Роль таможенных органов в валютном контроле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Закон установил целый ряд направлений валютного контроля и регулирования, охватывающих практически весь спектр валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ. В организационном и методологическом плане была поставлена задача организации и построения глобальной системы валютного контроля Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является роль таможенных органов в системе валютного контроля.
Объектом курсовой работы является осуществление валютного контроля таможенными органами.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов осуществления валютного контроля таможенными органами.

Содержание

Введение…………………………………………………………….................1 Теоретические аспекты осуществления валютного контроля..……..........
1.1 Понятие и сущность валютного контроля............................………….....
1.2 Органы и агенты валютного контроля.....……………………………......
1.3 Осуществление валютного контроля таможенными органами...………
2 Практические основы осуществления валютного контроля таможенными органами....................................................................................
2.1 Система проведения валютного контроля таможенными органами в Российской Федерации......................................................................................
2.2 Практика осуществления валютного контроля в регионе деятельности Приволжского таможенного управления.........................................................
2.3 Практика осуществления валютного контроля в регионе деятельности Оренбургской таможни.....................................................................................
3 Проблемы и перспективы развития системы осуществления валютного контроля таможенными органами....................................................................
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

           Таблица 1 - Основной стоимостной объем экспортно-импортных операций в январе-сентябре 2011 года.

    Ведущими  торговыми партнёрами региона деятельности Оренбургской таможни являются:

    

    Рисунок 13 - Торговые партнеры Оренбургской таможни  при экспорте 

    Рисунок 14 - Торговые партнеры Оренбургской таможни  при импорте

    В анализируемом периоде объёмы внешней  торговли со странами дальнего зарубежья  превосходят объёмы внешней торговли со странами СНГ и равны 77% и 23% соответственно. Надо отметить, что объёмы экспортных операций стран дальнего зарубежья значительно превосходит объём экспортных операций стран СНГ и составляет 85% и 15% соответственно. Что касается импорта, то объём импортных операций стран дальнего зарубежья также превосходит объём импортных операций стран СНГ и составляет 52% и 48% соответственно.

    По  сравнению с 9 месяцами 2010 года в  торговле со странами дальнего зарубежья  наблюдалось увеличение стоимостных  объёмов экспорта на 18% и стоимостных  объемов импорта на 7%. В торговле со странами СНГ, наоборот, наблюдалось значительное уменьшение как стоимостных объёмов экспорта -  на 49%, так и стоимостных объёмов импорта -  на 60%.

    В регионе деятельности Оренбургской таможни в январе – сентябре 2011 года было оформлено 2 165 тыс. тонн товаров, в том числе экспортируемых товаров 2 739 тыс. тонн, импортируемых – 426 тыс. тонн. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года физический объём оформленных товаров уменьшился в 3,6 раза, уменьшение произошло в основном за счёт сокращения объёма ввезённых товаров - в 12,3 раза, физический объём вывезенных товаров уменьшился в 2,2 раза. 

    Рисунок 15 - Товарная структура экспорта

           
    Коды  ТН ВЭД      Наименование  товара     2010 год     Доля  в 2010г (%)     2011 год     Доля  в 2011г (%)     2011г  к 2010г (%)
    01-24     Продовольственные товары и сырье     24 712.24     1.40     11 123.90     0.65     45.01
    25-27     Минеральные продукты     872 467.89     49.43     660 061.36     38.84     75.65
    в т.ч. 27     Топливно-энергетические товары     784 724.30     44.46     585 856.66     34.48     74.66
    28-40     Продукция химической промышленности, каучук     73 251.46     4.15     66 707.59     3.93     91.07
    41-43     Кожевенное  сырье, пушнина и изделия из них     5.92     0.00     0.00     0.00     0.00
    44-49     Древесина и целлюлозно-бумажные изделия     2 572.13     0.15     1 784.87     0.11     69.39
    50-67     Текстиль, текстильные изделия и обувь     742.92     0.04     92.84     0.01     12.50
    72-83     Металлы и изделия из них     742 858.82     42.09     936 708.25     55.12     126.10
    84-90     Машины, оборудование и транспортные средства     47 662.67     2.70     22 858.96     1.35     47.96
    68-70,91-97     Другие  товары     659.32     0.04     9.46     0.00     1.43
          Всего     1 764 933.37     100.00     1 699 347.23     100.00     96.28

    Таблица 2 Товарная структура экспорта за январь-сентябрь 2010 и 2011 года                                  

    (тыс.  долларов США) 

    Рисунок 16  - Товарная структура импорта 

           
    Коды  ТН ВЭД      Наименование  товара     2010 год     Доля  в 2010г (%)     2011 год     Доля  в 2011г (%)     2011г  к 2010г (%)
    01-24     Продовольственные товары и сырье     230 016.07     24.12     219 806.5     39.85     95.56
    25-27     Минеральные продукты     413 667.13     43.37     43 150.6     7.82     10.43
    в т.ч. 27     Топливно-энергетические товары     381 346.87     39.98     31 666.5     5.74     8.30
    28-40     Продукция химической промышленности, каучук     27 221.27     2.85     41 351.9     7.50     151.91
    41-43     Кожевенное  сырье, пушнина и изделия из них     0.17     0.00     27.9     0.01     16 435.29
    44-49     Древесина и целлюлозно-бумажные изделия     2 657.02     0.28     2 887.7     0.52     108.68
    50-67     Текстиль, текстильные изделия и обувь     9 508.45     1.00     7 664.0     1.39     80.60
    72-83     Металлы и изделия из них     21 958.93     2.30     19 201.5     3.48     87.44
    84-90     Машины, оборудование и транспортные средства     245 644.58     25.76     213 892.5     38.78     87.07
    68-70,91-97     Другие  товары     3 097.72     0.32     3 547.1     0.64     114.51
          Всего     953 771.34     100.00     551 529.84     100.00     57.83

    Таблица 3 Товарная структура импорта за январь-сентябрь 2010 и 2011 года                                   (тыс. долларов США) 

    Итоги внешней торговли в регионе деятельности Оренбургской таможни за 9 месяцев 2011 года по сравнению с АППГ свидетельствуют об уменьшении объёмов внешнеторгового оборота на 17% за счёт уменьшения объёмов импорта на 42% и экспорта на 4%.

    Уменьшение  стоимостных объёмов экспорта в основном обусловлено уменьшением объёмов экспорта минеральных продуктов на 24,35%, химической продукции на 8,93%, машиностроительной продукции на 52,04 %.

    На  уменьшение объёмов импорта в  основном повлияло уменьшение поставок продовольственных товаров на 4,44%, минеральных продуктов на 89,57% и машиностроительной продукции на  12,93%.

    Также Оренбургской таможней были проведены  проверки валютного контроля (Приложение А, Приложение В). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3 Проблемы и перспективы  развития системы осуществления валютного контроля таможенными органами 
 

    
    1. Проблемы  осуществления валютного  контроля таможенными  органами
 
 

          Переход России к рыночным методам хозяйствования, осуществляемый в течение последних пятнадцати лет экономических преобразований, расширение внешнеэкономической деятельности, направленное на углубление мирохозяйственных связей, обусловили необходимость совершенствования системы государственного регулирования внешнеторговой деятельности и выработки новой внешнеэкономической политики, в том числе, валютной политики.

    Выявим основные проблемы, с которым сталкиваются таможенные органы при осуществлении валютного контроля.

    1. Прежде всего, обращает на себя внимание то обстоятельство, что в настоящее время фактически отсутствует механизм проведения экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров, что приводит к многочисленным злоупотреблениям со стороны недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности.

         Сложилась ситуация, при которой таможенные органы, осуществляя таможенное оформление товаров, перемещаемых через границу РФ, не имеют возможности осуществлять контроль за реальным качеством и количеством перемещаемого товара. Указанное обстоятельство привело к тому, что в целях вывоза капиталов за рубеж достаточно часто используются махинации с ценой и качеством вывозимых товаров.

    Для устранения выявленных недостатков  механизм валютного контроля должен быть дополнен системой контроля за качеством, количеством и ценой экспортируемых товаров.

          2.   При осуществлении валютного контроля за импортными операциями таможенные органы сталкиваются с тем, что отсутствует четкое разграничение функций органов валютного контроля в части привлечения импортеров-нарушителей к ответственности.

    До  принятия нового КоАП РФ Управление валютного контроля ФТС России было уполномочено выдавать импортерам -резидентам предписания о ввозе товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте, либо возврате этих средств в сумме не менее ранее переведенной. За невыполнение предписания таможенные органы вправе были привлекать импортеров к ответственности. Предоставление таможенным органам таких полномочий обоснованно и целесообразно. Таможенные органы, являясь участниками таможенно-банковского валютного контроля, обладают возможностью в максимально короткие сроки обобщать информацию о выполнении импортных сделок и своевременно реагировать на факты обнаруженных нарушений. С принятием нового КоАП РФ утратили силу нормативно-правовые акты ФТС России, которыми регулировалась процедура выдачи таких предписаний.

    С учетом КоАП РФ должностным лицам таможенных органов предоставлены полномочия по привлечению импортеров к ответственности за нарушение валютного законодательства при осуществлении импортных операций.

    Вместе  с тем, разграничение таких полномочий между несколькими органами валютного  контроля (в частности, ФТС России и Минфином России) не способствует развитию эффективного валютного контроля за импортными операциями.

      3. Достаточно много проблем возникает и при осуществлении таможенными органами валютного контроля за осуществлением бартерных операций. Таможенные органы осуществляют контроль за осуществлением бартерных сделок, предусматривающих экспорт товаров. Вместе с тем, на практике могут иметь место ситуации, когда иностранные товары ввозятся резидентом на территорию РФ и впоследствии резидент передает эти товары своему контрагенту по внешнеторговой бартерной сделке. Перемещение товаров через границу РФ в данном случае может иметь место в процедуре реэкспорта.

    В целях валютного контроля следует принять за правило, что таможенные органы РФ осуществляют контроль за реализацией бартерных сделок, которые предусматривают вывоз товаров за пределы таможенной территории РФ без обязательства об их обратном ввозе (независимо от таможенного процедуры).

    Однако, единообразное применение такого правила  может быть реально обеспечено только путем его закрепления в нормативно-правовом акте.

    4. Также мало внимания уделяется роли оффшорных компаний в схемах, целью которых является вывоз капиталов за рубеж. В большинстве зарубежных стран "антиоффшорное" законодательство достаточно развито и является надежным механизмом, рассчитанным на пресечение утечки капиталов в оффшорные зоны.

    Действующие в Российской Федерации аналогичные нормы не могут расцениваться как полноценная защита российского капитала от перевода в оффшорные центры. В частности, учитывая возможности таможенных органов осуществлять эффективный контроль за вывозом товаров в оффшорные центры, законодатель не предоставил таможенным органам каких-либо дополнительных возможностей для обеспечения поступления экспортной валютной выручки (в частности, возможности требовать внесения депозита, выдачи банковской гарантии или поручительства третьего лица).

    Приведенный перечень вопросов, с которыми сталкиваются таможенные органы при осуществлении  валютного контроля, безусловно, не является исчерпывающим. Общей проблемой  в развитии системы валютного  контроля является то, что нормы, регулирующие валютный контроль, не систематизированы и рассредоточены в огромном массиве неупорядоченного и некодифицированного законодательства.

    Многие  подзаконные акты не приведены в  соответствие с действующим законодательством, среди них много неработающих норм и норм, противоречащих друг другу. Нельзя не отметить, что недостаточно внимания уделяется обсуждению вопросов, связанных с возвратом из-за рубежа вывезенного капитала.

    Кроме того, обращает на себя внимание то обстоятельство, что при формировании нормативно-правовой базы не учитываются те практические проблемы, с которыми сталкиваются органы валютного контроля.

    Так, например, в юридической литературе неоднократно отмечалось, что на протяжении всего времени действия системы  таможенно-банковского валютного  контроля существует группа предприятий, являющихся нарушителями таможенного и валютного законодательства в части нерепатриации валютной выручки от экспорта товаров.

    Вместе  с тем, указанные лица систематически осуществляют экспорт товаров и  не получают на свои счета в уполномоченных банках валютную выручку начиная с 1994 г. и до настоящего времени. Штрафы, наложенные таможенными органами за нарушение требований таможенного режима экспорта, остаются неоплаченными.

Информация о работе Роль таможенных органов в валютном контроле