Особенности совершения таможенных операций и таможенного контроля ОИС. Документальное оформление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Все изложенное выше определяет актуальность темы данной работы. Целью работы является анализ деятельности таможенных органов в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. В свою очередь, из поставленной в работе цели вытекает необходимость решения следующих задач:
- анализ нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы защиты прав интеллектуальной собственности в таможенной сфере;
- изучение видов объектов защиты прав интеллектуальной собственности;
- анализ методов и способов защиты прав интеллектуальной собственности;

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Основные виды ИС, перемещаемые через таможенную границу. Понятие и краткая характеристика………………………………………….5
2. Контрафактная продукция. Система борьбы с контрафактом в РФ. Регламент защиты объектов интеллектуальной собственности в ФТС…..18
3. Особенности совершения таможенных операций и таможенного контроля ОИС. Документальное оформление
3.1. Порядок декларирования ОИС……………………………………..31
3.2. Порядок совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров. внесенных в ТРОИС ФТС России……………………….37
3.3.Осуществление мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих ОИС……………………………………………………..44
4. Деятельность таможенных органов при выявлении и пресечении перемещения через таможенную границу ТС контрафактной продукции. Документальное оформление …………………………………………………50
5. Особенности таможенной экспертизы объектов интеллектуальной собственности (на примере товарных знаков)………………………………56
Заключение………………………………………………………………62
Список используемых источников………………………………………64

Вложенные файлы: 1 файл

glava_1.docx

— 100.32 Кб (Скачать файл)

Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (далее – Административный регламент) определяет сроки и последовательность действий Федеральной таможенной службы, порядок взаимодействия ФТС России, ее структурных подразделений, региональных таможенных управлений, таможен между собой, а также с правообладателями, федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, органами прокуратуры, судебными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными государственными органами Российской Федерации и государственными органами субъектов Российской Федерации, к компетенции которых отнесены вопросы, связанные с охраной и защитой прав интеллектуальной собственности (далее – государственные органы), банками, иными кредитными и страховыми организациями, участниками внешнеэкономической деятельности и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, а также с иными учреждениями, организациями и гражданами при исполнении государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.

Согласно данному Административному регламенту, ФТС России обеспечивает:

- прием и регистрацию  заявлений о принятии таможенными  органами мер, связанных с приостановлением  выпуска товаров, и внесении объектов  интеллектуальной собственности  в Реестр, а также иных документов, имеющих отношение к исполнению  государственной функции по ведению  Реестра;

- рассмотрение заявлений  о принятии таможенными органами  мер, связанных с приостановлением  выпуска товаров, осуществление  проверки заявленных сведений  и представленных документов;

- принятие решения о  принятии таможенными органами  мер, связанных с приостановлением  выпуска товаров, или об отказе  в принятии таких мер;

- внесение в Реестр  объектов интеллектуальной собственности, в отношении которых принято  решение о принятии таможенными  органами мер, связанных с приостановлением  выпуска товаров;

- присвоение объекту интеллектуальной  собственности, вносимому в Реестр, регистрационного номера;

- продление срока принятия  таможенными органами мер, связанных  с приостановлением выпуска товаров;

- внесение в Реестр  изменений и дополнений;

- проведение в установленных  Административным регламентом случаях  проверочных мероприятий;

- исключение объектов  интеллектуальной собственности  из Реестра;

- доведение данных Реестра  до сведения таможенных органов  и обладателей исключительных  прав на объекты авторского  права и смежных прав, на товарные  знаки, знаки обслуживания и обладателей  исключительного права использования  наименования места происхождения  товара (их представителей);

- представление заинтересованным  государственным органам, гражданам  и организациям выписок из  Реестра;

- опубликование перечня  объектов интеллектуальной собственности, внесенных в Реестр, в своих  изданиях: Бюллетене таможенной  информации "Таможенные ведомости", информационно-аналитическом обозрении "Таможня";

- информирование, в том  числе с использованием информационных  технологий, о подготавливаемых  правовых актах, а также о не  вступивших в силу изменениях  и дополнениях в правовые акты, затрагивающие вопросы, связанные  с ведением Реестра;

- общее руководство деятельностью  таможенных органов по вопросам, связанным с ведением Реестра, обменом информацией, имеющей отношение  к ведению Реестра, а также  доведением данных Реестра до  сведения обладателей исключительных  прав на объекты авторского  права и смежных прав, на товарные  знаки, знаки обслуживания и обладателей  исключительного права использования  наименования места происхождения  товара (их представителей), участников  внешнеэкономической деятельности  и иных заинтересованных лиц, контроль за осуществлением указанной деятельности РТУ и таможнями. [4]

 Реестр объектов интеллектуальной  собственности способствует предотвращению  ввоза на таможенную территорию  Таможенного союза контрафактной  продукции. На 13.02.2013 в нем зарегистрировано 2603 объекта интеллектуальной собственности, принадлежащих как российским, так  и зарубежным компаниям. Среди  них -  2571 товарный знак, 30 объектов  авторского права, 2 наименования  мест происхождения товаров.

 К сожалению, многие  правообладатели неохотно идут  на сотрудничество с таможенными  органами, что, на наш взгляд, обусловлено  рядом факторов такими как, нежеланием  нести расходы, неосведомленностью, желанием скрыть факты подделок  продукции, участием в незаконных  схемах производства или ввоза  товаров. Прежде всего, это касается  компаний, торгующих бытовой техникой, парфюмерией, фармацевтической продукцией, одеждой и обувью, оптическими  носителями информации. Именно по  этим категориям товаров есть  основания считать, что под нежеланием  предоставить информацию о действующих  каналах поставок подлинных товаров  кроются попытки правообладателей  скрыть использование незаконных  схем ввоза.

В 2012 году таможенные органы выявили 19,3 млн. единиц контрафактной продукции (всего с 2007 года выявлено 68,5 млн. единиц). Предметами правонарушений чаще всего являлись одежда, обувь, кондитерские изделия, игрушки, косметические средства, автозапчасти, упаковки. Традиционно контрафакт ввозится из стран Юго-Восточной Азии, есть случаи ввоза из Польши, Украины.

Таможенными органами было возбуждено 996 дел об административных правонарушениях. Из них 968 дел – по статье 14.10 КоАП РФ (незаконное использование товарного знака) и 28 дел – по части 1 статьи 7.12 КоАП РФ (нарушение авторских и смежных прав).

В результате выявленных случаев перемещения товаров с признаками нарушения прав интеллектуальной собственности предотвращен ущерб, который мог бы быть нанесен правообладателям, на сумму 2,3 млрд. рублей.

В рамках исполнения Соглашения между ФТС России и Оргкомитетом «Сочи 2014» об основах взаимодействия при организации и проведении в г. Сочи XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в 2014 году таможенными органами в результате проведения мероприятий по обеспечению защиты олимпийской и паралимпийской символики возбуждено 47 дел об административных правонарушениях. [21]

В России борьбой с распространением контрафактной продукции занимаются не только таможенные органы, но и полиция, ФАС, Роспотребнадзор. На основании ст. 28 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" и  Федерального закона от 03.04.1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»  также, возложены обязанности на органы федеральной службы безопасности разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе контрабандой.

При этом распределение компетенции между ними следующее. Таможенные органы контролируют импортные товары, остальные государственные органы - товары внутреннего производства.

Органами МВД России постоянно выявляются преступления, связанные с нарушением авторских и смежных прав. Размер причиненного материального ущерба по раскрытым преступлениям составил 392 миллиона рублей, изъято контрафактной продукции на сумму 846,8 миллиона рублей. [22]

Пресечение ввоза на территорию России контрафактных товаров - это широкомасштабная и планомерная долгосрочная работа для таможенных органов, и органов исполнительной власти осуществляющих борьбу осуществляющих борьбу с контрафактом и фальсификатом, которая будет осуществляться обстоятельно и активно, в тесном взаимодействии с другими правоохранительными и государственными органами, с привлечением правообладателей, их ассоциаций и объединений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  совершения таможенных операций  и таможенного контроля ОИС. Документальное  оформление

3.1. Порядок декларирования  ОИС

Порядок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности а также особенности совершения таможенных операций в отношении товаров содержащих объекты интеллектуальной собственности определен главой 46 таможенного кодекса таможенного союза. В соответствии с данной  главой таможенные органы в пределах своей компетенции принимают меры по защите прав правообладателей на объекты интеллектуальной собственности.

Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении товаров перемещаемых через таможенную границу:

1) физическими лицами  для личного пользования, в том  числе пересылаемых в их адрес  в международных почтовых отправлениях;

2) в соответствии с  таможенной процедурой таможенного  транзита.

3) дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными  официальными представительствами  иностранных государств, международными  организациями, персоналом этих  представительств, учреждений и  организаций, для официального и  личного пользования.

В то же время следует учитывать, что меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, принимаемые таможенными органами, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Контроль перемещения объектов интеллектуальной собственности предполагает, в частности, проверку достоверности сведений заявленных в декларации на товары.(далее ДТ).  Ранее порядок защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности регулировался  приказом ГТК России от 27 ноября 2003 г. № 1199 «Об утверждении Положения о защите прав интеллектуальной собственности таможенными органами», который  предусматривал подачу отдельной таможенной декларации  либо отдельного дополнительного листа к основной декларации. На сегодняшний день этот приказ утратил силу, и особенности декларирования товаров содержащих  объекты интеллектуальной собственности, сводиться к заполнению граф 31,33, и 44 ДТ.

Порядок декларирования товаров регламентируется Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза № 257 «Об инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций», и согласноподпункт 29 пункта 15, в графе 31 ДТ указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду по ТН ВЭД Таможенного союза, а также о грузовых местах. [2]

 В графе 31 под номером 1 в предусмотренном подразделе  «Маркировки товаров» для товаров  содержащих объекты интеллектуальной  собственности необходимо указывать  информацию о товарном знаке.

Пунктом 31 предусмотрено что в графе 33- «код товара» ,во втором подразделе графы указывается буква «И» (интеллектуальная собственность), если декларируемые товары содержат объекты и (или) признаки объектов интеллектуальной собственности, внесенных в таможенный реестр объектов интеллектуальнойсобственности.

Заполнение гр. 44 ДТ «Дополнительная информация/ предоставление информации» в части корректного указания категорий документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений. Для товаров содержащих объекты интеллектуальной собственности  в графе 44 следует указывать сведения о разрешительных документах, подтверждающие передачу прав на объекты интеллектуальной собственности (авторский, лицензионный договор, свидетельство о регистрации объекта интеллектуальной собственности, договор на использование товарного знака и тому подобные документы), либо введение в гражданский оборот на таможенной территории Таможенного союза товаров, обозначенных товарным знаком, с согласия правообладателя (дилерский, дистрибьюторский договор, письменное согласие и тому подобные документы) (коды вида документов 3021, 3022), при условии, что данные документы включены в опись к ДТ, и находятся в электронном пакете документов к ДТ.  [1]

Ещё одной важной задачей таможенных органов является контроль за правильностью определения таможенной стоимости товара и взимания таможенных платежей. В связи с этим при пересечении товарами таможенной границы особое значение приобретает включение лицензионных платежей  за использоание объектов интеллектуальной собственности в таможенную стоимость товаров. Включение в таможенную стоимость платежей за использование объектов интеллектуальной собственности всегда являлось предметом споров и судебных разбирательств между таможенными органами и участниками ВЭД. В соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.[5]

Информация о работе Особенности совершения таможенных операций и таможенного контроля ОИС. Документальное оформление