Совершенствование условий для участника ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 11:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – изучить современное состояние ВЭД, совершенствование условий внешнеэкономической деятельности России в современных условиях.
Объектом исследования курсовой работы является Внешнеэкономическая деятельность на таможенных постах России, ее изменения в современных условиях, взаимодействие России с иностранными предприятиями.
Предмет исследования – совершенствование условий для участника ВЭД.
Полученные результаты:
- выявлены основные характеристики ВЭД,
- исследовано взаимодействие России со странами СНГ,

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1.ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…………………………10
1.1 Основные характеристики внешнеэкономических связей………………..10
1.2 Взаимодействие России со странами СНГ…………………………………13
2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВЭД……………………………………….17
2.1 Основы направления, формы регулирования и методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности…………………………17
2.2 Особенности государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в переходной экономике России………………………………..19
2.3 Современное движения капитала и валютно-финансовых отношений внешнеэкономической деятельности…………………………………………..28
3.СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО С ИНОСТРАННЫМИ ПАРТНЕРАМИ…………………………………………………………………..35
3.1 Формы совместного предпринимательства………………………………..35
3.2 Свободные экономические зоны……………………………………………38
3.3 Прямые производственные и научно-производственные связи………….42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………................................47

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_po_tamozhne.docx

— 70.71 Кб (Скачать файл)

                      С точки зрения повышения эффективности внешнеэкономических связей и экономической безопасности следует стремиться к диверсификации рынков сбыта для российских товаров, источников импортного сырья и промышленной продукции, поддерживать экономические отношения с широким кругом стран, компенсируя осложнения в отношениях с одними странами их расширением с другими.

                     Необходимо изменение ситуации и в плане государственного регулирования вывоза и ввоза капитала.

                     Россия начала вывозить капитал за границу еще в конце ХIХ века в основном в страны Азии - Китай, Монголию, Персию. После революции и образования СССР капитал вывозился в форме государственных кредитов, которые использовались для создания смешанных акционерных обществ, специализировавшихся в основном на торговых операциях. Большая часть кредитов поступала Турции, Афганистану, Ирану, Монголии. Позднее подобные структуры были созданы в некоторых странах Западной Европы. Советский Союз оказывал также экономическую и техническую помощь некоторым социалистическим и развивающимся странам. После распада СССР оказание помощи и кредитование сферы технического содействия зарубежным странам резко сократилось. Вместе с тем наметилась ярко выраженная тенденция к увеличению экспорта капитала в различных формах: в виде прямых и портфельных инвестиций, большая часть которых приходится на крупнейшие финансово-промышленные группы (НК "ЛУКойл", РАО "Газпром" и др.); а также вывоз частного капитала преимущественно в ссудной форме.

                         В России государственная политика в сфере вывоза капитала до сих пор не сложилась, не выработана даже ее концепция. Поэтому отсутствует и система государственного регулирования вывоза капитала (есть лишь отдельные ее элементы).

                      Меры административного контроля над вывозом российского капитала базируются на указе Президента от 15 ноября 1991 г. «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», который в общей форме устанавливает разрешительный порядок осуществления инвестиций за рубежом.

                      Валютный контроль над вывозом капитала основывается на Законе «О валютном регулировании и валютном контроле», который определяет валютные операции, связанные с движением капитала, и порядок их осуществления.

                        Меры государственной поддержки экспорта частного капитала в России почти отсутствуют и представлены лишь международными соглашениями о поощрении и защите инвестиций с более чем тремя десятками стран, а также соглашениями об избежании двойного налогообложения с примерно таким же количеством стран. Практически отсутствует и приемлемый для анализа учет размещенных за рубежом прямых, портфельных и прочих инвестиций.

                      Однако эти разрозненные меры не влияют на ограничение вывоза российского капитала. Это связано и с тем, что основная часть экспорта капитала из России осуществляется нелегальными способами, а из многих десятков тысяч зарегистрированных за рубежом компаний с российским капиталом только около двух тысяч зарегистрировано в государственном реестре зарубежных предприятий, создаваемых с российским участием.

                      Отток капитала осуществляется и через экспортоориентированные отрасли, достигая 5-6-млрд долл. в месяц.

Таким образом, России необходима подробная концепция государственной  политики в сфере экспорта частного капитала из России. Она призвана сформулировать национальные интересы и ключевые задачи в этой сфере, а также основные меры по ее регулированию. Концепция нужна как для федеральных органов исполнительной власти, так и для частных инвесторов, которые должны иметь ясное представление об основах политики российского государства в области вывоза частного капитала.

                    Сложность регулирования процесса вывоза капитала связана с невысокой степенью эффективности действия ограничительных и запретительных мер. Наиболее эффективными являются меры, влияющие на улучшение инвестиционного климата - стабилизация политической обстановки, снижение налогового бремени, недопущение высоких темпов инфляции, соблюдение законодательных норм, уменьшение криминализации экономики и т.д. Изменение ситуации с инвестиционным климатом могло бы позитивно влиять и на ввоз капитала. Реализация данных мер связана с преодолением основных препятствия на пути иностранных инвестиций в Россию.

                    Создание благоприятного инвестиционного климата позволит решить и ряд задач валютного регулирования. Либерализация валютного и таможенного контроля в совокупности с мероприятиями, направленными на улучшение инвестиционной среды позволит значительно повысить эффективность внешнеэкономической деятельности в целом.

                    Направлениями регулирования внешнеэкономических отношений, требующими внимания государства также являются: восстановление и расширение сферы внешнеэкономической деятельности со странами бывшего социализма и странами ближнего зарубежья; ускорение интеграционных процессов в рамках СНГ, повышение эффективности внешнеэкономических связей регионов РФ и четкое распределение функций в области внешнеэкономической деятельности между центром и регионами.

 

2.3 Государственное регулирование  движения капитала и валютно-финансовых  отношений

                 Важным направлением внешнеэкономических отношений государства является регулирование иностранных инвестиций и процесса вывоза капитала (зарубежных инвестиций резидентов).

                 Характерной особенностью движения капитала на современном этапе является включение все большего числа стран в процесс экспорта и импорта капиталов. При этом большинство стран мирового рыночного хозяйства одновременно выступают и в роли экспортеров, и в роли импортеров капиталовложений.

                  Однако если мировая торговля имеет устойчивую тенденцию к ежегодному росту, в межгосударственном движении капиталов в их разных формах (прямые, портфельные, ссудные инвестиции) могут иметь место значительные колебания, зависящие от мирохозяйственной конъюнктуры. Вместе с тем в большинстве стран мира в современных условиях выявляется тенденция, связанная с опережением динамики роста объема зарубежных капиталовложений по сравнению с динамикой развития внутренней экономики.

                С точки зрения регулирования можно выделить два направления государственного воздействия:

1. иностранные инвестиции  в национальной экономике;

2. инвестиции резидентов  в экономику других стран (зарубежные  капиталовложения).

              Первое направление связано с созданием определенной системы, направленной на привлечение (в некоторых случаях на ограничение), стимулирование и контроль за иностранными инвестициями в национальной экономике.

              Система регулирования иностранных инвестиций связана с созданием институциональных структур и комплексом реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.

              Несмотря на общую тенденцию к либерализации режима приема иностранных инвестиций, практически все страны в той или иной мере регулируют этот процесс. Так как с одной стороны, импорт капитала означает привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику, что расширяет возможности накопления в стране и улучшает условия ее экономического роста. С другой стороны, чрезмерное не контролируемое вливание иностранных инвестиций может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, кроме того, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).

               Вместе с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на привлечение иностранного капитала. Поэтому в целом по способу воздействия на иностранные инвестиции можно выделить две группы методов:

1. работающие на привлечения  иностранных инвестиций;

2. работающие на ограничение иностранных инвестиций.

К первой группе относятся  следующие меры:

· налоговые и таможенные льготы;

· гарантии против национализации иностранной собственности;

· возможность репатриации  прибыли;

· предоставление концессий.

Ко второй:

· ограничение доли иностранцев  в уставном капитале компаний;

· определение сфер экономической  деятельности, доступных для иностранного капитала, в том числе при создании совместных предприятий;

· применение различных оговорок в отношении создания предприятий  с иностранными инвестициями; -применение ограничений в части репатриации прибыли и капиталов;

· установление условий, оговаривающих  необходимость использования местных  факторов и компонентов производств.

                 В практической деятельности государства используется обычно совокупность мер из той и другой группы. В зависимости от текущих задач и целей национальной экономики, акцент может делаться или на привлечение иностранных инвестиций (при этом используется большинство мер первой группы с отдельными включениями ограничительных мер, позволяющих регулировать некоторые стороны деятельности иностранных инвесторов), или на ограничение их притока. В последнем случае ставка делается в основном на меры второй группы, в реальной практике это встречается достаточно редко.

                   С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться не только национальный, но и более льготный режим. При этом наряду с мерами первой группы, направленными на привлечение иностранных инвестиций, могут использоваться дополнительные инструменты, стимулирующие функционирование иностранных инвестиций. Можно выделить три вида данных инструментов:

· Налоговые, включающие: налоговые  льготы, ускоренную амортизацию, изменение  налоговых ставок для некоторых  предприятий, таможенные льготы при  импорте оборудования, налоговые  каникулы (при условии предоставления статуса "пионера").

· Финансовые - получение  займов и кредитов, представляемых в зависимости от выполнения определенных условий, позволяющих решать некоторые  социально- экономические задачи на уровне центрального или местного правительств, а также выделение средств  на подготовку и переподготовку кадров, занятых на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ).

· Нефинансовые - позволяющие  в целом улучшить инвестиционный климат и тем самым создать  более благоприятные условия  для иностранных и национальных инвесторов: создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ).

                   Вторым направлением государственного воздействия является регулирование вывоза капитала - процесса экспорта инвестиций резидентами за рубеж. Официально капитал может вывозиться за рубеж в виде прямых и портфельных инвестиций, в ссудной форме - в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах. В развитых странах государственное регулирование экспорта капитала представляет собой комплекс мер государственной поддержки вывоза капитала, в первую очередь прямых инвестиций: это меры информационной и технической поддержки инвесторов - содействие в поиске зарубежного партнера, в организации предварительного технико-экономического обоснования проекта, анализа бизнес-плана, в реализации инвестиционных проектов, в финансировании инвестиций - участие в капитале, предоставление налоговых льгот, кредитование, и особенно страхование.

                  Иногда капитал вывозится за рубеж не столько по причине увеличения прибыли, сколько по мотивам сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия. В последнем случае говорят о "бегстве" или "утечке" капитала за границу, Основная причина "бегства капитала" - отсутствие благоприятного инвестиционного климата. Как показывает мировой опыт, такое явление возникает прежде всего в тех странах, где существует политическая нестабильность, высокие налоги, инфляция, отсутствуют гарантии для инвесторов.

                  Помимо официальных каналов, капитал может вывозиться за границу и неофициально. К последней форме относится вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала.

                 Незаконные методы перевода капитала за рубеж связаны с особенностями национального законодательства и государственного регулирования данной сферы. В России, например, к ним можно отнести депонирование на счетах зарубежных банков доходов от экспорта, занижение экспортных цен и завышение импортных, что особенно активно используется в бартерных операциях, авансовые платежи под импортные контракты без последующей поставки товара, зачисление валюты на зарубежные счета российских резидентов, возможен также вывоз капитала в виде наличной иностранной валюте.

                 Государственное регулирование экспорта капитала должно быть направлено на сокращение объемов незаконного вывоза капиталов, для чего необходимо, прежде всего, осуществлять мероприятия по улучшению инвестиционного климата в стране.

Информация о работе Совершенствование условий для участника ВЭД