Специальные пошлины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление и анализ правовой природы и предназначения особых таможенных пошлин, а также проблем правового регулирования их установления, обеспечения гарантий их уплаты.
Достижение поставленной цели работы вызвало необходимость решения следующих задач:
- исследование особенностей таможенных пошлин как правового института;
- обобщение характерных признаков особых таможенных пошлин;
- выявление правовой природы особых таможенных пошлин;
- исследование применения особых таможенных пошлин в Таможенном Союзе;
- мониторинг действующего законодательства, регулирующего отношения, складывающиеся в процессе установления особых таможенных пошлин.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Место и роль особых таможенных пошлин в системе таможенно-тарифного регулирования 5
1.1 Общая характеристика таможенных пошлин и их виды 5
1.2 Особые пошлины как средства нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 8
1.3 Правовое обеспечение применения особых таможенных пошлин 10
2. Анализ применения особых таможенных пошлин в Таможенном Союзе 14
2.1 Специальные пошлины 14
2.2 Антидемпинговые пошлины 20
2.3 Компенсационные пошлины 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39

Вложенные файлы: 1 файл

особые таможенные пошлины готово.docx

— 76.76 Кб (Скачать файл)

 

1.3 Правовое обеспечение  применения особых таможенных  пошлин

 

Законодательную базу для взимания особых видов пошлин составляют:

- Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС) (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 17);

- Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»;

- Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».

При обложении особыми  пошлинами могут использоваться и международно-правовые акты (например, Протокол от 17 февраля 2000 года «О механизме применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в торговле государств - участников Таможенного союза», подписанный Правительствами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана; для России данный Протокол вступил в силу с 12 декабря 2000 года).

Введению особых пошлин должно предшествовать расследование, проводимое по установленной процедуре13.

Такое расследование проводится в целях установления наличия  возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации и обусловленного этим серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики, а также в целях  установления наличия демпингового импорта или субсидируемого импорта  и обусловленного этим материального  ущерба отрасли российской экономики, угрозы причинения материального ущерба отрасли российской экономики или  существенного замедления создания отрасли российской экономики.

Правительство РФ определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за проведение расследований. В настоящее время  им является Министерство экономического развития и торговли РФ14. Минэкономразвития России по результатам расследования представляет в Правительство РФ доклад, содержащий предложения о целесообразности введения, применения, пересмотра или отмены особых пошлин с приложением проекта соответствующего решения Правительства Российской Федерации.

Правительство РФ в течение 14 календарных дней со дня регистрации  доклада, представленного Минэкономразвития  России, принимает решения о введении, о применении, о пересмотре или  об отмене особых пошлин либо о их неприменении в соответствии с положениями ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»15.

Правительство РФ наделено правом принимать защитные меры, в том числе устанавливать особые пошлины, в случае, если какой-либо товар ввозится на российскую таможенную территорию в настолько больших количествах или на таких условиях, что наносится материальный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям непосредственно конкурирующих товаров в Российской Федерации.

При этом под непосредственно  конкурирующим товаром понимается товар, который полностью идентичен  товару, который является или может  стать объектом расследования, либо сопоставим с товаром, который является или может стать объектом расследования, по своему назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, а также по другим основным свойствам таким образом, что покупатель заменяет или готов заменить его в процессе потребления товаром, который является или может стать объектом расследования16.

Материальный ущерб отрасли  российской экономики - это подтвержденное доказательствами ухудшение положения  отрасли российской экономики, которое  наступило вследствие демпингового импорта или субсидируемого импорта  и выражается, в частности, в сокращении объема производства аналогичного товара в Российской Федерации и объема его реализации на рынке Российской Федерации, снижении рентабельности производства такого товара, негативном воздействии на товарные запасы, занятость, уровень заработной платы в данной отрасли российской экономики, уровень инвестиций в данную отрасль российской экономики. Под угрозой причинения материального ущерба отрасли российской экономики законодатель считает подтвержденную доказательствами неизбежность причинения материального ущерба отрасли российской экономики. Материальный ущерб определяется в каждом конкретном случае с учетом отраслевых, технико-экономических и социально-экономических особенностей отечественного производства.  

 

 

2. Анализ применения особых таможенных пошлин в Таможенном Союзе

2.1 Специальные  пошлины 

 

Законодательную основу для  применения специальной пошлины составляет Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров»17.

В соответствии с Федеральным законом от 08.12.2003 № 165-ФЗ специальная пошлина может быть применена к товару в случае, если по результатам проведенного расследования будет установлено, что импорт данного товара на таможенную территорию Российской Федерации осуществляется в таких возросших количествах (в абсолютных или относительных показателях к общему объему производства или потребления в Российской Федерации непосредственно конкурирующего товара) и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли российской экономики или создает угрозу причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики18.

Специальная пошлина применяется  к товару, импортируемому на таможенную территорию Российской Федерации, независимо от страны происхождения этого товара, за исключением товара, происходящего  из развивающейся страны, пользующейся национальной системой преференций  Российской Федерации, если доля импорта  данного товара из такой страны не превышает 3% общего объема импорта  данного товара на таможенную территорию Российской Федерации, при условии  что суммарная доля импорта данного  товара из развивающихся стран, на долю каждой из которых приходится не более чем 3% общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации, не превышает 9% общего объема импорта данного товара на таможенную территорию Российской Федерации19.

В целях установления серьезного ущерба отрасли российской экономики  или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики вследствие возросшего импорта на таможенную территорию Российской Федерации орган, проводящий расследование в связи с возможным  введением специальной пошлины (Минэкономразвития  России), оценивает объективные факторы, которые могут быть выражены в  количественных показателях и оказывают  воздействие на экономическое положение  отрасли российской экономики, в  том числе20:

а) темпы и объем прироста импорта товара, являющегося объектом расследования, на таможенную территорию Российской Федерации в абсолютных и относительных показателях  к общему объему производства или  потребления в Российской Федерации  непосредственно конкурирующего товара;

б) уровень цен на импортный  товар, являющийся объектом расследования, по сравнению с ценой непосредственно  конкурирующего товара, производимого  в Российской Федерации;

в) изменение объема продажи  непосредственно конкурирующего товара, производимого в Российской Федерации, на рынке Российской Федерации;

г) изменение объема производства непосредственно конкурирующего товара, производительности, загрузки производственных мощностей, размеров прибыли и убытков, а также уровня занятости в  отрасли российской экономики;

д) долю импортного товара, являющегося  объектом расследования, в общем  объеме продажи на рынке Российской Федерации данного товара и непосредственно  конкурирующего товара.

Серьезный ущерб отрасли  российской экономики или угроза причинения серьезного ущерба отрасли  российской экономики вследствие возросшего импорта должны устанавливаться  на основе результатов анализа всех доказательств и сведений, относящихся  к делу и имеющихся в распоряжении органа, проводящего расследования.

В случае если до завершения расследования будет установлено, что задержка с применением специальной  защитной меры может причинить серьезный  ущерб отрасли российской экономики, который трудно будет устранить  впоследствии, Правительством РФ, в  соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ, принимается решение о применении специальной защитной меры посредством введения предварительной специальной пошлины при условии одновременного продолжения расследования в целях получения окончательного заключения. Такое решение Правительство РФ принимает на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, об установлении причинно-следственной связи между возросшим импортом на таможенную территорию Российской Федерации и серьезным ущербом отрасли российской экономики или угрозой причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики21.

Орган, проводящий расследования, одновременно с представлением в  Правительство РФ доклада уведомляет в письменной форме уполномоченный орган иностранного государства (союза  иностранных государств), из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, а также другие известные  ему заинтересованные лица о возможном  введении предварительной специальной  пошлины.

Срок действия предварительной  специальной пошлины не должен превышать  двести дней (что соответствует аналогичной  норме, существующей в ГАТТ/ВТО).

Если по результатам проведенного расследования будет установлено, что отсутствуют основания для  введения специальных защитных мер, суммы предварительной специальной  пошлины подлежат возврату плательщику  в порядке, установленном таможенным законодательством для возврата таможенных платежей.

Если же по результатам  проведенного расследования будет  признано целесообразным введение более  низкой ставки специальной пошлины, чем ставка предварительной специальной  пошлины, разница между ставкой  предварительной специальной пошлины  и ставкой специальной пошлины  подлежит возврату плательщику в  порядке, установленном таможенным законодательством. В случае если ставка специальной пошлины окажется выше ставки предварительной специальной  пошлины, разница между ставкой  специальной пошлины и ставкой  предварительной специальной пошлины  с плательщика взиматься не будет.

Специальная пошлина применяется  по решению Правительства РФ в  размере и в течение срока, которые необходимы для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики и для облегчения процесса адаптации отрасли российской экономики  к меняющимся экономическим условиям22.

Срок действия специальной  пошлины по российскому законодательству (как и по праву ВТО) не должен превышать 4 года.

Максимальный четырехлетний  срок действия специальной пошлины  может быть продлен по решению  Правительства РФ, если по результатам  повторного расследования будет  установлено, что для устранения серьезного ущерба отрасли российской экономики или угрозы причинения серьезного ущерба отрасли российской экономики необходимо продление срока действия специальной защитной меры и имеются доказательства того, что соответствующей отраслью российской экономики принимаются меры, способствующие адаптации этой отрасли к меняющимся экономическим условиям23.

При этом общий срок действия специальной защитной меры, включая  срок действия предварительной специальной  пошлины и срок, на который продлевается действие специальной защитной меры, не должен превышать 8 лет (и в этом случае российское законодательство соответствует  нормам ВТО).

Практика применения специальных  пошлин в Российской Федерации сравнительно небогата. Специальной пошлиной облагался сахар белый в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 ноября 1998 года № 1294 и Приказом ГТК России от 13 ноября 1998 года № 76824. Во исполнение Постановления Правительства РФ от 10 марта 2000 года № 209 «О мерах по защите российских производителей крахмально-паточной продукции» с 17 апреля 2000 года по 17 октября 2002 года применялась специальная пошлина на крахмальную патоку, ввозимую на российскую таможенную территорию (за исключением крахмальной патоки, происходящей из государств - участников Таможенного союза)25.

Также взимались специальные пошлины на шариковые подшипники (с 27 января 2004 года по 26 января 2007 года). Специальная пошлина на эти товары взималась в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2003 года № 778 и Приказом ГТК России от 26 января 2004 № 86.

В настоящий момент действуют  следующие Решения Комиссии Таможенного  союза,  которыми установлены ставки специальных пошлин:

- Решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. № 703 «О мерах по защите экономических интересов производителей крепежных изделий в Таможенном союзе»- специальная пошлина по  17.03.2014г.

- Решение Комиссии Таможенного союза от 18 ноября 2011 г. № 856 «О мерах по защите экономических интересов производителей карамели в Таможенном союзе»- специальная пошлина на срок по  07.07.2014г.

- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 02 октября 2012 г. № 173 «О мерах по защите экономических интересов производителей  углей активированных  в Таможенном союзе» - специальная пошлина на срок по 07.09.2014г.

Информация о работе Специальные пошлины