Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2012 в 05:57, курсовая работа
Исходя из актуальности темы, цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства и теоретических положений исследовать особенности организации и правовых основ таможенного контроля в Российской Федерации, выявить проблемные аспекты в данной области и предложить способы их разрешения.
Для раскрытия выбранной темы в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть особенности таможенного контроля как разновидности государственного контроля в Российской Федерации;
исследовать особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации;
проанализировать проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и выявить возможные пути их решения.
Введение 3
Глава 1. Таможенный контроль как разновидность государственного контроля в Российской Федерации 8
1.1. История развития таможенного контроля в дореволюционный период 8
1.2. Понятие и сущность таможенного контроля 13
1.3. Правовые основы таможенного контроля 18
1.4. Виды таможенного контроля 23
Глава 2. Особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации 27
2.1. Органы таможенного контроля и их полномочия 27
2.2. Характеристика форм и методов таможенного контроля 36
Глава 3. Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения 50
3.1. Проблемы, связанные с таможенной ревизией и наложением ареста 50
3.2. Проблемы, возникающие в деятельности таможенных постов 63
Заключение 69
Библиографический список 73
3
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Таможенный контроль как разновидность государственного контроля в Российской Федерации 8
1.1. История развития таможенного контроля в дореволюционный период 8
1.2. Понятие и сущность таможенного контроля 13
1.3. Правовые основы таможенного контроля 18
1.4. Виды таможенного контроля 23
Глава 2. Особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации 27
2.1. Органы таможенного контроля и их полномочия 27
2.2. Характеристика форм и методов таможенного контроля 36
Глава 3. Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения 50
3.1. Проблемы, связанные с таможенной ревизией и наложением ареста 50
3.2. Проблемы, возникающие в деятельности таможенных постов 63
Заключение 69
Библиографический список 73
Приложения 78
Введение
Данная работа посвящена исследованию особенностей организации и правовых основ таможенного контроля в Российской Федерации.
Актуальность темы исследования. В соответствии со ст. 71 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.[1] таможенное регулирование отнесено к ведению федеральных органов государственной власти, которое означает, что законодательство в таможенной сфере ограничивается федеральным уровнем. Данная норма Конституции РФ позволяет объединить единые для всех правила внешнеэкономической деятельности, единый порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России, единство таможенных процедур.
Конституционные положения таможенного регулирования регламентируются Таможенным кодексом Российской Федерации от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ[2].
Согласно Таможенному кодексу РФ, одним из составляющих таможенного дела в России являются порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, таможенный контроль.
В соответствии с одним из основных принципов перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, который закреплен в ст. 14 Таможенного кодекса РФ, - все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены Таможенным кодексом РФ. Требования данного принципа обязательны и распространяются на всех лиц, перемещающих товары и транспортные средства.
С указанным принципом связана такая функция таможенных органов, как производство таможенного контроля. Данная контрольная функция проявляет себя постоянно вне зависимости от категорий и количества перемещаемых товаров, а также лиц, их перемещающих, и разновидностей транспортных средств.
Таможенный контроль во многом определяет характер и содержание деятельности таможенных органов. Основная цель таможенного контроля - выявление, путем различных проверок соответствия таможенных операций и действий положениям и нормам таможенного законодательства.
Таким образом, вышеизложенные соображения обусловили выбор темы исследования и свидетельствуют о ее теоретической и практической значимости.
Степень разработанности темы. Серьезные научные исследования, посвященные таможенно - правовой проблематики стали появляться в России еще в XIX в. В настоящее время проблемные аспекты, связанные с организацией проведением таможенного контроля, рассматриваются в научной литературе, во многих монографических трудах и научных публикациях.
В современный период научную основу для исследования особенностей организации и правовых основ таможенного контроля заложили такие ученые-правоведы, как: М.И. Агабалаев, Х.А. Андриашин, А.Б. Барихин, К.А. Бекяшев, Б.Н. Габричидзе, А.Н. Гуев, С.И. Истомин, А.Н. Козырин, Н.Н. Косаренко, А.Ф. Ноздрачев, С.В. Халипов и другие авторы.
Изложенные в трудах названных и других правоведов научные положения послужили солидной теоретико-методологической основой для проводимого исследования. Однако в юридической литературе освещаются далеко не все проблемы как теоретического, так и практического характера применительно к таможенному контролю. В связи с этим требуется дальнейшая разработка научно обоснованных рекомендаций по применению правовых норм, регулирующих вопросы организации и осуществления таможенного контроля.
Исходя из актуальности темы, цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства и теоретических положений исследовать особенности организации и правовых основ таможенного контроля в Российской Федерации, выявить проблемные аспекты в данной области и предложить способы их разрешения.
Для раскрытия выбранной темы в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть особенности таможенного контроля как разновидности государственного контроля в Российской Федерации;
исследовать особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации;
проанализировать проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и выявить возможные пути их решения.
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с организацией и осуществлением таможенного контроля, а также теоретические разработки по рассматриваемым в работе вопросам.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие вопросы организации и осуществления таможенного контроля.
Методологическая база работы представлена различными общенаучными и научными методами исследования. Главное место среди общенаучных методов исследования занимает метод материалистической диалектики, который позволяет всесторонне, объективно исследовать все правовые явления и процессы. Также среди общенаучных методов существенное место занимают логический и сравнительный методы. В работе использовались специально-юридические методы исследования: объективизм, диалектический, сравнительно-правовой, формально-юридический.
Теоретическая база исследования. Отдельным проблемным аспектам, касающимся таможенного контроля, посвящены научные труды И. Блинова, П. Гулидова, А.Б. Новикова, И.В. Перелетовой, П.В. Чигак и других правоведов.
Нормативно-правовой базой исследования являются Конституция РФ, Таможенный кодекс РФ, Закон РФ «О таможенном тарифе», Федеральный закон «О службе в таможенных органах Российской Федерации», Постановление Правительства РФ «О Федеральной таможенной службе» и некоторые другие нормативные правовые акты.
Научная новизна работы основывается на комплексном подходе к исследованию вопросов, касающихся организации и осуществления таможенного контроля с учетом последних изменений и дополнений, внесенных в действующее законодательство. В работе предпринята попытка восполнить некоторые пробелы по ряду аспектов, не затронутых в ранее выполненных работах по исследуемой тематике. На основе проведенного исследования выдвигаются предложения теоретического и практического характера по рассматриваемой теме.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. На практике недостаточно эффективно реализуется потенциал таможенного администрирования, представляющего собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения таможенного законодательства физическими и юридическими лицами при перемещении ими товаров и транспортных средств через таможенную границу России, что не позволяет обеспечить в полной мере соблюдение российского законодательства и создать благоприятную конкурентную среду в сфере внешнеторговой деятельности.
2. Таможенные органы Российской Федерации неэффективно осуществляют контроль за товарами после их выпуска в обращение на таможенной территории России.
3. Остается довольно низким уровень взаимодействия оперативных подразделений таможенных органов Российской Федерации с другими правоохранительными и контролирующими органами.
4. Не в достаточной степени развита система подготовки и переподготовки кадров для таможенных органов Российской Федерации, особенно специалистов в области контроля.
Определяя степень теоретической и практической значимости исследования, необходимо отметить, что в работе обобщаются научные материалы по рассматриваемой тематике и проводится анализ современного законодательства, регулирующего вопросы осуществления таможенного контроля. Исследуемые в работе аспекты, определяют теоретически важный аспект современной правовой науки, а их познание обусловливает теоретическую значимость результатов исследования. Содержащиеся в работе положения и рекомендации могут использоваться в учебном процессе в качестве вспомогательного материала в высших учебных заведениях.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, в которых раскрывается содержание исследуемой темы, заключения, библиографического списка и трех приложений.
Глава 1. Таможенный контроль как разновидность государственного контроля в Российской Федерации
1.1. История развития таможенного контроля в дореволюционный период
Прежде всего, хочется отметить, что история охраны Государственной границы, в том числе в пунктах пропуска (специально отведенных местах), - это составная часть истории Российского государства, и она напрямую связана с историей формирования ее территорий и установления границ, политической историей, историей развития экономики, культуры. Поэтому нельзя сводить историю охраны Государственной границы к истории собственно пограничной стражи и войск. К охране границ Государства Российского, осуществлению пропуска через границу лиц, транспортных средств, перемещения товаров, животных были причастны таможенные органы, пограничники, жандармское, внешнеполитическое и военное ведомства, корчемная стража и др.
Наличие контроля за пересечением границы в России позволяло государству обеспечивать суверенитет над своей территорией, ее безопасность, пресекая попытки въезда «нежелательных лиц», иметь значительный доход в бюджет государства путем взимания различного вида пошлин, способствовало развитию отечественного промышленного производства за счет ограничения ввоза некоторых иностранных и вывоза отечественных товаров и др.
Первоначально наиболее важной задачей контроля на границе являлось внесение порядка в движение лиц и товаров, следующих через границу. За всю историю Российской империи контроль за перемещением людей и товаров через границу выполнял две основные задачи: экономическую (в том числе борьба с контрабандой) и политическую.
Многие изданные нормативно-правовые акты Российского, а до него Московского государства (Приговор князя Воротынского М.И. «О станичной и сторожевой службе на государевых украинах и в степи», Боярские приговоры от 18 февраля 1571 г., от 21 февраля 1571 г., от 27 февраля 1571 г., от 15 марта 1576 г.) предписывали охранять и оборонять рубежи Отечества исключительно от воинских людей и не предусматривали действия сторожей и станичников в отношении невооруженных лиц (граждан, купцов), пересекающих границу. Да и пересекать границу в то время могли только некоторые категории граждан Московского государства и иностранных граждан[3].
В последующем вопросам контроля на границе уделялось внимание исключительно в торговых, а значит, экономических интересах государства (Соборное уложение и указы царя Алексея Михайловича, Торговый устав 1653 г., Новоторговый устав 1667 г.), а также в политических интересах (пропуск официальных иностранных делегаций).
Защита этих интересов подразумевала и наличие контроля за пересекающими границу лицами. Уже с начала XVII в. ни один иностранец не мог проехать в столицу без письменного разрешения, подписанного царем, а к середине XVII в. четко было установлено требование наличия разрешений для выезда за границу для подданных России.
Заметим, что из-за почти полного отсутствия путей международного сообщения основной поток товаров шел через единственный морской порт - Архангельск.
Указом Петра I от 2 июня 1700 г. был уточнен установленный царем Алексеем Михайловичем в Новоторговом уставе 1667 г. порядок осуществления таможенного контроля и оформления в Архангельском порту. Обязанности по проверке документов, досмотру и наблюдению за судами возлагались на бурмистра с товарищами (бургомистра с заместителями), целовальников, которым в помощь придавались команды стрельцов. На эту же комиссию возлагался и карантинный контроль («нет ли морового поветрия»).
С 20-х гг. XVIII в. вопросами пропуска через границу Российской империи стали заниматься в основном таможенные учреждения (Морской торговый регламент и Устав 1724 г., Морской пошлинный устав 1731 г., Уставы таможенные 1755, 1782 гг. и др., вошедшие в Полное собрание законов Российской империи, а также в Свод законов Российской империи (в VI том которого вошли основополагающие документы по таможенному делу - Уставы таможенные)).
Информация о работе Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения