Роль таможенной статистики в деятельности таможенных органов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 21:53, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение значения таможенной статистики для принятия управленческих решений на примере конкретного объекта исследования.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
– изучение роли и методов таможенной статистики;
– ознакомление с приемами статистического анализа;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 9
1. ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА – ИСТОЧНИК 11
АНАЛИЗА ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 11
1.1. Роль и методы таможенной статистики 11
1.2. Место таможенной статистики в определении перспектив
внешней торговли в экономическом развитии России 23
1.3. Приемы статистического анализа 29
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И АНАЛИЗ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ
В РОСТОВСКОЙ ТАМОЖНИЕ 39
2.1. Организация ведения таможенной статистики в Ростовской
таможне 39
2.2. Таможенная стоимость как один из показателей
таможенной статистики 48
2.3. Анализ показателей в зоне деятельности Ростовской таможни
по экспортно-импортным операциям за 2010-2011гг. 56
3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ СТАТИСТИКИ
В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ 65
3.1. Недостатки и предложения по совершенствованию системы
сбора информации по таможенным декларациям
для формирования статистических показателей
Ростовской таможни 65
3.2. Разработка и применение методологии статистики
взаимной торговли государствами – членами Таможенного союза 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 83
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 87
ПРИЛОЖЕНИЯ 90

Вложенные файлы: 1 файл

диплом Ерохиной новый!.docx

— 211.17 Кб (Скачать файл)

Таможенная  статистика дает возможность определить влияние каждого из факторов, как  бы исключая при этом влияние всех остальных.

Задача  статистики внешнеэкономических связей заключается в предоставлении количественной информации о состоянии и развитии внешнеэкономической деятельности страны в неразрывной связи с  ее качественной характеристикой.

Целью исследования является изучение значения таможенной статистики для принятия управленческих решений на примере конкретного объекта исследования.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

– изучение роли и методов таможенной статистики;

– ознакомление с приемами статистического анализа;

– анализ показателей таможенной статистики по внешней торговле в Ростовской таможне;

– рассмотрение и изучение применения методологии статистики взаимной торговли государств – членов Таможенного союза на современном этапе.

 

1. ТАМОЖЕННАЯ СТАТИСТИКА – ИСТОЧНИК АНАЛИЗА

ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

 

1.1. Роль и методы таможенной  статистики

 

В научный обиход термин «статистика» ввел немецкий ученый Готфрид  Ахенваль в 1746г., предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины.

Термин статистика можно употреблять в следующих значениях:

– наука, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов в неразрывной связи с их качественным содержанием – учебный предмет в высших и средних специальных учебных заведениях;

– совокупность цифровых сведений, характеризующих состояние массовых явлений и процессов общественной жизни; статистические данные, представляемые в отчетности предприятий, организаций, отраслей экономики, а также публикуемых в сборниках, справочниках, периодической печати и в сети Интернет, которые являются результатом статистической работы;

– отрасль практической деятельности («статистический учет») по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни;

– некий параметр ряда случайных величин, получаемый по определенному алгоритму из результатов наблюдений, например, статистические критерии (критические статистики), применяющиеся при проверке различных гипотез (предположительных утверждений) относительно природы или значений отдельных показателей исследуемых данных, особенностей их распределения и пр.

Как научное направление  таможенная статистика характеризуется  предметом, объектом, целью, задачами и  методами исследования. Таможенная статистика имеет общие для всех статистических дисциплин предмет и методы.

Предметом таможенной статистики являются массовые явления (статистические совокупности), а также числовое выражение проявляющихся в них закономерностей, а в основе ее методов лежит закон больших чисел, что позволяет использовать в анализе данных таможенной статистики инструментарий теории статистики, а для оценки надежности статистических оценок и выводов – аппарат математической статистики.

В самостоятельную дисциплину таможенная статистика, как и другие отраслевые статистические дисциплины, выделяется благодаря обособленным объекту исследования, цели и задачам.

Объектом изучения таможенной статистики являются внешняя торговля РФ и деятельность таможенных органов.

Цель таможенной статистики – обеспечение руководства Федеральной  таможенной службы (ФТС), органов законодательной  и исполнительной власти информацией о состоянии и развитии внешней торговли Российской Федерации (РФ) и о деятельности таможенных органов. Соответственно определены 2 раздела таможенной статистики: таможенная статистика внешней торговли и специальная таможенная статистика (рис. 1.1).

Ведение и организация  таможенной статистики являются одной  из функций таможенных органов. Данные специальной таможенной статистики используются таможенными органами исключительно для таможенных целей.

Задачами таможенной статистики внешней торговли являются:

– содействие развитию внешнеэкономической деятельности (ВЭД), расширению внешнеторговых связей, разработке внешнеторговой политики РФ;

– разработка методологических принципов анализа и системы показателей, характеризующих размеры, динамику и структуру внешней торговли;

 


Рис. 1.1. Разделы и подразделы таможенной статистики

 

– обеспечение полного и достоверного учета данных об экспорте и импорте РФ;

– анализ основных тенденций, структуры и динамики внешнеторговых товарных потоков РФ в увязке с анализом ее макроэкономической ситуации и конъюнктуры мировых рынков;

– информационное обеспечение органов исполнительной и законодательной власти данными таможенной статистики внешней торговли для принятия ими решений в области таможенной политики РФ и государственного регулирования внешней торговли РФ;

– представление данных таможенной статистики внешней торговли международным организациям;

– представление данных таможенной статистики внешней торговли в целях контроля за поступлением в федеральный бюджет таможенных платежей, валютного контроля, разработки платежного баланса РФ;

– расчет различного рода индексных показателей (например, индексов цен и физического объема внешней торговли и т.д.);

– подготовка исходных данных для прогнозирования макроэкономических показателей в рамках системы национальных счетов и платежного баланса РФ;

– обеспечение сопоставимости данных взаимной торговли между РФ и ее внешнеторговыми партнерами;

– представление данных таможенной статистики внешней торговли РФ для анализа эффективности мероприятий в области тарифных и нетарифных мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;

– решение иных задач, обусловленных таможенной политикой РФ.

В соответствии с Конституцией РФ общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство  РФ. Непосредственное руководство осуществляется Федеральной таможенной службой (ФТС) России, являющейся центральным органом  федеральной исполнительной власти.

Задача  статистики внешнеэкономических связей заключается в предоставлении количественной информации о состоянии и развитии внешнеэкономической деятельности страны в неразрывной связи с  ее качественной характеристикой. В  статистике внешнеэкономических связей объектами учета являются товары и услуги, составляющие экспорт и  импорт страны, а также все связанные с ними операции. Статистика внешнеэкономических связей включает таможенную статистику и статистику услуг во внешнеэкономической деятельности (рис. 1.2.).








 

 

 

Рис. 1.2. Статистика внешнеэкономических связей.

 

В соответствии с Таможенным кодексом таможенного  союза таможенная статистика подразделяется на таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику.

Предметом наблюдения и изучения в таможенной статистике внешней торговли является внешнеторговый оборот страны, т.е. экспорт  и импорт товаров в их количественном и стоимостном выражении, а также географическая направленность экспорта и импорта («товар-страна», «страна-товар»).

В таможенной статистике внешней торговли под  экспортом понимается вывоз из страны произведенных, выращенных или добытых  товаров отечественного производства. При этом к товарам отечественного производства относятся также товары иностранного происхождения, которые ввозятся в страну и подвергаются существенной переработке, изменяющей их основные качественные или технические характеристики. Экспорт товаров уменьшает национальные запасы материальных ценностей (выручка от продажи экспортных товаров — приходная часть платежного баланса).

Непосредственными объектами наблюдения в таможенной статистике внешней торговли являются экспортные и импортные товары, приведенные  в Товарной номенклатуре внешнеэкономической  деятельности (ТН ВЭД ТС), используемой в настоящее время в Российской Федерации при декларировании товаров, перемещаемых через государственную границу страны.

В соответствии с Таможенным кодексом таможенного  союза под товарами понимается любое движимое имущество, в том числе – валюта, валютные ценности, электрическая, тепловая, иные виды энергии и транспортные средства, за исключением транспортных средств, используемых для международных перевозок пассажиров и товаров.

Кроме того, в таможенной статистике внешней  торговли ведется учет:

– вывоза (ввоза) немонетарного золота, серебра  и других драгоценных металлов, которые  не выступают в качестве платежного средства;

– вывоза (ввоза) ценных бумаг, банкнот и монет, не находящихся в обращении;

– товаров, предоставляемых в счет взносов  в фонд технической помощи ООН, а  также в качестве даров и безвозмездной  помощи;

– бункерного топлива, продовольствия и материалов, проданных для иностранных (купленных  у других стран для отечественных) судов, самолетов и грузовых автомобилей;

– товаров, арендуемых сроком на один год и  более по полной стоимости арендуемого  товара на момент ввоза (вывоза).

Ряд операций, связанных с перемещением товаров  через государственную границу, в объем внешней торговли не включается и, следовательно, не учитывается таможенной статистикой.

К ним  относятся:

1) валютные  ценности (в том числе монетарное  золото), находящиеся в обращении,  которыми обмениваются банки  для урегулирования взаимных  расчетов;

2) предметы  залог и другие средства обеспечения  обязательств;

3) товары, стоимость которых не превышает  порога статистического наблюдения;

4) товары для официального (служебного) пользования дипломатических и  консульских представительств иностранных  государств, международных межправительственных  организаций, представительств иностранных  государств при этих организациях; дары государственным органам,  международным организациям, главам  государств, членам парламентов  и правительств;

5) товары, предназначенные для обеспечения  боеготовности и повседневной  деятельности российских воинских  частей, дислоцирующихся за пределами  Российской Федерации, а также  находящихся в составе войск  ООН, и товары, возвращаемые на  территорию Российской Федерации  российскими воинскими частями;

6) товары, не являющиеся предметом коммерческих  операций:

– перемещаемые физическими лицами не для коммерческих целей, в том числе пересылаемые в международных почтовых отправлениях и грузовыми отправками;

– предметы обрядов и церемоний;

– фотографии, экспонированные и проявленные  пленки, проекты, рисунки, кальки, рукописи, деловые бумаги, административные печатные бланки, грамоты, а также любой  носитель информации, применяемый в  рамках международного обмена информацией (в том числе иностранные стандарты, технические условия, технические  описания и т.п.);

– товары, ввозимые и вывозимые физическими  лицами, выезжающими или съезжающими  на постоянное место жительства, а  также беженцами и вынужденными переселенцами;

7) товары, поставляемые в рамках операций, при которых не пересекается  государственная граница России:

– морские, речные суда и летательные аппараты, предназначенные для использования  в международных перевозках;

– рыба и  все виды морских продуктов, продаваемые  с российских судов за границей, в том числе на иностранные  суда, находящиеся в территориальных  водах иностранных государств или  в открытом море;

– товары, добытые со дна моря в открытом море;

– бункерное  топливо, балласт, продовольствие и  иные материалы, приобретаемые за рубежом  для российских транспортных средств;

– реэкспорт (в статистическом значении этого  термина) без завоза в страну;

8) ввозимые  на территорию таможенного союза  рыба и другие морские продукты, добытые в открытом море либо  в территориальных водах иностранных  государств на условиях концессии;

9) товары, поставляемые в порядке удовлетворения  рекламаций, гарантийного обслуживания; ошибочные поставки товаров.

Статистическое  наблюдение за ввозом и вывозом товаров  с территории Российской Федерации  производится на основе данных таможенной декларации (ТД).

ТД позволяет  получить оперативную информацию о  перемещаемых через государственную  границу товарах. Сведения, содержащиеся в грузовой таможенной декларации, являются официальными исходными данными при формировании таможенной статистики внешней торговли.

Таможенная статистика внешней  торговли ведет учет ввоза и вывоза товаров в натуральном (количественном) и стоимостном выражении.

Количественный  учет наиболее полно отражает объемы международного товарооборота.

Большая часть товаров, обращающихся в мировой  торговле, измеряется в весовых единицах: тоннах, центнерах, килограммах, английских фунтах и т.д. При этом товары учитываются  весом брутто или нетто.

Информация о работе Роль таможенной статистики в деятельности таможенных органов