Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Августа 2012 в 05:57, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности темы, цель работы заключается в том, чтобы на основе анализа действующего законодательства и теоретических положений исследовать особенности организации и правовых основ таможенного контроля в Российской Федерации, выявить проблемные аспекты в данной области и предложить способы их разрешения.
Для раскрытия выбранной темы в работе ставятся следующие задачи:
 рассмотреть особенности таможенного контроля как разновидности государственного контроля в Российской Федерации;
 исследовать особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации;
 проанализировать проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и выявить возможные пути их решения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Таможенный контроль как разновидность государственного контроля в Российской Федерации 8
1.1. История развития таможенного контроля в дореволюционный период 8
1.2. Понятие и сущность таможенного контроля 13
1.3. Правовые основы таможенного контроля 18
1.4. Виды таможенного контроля 23
Глава 2. Особенности организации таможенного контроля в Российской Федерации 27
2.1. Органы таможенного контроля и их полномочия 27
2.2. Характеристика форм и методов таможенного контроля 36
Глава 3. Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения 50
3.1. Проблемы, связанные с таможенной ревизией и наложением ареста 50
3.2. Проблемы, возникающие в деятельности таможенных постов 63
Заключение 69
Библиографический список 73

Вложенные файлы: 1 файл

Организация и правовые основы таможенного контроля в РФ (диплом).doc

— 376.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, с учетом всего вышесказанного в данной главе, хочется отметить некоторые ключевые моменты:

1.       Система таможенных органов включает в себя, помимо совокупности таможенных органов, которыми являются региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, еще и учреждения, создаваемые ФТС России, не являющиеся, однако, правоохранительными органами. Создавая таможенные органы и учреждения, ФТС России осуществляет в отношении их имущества правомочия собственника.

2.       Таможенный кодекс РФ закрепляет исчерпывающий перечень форм, в которых может осуществляться таможенный контроль. Это такие мероприятия, как проверка документов и сведений, устный опрос, получение пояснений, таможенное наблюдение, таможенный осмотр товаров и транспортных средств, таможенный досмотр товаров и транспортных средств, личный досмотр, проверка маркировки товаров специальными марками и наличия на них идентификационных знаков, осмотр помещений и территорий в целях таможенного контроля, таможенной ревизии.

3.       Важнейшим условием эффективности таможенной деятельности является решение проблемы ее адаптации к требованиям международных стандартов. Это важнейшее направление реализации организационно-экономических механизмов регулирования таможенной системы. Особое значение это направление имеет при проектировании перспектив внешнеэкономической деятельности.

Заключительная глава работы посвящена проведению анализа проблем, возникающих при осуществлении таможенного контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения

 

3.1. Проблемы, связанные с таможенной ревизией и наложением ареста

 

Пунктом 1 ст. 361 ТК РФ установлено, что после выпуска товаров таможенные органы вправе осуществлять проверку заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке и форме, предусмотренных главой 35 ТК РФ.

Пункт 2 ст. 361 ТК РФ устанавливает срок проверки достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств. Такой срок составляет 1 год с момента утраты этими товарами статуса товаров, находящихся под таможенным контролем. Перечень моментов, с которыми законодатель связывает случаи утраты этого статуса, установлен п. 1 ст. 360 ТК РФ. Согласно ее положениям срок 1 год может применяться после выпуска только к тем товарам, в отношении которых таможенные платежи уплачены полностью.

В качестве примера можно привести следующую ситуацию.

Индивидуальный предприниматель Складнев А.Е. обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным требования Калининградской таможни об уплате 1814487 руб. 50 коп. таможенных платежей и 418782 руб. 85 коп. пеней.

Решением суда от 22 октября 2004 г. предпринимателю было отказано в удовлетворении заявления.

Постановлением апелляционной инстанции от 31.01.05 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Складнев А.Е. просит отменить судебные акты как принятые и признать оспариваемое требование таможенного органа недействительным. По мнению подателя жалобы, таможенная ревизия проведена таможней с нарушением положений ст. ст. 361, 366-367 ТК РФ.

Из материалов дела видно, что в период с 15 марта 2003 г. по 3 мая 2003 г. общество в соответствии с внешнеторговыми контрактами ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товары - отделочные материалы, предметы мебели и интерьера.

Как видно из материалов дела, на основании решения от 20 февраля 2004 г. таможней проведена специальная ревизия предпринимателя по вопросам правильности определения и заявления таможенной стоимости ввезенного товара - мебели ротанговой; достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном оформлении товаров; соблюдения законодательства Российской Федерации в части исчисления таможенных платежей, соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством о внешнеторговой деятельности. В ходе ревизии информация, содержащаяся в представленных Складневым А.Е. документах, сопоставлена со сведениями о ценах товаров, полученными из таможенного департамента Литвы.

В силу п. 2 ст. 361 ТК РФ проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем. По смыслу приведенной нормы указанный годичный срок является пресекательным, обеспечивающим стабильность внешнеторгового оборота и определенность таможенных правоотношений.

Ссылка суда первой инстанции на то, что решение о проведении специальной таможенной ревизии принято 20 февраля 2004 г. в пределах годичного срока, противоречит положениям п. 2 ст. 376 ТК РФ, указывающим на истечение названного срока до момента проверки достоверности сведений посредством одной из форм таможенного контроля, но не даты принятия решения о проведении такой проверки. При этом принятие решения о проведении таможенной ревизии не приостанавливает течение годичного срока на ее фактическое проведение.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция сочла, что обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а заявление предпринимателя - удовлетворению[26].

Однако следует отметить, что п. 3 ст. 361 ТК РФ установлены исключения в отношении сроков проведения проверок таких товаров. Оговаривается право таможенных органов проводить проверки товаров, утративших статус находящихся под таможенным контролем и находящихся в обороте на территории РФ. Пресекательный срок в данном случае не установлен. Следовательно, такая проверка может проводиться в течение сроков хранения документов для таможенных целей, в течение 3 лет с момента утраты вышеуказанного статуса.

Новый по продолжительности срок таможенного контроля после выпуска товаров (пост-контроль) является новеллой ТК РФ.

Если незаконно ввезенный товар при проверке обнаруживается не у импортера, а у покупателя, то возникают проблемы юридического, а также этического порядка. Сегодня проверка покупателей товаров на внутреннем рынке весьма сомнительна.

Покупка импортного товара, который не прошел таможенного оформления либо ввоз которого осуществлялся с нарушением установленного порядка, является сделкой, противоречащей закону.

Однако здесь возникает проблема так называемого «добросовестного приобретателя», которая до сих пор не решена.

То, что сделка незаконна, не означает, что таможенные органы имеют право отобрать такой товар у добросовестного приобретателя или потребовать от него уплатить таможенные платежи за этот товар.

Товар уже продан, и имущественные права добросовестного приобретателя защищаются в том же объеме и на тех же основаниях, как и права собственника.

Применить к добросовестному приобретателю какие-либо санкции или ограничения по владению, пользованию или распоряжению приобретенным им законным путем товаром, находившимся в обороте (пусть даже и незаконном) на территории Российской Федерации, таможенные органы вправе, только если ими будет доказано, что приобретатель незаконно ввезенного на территорию РФ товара знал о незаконности его ввоза.

В ТК РФ данная проблема разрешена следующим образом: если это коммерческая организация или предприниматель, то по гражданскому законодательству они несут определенный предпринимательский риск. Заранее презюмируется, что если лицо работает на устойчивое получение прибыли, то оно должно знать все обстоятельства, связанные с ввозом товара. Согласно логике законодателя, предприниматель и коммерческая организация, непосредственно не участвовавшие во ввозе товаров, для таможенных органов являются участниками таможенных правоотношений наряду с импортером, и таможенные органы имеют право проводить у них проверки.

Думается, что окончательно эта проблема будет разрешена высшими судебными инстанциями, когда сформируется судебная практика по данному вопросу.

Основной формой осуществления таможенного контроля после выпуска товаров является проведение таможенной ревизии.

Статьей 376 ТК РФ установлены две формы проведения таможенной ревизии: общая и специальная. В обоих случаях ревизия производится по письменному решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Специальная ревизия также может назначаться и руководителем (лицом, его заменяющим) вышестоящего таможенного органа. Перед началом проведения таможенной ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна производиться.

Общая и специальная таможенная ревизия имеют различный субъектный состав проверяемых лиц.

Общая таможенная ревизия может производиться таможенными органами в отношении декларантов, а также лиц, указанных в ст. 16 ТК РФ. То есть в отношении российских лиц, заключивших внешнеэкономическую сделку, либо, если перемещение производилось вне рамок сделки, совершенной российским лицом, у лиц, которые обладают правом владения, пользования и распоряжения товарами на момент такого перемещения и после него, срок проведения общей таможенной ревизии ограничен тремя рабочими днями. Ревизия не должна препятствовать коммерческой деятельности проверяемого лица. Данная норма явно декларативна. Всякий, кто занимался коммерческой деятельностью в России, - отмечает Блинов И., - знает, что такое проверка или ревизия «по-русски» и как она «не препятствует коммерческой деятельности проверяемого лица»[27].

При проведении общей ревизии таможенные органы имеют право получать доступ, в пределах своей компетенции, к базам и банкам данных, информационных систем проверяемого лица, а также ко всем его документам.

Цель общей ревизии заключается в сопоставлении данных, указанных в таможенных декларациях, иных документах, представленных при таможенном оформлении, с данными, имеющимися в информационных системах и банках данных проверяемого лица, его бухгалтерских и иных коммерческих документах.

Согласно п. 3 ст. 376 ТК РФ специальная таможенная ревизия может проводиться таможенными органами не только у лиц, в отношении которых возможно проведение общей ревизии, но также у таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков и у лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными (импортными) товарами.

В отношении таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков специальная таможенная ревизия может быть назначена только при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать о нарушении учета товаров, либо предоставлении по ним отчетности с искажениями, либо несоблюдении данными лицами иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных ТК РФ.

Основанием для проведения специальной таможенной ревизии в отношении лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю, является обнаружение данных, свидетельствующих, что товары, находящиеся у этих лиц, ввезены на таможенную территорию с нарушением требований и условий, установленных ТК РФ или что в отношении данных товаров не уплачены или не доплачены таможенные пошлины и налоги, или в отношении этих товаров не соблюдены запреты и ограничения, установленные в соответствии с российским законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

Следует обратить внимание на то, что основанием для назначения специальной ревизии является обнаружение данных, свидетельствующих о нарушении таможенных правил при ввозе товаров.

С другой стороны, п. 9 ст. 376 ТК РФ установлено, что при обнаружении в ходе таможенной ревизии признаков преступления или административного правонарушения ревизия прекращается. Одновременно составляется акт по ее результатам и производятся соответствующие процессуальные действия в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, в данном случае таможенная ревизия фактически является формой проверки данных, которые могут свидетельствовать о нарушении таможенных правил при ввозе товаров.

Пунктом 5 ст. 376 ТК РФ установлены сроки для проведения специальной таможенной ревизии. Она должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения. Максимальный срок установлен - 2 месяца. Вышестоящий таможенный орган вправе продлить продолжительность специальной таможенной ревизии на 1 месяц. Таким образом, предельный срок такой ревизии не может превышать 3-х месяцев. Однако это не означает, что таможенный орган обязан уложиться в 3 месяца. В 5-м пункте имеется одна существенная оговорка: в указанный 3-месячный срок или 2-месячный по общему правилу не включается период времени между вручением лицу требований о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений. В течение проведения специальной таможенной ревизии может быть несколько раз вручено требование о представлении документов, и с этого момента 3-месячный предельный срок приостанавливается. Он начинает отсчитываться заново только после вручения истребованных документов.

Из этого следует, что в течение проведения ревизии в отношении предприятия, фирмы или организации таможенный орган может затребовать представление дополнительных документов и приостановить на это время срок ревизии. Такое действие может быть повторено неоднократно. Следовательно, при «особо тщательном» отношении должностных лиц таможенного органа, проводящих ревизию, к проверке фирмы, предприятия или организации срок проведения таможенной ревизии может затянуться на неопределенное время.

Информация о работе Проблемы, возникающие при осуществлении таможенного контроля и пути их решения