Роль таможенных органов в защите интеллектуальной собственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 12:48, реферат

Краткое описание

Особенность российского законодательства об интеллектуальной собственности состоит в том, что, несмотря на имеющиеся Законы Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон и др., которые в целом соответствуют общепринятым международным нормам и регулируют вопросы охраны интеллектуальной собственности, действенного механизма их реализации нет. В то же время законодательство Российской Федерации об интеллектуальной собственности прямо или косвенно содержит нормы, затрагивающие вопросы перемещения через таможенную границу. Именно поэтому вопросы защиты интеллектуальной собственности посредством деятельности таможенных органов в последнее время привлекли большое внимание и решаются на законодательном уровне.
Речь идет о реформировании системы таможенного права России, связанном с принятием в конце 2003 года нового Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2004 года. Новый закон, в отличие от прежнего, содержит специальные нормы, регулирующие механизм защиты таможенными органами интеллектуальной собственности посредством таможенного контроля объектов интеллектуальной собственности или товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. АНАЛИЗ ПРАВОВОЙ И НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ, СВЯЗАННОЙ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 7
2. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРАКТИКА И МЕХАНИЗМЫ УЧАСТИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ЗАЩИТЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 19
3. ПОРЯДОК ПРЕСЕЧЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ОБОРОТА ОБЪЕКТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ 24
4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕДУРЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 42

Вложенные файлы: 1 файл

Роль таможенных органов в защите интеллектуальной собственности.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

д) иные сведения, позволяющие выявить контрафактные товары.

При этом правообладатель может сообщить любые дополнительные сведения, которые могли бы оказать помощь таможенным органам в идентификации контрафактных товаров. Это могут быть, например, сведения о местах ввоза и таможенного оформления легальной продукции, сведения об экспортерах, импортерах легальной продукции, отличительные признаки контрафактных товаров и т.д.

Для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получать от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью и уплатой таможенных платежей операциях лиц, указанных в статье 16 настоящего Кодекса, а также справки об операциях таможенных брокеров, владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков.

В целях осуществления проверки достоверности сведений после выпуска товаров таможенные органы вправе запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и другую информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с этими товарами, а в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, - также и к последующим операциям с данными товарами, у декларанта или иного лица, имеющего отношение к операциям с товарами.

Таможенные органы вправе получать от органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, и иных органов сведения, необходимые им для проведения таможенного контроля.

Документы, необходимые для таможенного контроля, должны храниться лицами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем. Таможенные брокеры (представители), владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные перевозчики должны хранить документы в течение пяти календарных лет после года, в течение которого совершались таможенные операции.

После рассмотрения заявления Главным управлением тарифного и нетарифного регулирования (ГУТНР) ГТК России вносит объект интеллектуальной собственности в реестр ГТК России или уведомляет заявителя о невозможности внесения объекта интеллектуальной собственности в реестр.

Реестр объектов интеллектуальной собственности, включающий объекты авторского права, смежных прав, товарные знаки, в том числе права на которые принадлежат Российской Федерации, наименования мест происхождения товаров ведет Главное управление тарифного и нетарифного регулирования ГТК России. Целью организации работы по ведению реестра является стремление систематизировать информацию, поступающую от физических, юридических лиц, органов государственной власти. Данная информация используется таможенными органами для выявления административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 7.12 «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав» и статьей 14.10 «Незаконное использование товарного знака» КоАП РФ.

Реестр ведется в виде журнала, который может дублироваться в электронном виде. В Реестр вносятся следующие данные:

    1. регистрационный номер объекта интеллектуальной собственности;
    2. вид объекта интеллектуальной собственности;
    3. наименование (изображение) объекта интеллектуальной собственности;
    4. дата внесения объекта интеллектуальной собственности в Реестр;
    5. сведения о товарах, содержащих объект интеллектуальной собственности (наименование, класс товара по Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ));
    6. сведения о владельце объекта интеллектуальной собственности (организационно - правовая форма, наименование организации или фамилия, имя, отчество физического лица, место нахождения и почтовый адрес);
    7. наименование, номер и дата документа, удостоверяющего охраноспособность объекта интеллектуальной собственности (в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации);
    8. сведения о лицах, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право использования объекта интеллектуальной собственности (организационно - правовая форма, наименование организации или фамилия, имя, отчество физического лица, место нахождения и почтовый адрес, код ОКПО, ИНН);
    9. срок, на который объект интеллектуальной собственности внесен в Реестр;
    10. сведения о лицах, представляющих по доверенности интересы владельца объекта интеллектуальной собственности (организационно - правовая форма, наименование организации или фамилия, имя, отчество физического лица, место нахождения и почтовый адрес, телефон, факс);
    11. номер и дата документа ГТК России о внесенном в Реестр объекте интеллектуальной собственности, направленного в таможенные органы Российской Федерации;
    12. дополнительная информация, характеризующая подлинные и контрафактные товары и позволяющая выявлять и идентифицировать контрафактные товары.

Объекты интеллектуальной собственности вносятся в Реестр с учетом срока, указанного в заявлении, но не более чем на 1 год, а в случаях отсутствия необходимых сведений, невозможности идентификации объекта интеллектуальной собственности в перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации товарах сведения в Реестр не вносятся.

Информацию об объектах интеллектуальной собственности, внесенных в Реестр или исключенных из него, ГУТНР направляет в таможенные органы Российской Федерации не позднее одного рабочего дня, следующего за днем внесения объекта интеллектуальной собственности в Реестр или внесения изменений.

При таможенном оформлении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности представляется грузовая таможенная декларация (ГТД), которая должная быть соответствующим образом оформлена, в частности в графе 31 ГТД «Наименование товара» указываются товарные знаки, фирменные наименования.

Предоставление правообладателем права на использование объекта интеллектуальной собственности подтверждается лицензионным договором. Номер лицензионного договора указывается в графе 44 ГТД «Дополнительная информация / представляемые документы». Лицензионный договор на право использования товарного знака должен быть обязательно зарегистрирован в государственном патентном ведомстве – Российском агентстве по патентам и товарным знакам (Роспатенте). В тех случаях, когда товар, переправляемый через таможенную границу России, содержит признаки объектов интеллектуальной собственности, включенных в Реестр ГТК России, во второй подраздел графы 33 ГТД проставляется буква «И».

В настоящее время на основе действующего законодательства ГТК России уже рассматривает обращения владельцев товарных знаков о защите их интеллектуальной собственности и информирует таможенные органы с целью осуществления таможенного контроля за перемещением через таможенную границу Российской Федерации товаров, маркированных товарными знаками известных товаропроизводителей.

На сегодня в реестр ГТК России включены и подлежат охране товарные знаки таких известных фирм, как «Проктер-энд-Гэмбл», «Рон Пуленк», «Ондулин», «Фламагаз». На рассмотрении находятся заявки таких фирм США как «Форд», «Гесс», «Интел» и др. Следует отметить наличие заявок отечественных организаций «Кристалл», Союзплодоиморт, Ижевский механический завод, Чистопольский часовой завод, «Ассоциация производителей табачной продукции Табакопром», Глазьевский ликероводочный завод, Брянская кондитерская фабрика и т.д.

Экономический эффект от внедрения подобного механизма трудно недооценить. Так, за принятие заявки от правообладателя о включении в Реестр объектов интеллектуальной собственности взимается сбор в размере до 200-кратной суммы минимального размера оплаты труда (МРОТ), а также 10-50-кратного размера МРОТ за каждый объект интеллектуальной собственности (конкретный товарный знак, авторское произведение, экземпляр фонограммы и т.п.). Кроме того, заявитель должен представить гарантийное обязательство и внести на счет таможенного органа обеспечение в размере от 1-кратной до 3-х кратной стоимости ввозимых товаров (но не менее 500 тысяч рублей), достаточном для компенсации возможных расходов и убытков. Помимо этого с достаточной степенью уверенности можно прогнозировать увеличение общего объема таможенных платежей за счет увеличения таможенной стоимости, а также ввиду изменения структуры импорта товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, в сторону сокращения объемов ввозимой контрафактной продукции и «серого импорта» с увеличением доли легально ввозимой продукции.

Чтобы понять о каких объемах работы идет речь, достаточно сказать, что одних товарных знаков в Российской Федерации подлежит охране порядка 200 тысяч, из них почти половина иностранных.

Вопросам защиты прав на интеллектуальную собственность посвящено также письмо ГТК России от 28 октября 1997 года № 01-15/20508. Здесь подчеркивается, что, в соответствии с законами Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», Таможенным кодексом Российской Федерации, при выявлении в ходе проведения таможенного контроля и производства таможенного оформления товаров и транспортных средств нарушений законодательства по интеллектуальной собственности надлежит уведомлять прокурора или орган предварительного следствия, в компетенцию которого входит расследование соответствующих преступлений.

Для защиты прав на объекты интеллектуальной собственности таможенные органы составляют и рассылают списки товарных знаков, объектов авторского права и смежных прав, охраняемых на территории Российской Федерации с целью выявления таможенными органами нарушений законодательства по охране интеллектуальной собственности. Эти списки формируются на основании обращений правообладателей, при подтверждении принадлежности им соответствующих объектов авторского права, смежных прав или товарных знаков.

При обнаружении нарушений исключительных прав владельцев интеллектуальной собственности (выявленных по соответствию ввозимых товаров или их маркировки признакам какого-либо из объектов, включенных в списки) таможенные органы информируют органы прокуратуры и внутренних дел для принятия решения о возбуждении уголовных дел по статьям 146, 180 УК России. Здесь подчеркивается, что при осуществлении таможенного оформления детальная проверка соблюдения действующих таможенных правил (включения лицензионных платежей или авторских вознаграждений в таможенную стоимость, проверка сведений о товарах, стране их происхождения, получателях или отправителях и т.п.) должна быть произведена в десятидневный срок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ПРОЦЕДУРЫ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

 

Как показывает практика, нарушения прав интеллектуальной собственности в большинстве случаев сопровождаются нарушениями таможенных правил, таких как перемещение товаров через таможенную границу под видом товаров не для коммерческих целей, сокрытие от таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу, перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу с обманным использованием документов или средств идентификации, недекларирование или недостоверное декларирование товаров и транспортных средств, а также другими таможенными правонарушениями, за которые предусмотрена серьезная административная, гражданская или уголовная ответственность.

За последние годы в России значительно снизились объемы, так называемого, «серого» импорта и реализации контрафактной продукции. Согласно результатам исследования, проведенного экспертами, уровень подделок на сегодняшний день сократился до 10%, в то время как в 1999 году он составлял 60%. Однако при существенном улучшении ситуации потери государства и компаний остаются значительными. Так, в прошлом году федеральный бюджет недополучил как минимум 30,7 миллионов долларов из-за распространения в России поддельной продукции и 30,3 миллиона долларов – от «серого» импорта. Причем приведенные данные рассчитаны только по продукции 15 компаний, входящих в Содружество производителей фирменных торговых марок «РусБренд». В целом же, по мнению экспертов, только в группе товаров народного потребления бюджет недополучил налогов на сумму не менее 600 миллионов долларов.

Сократить объемы поддельной продукции и «серого» импорта удалось благодаря ужесточению контроля Государственного Таможенного Комитета за порядком определения таможенной стоимости, а также в связи с введением в действие механизма постановки товарных знаков под защиту таможни. В настоящее время таможенные органы в соответствии с обращениями правообладателей контролируют около 500 товарных знаков.

На пользу делу идут и разработанные изменения и дополнения в законодательство об интеллектуальной собственности, о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, об административных правонарушениях, в таможенное и уголовное законодательство. Новый Таможенный кодекс содержит отдельную главу, устанавливающую детальный механизм защиты прав интеллектуальной собственности. Таможенные органы получили право по подозрению в контрафактности задерживать выпуск товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, передавать необходимую информацию правообладателю, допускать его к инспектированию товаров.

С 1 июля 2002 года вступил в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, содержащий нормы (ст.7.12 ч.1, ст.14.10), определяющие ответственность граждан, должностных и юридических лиц за незаконное использование товарного знака, нарушение авторских и смежных прав (в том числе при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации). Должностные лица таможенных органов уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 7.12 и ст. 14.10 настоящего Кодекса (п. 12 ст. 28.3).

В настоящий момент Государственным Таможенным Комитетом России направлены предложения по рассмотрению вопроса о внесении дополнений в Кодекс об административных правонарушениях, предусматривающих, в частности, отнесение правонарушений, связанных с так называемой «интеллектуальной контрабандой» (незаконное перемещение через таможенную границу объектов интеллектуальной собственности) к нарушениям таможенных правил, что позволило бы таможенным органам применять действенные оперативные меры по их пресечению. Это соответствовало бы требованиям статьи 5 межправительственного Соглашения государств – участников СНГ от 6 марта 1998 года. По данному Соглашению стороны взяли на себя обязательства привести свое национальное законодательство в соответствие с международными стандартами в области охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, а также ввести в действие процедуры, позволяющие таможенным органам приостанавливать пропуск через таможенную границу товаров, изготовленных или приобретенных с нарушением прав на объекты интеллектуальной собственности, или содержащих в себе какие-либо нарушения указанных прав.

Информация о работе Роль таможенных органов в защите интеллектуальной собственности