Роль таможенной статистики в деятельности таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение значения таможенной статистики для принятия управленческих решений на примере конкретного объекта исследования.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– изучение роли и методов таможенной статистики;
– ознакомление с приемами статистического анализа;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 9
1. ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА – ИСТОЧНИК 11
АНАЛИЗА ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 11
1.1. Роль и методы таможенной статистики 11
1.2. Место таможенной статистики в определении перспектив
внешней торговли в экономическом развитии России 23
1.3. Приемы статистического анализа 29
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ
В РОСТОВСКОЙ ТАМОЖНИЕ 39
2.1. Организация ведения таможенной статистики в Ростовской
таможне 39
2.2. Таможенная стоимость как один из показателей
таможенной статистики 48
2.3. Анализ показателей в зоне деятельности Ростовской таможни
по экспортно-импортным операциям за 2010-2011гг. 56
3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ 65
3.1. Недостатки и предложения по совершенствованию системы
сбора информации по таможенным декларациям
для формирования статистических показателей
Ростовской таможни 65
3.2. Разработка и применение методологии статистики
взаимной торговли государствами – членами Таможенного союза 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Ерохиной новый!.docx

— 211.17 Кб (Скачать файл)

Под весом  брутто принято понимать общий вес  товара вместе с тарой. Вес нетто  – это чистый вес товара без  внутренней и внешней тары. Ближайшая  внутренняя упаковка, в которой непосредственно  находится товар и вместе с  ней поступает потребителю, входит в вес нетто. В таможенной статистике внешней торговли количественный учет товаров ведется по весу нетто.

Помимо  весовых единиц измерения, количественный учет товаров ведется и в специфических единицах измерения, свойственных определенным товарам. Например, учет обуви ведется в парах, пиломатериалов – в кубометрах, живых животных – по количеству голов, автомобилей, станков – в штуках и т.д. В этих случаях статистический учет товаров ведется по количеству, выраженному в дополнительных единицах измерения.

Кроме данных о количестве экспортных и импортных  товаров таможенная статистика внешней торговли включает их стоимостную оценку. Стоимостная оценка внешнеторгового оборота является важнейшим показателем экономического состояния страны, ее международных связей. При этом следует учитывать, что, исходя из обязанностей продавца и покупателя по доставке товара из одной страны в другую, внешнеторговый контракт заключается на основе 13 видов коммерческих условий поставок. В зависимости от коммерческого условия поставки цена в счете-фактуре (инвойсе), выставленном продавцом покупателю, будет различной. В счет-фактуру – продавец включает только те затраты, которые он несет в соответствии со своими обязанностями по данному виду коммерческого условия поставки.

Учитывая различные коммерческие условия при заключении внешнеторговых контрактов и в зависимости от этого различную методологию  расчета фактурной стоимости  товара, для получения сводных  данных по всему товарообороту недостаточно простое суммирование данных по стоимости  отдельных товаров, поскольку эти стоимостные оценки разнородны и состоят из разных элементов. В целях получения сопоставимых данных необходимо приведение всех цен к единому базису, принятому для всех экспортных и импортных товаров. Таким базисом при расчете экспортных цен, а следовательно, и при расчете статистической стоимости товаров, вывозимых с территории Российской Федерации, является цена ФОБ – российский порт или цена ДАФ – граница Российской Федерации, пересчитанная в доллары США по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату принятия ТД к таможенному оформлению. При расчете статистической стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, фактурную стоимость товара в зависимости от коммерческого условия поставки следует привести к базе цен СИФ – российский порт или цен СИП – пункт назначения на границе Российской Федерации, пересчитанных в доллары США по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату принятия ТД к таможенному оформлению.

Учет географического распределения  экспорта и импорта товаров производится по странам в соответствии с признаками происхождения и потребления  товаров:

– экспорт  отражается по стране назначения (потребления) товара;

– импорт отражается по стране происхождения (производства) товара.

В соответствии с выходными формами таможенной статистики внешней торговли, утвержденными  ФТС России, распределение внешней  торговли Российской Федерации осуществляется по следующим группам стран:

– Таможенный союз (Казахстан, Белоруссия Россия);

– СНГ (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина);

– страны Центральной и Восточной Европы (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Македония, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Югославия, Эстония);

– страны Европейского союза (ЕС) (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция);

– страны Европейской Ассоциации свободной  торговли (ЕАСТ) (Исландия, Норвегия, Швейцария);

– страны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входят страны ЕС, ЕАСТ, а также Австралия, Канада, Новая Зеландия, Турция, США и Япония;

– организация  стран-экспортеров нефти (ОПЕК) (Алжир, Венесуэла, Габон, Индонезия, Ирак, Иран, Катар, Кувейт, Ливия, Нигерия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Эквадор).

Таможенная  статистика включает также специальную  таможенную статистику, куда входят следующие объекты изучения:

1) статистика  декларирования, характеризующая вывоз  и ввоз товаров по видам  таможенных процедур, учитываемых таможенной статистикой внешней торговли;

2) статистика  таможенных платежей, характеризующая  долю и роль таможенных платежей  в формировании доходной части  федерального бюджета. При этом  учет ведется по видам таможенных  платежей: сборы за таможенное  оформление, вывозная таможенная  пошлина, ввозная таможенная пошлина,  налог на добавленную стоимость,  акциз, специальный налог;

3) статистика  валютного контроля, ведущая учет  экспортных товаров в количественном  и стоимостном выражении, в  привязке к срокам поступления  и сумам валютной выручки;

4) статистика  конфискатов, характеризующая количество  случаев нарушений таможенных  правил и контрабанды во внешнеторговом  обороте, а также физическими  лицами потоварно, стоимость конфискованных  предметов, сумма взысканных штрафов;

5) статистика  международных почтовых отправлений,  отражающая учет посылок и  других почтовых отправлений,  выпущенных из Российской Федерации  и пропущенных в Российскую  Федерацию и таможенного союза;

6) статистика  международных перевозок, отражающая  учет транспортных средств, следовавших  из Российской Федерации в  Российскую Федерацию и таможенного  союза;

7) статистика  пассажирооборота, отражающая учет  физических лиц, проследовавших  через границу Российской Федерации  и таможенного союза.

Помимо  таможенной статистики, как было сказано  ранее, статистика внешнеэкономических  связей включает торговлю услугами.

Услуги во внешнеэкономической  области представляют собой внешнеторговые операции, которые в силу своей  специфики не проходят через таможенный контроль и не могут быть оформлены  грузовой таможенной декларацией.

Торговля  услугами подразделяется на услуги материального  и нематериального характера.

Импорт (экспорт) материальных услуг включает:

– транспортные услуги (суммы в иностранной валюте, уплаченные отечественными фрахтователями за перевозку грузов пассажиров и  багажа, буксировку судов и др.);

– проектно-изыскательские работы;

– строительные и монтажные работы;

– услуги складского хозяйства;

– услуги связи;

– ремонт иностранных транспортных средств, оборудования, приборов, а также  другие виды ремонта, осуществляемого  как на территории стран, так и  за границей (засчитывается в экспорт), в том числе – ремонт отечественных  транспортных средств, оборудования, приборов и другие виды ремонта за границей (отражается в импорте);

– полиграфические  работы и другие.

Импорт (экспорт) нематериальных услуг включает:

– коммерческие услуги (услуги по финансовому посредничеству, страхованию, по аренде зданий, машин, оборудования и транспортных средств, услуги в области научных исследований, разработок, рекламы, юридические услуги и т.д.);

– услуги в области образования;

– услуги в области здравоохранения;

– услуги по удалению отходов, санитарной обработке  и др.;

– услуги по организации отдыха, туризма, культурных и спортивных мероприятий.

Весь перечень услуг во внешнеэкономической деятельности представлен во Временном классификаторе услуг (ВКУ ВЭД).

 

 

1.2. Место таможенной статистики 

в определении перспектив внешней  торговли

в экономическом развитии России

 

Система учета и статистики, сформировавшаяся в условиях действия командно-административных методов управления, оказалась оторвана от мировой практики. Это обстоятельство, в свою очередь, осложнило анализ состояния и тенденций развития внешнеэкономических связей Российской Федерации, ее внешней торговли, как наиболее существенной составляющей этих связей, процессов интеграции российской экономики в эволюционирующую систему мирохозяйственных связей.

Основной  целью «Государственной программы» является «создание условий для повышения эффективности государственного регулирования жизни общества на основе объективной и достоверной оценки состояния и возможностей различных форм собственности, сфер экономики, прогнозирования их развития и оценки последствий управленческих решений».

«Государственная  программа» определяет, в частности, следующие пути достижения основной цели:

– расширение отражения в системе статистических показателей различных аспектов социально-экономических процессов  в соответствии с международной  практикой;

– разработка и интеграция в единую статистическую систему новых форм первичного учета  бухгалтерской, финансовой, банковской и таможенной отчетности в соответствии с международными правилами;

– внедрение  новых методов обработки данных первичного учета с целью группировки  по международным классификациям и  формам представления данных в органы международной статистики;

– уточнение  состава показателей, периодичности, порядка представления и формы  публикации статистических данных в  соответствии с международными правилами.

Практическая  реализация таких подходов позволит, в конечном итоге, создать условия, обеспечивающие возможность объективного анализа значимости экономики Российской Федерации и ее отдельных сфер в системе мирохозяйственных связей, своевременного выявления состояния и тенденций международного разделения труда, мирового рынка и перспектив его развития.

В качестве первоочередной и основополагающей задачи «Государственная программа» определяет реформирование общеметодологических и организационных основ государственной статистики, приведение их в соответствие с потребностями, возникающими при переходе экономики страны на рыночные отношения, а также реализации международных обязательств, исходя из принципиально иного подхода к разделению национального хозяйства на сферы материального производства и непроизводственную, исходя при этом из необходимости значительно расширить отражение процессов денежного обращения, финансов и платежного состояния Российской Федерации. С этой целью в действующую систему статистических показателей предусматривается внесение целого ряда существенных изменений. Прежде всего в нее включаются показатели системы национальных счетов, основывающиеся на переработке структуры и состава показателей бухгалтерской, банковской и таможенной отчетности и интеграции их с государственной статистикой.

Одной из принципиальных составляющих «Государственной программы» является создание так называемой системы  национальных счетов (СНС) Российской Федерации. Внедрение СНС позволит уточнить уже используемую и получить новую статистическую информацию, отражающую натуральные и стоимостные объемы производства продукции и оказания услуг, состояние и динамику процессов  образования, распределения и перераспределения  доходов, движения капиталов, а также  конечное использование национальных материальных ресурсов на потребление  и накопление, информацию об источниках финансирования этих ресурсов.

С помощью СНС предполагается решать и задачу адекватной оценки внешнеэкономических  связей Российской Федерации, ее торгового  и платежного балансов.

При этом за основу разработки системы национальных счетов Российской Федерации принят вариант СНС ООН, используемый в Европейском Союзе и известный под наименованием «Европейская система интегрированных экономических счетов» (ЕСИЭС).

В условиях изменившейся системы управления экономикой к числу принципиальных составляющих реформирования организационных  основ государственной статистики «Государственная программа» относит  определение порядка взаимодействия последней с ведомственной информацией.

Реализация  целей «Государственной программы» в процессе перехода на принятую в  международной практике систему  учета и статистики ориентирована, в частности, на:

– приведение в соответствие с международными требованиями перечня разрабатываемых  показателей;

– создание системы национальных счетов;

– организацию  работы по международным сопоставлением валового внутреннего продукта;

– приведение в соответствие международным требованиям  показателей статистики цен, а также  статистики внешней торговли, включая  таможенную;

– разработку и ведение единых систем классификации  и кодирования в соответствии с международными стандартами.

Композиционно «Государственная программа», помимо преамбулы, состоит из 6 разделов. Раздел 1 определяет цели и задачи «Государственной программы», изложенные выше. Четыре раздела ее, каждый из которых содержит от 2 до 8 подразделов, носят тематический характер и определяют содержание работ по основным направлениям реализации «Государственной программы», в частности:

– создание системы национального счетоводства в Российской Федерации;

– совершенствование  системы информационного обеспечения;

– создание государственной системы каталогизации  продукции;

– внедрение  системы штрихового кодирования  продукции.

Раздел 6 определяет этапы и условия реализации «Государственной программы», в частности – основные направления подготовки и переподготовки кадров, а также международного сотрудничества. Особый подраздел устанавливает объемы и источники финансового обеспечения в реализации «Государственной программы».

В подразделе «Адресно-исполнительская структура  Государственной программы» приведен перечень федеральных министерств  и ведомств, а также научных  организаций, ответственных за практическую реализацию целевых мероприятий, предусмотренных  «Государственной программой» для  достижения целей и задач, поставленных последней.

Информация о работе Роль таможенной статистики в деятельности таможенных органов