Закона, причем их перечень является исчерпывающим. Эта и только эта категория иностранных граждан, находящихся на территории России, будет признана резидентами в значении, придаваемом валютным законодательством29

В основе отнесения  к категории резидентов и нерезидентов юридических лиц лежат общепризнанные в международном частном праве  критерии инкорпорации и оседлости. Резидентами признаются юридические  лица, созданные в соответствии с  законодательством Российской Федерации (т.е. учрежденные в России). Создание юридического лица по российскому праву предполагает его регистрацию и внесение в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа. Регистрация осуществляется в настоящее время Федеральной налоговой службой в соответствии с требованиями Федерального закона от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. от 18 июля 2011 года)30 (ст. 13).

Нерезидентами признаются юридические лица, созданные  в соответствии с законодательством  иностранных государств и имеющие  местонахождение за пределами территории Российской Федерации. В МЧП под местонахождением юридического лица имеется в виду расположение его управленческих органов. Таким образом, при определении круга физических лиц - резидентов как субъектов валютных отношений принимаются во внимание критерии гражданства и постоянного местожительства (известного в МЧП как домицилий). В отношении же юридических лиц при определении их статуса резидентства используются критерии инкорпорации и оседлости.

Рассмотрев  специфику субъектов валютных отношений, остановимся на характеристике их объекта. Именно объект определяет особенности отношений между субъектами, которые мы называем валютными. В самой общей форме особенность валютных отношений состоит в том, что их объектом всегда являются валюта31 и ценные бумаги. Ни драгоценные металлы, ни драгоценные камни не квалифицируются как объекты валютного регулирования. Закон относит к числу объектов валютных отношений следующие категории:

1) валюту Российской  Федерации:

- денежные знаки  в виде банкнот и монеты  Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

- средства на  банковских счетах и в банковских вкладах;

2) иностранную  валюту:

- денежные знаки  в виде банкнот, казначейских  билетов, монеты, находящиеся в  обращении и являющиеся законным  средством наличного платежа  на территории соответствующего  иностранного государства (группы  иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

- средства на  банковских счетах и в банковских  вкладах в денежных единицах  иностранных государств и международных  денежных или расчетных единицах;

3) внутренние ценные бумаги:

- эмиссионные  ценные бумаги, номинальная стоимость  которых указана в российской  валюте и выпуск которых зарегистрирован  в Российской Федерации;

- иные ценные  бумаги, удостоверяющие право на  получение российской валюты, выпущенные  на территории Российской Федерации32;

4) внешние ценные  бумаги, в том числе в бездокументарной  форме, не относящиеся к внутренним  ценным бумагам;

Информация о работе Особенности организации валютного регулирования в России