Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 08:53, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть сущность и классификацию комплексных целевых программ в таможенном деле, их реализацию на практике.
Задачи курсовой работы:
– рассмотреть понятие и классификацию целевых программ в таможенном деле;
– рассмотреть применение программно-целевых методов в управлении развитием таможенном деле;
– провести анализ действующих целевых программ в таможенном деле;
– рассмотреть проблемы разработки и реализации целевых программ;
Введение 4
1 Теоретические основы реализации целевых программ в таможенном деле 6
1.1 Понятие целевых программ 6
1.2 Классификация проблемно-целевых программ в таможенном деле 8
1.3 Применение программно-целевых методов в управлении развитием
таможенного дела 11
2 Анализ целевых программ в таможенном деле 17
2.1 Программная деятельность Федеральной таможенной службы РФ 17
2.2 Анализ результатов реализации проблемно-целевых программ
Федеральной таможенной службой 30
3 Проблемы и перспективы развития целевых программ в таможенном деле 41
3.1 Проблемы разработки и реализации целевых программ 41
3.2 Перспективы развития целевых программ 47
Заключение 49
Библиографический список 51
Главной идеей программно-целевого управления является предсказание будущего состояния в ходе реализации программы и последующего за ним повышения эффективности работы в целом. Этот вид управления осуществляется поэтапно:
1) формулировка целей;
2) разработка планов для достижения целей;
3) осуществление систематического контроля за выполнением намеченных в модели действий, измерение и оценка их результатов;
4) корректировка
характера действий
Поэтапное осуществление данных этапов представляет собой практическое применение программно-целевого метода.
1) Формулировка конкретных целей. Общая и конкретные цели управления таможенными органами определяются законодательными и правовыми нормативными документами России.
Разработка целей управления развитием осуществляется в соответствии с выбором направления развития. На современном этапе основным документом, определяющим тенденции развития таможенных органов, является Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. N 2575-р9.
Стратегия представляет определенный характер понимания проблемы, центральная идея системы взглядов, которая включает различные формы научного знания: научные факторы теории, научные принципы и пути ее решения. Всегда присутствуют три элемента знания: эмпирический, теоретический, философско-мировоззренческий. Стратегия определяет основные цели, задачи и направления развития таможенных органов и является основой для разработки программ и планов развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Помимо Стратегии, к документам, определяющим вектор развития таможенных органов, относятся Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур, Концепция административной реформы, а также Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли, принятые Всемирной таможенной организацией в 2005 году. Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время в таможенных органах существуют основополагающие документы, которые четко определяет цели их развития и включают работу практически со всеми основными функциями.
2) Разработка планов для достижения целей. Этот аспект предусматривает непосредственно разработку программ, направленных на достижение поставленных целей. Причем под программой в данном случае понимается директивный и адресный документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных заданий и мероприятий, направленных на реализацию проблемы наиболее эффективными путями в установленные сроки.
Решение задач в Стратегии достигается с помощью реализации федеральных целевых программ, межгосударственных программ, в исполнении которых принимает участие Федеральная таможенная служба (ФТС) России, и ведомственных целевых программ.
Помимо этих программ, деятельность по развитию таможенных органов включает мероприятия, предусмотренные различными проектами, поддерживаемыми такими организациями как Международный банк реконструкции и развития, Межгосударственный Совет ЕврАзЭС и другие.
Таким образом, общее количество программ, направленных на развитие таможенных органов, вполне достаточно для того, чтобы поставленные в Стратегии цели были достигнуты. И тем не менее, по нашему мнению, могут возникнуть сложности с обеспечением сбалансированности и непротиворечивости программных мероприятий в виду их многочисленности и отсутствием четко обозначенных логических связей между ними10.
3) Осуществление систематического контроля за выполнением намеченных в программе действий, измерение и оценка степени реализации программы и достижения целей в каждый данный момент.
Механизм выполнения любой программы предусматривает осуществление организационной и контрольной деятельности, обеспечивающей управление данным процессом путем планирования и контроля выполнения текущего плана работы ФТС России на соответствующий год. При этом контрольная деятельность осуществляться посредством двух видов контроля:
- документального,
включающего ежегодные отчеты
о ходе исполнения текущего
плана и достижения
- фактического в рамках различных проверок.
Так как таможенные органы являются государственной иерархически строго структурированной организацией, указанные виды контроля представляются вполне логичными и осуществимыми, так как имели место на протяжении всего периода их деятельности. Оценка степени реализации программ при осуществлении вышеуказанных видов контроля также представляется объективной, так как предполагает сравнение числа фактически завершенных мероприятий с числом запланированных.
По нашему мнению, проблемы могут возникнуть с оценкой степени достижения целей программ в каждый момент времени, так как даже при полном выполнении некоторых мероприятий существует возможность несоответствия показателей конечных результатов запланированным значениям в связи с тем, что последние в большей степени могут зависеть от других мероприятий, которые не были выполнены; то есть номинальная оценка степени реализации программ может быть высокой, в то время в действительности цели достигнуты не были или были не в полной мере.
4) Постоянная
корректировка мер или
Таким образом, полномочиями для корректировки мероприятий программы обладают заместители руководителя ФТС России, однако всегда будет существовать проблема, что именно изменять в мероприятии с целью его более эффективной реализации. Каждый заместитель контролирует выполнение мероприятий по своему направлению деятельности, причем число мероприятий достаточно велико, поэтому в итоге чаще всего принимаются решения, направленные на реализацию проблемного мероприятия, в то время как с точки зрения достижения стратегической цели, возможно, в нем уже нет необходимости.
Можно сделать вывод, что программно-целевой метод является основным методом управления развитием таможенными органами в настоящее время и практически все этапы его реализации по содержанию соответствуют требуемым: выработаны четкие цели развития, сформированы планы для достижения поставленных целей, определена система контроля и система по корректировке реализуемых мероприятий.
Однако необходимо отметить, что практика применения программно-целевых методов еще недостаточно отработана, их использование нередко служит лишь средством бюрократического перераспределения ресурсов, а не организации целевого управления, которое нередко сводится только к оперативному. Так как целеполагание в управлении развитием является приоритетным для современной концепции менеджмента и относится не только к начальному этапу управления, но и ко всем его последующим этапам, то представляется необходимым усовершенствовать методику его реализации в аспекте определения зависимостей между целями.
Также, в силу многочисленности программных мероприятий и отсутствием четко обозначенных логических связей между ними у составителей программ могут возникнуть сложности с обеспечением их сбалансированности и непротиворечивости. Кроме того, существующая система контроля способна контролировать лишь выполнение заявленных в программах мероприятий. Соответственно, решения, принимаемые исключительно по факту эффективности реализации какого-либо мероприятия, направлены чаще всего на его более эффективную реализацию, в то время как в стратегической перспективе данный результат, возможно, уже не требуется. Отсюда вытекает необходимость постоянного мониторинга не только выполнения программных мероприятий как таковых, но отслеживания того, насколько данные действия приближают таможенные органы к достижению стратегической цели.
По результатам первой главы курсовой работы можно сделать вывод, целевая программа представляет собой документ, содержащий различные виды деятельности, работу различных независимо от их ведомственности. Программная деятельность таможенных органов определяет оптимальное сочетание федеральных целевых и аналитических программ, направленных на решение различных задач ФТС РФ.
Существуют различные классификации целевых программ, однако для таможенной системы более применимы следующие классы: экономические, научно-технические и социальные программы. По содержательной направленности таможенные программы могут быть: функциональными, целевого развития и организационные программы.
Программно-целевая деятельность, ориентированная на достижение определенных результатов и целей, получила широкое распространение в таможенном деле. Поэтому программно-целевой метод – это основной метод управления развитием таможенными органами на современном этапе. Данный метод предполагает поэтапные шаги: определение цели развития, формирование планов под цели, определение системы контроля и корректировки предлагаемых мероприятий.
2 АНАЛИЗ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ В ТАМОЖЕННОМ ДЕЛЕ
2.1 Программная деятельность Федеральной таможенной службы РФ
Программная деятельность Федеральной таможенной службы России направлена на достижение стратегических целей, решение тактических задач и осуществляется в рамках реализации федеральных целевых программ и выполнения аналитических программ ФТС.
Программная деятельность Федеральной таможенной службы России реализует оптимальное сочетание федеральных целевых программ, как инструмента экономической политики, и аналитических программ как инструмента бюджетного планирования (решение тактических задач).
Сочетание программных мероприятий обеспечивает укрепление финансовой дисциплины, повышение прозрачности использования бюджетных средств, снижение управленческих расходов и призвана содействовать совершенствованию таможенного администрирования.
Аналитические программы Федеральной таможенной службы России:
- соответствуют полномочиям, закрепленным в Положении о Федеральной таможенной службе;
- отвечают требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. № 239 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»;
- обеспечивают количественную оценку ожидаемых результатов путем применения разработанной системы показателей.
К бюджетным целевым программам ФТС России относятся:
1. Федеральная целевая программа «Государственная граница Российской Федерации (2003–2010 г.)», утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2005 г. № 268-21 (в ред. от 0.02.2007). Федеральная таможенная служба исполняет данную программу в части своей компетенции (раздел «Федеральная таможенная служба»).
2. Аналитические программы ФТС России:
– «Совершенствование организации работы с подакцизными товарами», утверждена приказом ФТС России от 10.05.2006 № 430 (в ред. от 15.06.2009).
– «Разработка и внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий» на 2009-2011 годы, утверждена приказом ФТС России от 08.05.2008 № 557 (в ред. от 14.01.2010 г.).
– «Контроль за использованием федеральной собственности и средств федерального бюджета, выделенных ФТС России на содержание таможенных органов, реализацию федеральных и ведомственных целевых программ» на 2008-2010 годы, утверждена приказом ФТС России от 24.01.2008 № 5316.03.2009).
– «Ведение и совершенствование товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности в условиях формирования таможенного союза и подготовки 5-го издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров» на 2010-2012 г., утверждена приказом ФТС России от 29.01.2010 № 143.
– «Строительство (реконструкция) служебно-производственных зданий, автомобильных пунктов пропуска (2007-2009 годы), не вошедших в Федеральную целевую программу «Государственная граница Российской Федерации (2003-2010 г.)» и дополнение к ней», утверждена приказом ФТС России от 27.09.2006 № 929.
– аналитическая программа ФТС России «Переоснащение объектов таможенной инфраструктуры системами бесперебойного гарантированного электроснабжения» на 2010-2012 годы, утверждена приказом ФТС России от 19.02.2010 № 346.
– «Развитие таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств», утверждена приказом ФТС России от 25.12.2007 № 1607.
– «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 гг.», утверждена приказом ФТС России от 05.10.2006 № 964 (в ред. от 26.12.2008).
– «Программа переоснащения объектов таможенной инфраструктуры комплексными системами безопасности на период 2006-2010 гг.», утверждена приказом ФТС России от 08.12.2005 № 1148 (в ред. от 09.02.2009).
Программно-целевая структура ФТС России с распределением федеральной целевой программы и аналитических программ ФТС России по стратегическим целям и тактическим задачам ФТС России представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Программно-целевая структура ФТС России
Стратегические цели ФТС России |
Тактические задачи ФТС России |
Программы ФТС России |
1 |
2 |
3 |
Цель 1. Повышение уровня соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации, обеспечение полноты и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов |
Задача 1.1. Сокращение задолженности перед федеральным бюджетом по уплате таможенных платежей, в том числе за счет усиления контроля и оптимизации применения мер, предотвращающих возникновение такой задолженности |
|
Задача 1.2. Усиление контроля за достоверностью декларирования товаров |
Аналитическая программа ФТС России «Совершенствование организации работы с подакцизными товарами» | |
Задача 1.3. Повышение эффективности валютного контроля |
Аналитическая программа ФТС России «Разработка и внедрение прогрессивных методов осуществления таможенными органами валютного контроля, основанных на использовании современных информационных технологий» на 2009–2011 годы | |
Задача 1.4. Совершенствование законодательства Российской Федерации, применение которого относится к компетенции таможенных органов, и осуществление контроля его соблюдения. Повышение уровня законности принимаемых (совершаемых) таможенными органами решений, действий (бездействия) в сфере таможенного дела |
Аналитическая программа ФТС России «Контроль за использованием федеральной собственности и средств федерального бюджета, выделенных ФТС России на содержание таможенных органов, реализацию федеральных и ведомственных целевых программ» на 2008–2010 годы | |
Аналитическая программа ФТС России «Ведение и совершенствование товарных номенклатур внешнеэкономической деятельности в условиях формирования таможенного союза и подготовки 5-го издания Гармонизированной системы описания и кодирования товаров» на 2010–2012 годы | ||
Продолжение таблицы 2.1 | ||
1 |
2 |
3 |
Цель 2. Повышение качества предоставления услуг таможенными органами, сокращение издержек участников внешнеэкономической деятельности и государства, связанных с таможенным оформлением и таможенным контролем |
Задача 2.1. Упрощение таможенных процедур и ускорение таможенных операций при таможенном оформлении и таможенном контроле товаров |
Федеральная целевая программа «Государственная граница РФ (2003-2010 годы)» |
Аналитическая программа ФТС России «Строительство (реконструкция) служебно-производственных зданий, автомобильных пунктов пропуска (2007-2009 годы), не вошедших в федеральную целевую программу «Государственная граница РФ (2003-2010 годы)» и доп. к ней» | ||
Аналитическая программа | ||
Задача 2.2. Повышение информатизации и информационной прозрачности деятельности таможенных органов |
Федеральная целевая программа «Государственная граница РФ (2003–2010 годы)» (повторно) | |
Задача 2.3. Создание благоприятных условий для осуществления транзита товаров через территорию Российской Федерации |
||
Задача 2.4. Внедрение выборочных методов там. контроля на основе применения системы управления рисками, уменьшение субъективизма при принятии решений о выпуске товаров |
||
Задача 2.5. Смещение таможенного контроля товаров с этапа основного таможенного оформления на этап, предшествующий прибытию товаров на таможенную территорию РФ, а также на этап после выпуска товаров в свободное обращение |
Аналитическая программа ФТС России «Развитие таможенного контроля после выпуска товаров и (или) транспортных средств» | |
Задача 2.6. Противодействие коррупционным проявлениям и должностным правонарушениям в таможенных органах |
Федеральная целевая программа «Государственная граница РФ (2003–2010 годы)» (повторно) | |
Аналитическая программа ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007 – 2009 гг.» | ||
Продолжение таблицы 2.1 | ||
1 |
2 |
3 |
Цель 3. Выявление и пресечение контрабанды оружия, наркотиков, контрафактной продукции и иных товаров, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, а также товаров, предметов и ценностей, вывоз которых за границу Российской Федерации запрещен |
Задача 3.1. Обеспечение полного контроля за перемещением запрещенных и ограниченных к ввозу товаров |
Федеральная целевая
программа «Государственная граница Российской
Федерации |
Задача 3.2. Укрепление взаимодействия с российскими, зарубежными и международными органами и организациями в борьбе с терроризмом, контрабандой оружия, наркотиков, контрафактной продукцией и другими правонарушениями в таможенной сфере |
Федеральная целевая
программа «Государственная граница Российской
Федерации | |
Аналитическая программа ФТС России «Программа переос-нащения объектов таможенной инфраструктуры комплексными системами безопасности на период 2006–2010 гг.» |
Информация о работе Реализация целевых программ в таможенном деле