Совершенствование условий для участника ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить современное состояние ВЭД, совершенствование условий внешнеэкономической деятельности России в современных условиях.
Объектом исследования курсовой работы является Внешнеэкономическая деятельность на таможенных постах России, ее изменения в современных условиях, взаимодействие России с иностранными предприятиями.
Предмет исследования – совершенствование условий для участника ВЭД.
Полученные результаты:
- выявлены основные характеристики ВЭД,
- исследовано взаимодействие России со странами СНГ,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1.ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…………………………10
1.1 Основные характеристики внешнеэкономических связей………………..10
1.2 Взаимодействие России со странами СНГ…………………………………13
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВЭД……………………………………….17
2.1 Основы направления, формы регулирования и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………17
2.2 Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в переходной экономике России………………………………..19
2.3 Современное движения капитала и валютно-финансовых отношений внешнеэкономической деятельности…………………………………………..28
3.СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ИНОСТРАННЫМИ ПАРТНЕРАМИ…………………………………………………………………..35
3.1 Формы совместного предпринимательства………………………………..35
3.2 Свободные экономические зоны……………………………………………38
3.3 Прямые производственные и научно-производственные связи………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………................................47

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_tamozhne.docx

— 70.71 Кб (Скачать файл)

             Анализ ситуации показывает, что в перспективе сложившиеся на протяжении 90-х годов многочисленные структурные проблемы и деформации российской внешней торговли сохранят свой отрицательный потенциал, хотя их острота несколько снизится под влиянием объективных процессов улучшения общехозяйственной ситуации в стране. При этом ожидается некоторое смещение акцентов с преимущественно торговой на инвестиционную и кооперационную составляющие участия страны в международном разделении труда.

             Доля России на мировом рынке товаров и услуг не претерпит существенных изменений, находясь в среднем в пределах 1-1.5%, тогда как значение страны как реципиента капитала, прежде всего в виде прямых инвестиций, несколько возрастет.

             Показатели экспортной ориентации российской промышленности в целом снизятся, что явится следствием увеличения внутреннего потребления материально-технических и иных ресурсов в условиях экономической стабилизации и повышения деловой активности в стране.

             Доля импорта в общем объеме ресурсов для использования на внутреннем рынке стабилизируется (в стоимостном выражении) на уровне, не превышающем 30%, хотя по отдельным товарам потребительского ассортимента соответствующие значения могут достигать 50% и более.

             Роль иностранных инвестиций, а также предприятий с участием зарубежного капитала в формировании основных макроэкономических показателей страны заметно возрастет. К 2003 г. совместные и чисто иностранные предприятия будут обеспечивать от 15 до 20% инвестиционного и производственного потенциала Российской Федерации.

              Прогнозируемое снижение экспортно-импортной ориентации российской экономики на фоне оживления внутреннего производства будет способствовать постепенному уменьшению роли таможенных налогов и сборов в формировании доходной части федерального бюджета: до уровня 20-25% в 2009 г. по сравнению с 30% в настоящее время.

              С учетом всей совокупности организационных, экономических, конъюнктурных и торгово-политических факторов, определяющих развитие внешней торговли России в среднесрочной перспективе, наиболее вероятным сценарием представляется восстановление положительной экспортной динамики (ежегодный прирост на 1-2%) и стабильное расширение импортных поставок (прирост на 3.5-5% ежегодно).

              С учетом прогнозируемых тенденций и параметров интеграции России в систему мирового хозяйства в среднесрочной перспективе следует ожидать улучшения основных качественных показателей, характеризующих состояние экономической безопасности во внешнеэкономической сфере:

· масштабы увеличения внутреннего  спроса могут привести к снижению экспортной ориентации российской экономики  и уменьшению зависимости национального  хозяйства от колебаний мировой  товарной конъюнктуры, что создаст  более благоприятный фон для  урегулирования ряда торгово-политических проблем;

· сокращение доли импорта  в потреблении под влиянием роста  внутреннего производства (импортозамещения) будет способствовать улучшению качественных характеристик отечественного рынка, увеличению занятости и благосостояния населения;

· повышение технологического уровня отечественной промышленности, укрепление позиций совместных и  иностранных предприятий в российской экономике позволит более эффективно решать многочисленные социально- экономические  проблемы регионального развития страны;

· уменьшение зависимости  федерального бюджета от таможенных налогов и сборов и в целом  результатов внешнеторговой деятельности на фоне укрепления налоговой дисциплины в стране повысит стабильность и  предсказуемость бюджетных доходов, улучшит планирование и прогнозирование  в бюджетной сфере;

· в предстоящий период произойдет дальнейшая рационализация направлений и форм участия России в международном разделении труда, в том числе с учетом долговременных национальных интересов и реальных возможностей в этой области; задачи по развитию ВЭД будут тесно увязываться  с текущей хозяйственной и  структурной политикой.

               Вместе с тем, по мере возобновления экономического роста в России, совершенствования экспортной структуры и дальнейшей интеграции страны в международную торговую систему в рамках ВТО и принятия соответствующих обязательств по открытию внутреннего рынка следует ожидать усиления значимости фактора иностранной конкуренции в развитии отечественного внешнеэкономического комплекса. Приобретут особую остроту вопросы доступа России на внешние рынки товаров и услуг; в развитии внутреннего рынка можно ожидать перехода от импортного монополизма к плюрализму конкурирующих структур, различающихся по происхождению, формам собственности, организационно-правовым и иным параметрам.

               В этих условиях объективно повышается роль единой торговой политики государства как средства согласования и нахождения баланса интересов участников внешнеэкономической деятельности, последовательной и эффективной защиты национальных интересов во взаимоотношениях с зарубежными странами, фирмами и организациями.

              Внешнеэкономическая политика России в 2003 году будет направлена на обеспечение:

· необходимых условий  доступа российских товаров, услуг  и рабочей силы на мировые рынки;

· эффективного уровня защиты внутреннего рынка товаров, услуг  и рабочей силы;

· доступа к международным  ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых в  Российской Федерации отсутствует или ограничено);

· благоприятного состояния  платежного баланса страны;

· повышения эффективности  государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной  стоимостью;

· соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

                Необходимо завершить переговоры о присоединении России к Всемирной торговой организации в сроки, позволяющие принять участие в выработке решений нового раунда многосторонних торговых переговоров, и на условиях, устраняющих дискриминацию России на внешних рынках.

1.2 Взаимодействие России  со странами СНГ

                Одним из важнейших направлений в обеспечении условий для роста российской экономики является расширение ее экономического сотрудничества со странами СНГ, формирование в полном объеме со странами СНГ режима свободной торговли, создание единой таможенной территории, общего рынка товаров и услуг с максимальным использованием в его насыщении собственного экономического потенциала, создание Россией и Белоруссией Союзного государства.

                В прогнозный период будет продолжена работа по сближению проводимых в России и странах СНГ экономических преобразований в направлении формирования хозяйствующим субъектам равных и взаимовыгодных условий для деятельности, создания стимулов для роста производства, вложения инвестиций, внедрения новой техники и технологий, повышения на внешних и внутренних рынках конкурентоспособности выпускаемой продукции и увеличения на этой основе взаимной торговли. При этом предстоит согласованное проведение Россией и странами СНГ налоговой, ценовой, финансовой и таможенной политики.

Решение данных задач будет  осуществляться с учетом сложившихся  разноскоростных и разноуровневых темпов экономической интеграции России со странами СНГ.

                В рамках режима свободной торговли будет продолжено устранение прямых и косвенных барьеров во взаимной торговле, в том числе поэтапное сокращение изъятий из этого режима. При этом Россия будет инициировать совместное проведение мероприятий по защите национальных товаропроизводителей от завоза продукции из третьих стран, которая может выпускаться в достаточных объемах на собственных производственных мощностях.

                Потребуется создать условия по изменению структуры товарооборота со странами СНГ, особенно российского экспорта путем уменьшения доли в нем сырьевых ресурсов и повышения доли продукции, перерабатывающих отраслей промышленности и импорта из них продукции, не производимой или производимой в недостаточных количествах на территории России, с целью решения проблемы устойчивого обеспечения в них российских предприятий.

 

                В работе по сохранению и углублению производственно-технологических связей хозяйствующих субъектов России и стран СНГ будут реализованы на практике достигнутые договоренности по развитию производственной кооперации и специализации технологически взаимосвязанных производств. Продолжатся работы по формированию межгосударственных (транснациональных) финансово-промышленных групп, совместных предприятий и других организационно-хозяйственных структур, обеспечивающих наращивание производства и выпуск конкурентоспособных видов продукции, привлечение для этих целей внебюджетных средств.

                Осуществлению активного сотрудничества России и стран СНГ будет способствовать подготовка и реализация долгосрочных межгосударственных программ сотрудничества, как общеэкономического характера, так и в конкретных сферах экономики, в которых наиболее ярко выражаются совместные интересы государств, прежде всего в топливно-энергетическом и металлургическом комплексах, химической, легкой, текстильной и пищевой промышленности.

                 Продолжится сотрудничество со странами СНГ в области обеспечения бесперебойной работы и дальнейшего развития транспортной инфраструктуры в рамках стран СНГ, формирования с учетом экономических интересов России через их территории международных трансконтинентальных коридоров, транзиту углеводородного сырья стран СНГ через российскую территорию.

                Дальнейшее развитие получат вопросы, связанные с совершенствованием финансово-кредитных и платежно-расчетных отношений с целью вытеснения денежных заменителей из взаимной торговли, устранения множественности курсов национальных валют, совершенствованием межбанковских связей, а также с решением проблем погашения странами СНГ долгов за предоставленные им государственные кредиты и поставленные из России энергоресурсы. Основной акцент при этом будет делаться на денежные и имущественные формы погашения задолженности.

                 Более быстрыми темпами экономическая интеграция будет развиваться с государствами-участниками Евразийского экономического сообщества, в рамках которого предусматривается завершить создание единой таможенной территории государств и приступить к дальнейшему формированию общего экономического пространства.

                  В прогнозируемый период продолжиться формирование Россией и Белоруссией Союзного государства, которое будет представлять общее экономическое пространство, базирующееся на единой нормативно-правовой экономической базе и функционирующее с единой денежной единицей.

                Развитие интеграционных процессов в рамках СНГ может осуществляться по двум вариантам. При реализации Россией и странами СНГ в полном объеме всего комплекса указанных мероприятий товарооборот России с этими государствами может увеличиться по основному (первому) варианту в 2003 году (к 1999 году) - на 42%, в том числе экспорт из России соответственно на 41% и импорт в Россию - на 43 процента.

                В случае воздействия факторов, замедляющих реализацию этих мероприятий (ухудшение конъюнктуры внутреннего и внешнего рынков, сохранение отдельных ограничений во взаимной торговле, снижение темпов сближения национального законодательства и др.) товарооборот России со странами СНГ может увеличиться по второму варианту в 2003 году (к 1999 году) - на 21.5%, в том числе экспорт из России соответственно на 19.2% и импорт в Россию - на 24.8 процента.

 

 

Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВЭД

2.1 Основные направления,  формы и методы государственного  регулирования внешнеэкономической  деятельности

                    Одной из важнейших тенденций в развитии мировых хозяйственных связей является диверсификация форм сотрудничества. К традиционным формам ВЭО обычно относят внешнюю торговлю и инвестиционное сотрудничество, связанное с перемещением финансовых потоков в виде экспорта и импорта капитала. Научно-техническое сотрудничество и промышленная кооперация выделяется либо в рамках последнего направления, либо как самостоятельные формы. Еще одной формой ВЭО, представляющий интерес с точки зрения государственного регулирования являются валютно-финансовые отношения. Таким образом, говоря о системе внешнеэкономических отношений в целом, можно выделить следующие основные направления их государственного регулирования: внешнеторговые, инвестиционные, связанные с экспортно-импортными потоками капиталов (включающие научно-техническое сотрудничество и промышленную кооперацию) и валютно-финансовые.

                    В зависимости от способа государственного воздействия на внешнеэкономические отношения можно выделить административные и экономические формы регулирования.

                    К первым относятся методы непосредственного, прямого воздействия, имеющие в основном ограничительный характер. Например, установление квот, использование лицензий, применение различных оговорок и ограничений и т.д.

Информация о работе Совершенствование условий для участника ВЭД