Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить современное состояние ВЭД, совершенствование условий внешнеэкономической деятельности России в современных условиях.
Объектом исследования курсовой работы является Внешнеэкономическая деятельность на таможенных постах России, ее изменения в современных условиях, взаимодействие России с иностранными предприятиями.
Предмет исследования – совершенствование условий для участника ВЭД.
Полученные результаты:
- выявлены основные характеристики ВЭД,
- исследовано взаимодействие России со странами СНГ,
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1.ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…………………………10
1.1 Основные характеристики внешнеэкономических связей………………..10
1.2 Взаимодействие России со странами СНГ…………………………………13
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВЭД……………………………………….17
2.1 Основы направления, формы регулирования и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………17
2.2 Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в переходной экономике России………………………………..19
2.3 Современное движения капитала и валютно-финансовых отношений внешнеэкономической деятельности…………………………………………..28
3.СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ИНОСТРАННЫМИ ПАРТНЕРАМИ…………………………………………………………………..35
3.1 Формы совместного предпринимательства………………………………..35
3.2 Свободные экономические зоны……………………………………………38
3.3 Прямые производственные и научно-производственные связи………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………................................47
Особое место в системе государственного регулирования внешнеэкономической деятельности занимает валютное регулирование. Валютное регулирование может включать в себя валютные ограничения. По конечному эффекту они близки к количественным ограничениям, поэтому иногда рассматриваются как разновидность нетарифных инструментов регулирования. Валютные ограничения могут регламентировать операции резидентов и нерезидентов с валютой или валютными ценностями. Они связаны с применением ограничений на перевод за рубеж валютных средств по капитальным и (или) текущим статьям платежного баланса, с ограничением возможностей резидентов покупать иностранные товары, услуги, предоставлять за границу кредиты. Валютные ограничения могут касаться и внешней торговли, и движения капиталов. Валютные ограничения являются частью валютного контроля, осуществляемого правительством. Валютный контроль - система государственных мер, контролирующих все сделки между страной и остальным миром, куда входит контроль за законностью валютных операций, за своевременным возвращением валюты по экспортным операциям, за правильностью расчетов по импортным операциям и т.д. В условиях резкого ухудшения внешнеэкономического положения и увеличения дефицита платежного баланса даже промышленно развитые страны принимают меры к ужесточению валютных ограничений, особенно по отношению к вывозу капитала. Это связано с желанием обеспечить с помощью имеющейся иностранной валюты текущие платежи. Аналогичные меры используют страны с переходной экономикой и развивающиеся, которые стремятся использовать свои валютные доходы на покрытие первоочередных народнохозяйственных нужд.
Глава 3. СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ИНОСТРАННЫМИ ПАРТНЕРАМИ
3.1 Формы совместного
В основе совместного предпринимательства лежит объединение усилий, финансовых средств, материальных ресурсов и участие в прибыли, в риске.
Совместное предпринимательство осуществляется в следующих формах:
* консорциум;
* акционерное общество;
* международные экономические организации;
* свободные экономические зоны;
* совместные (российско-иностранные) предприятия.
Консорциум (от лат. - соучастие, сотоварищество) - временное добровольное объединение для решения конкретных задач (например, реализация крупных целевых программ и проектов). Выполнив поставленную задачу, консорциум прекращает свою деятельность или преобразуется в иной вид договорного объединения.
Участники консорциума сохраняют свою хозяйственную самостоятельность и могут принимать участие в деятельности других консорциумов, ассоциаций и совместных предприятий. Консорциум пользуется и распоряжается имуществом, которым его наделяют учредители, средствами, выделенными на осуществление соответствующей целевой программы или поступающими из других источников.
Консорциум, как правило, осуществляет свою деятельность на бесприбыльной основе. Юридическим лицом консорциум не является.
Организация консорциума оформляется соглашением. Действия всех участников консорциума координирует лидер консорциумов, получивший за это отчисления от других участников. Лидер представляет интересы консорциума, но действует в пределах полномочий, полученных от других членов. Каждый участник консорциума готовит предложения на свою долю поставок, из которых затем комплектуется общее предложение.Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.
Международные экономические организации - это межправительственные и межгосударственные экономические организации, международные хозяйственные организации и объединения. Они создаются на основе договоров и соглашений между их учредителями.
Основной функцией межгосударственной экономической организации является координация действий стран - партнеров по сотрудничеству в производственной, научной и других сферах деятельности.
Основной функцией международной хозяйственной организации является совместная хозяйственная и координационная деятельность в научно-производственной сфере.
Совместное предприятие - предприятие, созданное совместно разными странами, в том числе с участием российского и иностранного капитала.
В современной практике мирового хозяйствования понятие "совместное предприятие" трактуется довольно широко, объединяя в себе как соглашения между фирмами, включающие требования об участии в акционерном капитале совместного предприятия, так и соглашения, не включающие таких требований.
Поэтому в мировую практику были введены понятия:
* акционерное совместное предприятие;
* контрактное (договорное) совместное предприятие.
Акционерное совместное предприятие создается двумя и более участниками в форме акционерного общества, в котором каждый партнер владеет определенной долей акционерного капитала.
Контрактное совместное предприятие не предполагает создание новой фирмы для осуществления совместной деятельности. В его рамках все отношения между сторонами-участниками регулируются путем договоров. Рассматривая совместные предприятия, важно учитывать положение потенциальных партнеров. Например, фирма, которая стремится получить источник финансирования, является в основном малым предприятием. Она вступает в партнерские отношения с крупной фирмой, которая имеет большие финансовые и операционные возможности. Операционные возможности для малого партнера, стремящегося расширить объем своей деятельности, иногда более важны, чем деньги.
Крупная фирма-партнер, участвуя в совместном предпринимательстве, заинтересована не столько в деньгах, сколько в каком-то конкретном товаре, производимом партнером, в сегменте рынка. Поэтому она вкладывает свой капитал не в рядовой пакет акций, а в совместное предпринимательство.
Создание нового действующего предприятия (фирмы) для осуществления определенной производственной деятельности является основной отличительной чертой совместного предпринимательства, рассматриваемого как партнерство, в котором каждый партнер активно участвует в процессе выработки решений этого предприятия.
Европейской экономической комиссией (ЕЭК) ООН выделяются следующие основные обязанности совместного предприятия:
1. наличие соглашения
между участниками об общих
долгосрочных целях
2. объединение участниками
для достижения этих
3. рассмотрение и оценка
объединенных активов как
4. создание самостоятельных органов управления, чья деятельность направлена исключительно на осуществление этих совместных целей;
5. участие сторон в
прибылях от достижения
Мотивы объединения усилий участников создания совместного предприятия могут быть различными, но в их основе практически лежит одна из четырех стратегий, обусловивших возникновение совместного предпринимательства:
* стратегия на повышение эффективности производства;
* стратегия на расширение операций;
* стратегия на уменьшение риска в производстве новых видов продукции;
* стратегия на развитие
за счет привлечения
3.2 Свободные экономические зоны
Свободные экономические зоны (СЭЗ) - ограниченные территории, на которых предоставляются исключительные льготы для ведения хозяйства. В конце 80-х годов в мире действовало около 600 подобных зон, торговый оборот которых составляет почти 8% всей мировой торговли.
Целью СЭЗ является создание наиболее благоприятных условий для активизации хозяйства страны и ВЭД.
СЭЗ - часть территории одного государства, на которой ввезенные товары рассматриваются как товары, находящиеся за пределами таможенной территории.
Для всех СЭЗ характерны: беспошлинный или льготный режим ввоза и вывоза товаров, определенная обособленность в хозяйственном, торговом, валютно-финансовом отношениях от остальной территории принимающей страны, активное взаимодействие с иностранным капиталом, а также тесная связь с мировым рынком.
Наибольшее распространение СЭЗ получили в развивающихся странах. Общая занятость в них достигает 2 миллионов человек. К середине 90-х вдов этот показатель превысил 3 млн. человек.
СЭЗ действуют в Мексике, Бразилии, Южной Корее, Китае, Венгрии, Болгарии, Югославии и США.
Первоначально СЭЗ считалась особая территория крупного морского порта, железнодорожного узла, аэропорта, выделенная из таможенной территории страны для свободного и беспошлинного ввоза и вывоза иностранных товаров.
В течение длительного времени СЭЗ была присуща преимущественно коммерческая деятельность. В свободных экономических зонах товары складировались и подвергались лишь тем операциям, которые были надавлены на обеспечение доброкачественного хранения или же на улучшение общего вида или внешнего оформления, что позволяло повысить качество. И только в начале 60-х годов была разрешена обработка товаров в СЭЗ. Обычно при этом осуществлялись операции, так или иначе увеличивающие прибавочную стоимость товара. Таким образом из собирающих центров и пунктов распределения СЭЗ все чаще становились места обработки и трансформации товаров.
В настоящее время создание СЭЗ предполагает достижение таких целей: обеспечение более полной занятости рабочей силы как в самой СЭЗ, к и за ее пределами; привлечение инвестиций, особенно в свободно конвертируемой валюте; организация в СЭЗ таких производств, продукция вторых шла бы на экспорт, не ущемляя при этом уже существующие мерные предприятия, действующие на внутреннем рынке.
В практике СЭЗ в настоящее время применяется широкая гамма льгот и стимулов для иностранных вкладчиков капитала. Обычно кроме отмены воженных пошлин предусматриваются следующие льготы: отмена налогов на доход иностранного персонала, работающего в СЭЗ, а также полная или частичная отмена налогов на прибыль на определенный срок и в зависимости от ряда условий.
Среди "классических" СЭЗ, наиболее распространенных в настоящее время, можно отметить следующие:
1) СЭЗ, порты, транзитные
зоны, в которых отменяются
2) экспортные промышленные
зоны, базирующиеся на применении
льготных торгового и
3) банковские и страховые
зоны с применением льготных
режимов осуществления
4) технологические зоны (технополисы, технологические парки), базирующиеся на применении различных льгот в области разработки и применения новой технологии, ноу-хау;
5) свободные, "открытые" зоны (город, район).
В странах с рыночной экономикой функционируют три типа СЭЗ: производственные (4), свободные порты и зоны свободной торговли (1), зоны экспортной промышленности (2).
Подавляющее большинство в существующих ныне СЭЗ составляют предприятия легкой промышленности, нуждающиеся в относительно скромных капиталовложениях. Они производят текстиль и одежду, бытовую электронику, спортивный инвентарь, изделия из пластмассы, мебель, продовольствие, напитки.
В разработанной российской концепции создания СЭЗ они призваны "работать", прежде всего, на внутренний рынок, способствуя насыщению его передовой технологией и высококачественными товарами. При этом в целесообразных пределах должна сохраняться экспортная ориентация. Зоны свободного предпринимательства для страны должны быть центрами освоения и распространения зарубежного управленческого опыта, полигонами проверки новых форм хозяйствования.
Основной задачей администрации таких зон должна быть задача обеспечения в рамках принятого законодательства благоприятных условий для инвесторов и для деятельности всех предприятий. Для этого администрация СЭЗ осуществляет следующие функции: контроль за соблюдением правил, установленных для СЭЗ; регистрацию предприятий, организаций и фирм; взимание платежей с иностранных и национальных вкладчиков капитала; оказание необходимых услуг, включая маркетинговые.
Информация о работе Совершенствование условий для участника ВЭД