Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:48, реферат
Особенность российского законодательства об интеллектуальной собственности состоит в том, что, несмотря на имеющиеся Законы Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон и др., которые в целом соответствуют общепринятым международным нормам и регулируют вопросы охраны интеллектуальной собственности, действенного механизма их реализации нет. В то же время законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности прямо или косвенно содержит нормы, затрагивающие вопросы перемещения через таможенную границу. Именно поэтому вопросы защиты интеллектуальной собственности посредством деятельности таможенных органов в последнее время привлекли большое внимание и решаются на законодательном уровне.
Речь идет о реформировании системы таможенного права России, связанном с принятием в конце 2003 года нового Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2004 года. Новый закон, в отличие от прежнего, содержит специальные нормы, регулирующие механизм защиты таможенными органами интеллектуальной собственности посредством таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности или товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, СВЯЗАННОЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 7
2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА И МЕХАНИЗМЫ УЧАСТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 19
3. ПОРЯДОК ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 24
4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 42
Таможенную деятельность (таможенное дело) в Российской Федерации составляют таможенная политика Российской Федерации, а также порядок и условия перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля. При перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации они подлежат обязательному таможенному контролю.
Именно на этом этапе реализуются основные защитные функции таможенных органов, в частности осуществляется деятельность по защите объектов интеллектуальной собственности.
При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. При этом используется система управления рисками. Риск – вероятность несоблюдения таможенного законодательства Российской Федерации. Таможенные органы применяют методы анализа рисков для определения товаров, транспортных средств, документов и лиц, подлежащих проверке, и степени такой проверки. Исходя из системы мер оценки рисков федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, определяет стратегию таможенного контроля. Наряду с этим таможенные органы в целях повышения эффективности таможенного контроля стремятся к взаимодействию с участниками внешнеэкономической деятельности, перевозчиками и иными организациями, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их профессиональными объединениями (ассоциациями).
Таможенный контроль осуществляется работниками таможенных органов Российской Федерации путем проверки документов и сведений, устного опроса, получения пояснений, таможенного наблюдения, таможенного осмотра и досмотра товаров и транспортных средств, личного досмотра, проверки маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков, осмотра помещений и территорий для целей таможенного контроля, таможенной ревизии.
Для осуществления целей таможенного контроля, в том числе для защиты объектов интеллектуальной собственности при перемещении через таможенную границу Российской Федерации, необходимо наладить четко обозначенную вертикаль власти - от ГТК России до подразделения таможенного органа основного звена, то есть непосредственно осуществляющего таможенный контроль и таможенное оформление. В связи с этим помимо других важных причин специалисты и законодатели высказывают намерение возродить в таможнях и таможенных управлениях отделы нетарифного регулирования, возложив на них дополнительно обязанности по организации и координации деятельности по обеспечению таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.
В вопросе организации таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности важен также и вопрос технического обеспечения с использованием современных средств связи и каналов обмена информацией, включая создание локальных сетей и использование возможностей глобальной сети «Интернет». Здесь ГТК России рассчитывает на помощь международных организаций (такие предложения уже поступали от Всемирной таможенной организации и от Европейской сети по борьбе с контрафакцией), а также на оказание содействия со стороны отечественных организаций, заинтересованных в защите интеллектуальной собственности.
Немаловажной задачей в силу новизны проблемы для таможенных органов является подготовка соответствующих кадров. В этом направлении уже немало сделано, но предстоит активизировать эту работу с подключением таможенной академии, а также задействовать возможности сотрудничества с соответствующими государственными органами, организациями, управляющими правами интеллектуальной собственности, и правообладателями.
Кроме того, в целях дальнейшей плодотворной работы, совершенствования отечественного законодательства и приведения российских реалий в соответствие с международными стандартами, необходимо и дальше развивать международное сотрудничество, как с таможенными службами иностранных государств, так и с иными зарубежными правительственными и неправительственными организациями.
Интересно, так же посмотреть, как
происходит защита
В Соединенных Штатах установлены правовые нормы, позволяющие Таможенной
службе США и ее Управлению операций на местах помогать владельцам интеллектуальной собственности в США в предотвращении ввоза материалов, нарушающих права интеллектуальной собственности. Таможенная служба способствует защите любой интеллектуальной собственности, для которой федеральным правительством США предусмотрена регистрация, и действует от имени каждого. Кто владеет такой собственностью и добивается защиты. Важно иметь в виду, что такая защита предоставляется только по отношению к зарегистрированным объектам, таким как выданные патенты на изобретения, зарегистрированные товарные знаки и зарегистрированные авторские права.
Таможня
не имеет полномочий
Рассмотрение в ITC дел о нарушении прав интеллектуальной собственности имеют форму слушаний, подобных разбирательствам по искам в Федеральных окружных судах США. Существенное различие – количество времени, которое требуется этим двум инстанциям для вынесения решения; в ITC процедура занимает меньше времени.
Использование Таможенной службы США для воспрепятствования ввозу товаров, нарушающих права интеллектуальной собственности, осуществляется в большинстве случаев на основе сотрудничества с владельцами таких зарегистрированных прав. Как правило, в качестве средства, позволяющего рациональным образом использовать возможности таможни для обнаружения и предотвращения импорта, нарушающего права интеллектуальной собственности, таможня использует данные промышленной разведки, собранные владельцами таких прав, заинтересованными в его защите. Поэтому после того как владелец прав интеллектуальной собственности получил приказ ITC об исключении или зарегистрировал свои права в Таможенной службе, необходимо постоянное и серьезное сотрудничество владельца интеллектуальной собственности с таможней.
Механизм защиты интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля товаров описан в методическом письме ГТК России от 16.11.2000 № 01-06/33259 «О защите прав интеллектуальной собственности».
Одной из важнейших функций таможенных органов является защита внутреннего рынка от проникновения на него некачественных и потенциально опасных товаров. В качестве документа, подтверждающего безопасность ввозимой продукции, выступает сертификат соответствия системы обязательной сертификации, который является обязательным при принятии должностным лицом таможенного органа решения о выпуске импортируемой продукции на таможенную территорию Российской Федерации. Однако обязательная сертификация, которая в известной степени является инструментом государственного контроля безопасности товаров, реализуемых на внутреннем рынке, не обеспечивает защиту потребителя от такого распространенного явления как контрафакция. Нередко российский потребитель попадает в ситуацию, когда приобретаемый им товар якобы известной иностранной торговой марки на деле оказывается низкосортной подделкой.
Необходимость активизации работы по защите интеллектуальной собственности при осуществлении контроля перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, а также создания нормативной базы, соответствующей положениям Соглашения Всемирной торговой организации по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС), была признана коллегией Государственного Таможенного Комитета России еще в 1997 году.
Приоритетами ГТК России в вопросах защиты интеллектуальной собственности являются законотворческая работа, то есть совершенствование соответствующей законодательной базы, и осуществление практической защиты прав интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля на основе законодательства.
Деятельность таможенных органов по предотвращению поступления на территорию России некачественных товаров заключается в осуществлении документального контроля и, следовательно, является в известной степени формальной. Именно поэтому эффективность таможенного контроля безопасности импортируемой продукции напрямую зависит от того, насколько тесно и оперативно налажено взаимодействие таможенных органов с федеральными органами исполнительной власти, непосредственно осуществляющими контроль и надзор за качеством и безопасностью товаров, поступающих на товарный рынок страны из-за рубежа.
Государственный Таможенный комитет России, учитывая российские масштабы и те требования, которые предъявляются государством к таможенным органам для решения задач, связанных с наполнением бюджета, считает необходимым совершенствовать систему государственного контроля безопасности импортируемой продукции.
В этих целях необходим постепенный переход от тотального контроля всей продукции, подлежащей обязательной сертификации, к дифференцированному подходу в отношении конкретных видов продукции, конкретных производителей и поставщиков с учетом их присутствия и репутации на российском рынке. Это позволит сосредоточить усилия контролирующих ведомств на тех направлениях, которые представляют реальную угрозу для жизни и здоровья российского потребителя и, кроме всего прочего, избавит его от дополнительных расходов на приобретение высококачественной продукции.
В свою очередь, такой подход к проблеме обеспечения безопасности внутреннего товарного рынка требует широкого использования во взаимодействии контролирующих ведомств современных информационных технологий, позволяющих при выявлении фактов, свидетельствующих о появлении на рынке опасных и некачественных импортных товаров, своевременно изъять эту продукцию из оборота и перекрыть каналы ее поступления. Вопросы создания межведомственных информационных систем для автоматизации процедуры таможенного контроля безопасности товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, являются приоритетными в работе ГТК России.
Механизм защиты интеллектуальной собственности при осуществлении таможенного контроля товаров основан на международной практике и предусматривает вмешательство таможенных органов в процесс перемещения товаров через границу для содействия правообладателю по защите прав интеллектуальной собственности в двух случаях.
Первый – когда правообладатель интеллектуальной собственности (например, торговой марки) по своей инициативе заявляет об этом, второй – когда таможенные органы действуют по собственному усмотрению. Первый аспект в полной мере регламентируется положениями нового Таможенного кодекса. Второй – вызывает многочисленные споры у специалистов и законодателей. При этом функции таможенных органов по защите прав интеллектуальной собственности заключаются в том, что они, обладая соответствующими полномочиями, задерживают подозрительный товар и сообщают об этом правообладателю. В случае же инициативы таможенных работников импортеру никто издержек не возмещает. В подозрительных случаях таможенное оформление товара задерживается на 10 рабочих дней (возможно продление срока еще на 10 дней). Если опасения таможенников оказываются напрасными, товар возвращается. По мнению ряда специалистов, таковые действия являются правомерными, и госорганы не несут за нее никакой ответственности, даже если ее необходимость не подтвердилась.
Приведенное обстоятельство еще раз говорит в пользу того, что эффективность защиты прав интеллектуальной собственности таможенными органами напрямую зависит от полноты информации, предоставляемой правообладателем. Подход ГТК России состоит в том, чтобы минимизировать перечень документов и сведений, сопровождающих подачу заявлений на включение товарного знака в реестр объектов интеллектуальной собственности ГТК России.
Итак, правообладатель, то есть лицо, обладающее правами на объект интеллектуальной собственности (или иное лицо, представляющее его интересы на законных основаниях), имеющий основания полагать, что при перемещении товаров через таможенную границу нарушаются его права на объект авторского права, смежных прав, товарный знак и др., вправе подать заявление в ГТК России. Заявление включает:
а) письменное обращение о защите прав на объекты интеллектуальной собственности с кратким изложением сути вопроса;
б) сведения о правообладателе или документы, подтверждающие наличие и принадлежность права интеллектуальной собственности (свидетельство, лицензионный договор или другие документы в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности), а в случае необходимости доверенность правообладателя, выданную заявителю;
в) информацию о каждом подлежащем защите объекте интеллектуальной собственности, о сроке, в течение которого правообладатель предполагает, что ему потребуется содействие таможенных органов в защите его прав;
г) описание товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности (при необходимости образец);
Информация о работе Роль таможенных органов в защите интеллектуальной собственности