Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:48, реферат
Особенность российского законодательства об интеллектуальной собственности состоит в том, что, несмотря на имеющиеся Законы Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон и др., которые в целом соответствуют общепринятым международным нормам и регулируют вопросы охраны интеллектуальной собственности, действенного механизма их реализации нет. В то же время законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности прямо или косвенно содержит нормы, затрагивающие вопросы перемещения через таможенную границу. Именно поэтому вопросы защиты интеллектуальной собственности посредством деятельности таможенных органов в последнее время привлекли большое внимание и решаются на законодательном уровне.
Речь идет о реформировании системы таможенного права России, связанном с принятием в конце 2003 года нового Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2004 года. Новый закон, в отличие от прежнего, содержит специальные нормы, регулирующие механизм защиты таможенными органами интеллектуальной собственности посредством таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности или товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, СВЯЗАННОЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 7
2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА И МЕХАНИЗМЫ УЧАСТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 19
3. ПОРЯДОК ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 24
4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 42
Подход к интеллектуальной собственности требует серьезного изучения, в ряде случаев принципы управления (владение, пользование, распоряжение) интеллектуальной собственностью как некоторым правом (исключительным правом) имеют сходные черты с управлением имуществом. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности может быть переуступлено, правообладатель может предоставить другому лицу разрешение на использование его интеллектуальной собственности, исключительные права как нематериальные активы могут быть внесены в уставный капитал юридического лица и т.д.
К продуктам интеллектуального и творческого труда законом отнесены, в частности, произведения науки и других видов творческой деятельности в сфере производства, в том числе открытия, изобретения, программы для ЭВМ, базы данных, экспертные оценки, ноу-хау, товарные знаки, фирменные наименования и знаки обслуживания. Результаты интеллектуального труда проявляются, в частности, в виде информации, под которой понимаются сведения о предметах, фактах, событиях, технических решениях, явлениях и процессах.
Правовая защита распространяется только на ту информацию, которая зафиксирована на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. В качестве носителя информации могут выступать различные материальные объекты, в том числе магнитные диски, бумажные носители информации, показания приборов, физические поля, в которых сведения находят свое отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений или процессов и другие.
Законы «Об информации, информатизации и защите информации», «Об авторском праве и смежных правах», «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», Патентный закон и ряд других законов закрепляют за собственником объектов интеллектуальной собственности право по его усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться ими. Вместе с тем, необходимо учитывать, что созданные в процессе выполнения должностных заданий изобретения, промышленные образцы и полезные модели принадлежат работодателю. Передача сведений об этих разработках (в том числе и за пределы Российской Федерации) является противоправной. Ответственность за правонарушения и преступления в информационной сфере устанавливается соответственно, Кодексом об административных правонарушениях РФ и Уголовным Кодексом РФ, что еще раз подтверждает многогранность затрагиваемой проблематики.
С 1993 года в России действует Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах». Однако ввиду недостаточной проработанности норм закона в сфере обращения интеллектуальной собственности начались многочисленные злоупотребления, и вскоре назрела острая необходимость приведения его в соответствие с требованиями Бернской конвенции. Положения Закона необходимо было увязать с практикой, устранить внутренние противоречия, которые выявились в ходе его применения.
Следует отметить, что работа по совершенствованию законодательства в области регулирования и защиты интеллектуальной собственности ведется постоянно и во всех направлениях. Одним из важнейших направлений защиты интеллектуальной собственности стало регулирование международного ее оборота, что выражается в достижении межгосударственных договоренностей и совершенствовании отечественного таможенного законодательства.
К примеру, важно учитывать положения Федерального закона от 4 июля 1996 г. «Об участии в международном информационном обмене». В соответствии с ним ограничивается вывоз из Российской Федерации документированной информации, отнесенной к государственной тайне или иной конфиденциальной информации; общероссийскому национальному достоянию; архивному фонду; иным категориям документированной информации, вывоз которой может быть ограничен законодательством России. Эти ограничения распространяются также на случаи перемещения с территории России документированной информации теми пользователями, которые находятся за ее пределами, несмотря на то, что у них есть законный доступ к таким данным.
Целью упомянутого закона является создание условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене. При этом закон не затрагивает отношений, регулируемых Законом РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Наряду с международным сотрудничеством, направленным на регулирование межгосударственных отношений по поводу товарообмена и в том числе оборота информационной продукцией, в России ведется кропотливая работа по совершенствованию законодательства, регулирующего таможенные отношения.
Ведущим нормативным актом является новый Таможенный кодекс Российской Федерации, имеющий целью определение правовых, экономических и организационных основ таможенного дела и направленный на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации, активизацию связей российской экономики с мировым хозяйством, обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов, а также предписывающий соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела.
Проект нового Таможенного кодекса был одобрен Государственной Думой в первом чтении в 1999 году, после чего многократно дополнялся, дорабатывался, был принят в последующих чтениях и вступил в силу с 1 января текущего года. Данный законодательный акт содержит отдельную главу, посвященную порядку таможенного контроля и таможенного оформления товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. В статье 10 Таможенный кодекс Российской Федерации определил, что одной из основных функций таможенных органов является пресечение незаконного перемещения через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности.
Государственный Таможенный Комитет России уже с 1998 года рассматривал обращения правообладателей о защите их интеллектуальной собственности и информировал таможенные органы в целях осуществления таможенного контроля перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, внесенных в реестр ГТК России. С принятием новой редакции Таможенного кодекса, по словам специалистов, Россия сможет войти в первую десятку стран по качеству таможенного законодательства.
Помимо Таможенного кодекса, занимающего определенно высшую ступень иерархии отечественного таможенного правотворчества, и наряду с ним, в России действуют другие законы и нормативные акты, конкретизирующие и дополняющие его содержание, которые отчасти сохранили свое действие и после принятия нового Таможенного кодекса.
Законодательство Российской Федерации по интеллектуальной собственности содержит нормы, затрагивающие вопросы перемещения товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, через таможенную границу Российской Федерации. Так, несанкционированный ввоз, продажа, предложение к продаже, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью объектов интеллектуальной собственности или товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, является нарушением прав правообладателя. Подобные нормы отражены, например, в статье 40 Закона РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», в статье 17 Закона РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» и т.д.
Помимо законов отношения в сфере таможенного контроля оборота объектов интеллектуальной собственности регулируются подзаконными нормативными актами, в том числе Постановлениями Правительства РФ, Указами Президента РФ, а также нормативными актами ведомственного характера, такими как приказы, инструкции и распоряжения ГТК РФ и др.
Так, Приказом ГТК РФ № 1199 от 27.10.2003 утверждено Положение о защите интеллектуальной собственности таможенными органами, разработанное на основе таможенного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности, а также международных договоров и иных обязательств Российской Федерации в целях обеспечения защиты интеллектуальной собственности и пресечения незаконного оборота через таможенную границу Российской Федерации товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
Положение в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации определяет единый порядок обеспечения защиты интеллектуальной собственности таможенными органами, в том числе порядок подачи заявления о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, требования к заявляемым сведениям в зависимости от вида объекта интеллектуальной собственности, порядок ведения таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности.
Кроме того, Письмом ГТК РФ № 01-15/20508 от 28.10.1997 определен список мер, направленных на защиту прав на интеллектуальную собственность. Согласно данному письму, Управление тарифного и нетарифного регулирования (УТНР) ГТК РФ осуществляет составление и рассылку таможенным органам списков товарных знаков, объектов авторского права и смежных прав, охраняемых на территории РФ в соответствии с действующим законодательством, с целью выявления таможенными органами в ходе осуществления таможенного контроля за перемещением товаров нарушений действующего законодательства по охране интеллектуальной собственности. Указанные списки УТНР ГТК РФ формирует на основании обращений правообладателей, при подтверждении принадлежности им соответствующих объектов авторского права, смежных прав или товарных знаков.
Перемещаемые для коммерческих целей товары, являющиеся объектами интеллектуальной собственности (товары, маркированные товарными знаками, наклейки, этикетки, ярлыки, информационные вкладыши, печатные издания, магнитные, оптические и механические носители информации (аудио- и видеокассеты, компакт-диски и т.д.)) при осуществлении таможенного контроля должны проверяться по признакам каждого из объектов, приведенных в рассылаемых списках. При обнаружении нарушений исключительных прав владельцев интеллектуальной собственности таможенные органы направляют сообщения в органы прокуратуры и внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовных дел по статьям 146, 180 Уголовного кодекса РФ.
Также при осуществлении таможенного оформления должна быть произведена детальная проверка соблюдения действующих таможенных правил (включения лицензионных платежей или авторских вознаграждений в таможенную стоимость, проверка сведений о товарах, стране их происхождения, получателях и отправителях и т.п.) в пределах сроков проверки таможенной декларации, документов и досмотра товаров и транспортных средств.
27 октября 2003 года ГТК РФ было
утверждено Положение о
Методы отбора проб или образцов определяются международными и национальными стандартами, иными нормативными документами, а также методическими рекомендациями, разработанными на их основе.
Российская Федерация на внешнеполитической и внешнеэкономической арене – молодое и перспективное государство с огромным опытом и богатейшей историей представительства на межгосударственном уровне.
Составной частью внешнеэкономической политики государства является внешнеторговая политика, которая осуществляется посредством применения как экономического, так и административного методов регулирования.
Руководит российской внешнеторговой политикой Президент РФ, который помимо этого регулирует сотрудничество в военно-технической области, определяет порядок вывоза драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, а также при необходимости вводит признанные международным правом экономические санкции.
Проведение единой государственной внешнеторговой политики обеспечивает Правительство РФ. Им разрабатывается федеральная программа развития внешнеторговой деятельности, принимают временные меры по защите внутреннего рынка и решения об определении величины ставок таможенного тарифа, вводятся количественные ограничения экспорта и импорта, принимаются в пределах компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров РФ.
Разработкой предложений по государственной внешнеторговой политике, регулированию внешнеторговой деятельности ее участников, заключению международных договоров в области внешнеторговых связей, занимается Министерство экономического развития и торговли РФ (Минэкономразвития РФ), на которое Правительством РФ непосредственно возложены координация и регулирование внешнеторговой деятельности, совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции.
Государственная внешнеторговая политика осуществляется посредством таможенно-тарифного регулирования и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в частности с Федеральным законом «О внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными правовыми актами РФ.
Таможенная деятельность имеет своей целью защиту экономического суверенитета, обеспечение экономической безопасности РФ, стимулирование развития национальной экономики при осуществлении внешнеторговой деятельности и обеспечение условий эффективной интеграции экономики РФ в мировую экономику.
Информация о работе Роль таможенных органов в защите интеллектуальной собственности