Роль таможенных органов в валютном контроле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 15:22, курсовая работа

Краткое описание

Закон установил целый ряд направлений валютного контроля и регулирования, охватывающих практически весь спектр валютных операций резидентов и нерезидентов на территории РФ. В организационном и методологическом плане была поставлена задача организации и построения глобальной системы валютного контроля Российской Федерации.
Предметом курсовой работы является роль таможенных органов в системе валютного контроля.
Объектом курсовой работы является осуществление валютного контроля таможенными органами.
Целью курсовой работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов осуществления валютного контроля таможенными органами.

Содержание

Введение…………………………………………………………….................1 Теоретические аспекты осуществления валютного контроля..……..........
1.1 Понятие и сущность валютного контроля............................………….....
1.2 Органы и агенты валютного контроля.....……………………………......
1.3 Осуществление валютного контроля таможенными органами...………
2 Практические основы осуществления валютного контроля таможенными органами....................................................................................
2.1 Система проведения валютного контроля таможенными органами в Российской Федерации......................................................................................
2.2 Практика осуществления валютного контроля в регионе деятельности Приволжского таможенного управления.........................................................
2.3 Практика осуществления валютного контроля в регионе деятельности Оренбургской таможни.....................................................................................
3 Проблемы и перспективы развития системы осуществления валютного контроля таможенными органами....................................................................
Заключение…………………………………………………………………….
Список использованных источников………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

готовая.doc

— 1.03 Мб (Скачать файл)

    Действующее законодательство не предусматривает  четко регламентированного правового механизма, который бы позволил таможенным органам оказать влияние на данную ситуацию, устанавливать особые требования к осуществлению экспортно-импортных операций участниками внешнеэкономической деятельности, которые являются неоднократными нарушителями таможенных правил и валютного законодательства.  
 

    
    1. Перспективы развития системы  осуществления валютного  контроля таможенными  органами
 
 

    Наряду  с проблемой повышения статуса  ФТС России до уровня органа валютного  контроля в настоящее время заслуживает внимания и вопрос создания рационального для современных условий механизма взаимодействия таможенных органов и банковских структур по осуществлению валютного контроля за внешнеторговыми операциями.

    Почти трехлетняя работа банковских структур и таможенных органов в автономных режимах с очевидностью показала, что разрушение ранее действовавшей системы таможенно-банковского валютного контроля привело к негативным последствиям. В настоящее время уполномоченные банки как агенты валютного контроля, организуют свою деятельность при осуществлении контроля валютных операций в соответствии с Инструкцией ЦБ России от 15.06.2004г. №117-И. Таможенные органы при осущ.ествлении функций валютного контроля руководствуются в основном Методическими рекомендациями ФТС России от 31.03.2005г. №01-06/10139 по осуществлению ими валютного контроля и контроля за исполнением внешнеторговых бартерных сделок.

    Отсутствие  определенной системы взаимодействия и обмена информацией между уполномоченными  банками и таможенными органами является существенным упущением реализуемой сегодня политики валютного регулирования и требует скорейшей правовой доработки.

    Сдерживающим  фактором здесь выступает Инструкция ЦБ России №117-И, в пункте 7.4 которой  записано, что банк ПС передает информацию, хранящуюся в досье по паспорту сделки, только органам валютного контроля в порядке, установленном нормативными актами Банка России. Учитывая то, что ФТС России в настоящее время не является органом валютного контроля, уполномоченные банки не спешат представлять информацию по запросам таможенных органов, ссылаясь на банковскую тайну. Ситуация в данной области осложняется еще и тем, что Банк России, определив себя ответственным за установление такого порядка обмена информацией, до сих пор его не разработал.

    Надежды таможенников на то, что их просьбы  и предложения по совершенствованию  механизма взаимодействия субъектов, контролирующих валютные операции, услышат  законодатели, пока не дали практических результатов. И хотя законодатели 29 июня 2004 года внесли изменение в Федеральный закон №173-Ф3 дополнив пункт 6 статьи 22 целым абзацем, что «уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ» , Банк России и в этом случае ничего не предпринял, чтобы такой порядок установить.

    Во  взаимодействии таможенных органов  с уполномоченными банками имеются  определенные противоречия. Уполномоченные банки, выполняя функции агентов валютного контроля, на практике отстаивают не только государственные интересы, но и свои собственные -коммерческие. Зачастую собственные интересы банков противоречат государственным, отодвигая их на второй план. Некоторые из них не оправдывают доверия Центрального банка РФ. Не случайно Банк России ежегодно лишает несколько десятков банков лицензий на осуществление банковских операций.

    Как агенты валютного контроля уполномоченные коммерческие банки и таможенные органы обязаны тесно взаимодействовать не только между собой, но и с органами и агентами валютного контроля, представляющими другие ведомства.

    В условиях действия нового валютного законодательства целесообразно было бы создать и новую систему таможенно-банковского валютного контроля, в полной мере используя уже имевшийся положительный опыт таможенно-банковского валютного контроля прошлых лет с учетом современных реалий и вновь вернуться к более тесному взаимодействию таможенных органов и банковских структур по осуществлению валютного контроля внешнеторговых операций, внеся необходимые изменения в Инструкцию ЦБ России от 15.0б.2004г. №117-И. Это позволит повысить качество таможенно-банковского валютного контроля и уменьшит возможность допущения коммерческими уполномоченными банками нарушений в результате осуществления так называемого «двойного контроля» за валютными операциями.

    Введение  новой системы таможенно-банковско-налогового валютного контроля позволит агентам  валютного контроля осуществлять сравнение  контрактной стоимости поставленных по экспорту или импорту товаров и поступивших за них сумм платежей, дат платежей и поставок; а также оценивать реальные объемы нерепатриации валютной выручки.

    Внедрение автоматизированной системы оперативного обмена и обработки информации по проводимым резидентами и нерезидентами валютным операциям позволит заменить ныне действующий механизм взаимодействия агентов валютного контроля посредством письменных запросов по отдельным сомнительным операциям на механизм сплошного автоматизированного контроля, повысить его эффективность и оперативность.

    Развивая  взаимодействие таможенных органов  с уполномоченными банками в  решении данной проблемы, по нашему мнению, существенную помощь здесь  могло бы оказать укрепление сотрудничества таможенных органов с другими  контролирующими структурами по организации валютного контроля за осуществлением внешнеторговых операций.

    Предлагается внести изменения в нормативные правовые акты РФ о повышении статуса ФТС России с уровня агента валютного контроля до категории органа валютного контроля, что позволит ей как органу валютного контроля теснее взаимодействовать с ЦБ России, уполномоченными банками и другими государственными структурами и поднять результативность ТБВК.

    Учитывая то, что в настоящее время в Федеральном законе №173-ФЗ определены в качестве агентов валютного контроля уполномоченные банки, таможенные и налоговые органы представляется целесообразным в новую схему ТБВК включить и налоговые органы, назвав ее системой таможенно-банковско-налогового валютного контроля (ТБНВК).

    В связи с возложением на ФТС  России функций по ведению таможенного  реестра объектов интеллектуальной собственности представляется целесообразным:

    -для  усиления контроля за данной  сферой деятельности сформировать  в таможенных органах специализированные  подразделения по защите прав интеллектуальной собственности и осуществления валютного контроля за ней;

    -для  активизации работы таможенных  органов в этом направлении  и повышения эффективности их  деятельности ввести новый показатель  при оценке результатов деятельности таможенных органов - количество выявленных контрафактных товаров в денежном выражении;

    -учитывая  сложность контроля со стороны  таможенных органов за объектами  ИС на данном этапе можно  на эти объекты временно распространить  систему управления рисками (СУР).

    Таким образом, будет замкнута полная цепочка  валютного контроля, которая даст возможность агентам валютного  контроля отслеживать государственную  регистрацию физических и юридических  лиц и их учет, осуществлять сравнение  контрактной стоимости поставленных по экспорту или импорту товаров и поступивших за них сумм платежей, дат платежей и поставок, а также оценивать реальные объемы нерепатриации валютной выручки. 
 
 
 
 

    Заключение 

     Успешная  реализация валютной политики в современной  России напрямую зависит от эффективного осуществления валютного контроля.

    Контроль  в целом есть выражение функции  социального управления, суть которой  заключается в том, чтобы проверять, наблюдать и отслеживать то или  иное явление.

    В связи с осуществлением валютного  контроля  должностные  лица  таможни наделяются правом в пределах своей  компетенции:  проверять  все  документы, связанные  с  осуществлением  ими  функций  валютного   контроля,   получать необходимые объяснения, справки и  сведения  по  вопросам,  возникающим  при проверках,  изымать документы,  свидетельствующие о нарушениях  в   сфере валютного законодательства,  не  производить выпуск   товаров   в   случае представления паспорта  сделки,  оформленного  с нарушениями установленных требований,   а   также   другими   правами,   предусмотренными   российским законодательством.

    Практика  показывает, что валютная политика Российской Федерации осуществляется для поддержания стабильности валютного курса, регулирования платежного баланса, что является необходимым для обеспечения стабильности денежного и финансового секторов экономики. Возможности успешного валютного регулирования определяются стабильностью национальной экономики, устойчивым ростом национального продукта, активным участием в междунардном валютном регулировании и соблюдении международных стандартов, существующих в отношении валютного рынка.

    Действующее законодательство не предусматривает  четко регламентированного правового  механизма, который бы позволил таможенным органам оказать влияние, устанавливать особые требования к осуществлению экспортно-импортных операций участниками внешнеэкономической деятельности, которые являются неоднократными нарушителями таможенных правил и валютного законодательства.

    В связи с возложением на ФТС  России функций по ведению таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности представляется целесообразным:

    -для  усиления контроля за данной  сферой деятельности сформировать  в таможенных органах специализированные  подразделения по защите прав  интеллектуальной собственности и осуществления валютного контроля за ней;

    -для  активизации работы таможенных  органов в этом направлении  и повышения эффективности их  деятельности ввести новый показатель  при оценке результатов деятельности  таможенных органов - количество  выявленных контрафактных товаров в денежном выражении;

    -учитывая  сложность контроля со стороны  таможенных органов за объектами  ИС на данном этапе можно  на эти объекты временно распространить  систему управления рисками (СУР).

    Таким образом, будет замкнута полная цепочка валютного контроля, которая даст возможность агентам валютного контроля отслеживать государственную регистрацию физических и юридических лиц и их учет, осуществлять сравнение контрактной стоимости поставленных по экспорту или импорту товаров и поступивших за них сумм платежей, дат платежей и поставок, а также оценивать реальные объемы нерепатриации валютной выручки. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемых источников 

    
    1. Федеральный закон от 10.12.2003 №173-ФЗ (ред. от 22.07.2008) «О валютном регулировании и валютном контроле)»
    2. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: учебник/   под ред. Л.Н. Красавиной. – М.: Финансы и статистика, 2008.-576 с.
    3. Красавина Л.Н., Т.И. Алибегов и др. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. М.: Финансы и статистика, 16 (304) - 2008 апрель.
    4. Круглов В.В. /Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений/М.: ИНФРА-М, 2009 г.                                                                           
    5. Таможенный кодекс таможенного союза/Под ред. Г.Ю. Касьяновой.  – М.: АБАК, 2011. – 256с.
    6. Инструкция ЦБ РФ от 15 июня 2004 г. N 117-И. "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам. документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета.           
    7. Официальный сайт ФТС России: http://customs.ru/ru/
    8. Официальный сайт ПТУ России: http://ptu.customs.ru/
    9. О порядке представления органами и агентами валютного контроля в орган валютного  контроля уполномоченный правительством  РФ, необходимых для осуществления его функций документов и информации Постановление Правительства РФ  от 24 февраля 2009 г. N 166 Российская газета, N 5, 2009
    10. Погодина, И. В. Либерализация валютного законодательства - угроза экономической безопасности РФ? / И. В. Погодина // Финансовое право, 2010. - № 6. - С. 29 - 33. 
    11. О взаимодействии Федеральной службы финансово-бюджетного надзора с Федеральной таможенной службой при осуществлении валютного контроля // cоглашение от  15 августа 2005г., № № 01-48/9 // КонсультантПлюс : справочная правовая система / разраб. НПО «Вычисл. Математика и информатика». – М. : КонсультантПлюс, 1998 – 2010. Режим доступа: RL:http//www.consultant.ru.
    12. Трунина, Е. В. Контрольные функции таможенных органов:виды, правовое регулирование, практика реализации / Е. В. Трунина // Право и экономика, 2009. - № 6. - С. 75-82.
    13. Новикова И. П. Финансово-правовой статус органов валютного регулирования и валютного контроля/ И. П. Новикова // Государство и право, 2009. - № 10. - С. 96-100.
    14. Гафарова Г. Р. Некоторые особенности осуществления валютного контроля / Г. Р. Гафарова // Финансовое право, 2009. - № 7. - С. 21-25.
    15. Плотникова Н. В. Методы валютного контроля и направления их совершенствования  / Н. В. Плотникова // Экономические науки, 2009. - № 9. - С. 265-268.
    16. Ордокова Ж. И.. Система органов государственного финансового контроля в России / Ж. И. Ордокова // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель, 2009. - № 9. - С. 8-16.
    17. Верченко А.Л. Валютное регулирование и валютный контроль в РФ. // Банковское дело.-2006.-№4.-С.10-15.  
    18. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности // фед. закон от 8 декабря 2003 г., № 164–ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2003.- № 253.- ст. 4768
    19. Круглов В.В. /Основы международных валютно-финансовых и кредитных отношений/М.: ИНФРА-М, 2009 г.                                                                           
    20. Колесников В.И., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. М.: Финансы и статистика, 2004 г.

Информация о работе Роль таможенных органов в валютном контроле