Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2012 в 05:57, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности темы, цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства и теоретических положений исследовать особенности организации и правовых основ таможенного контроля в Российской Федерации, выявить проблемные аспекты в данной области и предложить способы их разрешения.
Для раскрытия выбранной темы в работе ставятся следующие задачи:
 рассмотреть особенности таможенного контроля как разновидности государственного контроля в Российской Федерации;
 исследовать особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации;
 проанализировать проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и выявить возможные пути их решения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Таможенный контроль как разновидность государственного контроля в Российской Федерации 8
1.1. История развития таможенного контроля в дореволюционный период 8
1.2. Понятие и сущность таможенного контроля 13
1.3. Правовые основы таможенного контроля 18
1.4. Виды таможенного контроля 23
Глава 2. Особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации 27
2.1. Органы таможенного контроля и их полномочия 27
2.2. Характеристика форм и методов таможенного контроля 36
Глава 3. Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения 50
3.1. Проблемы, связанные с таможенной ревизией и наложением ареста 50
3.2. Проблемы, возникающие в деятельности таможенных постов 63
Заключение 69
Библиографический список 73

Вложенные файлы: 1 файл

Организация и правовые основы таможенного контроля в РФ (диплом).doc

— 376.00 Кб (Скачать файл)

        иным лицам, имеющим отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Пояснение оформляется письменно. Этим оно отличается от опроса, который проводится без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме. Форма пояснения устанавливается ФТС России.

4.        Таможенное наблюдение.

Для проведения таможенного контроля в форме таможенного наблюдения за хранением и перемещением товаров и транспортных средств создаются зоны таможенного контроля (п. 1 ст. 362 ТК РФ). Такие зоны могут быть созданы вдоль таможенной границы, в местах производства таможенного оформления, совершения таможенных операций, в местах перегрузки товаров, их осмотра и досмотра, в местах временного хранения, стоянки транспортных средств, перевозящих товары, которые находятся под таможенным контролем, и т.д.

Таможенное наблюдение предоставляет необходимую информацию о поведении и деятельности в конкретных зонах таможенного контроля определенных или неизвестных лиц. Оно может содействовать профилактике правонарушений (например, посягательств на собственность).

В зависимости от периодичности таможенного наблюдения оно может быть систематическим (постоянным) и разовым. Систематическое таможенное наблюдение организуется, как правило, в местах постоянного нахождения товаров и транспортных средств, пребывающих под таможенным контролем (например, склад временного хранения и т.п.).

В зависимости от использования технических средств различают непосредственное или опосредованное таможенное наблюдение.

Отметим, что таможенное наблюдение представляет собой наблюдение гласное. Эта характеристика таможенного наблюдения отличает его от наблюдения как оперативно-розыскного мероприятия, предусмотренного ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ[23].

5.        Таможенный осмотр товаров и транспортных средств.

Таможенный осмотр - одна из форм проведения таможенного контроля, которая представляет собой административное действие уполномоченных должностных лиц таможенных органов, заключающееся в проверке внешнего вида товаров и транспортных средств без вскрытия грузовых помещений, тары или упаковки на предмет законности их перемещения через таможенную границу и соблюдения норм таможенного законодательства.

По сути, таможенный осмотр является одной из разновидностей таможенного досмотра, включающего в себя проверочные действия в отношении товаров и транспортных средств, направленные на установление сотрудниками таможенного органа достоверности сведений, необходимых для таможенных целей, выявление правонарушений в сфере таможенного дела, а также определение характеристик товаров в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Российской Федерации.

Объектом таможенного контроля, осуществляемого путем таможенного осмотра, являются товары, багаж, таможенные пломбы, печати, иные средства идентификации товаров для целей таможенного контроля.

6.        Таможенный досмотр.

Таможенный досмотр - форма проведения таможенного контроля, заключающаяся в осмотре товаров и транспортных средств, при котором происходит снятие пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытие упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо емкостей, контейнеров и иных мест, где находятся или могут находиться товары.

Суть и содержание таможенного досмотра можно уяснить, сравнив его с другой формой таможенного контроля - таможенным осмотром.

Таможенный осмотр и таможенный досмотр имеют ряд общих признаков:

        цель проведения - установление законности перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу;

        объекты - товары и транспортные средства;

        административный характер действий, совершаемых таможенным органом.

Основное отличие между этими формами таможенного контроля состоит в том, что осмотр представляет собой обозрение (внешний визуальный осмотр) товаров, транспортных средств, помещений, в которых они могут находиться, без нарушения целостности предметов и без их вскрытия[24]. Как правило, таможенный осмотр предшествует таможенному досмотру.

При проведении досмотра может осуществляться вскрытие транспортных средств, грузовых помещений, тары и упаковки, снятие пломб, печатей и иных средств идентификации. Для обнаружения фактов открытого перемещения товаров в ходе таможенного досмотра производится проверка грузовых мест, конструктивных особенностей транспортных средств с целью обнаружения тайников, в которых могут быть сокрыты отдельные предметы.

7.        Личный досмотр.

Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля может быть проведен по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо, следующее через Государственную границу Российской Федерации и находящееся в зоне таможенного контроля или транзитной зоне аэропорта, открытого для международного сообщения, скрывает при себе и добровольно не выдает товары, запрещенные соответственно к ввозу на таможенную территорию Российской Федерации и вывозу с этой территории или перемещаемые с нарушением порядка, установленного ТК РФ (ст. 373 ТК РФ).

Важно подчеркнуть, что личный досмотр проводится должностным лицом таможенного органа, назначенным начальником таможенного органа (лицом, его замещающим), при участии понятых, а при необходимости - специалистов, в том числе переводчика и медицинского работника.

8.        Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.

Одним из направлений таможенного контроля является проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков.

Объектом контроля в этом случае становятся товары, которые подлежат обязательной маркировке в соответствии с федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации.

В п. 2 ст. 374 ТК РФ законодатель закрепляет презумпцию, в соответствии с которой отсутствие на товарах, подлежащих обязательной маркировке, специальных марок означает, что данные товары были ввезены на таможенную территорию Российской Федерации без таможенного оформления и выпуска товаров. На лицо, у которого были обнаружены немаркированные товары, возлагается бремя доказывания факта легального ввоза таких товаров.

Проверка маркировки товаров как форма контрольной деятельности тесно связана с другой формой таможенного контроля - осмотром помещений и территорий. В соответствии с п. 2 ст. 375 ТК РФ осмотр помещений и территорий может производиться таможенными органами у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, при наличии информации о нахождении в помещениях или на территории этих лиц товаров, ввезенных с нарушением установленного порядка. Одним из видов контрольных мероприятий, осуществляемых в ходе осмотра помещений и территорий, как раз и является проверка хранящихся там товаров на предмет маркировки специальными марками и наличия на них идентификационных знаков.

9.        Осмотр помещений и территорий.

В соответствии со ст. 375 ТК РФ осмотр помещений и территорий проводится в целях подтверждения наличия товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, в том числе условно выпущенных, на складах временного хранения, таможенных складах, в помещениях магазина беспошлинной торговли, а также у лиц, у которых должны находиться товары в соответствии с условиями таможенных процедур или таможенных режимов, предусмотренных ТК РФ.

Осмотр помещений и территорий проводится при наличии информации об утрате товаров и (или) транспортных средств, их отчуждении либо о распоряжении ими иным способом или об их использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ, для проверки такой информации, а также на основе выборочной проверки.

Осмотр помещений и территорий как форма таможенного контроля осуществляется таможенными органами по двум основным направлениям:

1)       для подтверждения нахождения в этих помещениях и на этих территориях товаров и транспортных средств, пребывающих под таможенным контролем;

2)       для выявления товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации, с нарушением порядка, предусмотренного ТК РФ.

В первом случае осматриваемыми помещениями и территориями могут стать, например, склады временного хранения, таможенные склады, помещения магазина беспошлинной торговли, а также иные помещения и территории, где в соответствии с условиями таможенных режимов и таможенных процедур могут храниться товары, находящиеся под таможенным контролем (цеха предприятий, где размещено иностранное оборудование, временно ввезенное на таможенную территорию Российской Федерации, складские помещения предприятий, на которых хранятся товары, ввезенные под таможенным режимом переработки на таможенной территории и т.п.).

Основанием проведения осмотра в этом случае может стать информация об утрате товаров, находящихся под таможенным контролем, их отчуждении или использовании в нарушение требований и условий, установленных ТК РФ. Кроме того, осмотр помещений и территорий может проводиться в порядке выборочной проверки.

Во втором случае целью осмотра является выявление товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации с нарушением порядка, установленного ТК РФ. Основанием для таких осмотров является информация, поступающая в таможенные органы.

Объектами осмотра в подобных случаях обычно являются пункты пропуска через Государственную границу РФ, зоны таможенного контроля, созданные вдоль таможенной границы, а также помещения, где ведется оптовая или розничная торговля ввезенными товарами.

10.   Таможенная ревизия.

Под ревизией (от лат. revisio - пересмотр) обычно понимают исследование финансовой, хозяйственной или другой деятельности организации с целью проверки правильности и законности ее действий, достоверности и объективного отражения в документах истинного положения, отсутствия нарушений, наличия документально зафиксированных материальных ценностей. А.Б. Барихин отметил, что по объекту проверки ревизии подразделяют на документальные, фактические, полные, сплошные, выборочные, по организационному признаку - на плановые и внеплановые, по составу комиссии - на обычные и комплексные[25].

Таможенная ревизия является одной из форм таможенного контроля, предусмотренных ст. 366 ТК РФ.

Схожими, по сути, с данной формой таможенного контроля являлись проверка финансово-хозяйственной деятельности и таможенный контроль после выпуска товаров, проводимые таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства и международных договоров Российской Федерации. Первая из названных проверок проводилась в отношении лиц, перемещавших товары и транспортные средства через таможенную границу, таможенных брокеров и иных лиц, осуществлявших деятельность, контроль за которой был возложен на таможенные органы. Таможенный контроль после выпуска проводился в отношении товаров и транспортных средств в местах нахождения декларанта, любого иного лица, прямо или косвенно имевшего отношение к внешнеэкономическим и последующим коммерческим операциям с товарами или владевшего необходимыми документами.

Предметом таможенной ревизии является проверка факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении (например, транзитной декларации и др.). Способ проведения таможенной ревизии - сопоставление указанных сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией проверяемых лиц.

Таможенная ревизия может быть проведена только в отношении юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, указанных в п. п. 2, 3 ст. 376 ТК РФ. Проведение таможенной ревизии предусмотрено только в отношении товаров, но не транспортных средств.

В целях проверки достоверности сведений, указанных в таможенной декларации, таможенная ревизия может проводиться как на этапе принятия решения о выпуске товаров, так и после его осуществления.

Неоднозначно решен в ст. 376 ТК РФ вопрос о возможности проверки целевого использования условно выпущенных товаров. С одной стороны, предмет таможенной ревизии ограничен фактом выпуска товаров и достоверностью заявленных при таможенном оформлении сведений (п. 1 ТК РФ). С другой стороны, прямо закреплено, что специальная таможенная ревизия может проводиться у декларантов и лиц, ответственных за совершение таможенных операций по выпуску товаров, если таможенным органом обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о пользовании и распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений (абз. 2 п. 3 ТК РФ).

Статья 376 ТК РФ выделяет две формы таможенной ревизии - общую и специальную, основные различия которых приведены в Таблице 2 (см. Приложение 3).

Говоря о методах таможенного контроля, необходимо отметить, что метод таможенного контроля представляет собой совокупность приемов и способов его осуществления.

В качестве средств производства таможенного контроля на практике применяются:

        технические средства таможенного контроля;

        морские (речные) и воздушные суда таможенных органов;

        информационные ресурсы таможенных органов;

        поисковые собаки.

Также среди методов таможенного контроля можно выделить:

        таможенный контроль, осуществляемый по прибытии товаров и транспортных средств в таможенный пункт;

        таможенный контроль, осуществляемый в процессе движения транспортного средства;

        сплошной таможенный контроль, имеющий место, когда используются все формы контроля, установленные Таможенным кодексом РФ.

Информация о работе Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения