Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 10:32, курсовая работа
Все изложенное выше определяет актуальность темы данной работы. Целью работы является анализ деятельности таможенных органов в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. В свою очередь, из поставленной в работе цели вытекает необходимость решения следующих задач:
- анализ нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы защиты прав интеллектуальной собственности в таможенной сфере;
- изучение видов объектов защиты прав интеллектуальной собственности;
- анализ методов и способов защиты прав интеллектуальной собственности;
Введение……………………………………………………………….3
1. Основные виды ИС, перемещаемые через таможенную границу. Понятие и краткая характеристика………………………………………….5
2. Контрафактная продукция. Система борьбы с контрафактом в РФ. Регламент защиты объектов интеллектуальной собственности в ФТС…..18
3. Особенности совершения таможенных операций и таможенного контроля ОИС. Документальное оформление
3.1. Порядок декларирования ОИС……………………………………..31
3.2. Порядок совершения таможенных операций и таможенного контроля товаров. внесенных в ТРОИС ФТС России……………………….37
3.3.Осуществление мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих ОИС……………………………………………………..44
4. Деятельность таможенных органов при выявлении и пресечении перемещения через таможенную границу ТС контрафактной продукции. Документальное оформление …………………………………………………50
5. Особенности таможенной экспертизы объектов интеллектуальной собственности (на примере товарных знаков)………………………………56
Заключение………………………………………………………………62
Список используемых источников………………………………………64
Правообладатель вправе вместо обеспечения исполнения обязательства представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда в пользу указанных лиц.
При этом сумма обеспечения обязательства или страховая сумма должна быть не менее 300 тысяч рублей.
Федеральная таможенная служба, обеспечивает опубликование перечня объектов интеллектуальной собственности, включенных в реестр, в своих официальных изданиях.
Срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, устанавливается на основании заявления правообладателя, но не более чем на 2 (два) года со дня внесения объекта интеллектуальной собственности в реестр. Указанный срок может быть продлен на основании заявления правообладателя неограниченое количество раз, но каждый раз не более чем на 2 (два) года.
При этом, срок, в течение которого таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, не может быть более срока правовой охраны объекта интеллектуальной собственности.
Если при осуществлении таможенного контроля таможенный орган выявляет товары, в отношении которых обнаружены признаки нарушения прав интелектуальной собственности правообладателя, выпуск таких товаров приостанавливается на 10 рабочих дней.
Таможенный орган не позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаров уведомляет декларанта и правообладателя о приостановлении выпуска товаров, причинах и сроках такого приостановления, а также сообщает декларанту сведения о правообладателе, а правообладателю сведения о декларанте.
С письменного разрешения таможенного органа правообладатель и декларант могут брать под таможенным контролем пробы и образцы товаров, в отношении которых принято решение о приостановлении выпуска, проводить их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом фиксировать такие товары.
Если до истечения срока приостановления выпуска товаров от уполномоченного в соответствии с законодательством органа не будет получено решение об изъятии товаров, о наложении ареста на них либо об их конфискации, решение о приостановлении выпуска товаров подлежит отмене в день, следующий за днем истечения срока приостановления выпуска товаров.[3]
Меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности не применяются таможенными органами в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу:
1) физическими лицами
для личного пользования, в том
числе пересылаемых в их адрес
в международных почтовых
2) в соответствии с
таможенной процедурой
3) дипломатическими
3.3Осуществление мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих ОИС не внесенных в ТРОИС
Необходимость обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности, в том числе и при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, обусловлена постоянным увеличением объема объектов интеллектуальной собственности при международном перемещении товаров, а также необходимостью защиты потребителя от некачественных товаров и рядом иных причин.
Несомненно, именно таможенные органы в большинстве случаев могут предотвратить ввоз контрафактных товаров на таможенную территорию Таможенного союза или их вывоз в другие государства. Вот почему задачи в борьбе с незаконным оборотом объектов интеллектуальной собственности в условиях функционирования Единого экономического пространства возлагаются именно на таможенные органы.
Особенности совершения таможенных операций в отношении товаров, содержащих ОИС, регламентированы главой 46 ТК ТС. Основной подход к защите интеллектуальной собственности таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза заключается в реализации системы мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, если таможенным органом обнаружены признаки нарушения прав интеллектуальной собственности. Приостановление выпуска товаров заключается в наложении таможенными органами запрета пользоваться и (или) распоряжаться товарами в соответствии с заявленной таможенной процедурой до истечения срока, на который выпуск приостановлен.
В соответствии с ТК ТС таможенные органы приостанавливают выпуск товаров, содержащих ОИС, включенных таможенный реестр, который ведется таможенным органом государства-члена Таможенного союза, или в единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза (далее – Единый реестр). Новеллой таможенного законодательства является предоставление таможенным органам права принимать меры по защите прав на объекты интеллектуальной собственности без заявления правообладателя (процедура exofficio).
До введения этой
нормы таможенные органы были
вправе приостанавливать
В соответствии с принципом exofficio если таможенный орган обнаруживает признаки правонарушения и у него есть информация о том, что правообладатель или его представитель зарегистрированы или ведут свою деятельность на территории РФ, он может приостановить выпуск по собственному усмотрению. Для того чтобы приостановить выпуск товаров должны быть соблюдены обязательные условия:
Во-первых, у таможенного органа должна быть достоверная информация о том, что имеющееся на товаре обозначение является охраняемым ОИС (предоставлена правовая охрана в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации). Так как таможенный орган принимает меры только в отношении тех товаров, которые содержат объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров и ввоз или вывоз которых влечет нарушение прав правообладателя.
Во-вторых, недостаточно только информации о товарном знаке, таможенный орган должен обладать информацией о том, что правообладатель сам либо через свое доверенное лицо представлен в России. Таможенные органы принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, содержащие ОИС, как включенные в Реестр, так и не внесенные в Реестр на основании письменного заявления правообладателя или его представителя в порядке, предусмотренном главами II и III Порядка действий таможенных органов РФ при принятии мер по защите прав на объекты ИС. [6]
В-третьих, решение о приостановлении выпуска товаров принимается не инспектором, а на уровне начальника таможенного органа либо должностным лицом, уполномоченным начальником таможенного органа. То есть лицом, наделенным установленным порядком властных полномочий.
Приказ ФТС России от 25 марта 2011 г. № 626, определил Порядок действий таможенных органов Российской Федерации при принятии мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности. Порядок также определяет перечень, сроки и последовательность действий таможенных органов при принятии мер по защите прав интеллектуальной собственности, связанных с приостановлением выпуска товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, как включенные так и не внесенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Раздел III Порядка действий таможенных органов РФ при принятии мер по защите прав на объекты ИС регламентирует меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, содержащих объекты ИС, не внесенные в Реестр.
Приостановить выпуск товаров в соответствии с новыми полномочиями возможно всего лишь на 7 рабочих дней, в отличии от реестра, где выпуск товара приостанавливается первоначально на 10 рабочих дней. За эти 7 дней: таможенный орган информирует не позднее следующего дня после приостановления выпуска товаров правообладателя и декларанта об этом, правообладатель должен взять образцы и подтвердить, что ввоз или вывоз такого товара осуществляется с нарушением его прав на принадлежащий ему объект интеллектуальной собственности. Более того, продлить срок такого приостановления еще до 10 рабочих дней таможенный орган может лишь в том случае, если правообладатель за время первоначального приостановления выпуска подал заявление о включении данного объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр. При несоблюдении требований п. 2 ст. 308 ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» решение о продлении срока приостановления выпуска товаров таможенным органом не принимается, выпуск таких товаров по истечении срока приостановления выпуска возобновляется и осуществляется в порядке, установленном Таможенным Кодексом и Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации», за исключением случаев, когда декларант при наличии письменного согласия правообладателя на уничтожение товаров может заявить таможенную процедуру уничтожение товаров, выпуск которых приостановлен.
Таким образом, exofficio работает на конкретного правообладателя по конкретному объему товара всего один раз. А далее следует обычная процедура по включению в реестр. В законе четко прописано, что эти меры не применяются, если они уже применялись в отношении того или иного объекта интеллектуальной собственности. По действующему российскому законодательству правообладателям уменьшили сумму обеспечения обязательства возмещения имущественного вреда. Если раньше минимальная сумма такого обеспечения составляла 500 тысяч рублей, то сейчас она снижена до 300 тысяч рублей.
В ст. 331 ТК ТС определено, что таможенные органы вправе приостановить выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, не включенные в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, который ведется таможенным органом государства - члена таможенного союза, и единый таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза, без заявления правообладателя в порядке, определенном законодательством государств - членов таможенного союза. Данная отсылочная норма на национальное законодательство является причиной того, что законодательно закрепленная для трех государств процедура «ех –officio» на практике реализуется в каждом государстве – члене Таможенного союза по - разному либо не реализуется вовсе.
Опасения Сторон в части применения процедуры «ех –officio» во многом обусловлены тем, что таможенные органы зачастую сталкиваются с проблемой отсутствия оперативной актуальной информации об объектах интеллектуальной собственности, а также о заинтересованности самого правообладателя в защите своих прав. На данный момент не существует конкретных регламентированных критериев определения признаков контрафактности товаров. Получается, что при определении признаков контрафактности товара сотрудник таможенного органа должен полагаться на свое субъективное мнение.
Мнения правообладателей на этот счет различны. Так некоторые правообладатели полагают, что никто не вправе накладывать на принадлежащие им объекты какие-либо ограничения, необходимо лишь извещать их о возможности нарушения прав. Защищать свои права правообладатель будет в том случае, если сочтет это необходимым. К тому же остается неясным, должен ли возмещаться имущественный вред, который может быть причинен декларанту, собственнику, получателю товаров или иным лицам в связи с приостановлением выпуска товаров, содержащих ОИС, без заявления правообладателя, и кто должен его возмещать.
Выявленные проблемы, связанные с деятельностью таможенных органов по защите ОИС на территории Единого экономического простванства, позволяют сделать следующие выводы. Необходимо, чтобы закрепленная в ТК ТС процедура «ех –officio», была урегулирована на наднациональном уровне, путем внесения соответствующих норм в ТК ТС, что позволит унифицировать приостановление выпуска товаров, содержащих ОИС, без заявления правообладателя. Процедура должна быть четко регламентирована и единообразно применяться на всей территории Таможенного союза.
Большое значение для эффективной реализации таможенными органами мер, направленных на борьбу с контрафактной продукцией, имеет организация и постоянное развитие сотрудничества с правообладателями. И в данном случае речь идет не только об обладателях прав на ОИС, включенных в таможенные реестры ОИС, но и о правообладателях, ОИС которых не включены в таможенный реестр ОИС. Эффективность защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами во многом зависит именно от качества и полноты информации, предоставляемой правообладателями. Именно владельцы прав в основном являются источником сведений о контрафактных товарах и нарушителях, и именно сведения, поступающие от правообладателей, позволяют таможенным органам идентифицировать товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза, выявлять товары, обладающие признаками контрафактных.