Особенности совершения таможенных операций и таможенного контроля ОИС. Документальное оформление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 10:32, курсовая работа

Краткое описание

Все изложенное выше определяет актуальность темы данной работы. Целью работы является анализ деятельности таможенных органов в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. В свою очередь, из поставленной в работе цели вытекает необходимость решения следующих задач:
- анализ нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы защиты прав интеллектуальной собственности в таможенной сфере;
- изучение видов объектов защиты прав интеллектуальной собственности;
- анализ методов и способов защиты прав интеллектуальной собственности;

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Основные виды ИС, перемещаемые через таможенную границу. Понятие и краткая характеристика………………………………………….5
2. Контрафактная продукция. Система борьбы с контрафактом в РФ. Регламент защиты объектов интеллектуальной собственности в ФТС…..18
3. Особенности совершения таможенных операций и таможенного контроля ОИС. Документальное оформление
3.1. Порядок декларирования ОИС……………………………………..31
3.2. Порядок совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров. внесенных в ТРОИС ФТС России……………………….37
3.3.Осуществление мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих ОИС……………………………………………………..44
4. Деятельность таможенных органов при выявлении и пресечении перемещения через таможенную границу ТС контрафактной продукции. Документальное оформление …………………………………………………50
5. Особенности таможенной экспертизы объектов интеллектуальной собственности (на примере товарных знаков)………………………………56
Заключение………………………………………………………………62
Список используемых источников………………………………………64

Вложенные файлы: 1 файл

glava_1.docx

— 100.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

4. Деятельность  таможенных органов при выявлении  и пресечении перемещения через  таможенную границу ТС контрафактной  продукции.

Эффективная защита прав интеллектуальной собственности невозможна без формирования реально работающих правовых механизмов по предотвращению пересечения границ Российской Федерации контрафактной продукцией, изготовленной с нарушениями прав владельцев интеллектуальной собственности. Данная деятельность приобретает государственное значение, поскольку оказывает непосредственное влияние на стимулирование производства, поддержку отечественных производителей, защиту внутреннего рынка от подделок, а следовательно способствует развитию экономики государства в целом. Важнейшим элементом системы ВТО является Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, которое представляет собой свод правил о защите интеллектуальной собственности в процессе осуществления торговых операций. В данных правилах оговариваются требования к законодательству стран-участниц ВТО по охране прав объектов интеллектуальной собственности. Особое внимание в Соглашении ТРИПС уделяется вопросам деятельности таможенных органов по пресечению поставок контрафактной продукции. В силу статьи 51 Соглашения ТРИПС контрафактный товар подлежит задержанию и недопущению его в свободный оборот на территории страны-участницы ВТО, включая вывоз за ее пределы.

В настоящее время российское законодательство практически соответствует положениям Соглашения ТРИПС. Более того, российская правовая база становится все более согласованной с международными нормами. Деятельность таможенных органов в РФ по защите интеллектуальной собственности предусматривает работу по двум направлениям:

    1. Применение процедуры, связанной с применением мер по приостановлению выпуска товара.
    2. Правоохранительная деятельность таможни, основанная на привлечении нарушителей к административной ответственности. Рассмотрим каждое из этих направлений.

Как уже оговаривалось выше, применение мер по приостановлению выпуска товаров базируется на введении специального института деятельности таможни, а именно - введении таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности. Суть его заключается в накоплении и систематизировании таможенными органами информации об объектах интеллектуальной собственности, в отношении которых имеются подозрения о незаконном использовании прав. Реестр задуман как инструмент более эффективного отслеживания перемещения контрафактных товаров через границу Российской Федерации. Принятие мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, производится таможенными органами на основании заявления правообладателя, поданного в установленном законом порядке.

В соответствии с главой 46 ТК ТС таможенный орган принимает следующие меры по защите интеллектуальной собственности:

1. Включает сведения об  объекте интеллектуальной собственности  в таможенный реестр объектов  интеллектуальной собственности.

2. Осуществляет мониторинг  товаров, находящихся под таможенным  контролем, на предмет выявления  контрафактных товаров.

3. Приостанавливает выпуск  товаров при наличии подозрений  вихконтрафактности.

Судьба приостановленного к выпуску товара решается в зависимости от выбранного правообладателем способа защиты (в соответствии с нормами гражданского законодательства, законодательства об административных правонарушениях, уголовного законодательства). Так, правообладатель, обратившись за защитой своих прав в суд, вправе подать заявление о принятии мер по обеспечению иска (глава 8 АПК РФ (Статья 90 АПК РФ) , глава 13 ГПК РФ (Статья 139 ГПК РФ)), одной из которых является наложение ареста. Товар может быть изъят или на него может быть наложен арест по решению органов, уполномоченных в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) принимать указанные решения в качестве мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. Кроме того, судом может быть принято решение о конфискации товара в качестве наказания за совершение административного правонарушения или преступления. Изложенное свидетельствует о том, что процедура, регламентированная главой 46 ТК ТС, направлена в первую очередь на обеспечение содействия правообладателю в защите его прав, предоставление ему возможности отслеживать перемещение контрафактных товаров и своевременно реагировать на выявленные нарушения.

Рассмотрим правоохранительную деятельность таможенных органов. В силу подпункта 12 пункта 2 статьи 28.3 КоАП РФ (Статья 28.3 КОАП РФ) таможенные органы наделены полномочиями составлять протоколы, т.е. возбуждать дела по статье 14.10 КоАП РФ (Статья 14.10 КОАП РФ). Статья 14.10 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за незаконное использование товарного знака, знака обслуживания и наименования мест происхождения товара в виде штрафа, налагаемого на граждан, должностных лиц, юридических лиц с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования мест происхождения товаров. Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении являются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Статья 28.1 КоАП РФ указывает, что в качестве таковых могут выступать сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в СМИ, сведения, поступившие из правоохранительных органов, из других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, а также непосредственное обнаружение вышеуказанных сведений должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях. На практике возбуждение дела по статье 14.10 КоАП РФ осуществляется, как правило, на основании заявления правообладателя. Это неудивительно, поскольку именно правообладатель обладает всей полнотой информации о выпускаемых им товарах, сведениями об уполномоченных им лицах, официальных импортерах, дистрибьюторах, а также сможет отличить контрафактный товар от оригинального. В этой связи информация от правообладателя имеет первостепенное значение для установления факта административного правонарушения. Таким образом, получив сведения о нарушении прав на товарный знак, правообладатель может активизировать правоохранительную функцию таможни, обратившись к ней с соответствующим заявлением. При этом вышеизложенные нормы законодательства об административных правонарушениях подтверждают, что данная возможность может быть реализована правообладателем без обязательного выполнения процедуры главы 46 ТК ТС . Например, при наличии информации о конкретной поставке контрафактного товара времени на включение товарного знака в таможенный реестр может просто не быть. В этом случае при установлении факта административного правонарушения таможенный орган будет руководствоваться информацией, полученной не из реестра, а из заявления правообладателя. При этом правообладателям можно рекомендовать осуществлять подготовку заявлений о привлечении к административной ответственности в соответствии с правилами, определенными нормами таможенного законодательства для заявлений о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров. Это актуально для целей обеспечения оперативности реагирования таможенных органов в первую очередь в случае, если товарные знаки правообладателя не внесены в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Таким образом, заявление о привлечении к административной ответственности должно включать:

- сведения о правообладателе;

- наименования (указания  или изображения) товарных знаков (знаков обслуживания);

- описание товарных знаков (знаков обслуживания); - перечень  товаров и услуг с указанием  их классов в соответствии  с Международной классификацией  товаров и услуг (МКТУ), в отношении  которых зарегистрирован товарный  знак или знак обслуживания;

- сведения о документах, подтверждающих регистрацию товарных  знаков (знаков обслуживания) в соответствии  с законодательством Российской  Федерации и международными договорами  Российской Федерации;

- сведения о договорах  уступки в случае, если исключительные  права приобретены по договору  об уступке товарного знака;

- сведения о лицензионных (сублицензионных) договорах и лицензиатах (сублицензиатах);

- сведения о документах, подтверждающих введение товаров, обозначенных товарными знаками, в гражданский оборот на территории  Российской Федерации непосредственно  правообладателем или с его  согласия;

- подробная информация  о контрафактных товарах.

Выявление таможенными органами признаков административного правонарушения по статье 14.10 КоАП РФ осуществляется, как правило, в ходе таможенного оформления товаров. Таможенный орган производит сопоставление информации, содержащейся в письмах Федеральной таможенной службы о включении товарных знаков в таможенный реестр, либо в поступившем заявлении правообладателя, со сведениями, указанными в таможенной декларации и представленных с ней документах. Такие несоответствия могут быть обнаружены, например, при несовпадении лица, ввозящего товар, с представленным правообладателем перечнем лиц, уполномоченных на введение в гражданский оборот товаров, маркированных охраняемыми товарными знаками. Выявление несоответствий будет служить основанием для проведения проверки правомерности использования товарных знаков. Проверка правомерности использования товарного знака может проводиться также после выпуска товаров в свободное обращение. Основанием для проведения такого контроля могут быть результаты мониторинга электронной базы ДТ, заявления правообладателей и иных лиц о незаконном использовании товарного знака. Таможенным органам необходимо осуществлять также проверку сведений:

- о движении товаров, обозначенных товарным знаком  правообладателя, содержащиеся в  предоставленных в ходе проверки  участником ВЭД документах (накладные  на товар, счета-фактуры и т.д.);

- о продаже товаров  другим лицам.

Следует отметить, что проверка правомерности использования товарного знака после выпуска товаров должна осуществляться в сроки и порядке, установленными  Таможенным кодексом Таможенного союза. В противном случае суд может отказать в привлечении к административной ответственности. Данное обстоятельство следует принимать во внимание и правообладателям при подготовке соответствующих заявлений, обращений в таможенный орган.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 Особенности таможенной экспертизы объектов интеллектуальной собственности (на примере товарных знаков).

Важнейшим элементом данной деятельности таможенных органов является система экспертных мероприятий, позволяющая определить признаки контрафактности продукции, перемещаемой через таможенную границу.

Одним из проблемных моментов при рассмотрении арбитражными судами дел о незаконном использовании товарного знака, возбужденных таможенными органами РФ по ст14.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является сравнение обозначения, используемого юридическим лицом или предпринимателем при перемещении товаров, с зарегистрированным товарным знаком. Речь идет о так называемом определении тождественности либо сходства до степени смешения обозначения (на товаре, этикетке, упаковке товара и т.д.) с зарегистрированным надлежащим образом товарным знаком, знаком обслуживания, наименованием места происхождения товара для однородных товаров. В соответствии с пунктом 6 статьи 1483 Гражданского Кодекса не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с:

1) товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной

2) товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет;

3) товарными знаками других лиц , признанными в установленном Кодексом порядке общеизвестными в  Российской Федерации товарными знаками , в отношении однородных товаров Согласно пункту 1 статьи 1499 Кодекса одной из задач экспертизы обозначения , заявленного в качестве товарного знака(далее- экспертиза заявленного обозначения),является проверка соответствия заявленного обозначения перечисленным выше требованиям.

Данная система процедур имеет свои особенности, связанные с проведением экспертиз на предмет определения тождественности или сходности до степени смешения обозначений, используемых участниками внешнеэкономической деятельности, с товарными знаками [2].

При проведении экспертизы на тождество и сходство осуществляются следующие действия:

- проводится поиск тождественных и сходных обозначений;

- определяется степень сходства заявленного и выявленных при проведении поиска обозначений

- определяется однородность товаров, в отношении которых заявлено обозначение, товарам, для которых ранее зарегистрированы ( заявлены) выявленные тождественные или сходные товарные знаки ( обозначения).

В рамках административного производства должностные лица таможенных органов назначают экспертизу объектов интеллектуальной собственности. Подобного рода экспертизы составляют 2% всех экспертиз, проводимых Центральным экспертно-криминалистическим управлением (далее– ЦЭКТУ) ФТС России .

 Экспертизы ЦЭКТУ и  его региональных служб являются  наиболее распространенными в  процессе административного расследования по делам об административных правонарушениях, возбужденным таможенными органами. Тем не менее в практике таможенного дела нередки случаи, когда по желанию участника ВЭД, привлекаемого к административной ответственности за незаконное использование товарного знака или другого средства индивидуализации, проведение экспертизы поручается другим организациям. В качестве экспертных организаций могут также выступать территориальные торгово-промышленные палаты либо иные организации, имеющие соответствующие документы, подтверждающие полномочия эксперта на проведение экспертизы контрафактности товаров.

Система экспертных мероприятий по данной категории дел включает в

себя:

1)возбуждение дела об  административном правонарушении;

2)составление определения  о назначении экспертизы;

3)сбор необходимых материалов  для проведения экспертизы;

4)направление их в соответствующее  экспертное учреждение;

5)получение заключения  эксперта и приобщение его  к материалам дела об административном правонарушении.

Дело об административном правонарушении, связанном с незаконным

использованием товарного знака, возбуждается должностным лицом таможенного органа преимущественно посредством составления определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. При этом нередки случаи, когда первой процессуальной процедурой является акт изъятия товара, обладающего признаками контрафактного. [Приложение А] Затем составляется определение о назначении экспертизы, с которым необходимо ознакомить лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. Сбор необходимых материалов для проведения экспертизы является важнейшим элементом рассматриваемой системы. Данные материалы должны позволить представить полную картину обстоятельств, имеющих значение для разрешения поставленных перед экспертом вопросов.

Информация о работе Особенности совершения таможенных операций и таможенного контроля ОИС. Документальное оформление