Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:48, реферат
Особенность российского законодательства об интеллектуальной собственности состоит в том, что, несмотря на имеющиеся Законы Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон и др., которые в целом соответствуют общепринятым международным нормам и регулируют вопросы охраны интеллектуальной собственности, действенного механизма их реализации нет. В то же время законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности прямо или косвенно содержит нормы, затрагивающие вопросы перемещения через таможенную границу. Именно поэтому вопросы защиты интеллектуальной собственности посредством деятельности таможенных органов в последнее время привлекли большое внимание и решаются на законодательном уровне.
Речь идет о реформировании системы таможенного права России, связанном с принятием в конце 2003 года нового Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2004 года. Новый закон, в отличие от прежнего, содержит специальные нормы, регулирующие механизм защиты таможенными органами интеллектуальной собственности посредством таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности или товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, СВЯЗАННОЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 7
2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА И МЕХАНИЗМЫ УЧАСТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 19
3. ПОРЯДОК ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 24
4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 42
СОДЕРЖАНИЕ
На сегодняшний день в России достаточно остро стоит вопрос о необходимости усиления роли государства в отношении такого ресурса национального богатства, как интеллектуальная собственность, которая принадлежит частным лицам, но, будучи включенной в экономический оборот, напрямую обеспечивает общенациональные интересы.
Например, в западных странах реализация одних только авторских прав обеспечивает 4-7% валового национального продукта. В этой связи в послании Президента Федеральному собранию отмечено, что защита интеллектуальной собственности должна стать приоритетом государственной политики.
Необходимость обеспечения
Кроме того, сегодня одним из ключевых вопросов является обеспечение надежной защиты принадлежащей государству интеллектуальной собственности при вывозе товаров и технологий военного, двойного и специального назначения. Внедрение же изобретений в области военного, специального и двойного назначения могло бы дать государству прибыль, превышающую один миллиард долларов в год. Для России – это реальный шаг к повышению ее конкурентоспособности.
Очевидно, что актуальность и значимость проблемы защиты интеллектуальной собственности в настоящий момент не может вызывать сомнений.
Также не вызывает сомнений тот факт, что таможенные органы должны играть одну из ключевых ролей в деле защиты интеллектуальной собственности. Это вызвано тем, что интернационализация хозяйственных связей и совершенствование методов тиражирования в последние годы привели к значительному увеличению объемов международной торговли контрафактной (поддельной) продукцией.
Особенность российского законодательства об интеллектуальной собственности состоит в том, что, несмотря на имеющиеся Законы Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон и др., которые в целом соответствуют общепринятым международным нормам и регулируют вопросы охраны интеллектуальной собственности, действенного механизма их реализации нет. В то же время законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности прямо или косвенно содержит нормы, затрагивающие вопросы перемещения через таможенную границу. Именно поэтому вопросы защиты интеллектуальной собственности посредством деятельности таможенных органов в последнее время привлекли большое внимание и решаются на законодательном уровне.
Речь идет о реформировании системы таможенного права России, связанном с принятием в конце 2003 года нового Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2004 года. Новый закон, в отличие от прежнего, содержит специальные нормы, регулирующие механизм защиты таможенными органами интеллектуальной собственности посредством таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности или товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Принятие Таможенного кодекса явилось важным шагом реформирования российского законодательства о защите интеллектуальной собственности. Совершенствование законодательной базы в области правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности, ее вовлечения в гражданский оборот, а также осуществление организационных мер по созданию инновационной инфраструктуры должны обеспечить перевод экономики России на инновационный путь развития и повышение эффективности использования новых знаний в целях социально-экономического развития страны.
Происхождение термина интеллектуальная собственность обычно связывается с французским законодательством конца XVIII века. Первоначально считалось, что патент или исключительное право на использование произведения представляет собой договор между обществом и изобретателем (автором): «общество защищает правообладателя, гарантируя ему вознаграждение за обнародование изобретения (произведения искусства) и соглашаясь обеспечивать его беспрепятственное и монопольное использование в промышленных или коммерческих целях. В соответствии с данной теорией право создателя любого творческого результата, литературного произведения или изобретения является его неотъемлемым, «природным» правом, возникает из самой природы творческой деятельности и существует независимо от признания этого права государственной властью. Возникающее у творца право на достигнутый им результат рассматривалось как аналогичное праву собственности, возникающему у лица, трудом которого создана материальная вещь. Именно эти позиции занимает и современный российский законодатель при регулировании вопросов защиты интеллектуальной собственности.
В XIX веке авторское право
В ХХ веке большое значение приобрел вопрос о международной охране авторских прав. Ряду стран пришлось пересмотреть свое законодательство об авторском праве в целях защиты неимущественных прав создателей; постепенно начали признаваться, хотя и на основании многочисленных норм общего права, личные неимущественные права авторов в качестве предмета правовой охраны.
Осознание важной роли авторов и правообладателей в социальном прогрессе, а также понимание того, что общество заинтересованно в их всесторонней поддержки. В 1886 году была принята Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений – первая международная конвенция, устанавливающая общие правила защиты авторского права, основной целью которой стало обеспечение охраны в странах-участницах Конвенции произведений авторов-иностранцев. В настоящее время в ней участвует почти 150 стран. Россия присоединилась к этой конвенции 13 марта 1995 года.
Основной лейтмотив принятия данной Конвенции – стремление унифицировать законодательство ведущих стран на основе следующих принципов: во-первых, любая страна должна охранять неопубликованные ин6остранные произведения, во-вторых, любая страна обязана предоставить авторско-правовую охрану тем иностранным произведениям, которые были впервые опубликованы в этой стране без какого-либо международного соглашения на этот счет; в-третьих, если произведение иностранного автора было впервые опубликовано где-либо за рубежом, то любая страна предоставляет охрану такому произведению лишь при наличии соответствующего международного договора, а при его отсутствии авторское право на это иностранное произведение прекращает действовать.
Позже были заключены другие международные соглашения, договоры (конвенции) регулирующие сферу интеллектуальной собственности.
Всемирная конвенция по авторскому праву была подписана в 1952 году (и пересмотрена в 1971). Она также гарантирует защиту авторов, но в меньшей степени по сравнению с Бернской конвенцией. Этот более низкий уровень защиты (например, что касается ее срока) был принят для стран, которые из-за особых местных условий или в отсутствие достаточных норм еще не были в состоянии присоединиться к Бернской конвенции. В некотором смысле, Всемирная конвенция по авторскому праву может рассматриваться как некая «ступенька», позволяющая достичь высших международных уровней защиты. В настоящее время Всемирная конвенция по авторскому праву насчитывает 90 присоединившихся государств, включая все страны-члены Европейского союза.
Смежные права регулируются Международной конвенцией по защите артистов-исполнителей, производителей фонограмм и организаций радиовещания (Римской конвенцией 1961 года): присоединившиеся к этой конвенции государства предоставляют защиту трем категориям правообладателей в отношении неразрешенного воспроизведения исполнений, фонограмм и радиовещательных передач; большинство присоединившихся государств предоставляют право на вознаграждение артистам-исполнителям и производителям фонограмм за радиовещание или сообщение на публику фонограмм, опубликованных в коммерческих целях. К конвенции присоединилось более 60 государств, включая все государства-члены Европейского союза.
В 1971 году была подписана Конвенция по защите производителей фонограмм в отношении неразрешенного использования их фонограмм; таким образом, в распоряжение государств была предоставлена конвенция, ограничивающаяся проблемами пиратства в области звукозаписи.
Конвенция о распространении сигналов-носителей программ, передаваемых через спутник, была подписана в 1974 году и обязывает своих участников принимать соответствующие меры, чтобы воспрепятствовать распространению на своей территории или со своей территории любого сигнала-носителя программы распространителем (дистрибьютором), которому спутниковый сигнал не предназначался. Теперь уже около 20 стран присоединились к этой конвенции (в том числе Австрия, Германия, Греция, Италия, США).
Европейская конвенция по авторскому праву и смежным правам в области трансграничного спутникового вещания была принята Советом Европы 16 февраля 1994 года. Два новых соглашения были приняты дипломатической конференцией ВОИС в декабре 1996 года: соглашение ВОИС по авторскому праву (специальный договор в рамках статьи 20 Бернской конвенции) и соглашение ВОИС в отношении исполнений и фонограмм. Эти соглашения улучшают защиту авторов, артистов-исполнителей и производителей фонограмм, учитывая появление новых форм информационных и коммуникационных технологий.
Как и в других областях интеллектуальной собственности, законодательство по товарным знакам и знакам обслуживания является национальным по происхождению, но должно соответствовать положениям Соглашения ТРИПС.
Предметом Соглашения ТРИПС (Trade-related Aspects of Intellectual Property Rights, англ. TRIPS) является регулирование торговли товарами, содержащими права владельцев интеллектуальной собственности. Для целей Соглашения термин «интеллектуальная собственность» относится к авторским и смежным правам, товарным знакам, географическим указаниям, промышленным образцам, патентам, топологиям интегральных микросхем и закрытой информации.
Включение прав интеллектуальной собственности в переговорный процесс в рамках ГАТТ/ВТО началось фактически ещё в семидесятые годы и было вызвано тем, что уже в то время с особой остротой встала проблема торговли поддельными или контрафактными товарами, объем которых оценивался в несколько миллиардов долларов ежегодно. (Контрафактная продукция – товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение).
На первый взгляд может показаться странным регламентация прав интеллектуальной собственности отдельным соглашением ВТО, ибо охрана объектов интеллектуальной собственности в определенной степени уже регламентирована международными конвенциями под эгидой Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Однако, конвенции ВОИС не предусматривают процедур по урегулированию споров и не содержат механизма охраны прав интеллектуальной собственности в случае нарушения этих прав. Поэтому ВОИС не располагает способами заставить различные страны соблюдать эти конвенции. В настоящее время ВТО, благодаря созданию механизма урегулирования, такие возможности приобрела.
В первой части ТРИПС приводятся общие положения и базовые принципы, важнейшими из которых являются известный из Парижской конвенции принцип национального режима и принцип наибольшего благоприятствования. Часть вторая предусматривает минимальные стандарты, касающиеся наличия, объема и использования прав интеллектуальной собственности. Часть третья, является самой важной частью ТРИПС, поскольку именно в ней зафиксированы обязательства подписавшихся сторон по разработке законодательных средств обеспечения соблюдения прав интеллектуальной собственности и порядок рассмотрения вопросов в судах. Сформулированы нормы для включения в гражданско-процессуальный кодекс. Четвертая часть Соглашения ТРИПС регламентирует вопросы приобретения и поддержания в силе прав интеллектуальной собственности и относящихся к ним процедур. Пятая, шестая и седьмая части Соглашения ТРИПС, озаглавленные соответственно «Предотвращение и урегулирование споров», «Переходные договоренности» и «Институциональные мероприятия; заключительные положения» относятся к механизму взаимодействия стран-членов, страны-члена и собственно ВТО в рамках задач Соглашения.
Обязательства, вытекающие из Соглашения ТРИПС, можно объединить по блокам, выделив из них три основных блока, выполнение которых должно взять на себя присоединяющееся государство. 1) Охрана прав интеллектуальной собственности должна быть обеспечена присоединяющимся государством в соответствии с определенными международными стандартами. 2) Присоединяющееся государство должно обеспечить меры гражданского, уголовного, административного производства в случае нарушения прав интеллектуальной собственности. 3) Таможенные органы присоединяющегося государства должны обеспечить охрану исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу.
Кроме того, Россия ведет работу по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО), что обусловливает принятие обязательств по выполнению требований ТРИПС. (Соглашения о торговых аспектах интеллектуальной собственности), и именно предлагаемые изменения российского законодательства в сфере авторских и смежных прав позволят России активно сотрудничать с зарубежными интеллектуально-правовыми аналогами.
В отечественном законодательстве под интеллектуальной собственностью понимаются исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, используемые в производстве, изобретения, промышленные образцы и так далее, а также исключительные права на охраняемые законом фирменные наименования, товарные знаки и другие обозначения, то есть нематериальные объекты. Право же собственности относится к категории вещных прав, оно связано с имуществом.
Информация о работе Роль таможенных органов в защите интеллектуальной собственности