Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 10:32, курсовая работа
Все изложенное выше определяет актуальность темы данной работы. Целью работы является анализ деятельности таможенных органов в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. В свою очередь, из поставленной в работе цели вытекает необходимость решения следующих задач:
- анализ нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы защиты прав интеллектуальной собственности в таможенной сфере;
- изучение видов объектов защиты прав интеллектуальной собственности;
- анализ методов и способов защиты прав интеллектуальной собственности;
Введение……………………………………………………………….3
1. Основные виды ИС, перемещаемые через таможенную границу. Понятие и краткая характеристика………………………………………….5
2. Контрафактная продукция. Система борьбы с контрафактом в РФ. Регламент защиты объектов интеллектуальной собственности в ФТС…..18
3. Особенности совершения таможенных операций и таможенного контроля ОИС. Документальное оформление
3.1. Порядок декларирования ОИС……………………………………..31
3.2. Порядок совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров. внесенных в ТРОИС ФТС России……………………….37
3.3.Осуществление мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих ОИС……………………………………………………..44
4. Деятельность таможенных органов при выявлении и пресечении перемещения через таможенную границу ТС контрафактной продукции. Документальное оформление …………………………………………………50
5. Особенности таможенной экспертизы объектов интеллектуальной собственности (на примере товарных знаков)………………………………56
Заключение………………………………………………………………62
Список используемых источников………………………………………64
Уплата платежей за использование объектов интеллектуальной собственности в отношении импортируемых товаров в большинстве случаев регулируется лицензионным договором либо договором о коммерческой концессии. Данные договоры могут включать в себя различные условия, различный порядок расчета платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, соответственно, решение таможенного органа о необходимости включения таких платежей в таможенную стоимость только потому, что такие платежи перечисляются, зачастую бывает необоснованным и не соответствует законодательству и условиям конкретной сделки.
Судебная практика
по данному вопросу
Вопрос о включении в таможенную стоимость платежей за использование объектов интеллектуальной собственности требует основательной проработки. Платеж за использование объектов интеллектуальной собственности условно можно разделить на две категории: роялти (отчисления от прибыли и дохода) и паушальный (фиксированный) платеж. В зависимости от экономической природы данных терминов производится расчет лицензионных платежей, включаемых в таможенную стоимость товара. Для того чтобы избежать лишних расходов по уплате таможенных платежей, необходимо в лицензионном соглашении четко определить порядок уплаты платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, представить для таможенных целей бухгалтерскую документацию, в которой должны быть расписаны порядок и сроки уплаты лицензионных платежей. Наиболее простым вариантом расчета подлежащих включению в таможенную стоимость лицензионных платежей является случай, когда их величина составляет твердую, заранее оговоренную сумму, уплачиваемую с определенной периодичностью, либо составляет определенный процент от известной величины, например стоимости товара, указанной во внешнеторговом договоре. Более сложной является ситуация, когда лицензионные платежи рассчитываются исходя из величин, которые неизвестны на момент таможенного оформления, например в зависимости от величины выручки, которую покупатель получит при последующей продаже указанных товаров. В последнем случае п. 5 ст. 64 Таможенного кодекса Таможенного союза предусмотрена возможность отложения определения точной величины таможенной стоимости до получения точных сведений о величине лицензионных платежей. Однако указанная возможность остается до настоящего времени нереализованной ввиду отсутствия соответствующего решения Комиссии Таможенного союза.
Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 "О порядке декларирования, контроля и корректировки таможенной стоимости" разъясняет порядок заполнения граф декларации таможенной стоимости (ДТС-1). В случае если лицензионные платежи относятся ко всем или нескольким из поставляемых наименований товаров и в соглашении о предоставлении прав на использование объектов интеллектуальной собственности не приводится распределение платежей за такое использование между отдельными наименованиями товаров (например, паушальный платеж), распределение суммарной величины платежей за использование объектов интеллектуальной собственности между наименованиями товаров производится пропорционально стоимости каждого наименования товаров. По желанию декларанта суммарная величина таких платежей может быть включена в таможенную стоимость товаров с наиболее высоким уровнем налогообложения. Кроме того, по желанию декларанта суммарная величина платежей за использование объектов интеллектуальной собственности может быть отнесена к первой партии товаров, в отношении которых предусмотрены такие платежи.
В случае несоблюдения установленных соглашением правил определения таможенной стоимости, если лицензионные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности не включены в таможенную стоимость, ст. 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании недостоверных сведений, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
3.2 Порядок совершения
таможенных операций и
Порядок защиты прав на объекты интеллектуальной собственности а также особенности совершения таможенных операций в отношении товаров содержащих объекты интеллектуальной собственности определен главой 46 таможенного кодекса таможенного союза. В соответствии с данной главой таможенные органы принимают меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, таможенный реестр которых ведется таможенными органами в государстве - члене ТС, и объекты интеллектуальной собственности, включенные в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов ТС, а в соответствии с законодательством государств - членов ТС также в отношении объектов интеллектуальной собственности, не включенных в такие таможенные реестры.
Таким образом Таможенным кодексом Таможенного союза создана двухуровневая система защиты права интеллектуальной собственности посредством формирования национальных таможенных реестров объектов интеллектуальной собственности и единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза.
Условия включения объектов интеллектуальной собственности в единый реестр и порядок его ведения определяются Соглашением о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г. и Регламентом взаимодействия таможенных органов государств - членов Таможенного союза по вопросам ведения единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 290. Органом, уполномоченным на ведение единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности государств - членов Таможенного союза, согласно данному решению является Федеральная таможенная служба Российской Федерации.
В Российской Федерации меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности регламентированы в главе 42 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" и Административным регламентом Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности (Приказ ФТС России от 13 августа 2009 г. N 1488).
Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, определяет сроки и последовательность действий Федеральной таможенной службы (далее - ФТС России), порядок взаимодействия ФТС России, ее структурных подразделений, региональных таможенных управлений (далее - РТУ), таможен между собой, а также с правообладателями (их представителями), федеральными органами исполнительной власти, правоохранительными органами, органами прокуратуры, судебными органами, органами исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и иными государственными органами Российской Федерации и государственными органами субъектов Российской Федерации, к компетенции которых отнесены вопросы, связанные с охраной и защитой прав интеллектуальной собственности (далее - государственные органы), банками, иными кредитными и страховыми организациями, участниками внешнеэкономической деятельности и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешнеэкономической деятельности, а также с иными учреждениями, организациями и гражданами при исполнении государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.
В рамках исполнения государственной функции по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности ФТС осуществляет следующие процедуры:
- принятие и рассмотрение
заявления о принятии мер, связанных
с приостановлением выпуска
- внесение объектов
- исключение объектов
интеллектуальной
- внесение в Реестр изменений и дополнений;
- опубликование перечня
объектов интеллектуальной
- взаимодействие таможенных
органов с государственными
Заявителями являются российские и иностранные лица – обладатели исключительных прав на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладатели права пользования наименованием места происхождения товара (далее – правообладатель).
Правообладатель, имеющий достаточные основания полагать, что может иметь место нарушение его прав в соответствии с законодательством Российской Федерации в связи с ввозом товаров в Российскую Федерацию или их вывозом из Российской Федерации либо при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, вправе подать в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, заявление о включении соответствующего объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
Включение объектов интеллектуальной собственности в реестр производится на основании заявления правообладателя или его представителя, которое должно содержать следующие сведения:
1) о правообладателе, а в случае, если заявление подается его представителем, также о представителе;
2) об объекте интеллектуальной собственности;
3) о товарах, ввоз которых
в Российскую Федерацию или
их вывоз из Российской
4) о сроке, в течение
которого таможенные органы
К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие права на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, договор об отчуждении исключительного права, договор о предоставлении исключительной лицензии, другие документы, которые правообладатель может представить в подтверждение своих прав на объекты интеллектуальной собственности), а если заявление подается представителем, к указанному заявлению прилагается также доверенность, выданная правообладателем такому лицу. Правообладатель (его представитель) может приложить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося, по его мнению, факта нарушения его прав на объекты интеллектуальной собственности.
Порядок подачи заявления, требования к заявляемым сведениям и представляемым документам в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Федеральная таможенная служба, рассматривает заявление в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления заявления, и принимает решение о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров или об отказе в принятии таких мер и во включении объекта интеллектуальной собственности в реестр.
В целях проверки достоверности представленных правообладателем сведений Федеральная таможенная служба, вправе запрашивать у правообладателя (его представителя) третьих лиц, а также государственных органов документы, подтверждающие заявленные сведения. Запрашиваемые документы должны быть представлены в течение 10 дней со дня получения запроса. При этом срок рассмотрения заявления может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Рассмотрение заявления может быть приостановлено при непредставлении правообладателем (его представителем) запрошенных документов, имеющих существенное значение для принятия решения. При этом общий срок рассмотрения заявления не может быть более трех месяцев.
О принятом решении правообладатель уведомляется в письменной или электронной форме в течение трех дней со дня принятия такого решения.
В случае изменения сведений, указанных в заявлении либо в прилагаемых к нему документах, правообладатель обязан незамедлительно сообщить об этом в Федеральную таможенную службу.
Объекты интеллектуальной собственности, в отношении которых Федеральной таможенной службой, принято решение о принятии мер, вносятся в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. За включение в реестр плата не взимается.
Объект интеллектуальной собственности включается в реестр при условии, что правообладатель обеспечивает исполнение обязательства о возмещении вреда, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров, иному лицу, в связи с приостановлением выпуска товаров, способами, предусмотренными гражданским законодательством.