Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 10:32, курсовая работа
Все изложенное выше определяет актуальность темы данной работы. Целью работы является анализ деятельности таможенных органов в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. В свою очередь, из поставленной в работе цели вытекает необходимость решения следующих задач:
- анализ нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы защиты прав интеллектуальной собственности в таможенной сфере;
- изучение видов объектов защиты прав интеллектуальной собственности;
- анализ методов и способов защиты прав интеллектуальной собственности;
Введение……………………………………………………………….3
1. Основные виды ИС, перемещаемые через таможенную границу. Понятие и краткая характеристика………………………………………….5
2. Контрафактная продукция. Система борьбы с контрафактом в РФ. Регламент защиты объектов интеллектуальной собственности в ФТС…..18
3. Особенности совершения таможенных операций и таможенного контроля ОИС. Документальное оформление
3.1. Порядок декларирования ОИС……………………………………..31
3.2. Порядок совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров. внесенных в ТРОИС ФТС России……………………….37
3.3.Осуществление мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих ОИС……………………………………………………..44
4. Деятельность таможенных органов при выявлении и пресечении перемещения через таможенную границу ТС контрафактной продукции. Документальное оформление …………………………………………………50
5. Особенности таможенной экспертизы объектов интеллектуальной собственности (на примере товарных знаков)………………………………56
Заключение………………………………………………………………62
Список используемых источников………………………………………64
Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (далее – Административный регламент) определяет сроки и последовательность действий Федеральной таможенной службы, порядок взаимодействия ФТС России, ее структурных подразделений, региональных таможенных управлений, таможен между собой, а также с правообладателями, федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, органами прокуратуры, судебными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными государственными органами Российской Федерации и государственными органами субъектов Российской Федерации, к компетенции которых отнесены вопросы, связанные с охраной и защитой прав интеллектуальной собственности (далее – государственные органы), банками, иными кредитными и страховыми организациями, участниками внешнеэкономической деятельности и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, а также с иными учреждениями, организациями и гражданами при исполнении государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.
Согласно данному Административному регламенту, ФТС России обеспечивает:
- прием и регистрацию
заявлений о принятии
- рассмотрение заявлений
о принятии таможенными
- принятие решения о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, или об отказе в принятии таких мер;
- внесение в Реестр
объектов интеллектуальной
- присвоение объекту
- продление срока принятия
таможенными органами мер, связанных
с приостановлением выпуска
- внесение в Реестр изменений и дополнений;
- проведение в установленных
Административным регламентом
- исключение объектов
интеллектуальной
- доведение данных Реестра
до сведения таможенных
- представление
- опубликование перечня
объектов интеллектуальной
- информирование, в том
числе с использованием
- общее руководство
Реестр объектов
К сожалению, многие
правообладатели неохотно идут
на сотрудничество с
В 2012 году таможенные органы выявили 19,3 млн. единиц контрафактной продукции (всего с 2007 года выявлено 68,5 млн. единиц). Предметами правонарушений чаще всего являлись одежда, обувь, кондитерские изделия, игрушки, косметические средства, автозапчасти, упаковки. Традиционно контрафакт ввозится из стран Юго-Восточной Азии, есть случаи ввоза из Польши, Украины.
Таможенными органами было возбуждено 996 дел об административных правонарушениях. Из них 968 дел – по статье 14.10 КоАП РФ (незаконное использование товарного знака) и 28 дел – по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав).
В результате выявленных случаев перемещения товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности предотвращен ущерб, который мог бы быть нанесен правообладателям, на сумму 2,3 млрд. рублей.
В рамках исполнения Соглашения между ФТС России и Оргкомитетом «Сочи 2014» об основах взаимодействия при организации и проведении в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году таможенными органами в результате проведения мероприятий по обеспечению защиты олимпийской и паралимпийской символики возбуждено 47 дел об административных правонарушениях. [21]
В России борьбой с распространением контрафактной продукции занимаются не только таможенные органы, но и полиция, ФАС, Роспотребнадзор. На основании ст. 28 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" и Федерального закона от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» также, возложены обязанности на органы федеральной службы безопасности разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе контрабандой.
При этом распределение компетенции между ними следующее. Таможенные органы контролируют импортные товары, остальные государственные органы - товары внутреннего производства.
Органами МВД России постоянно выявляются преступления, связанные с нарушением авторских и смежных прав. Размер причиненного материального ущерба по раскрытым преступлениям составил 392 миллиона рублей, изъято контрафактной продукции на сумму 846,8 миллиона рублей. [22]
Пресечение ввоза на территорию России контрафактных товаров - это широкомасштабная и планомерная долгосрочная работа для таможенных органов, и органов исполнительной власти осуществляющих борьбу осуществляющих борьбу с контрафактом и фальсификатом, которая будет осуществляться обстоятельно и активно, в тесном взаимодействии с другими правоохранительными и государственными органами, с привлечением правообладателей, их ассоциаций и объединений.
3. Особенности
совершения таможенных
3.1. Порядок декларирования ОИС
Порядок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности а также особенности совершения таможенных операций в отношении товаров содержащих объекты интеллектуальной собственности определен главой 46 таможенного кодекса таможенного союза. В соответствии с данной главой таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности.
Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении товаров перемещаемых через таможенную границу:
1) физическими лицами
для личного пользования, в том
числе пересылаемых в их адрес
в международных почтовых
2) в соответствии с
таможенной процедурой
3) дипломатическими
В то же время следует учитывать, что меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Контроль перемещения объектов интеллектуальной собственности предполагает, в частности, проверку достоверности сведений заявленных в декларации на товары.(далее ДТ). Ранее порядок защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности регулировался приказом ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 1199 «Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами», который предусматривал подачу отдельной таможенной декларации либо отдельного дополнительного листа к основной декларации. На сегодняшний день этот приказ утратил силу, и особенности декларирования товаров содержащих объекты интеллектуальной собственности, сводиться к заполнению граф 31,33, и 44 ДТ.
Порядок декларирования товаров регламентируется Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций», и согласноподпункт 29 пункта 15, в графе 31 ДТ указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД Таможенного союза, а также о грузовых местах. [2]
В графе 31 под номером
1 в предусмотренном подразделе
«Маркировки товаров» для
Пунктом 31 предусмотрено что в графе 33- «код товара» ,во втором подразделе графы указывается буква «И» (интеллектуальная собственность), если декларируемые товары содержат объекты и (или) признаки объектов интеллектуальной собственности, внесенных в таможенный реестр объектов интеллектуальнойсобственности.
Заполнение гр. 44 ДТ «Дополнительная информация/ предоставление информации» в части корректного указания категорий документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. Для товаров содержащих объекты интеллектуальной собственности в графе 44 следует указывать сведения о разрешительных документах, подтверждающие передачу прав на объекты интеллектуальной собственности (авторский, лицензионный договор, свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности, договор на использование товарного знака и тому подобные документы), либо введение в гражданский оборот на таможенной территории Таможенного союза товаров, обозначенных товарным знаком, с согласия правообладателя (дилерский, дистрибьюторский договор, письменное согласие и тому подобные документы) (коды вида документов 3021, 3022), при условии, что данные документы включены в опись к ДТ, и находятся в электронном пакете документов к ДТ. [1]
Ещё одной важной задачей таможенных органов является контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара и взимания таможенных платежей. В связи с этим при пересечении товарами таможенной границы особое значение приобретает включение лицензионных платежей за использоание объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость товаров. Включение в таможенную стоимость платежей за использование объектов интеллектуальной собственности всегда являлось предметом споров и судебных разбирательств между таможенными органами и участниками ВЭД. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.[5]