Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 17:34, курсовая работа
Целью работы является выявление и анализ правовой природы и предназначения особых таможенных пошлин, а также проблем правового регулирования их установления, обеспечения гарантий их уплаты.
Достижение поставленной цели работы вызвало необходимость решения следующих задач:
- исследование особенностей таможенных пошлин как правового института;
- обобщение характерных признаков особых таможенных пошлин;
- выявление правовой природы особых таможенных пошлин;
- исследование применения особых таможенных пошлин в Таможенном Союзе;
- мониторинг действующего законодательства, регулирующего отношения, складывающиеся в процессе установления особых таможенных пошлин.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Место и роль особых таможенных пошлин в системе таможенно-тарифного регулирования 5
1.1 Общая характеристика таможенных пошлин и их виды 5
1.2 Особые пошлины как средства нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности 8
1.3 Правовое обеспечение применения особых таможенных пошлин 10
2. Анализ применения особых таможенных пошлин в Таможенном Союзе 14
2.1 Специальные пошлины 14
2.2 Антидемпинговые пошлины 20
2.3 Компенсационные пошлины 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 25 декабря 2012 г. № 288 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении графитированных электродов, происходящих из Индии и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза» — антидемпинговая пошлина на срок с 26.01.2013г. по 25.01.2018г.
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09 апреля 2013 г. № 64 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении ванн чугунных эмалированных, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза » - антидемпинговая пошлина на срок с 26.05.2013г. по 25.01.2018г.
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 09 апреля 2013 г. № 65 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении холоднодеформированных бесшовных труб из нержавеющей стали, происходящих из Китайской Народной Республики и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза» -антидемпинговая пошлина на срок с 15.05.2013г. на 5 лет.
- Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 14 мая 2013 г. № 113 «О применении антидемпинговой меры посредством введения антидемпинговой пошлины в отношении легких коммерческих автомобилей, происходящих из Федеративной республики Германия, Итальянской Республики и Турецкой Республики и ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза» - антидемпинговая пошлина на срок с 15.06.2013г. на 5 лет.
2.3 Компенсационные пошлины
Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации.
В Федеральном законе от 8 декабря 2003 года № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» правовому регулированию компенсационных мер (в т.ч. компенсационной пошлины) посвящается глава 4 (ст. ст. 18 - 24).
Как и в случае с антидемпинговой пошлиной, основное направление развития российского законодательства о компенсационной пошлине и иных компенсационных мерах состоит в максимальном сближении с общепризнанными международными стандартами, установленными ГАТТ/ВТО. В первую очередь это Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам, в котором развивается и уточняется ряд положений ГАТТ41.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» воспринял общепринятые в мировой практике подходы к применению компенсационных пошлин и иных компенсационных мер. Компенсационная пошлина может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства (союза иностранных государств), в случае, если по результатам расследования будет установлено, что импорт такого товара на таможенную территорию Российской Федерации причиняет материальный ущерб отрасли российской экономики, создает угрозу причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенно замедляет создание отрасли российской экономики42.
Под субсидией иностранного
государства понимается финансовое
содействие, осуществляемое непосредственно
правительством или иным государственным
органом иностранного государства
либо через негосударственную
Субсидия иностранного государства
является специфической, если субсидирующим
органом или законодательством
к пользованию субсидией
Порядок расчета размера специфической субсидии иностранного государства установлен Правительством РФ44.
Одним из ключевых понятий
в российском законодательстве о
компенсационной пошлине
Ущерб отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта устанавливается на основе результатов анализа объема субсидируемого импорта, воздействия субсидируемого импорта на цены аналогичного товара на рынке Российской Федерации и воздействия такого импорта на российских производителей аналогичного товара. При этом под ущербом отрасли российской экономики понимается материальный ущерб отрасли российской экономики, угроза причинения материального ущерба отрасли российской экономики или существенное замедление создания отрасли российской экономики.
Под субсидируемым импортом понимается импорт товара, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия иностранного государства, на таможенную территорию Российской Федерации.
При анализе объема субсидируемого импорта орган, проводящий расследования (Минэкономразвития России), определяет, произошло ли увеличение субсидируемого импорта - в абсолютных показателях либо относительно производства или потребления аналогичного товара в Российской Федерации.
Установление ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта должно основываться на анализе всех относящихся к делу и имеющихся в распоряжении органа, проводящего расследования, доказательств и сведений. Орган, проводящий расследования, помимо субсидируемого импорта анализирует другие известные факторы, вследствие которых в тот же период причиняется ущерб отрасли российской экономики.
Как и в случае с антидемпинговой пошлиной, законодательство допускает возможность введения предварительной компенсационной пошлины45. Так, если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует о наличии субсидируемого импорта и обусловленного этим ущерба отрасли российской экономики, Правительством РФ на основании доклада, содержащего предварительное заключение органа, проводящего расследования, принимается решение о применении компенсационной меры посредством введения предварительной компенсационной пошлины на срок до четырех месяцев в целях предотвращения ущерба отрасли российской экономики, причиняемого субсидируемым импортом в период проведения расследования.
Решение о введении предварительной компенсационной пошлины не может быть принято ранее чем через 60 календарных дней со дня начала расследования.
Предварительная компенсационная
пошлина вводится в размере, равном
предварительно рассчитанной величине
субсидии. Она вносится на депозит
федерального органа исполнительной власти,
уполномоченного в области
Суммы предварительной
Расследование может быть
приостановлено или прекращено органом,
проводящим расследования, без введения
предварительной или
а) иностранное государство, из которого экспортируется товар, являющийся объектом расследования, соглашается отменить или сократить субсидирование либо принять другие соответствующие меры в целях устранения последствий субсидирования;
б) экспортер товара, являющегося объектом расследования, соглашается пересмотреть установленные им цены данного товара (при наличии аффилированных лиц экспортера в Российской Федерации обеспечить поддержку аффилированными лицами экспортера его обязательств о пересмотре цен) таким образом, что в результате анализа принимаемых экспортером обязательств орган, проводящий расследования, приходит к заключению, что принятие таких обязательств устранит неблагоприятные последствия субсидируемого импорта. Уровень цен товара, являющегося объектом расследования, согласно таким обязательствам должен быть не выше, чем это необходимо для нейтрализации воздействия субсидии иностранного государства на отрасль российской экономики. Повышение цены товара, являющегося объектом расследования, может быть меньше, чем размер субсидии, если такое повышение является достаточным для устранения ущерба отрасли российской экономики.
Компенсационная пошлина применяется после того, как иностранному государству, предоставляющему специфическую субсидию, было предложено провести консультации. Компенсационная пошлина применяется и в случае, если указанное иностранное государство отказалось от предложенных консультаций или в ходе таких консультаций взаимоприемлемое решение не было достигнуто46.
Решение о введении компенсационной
пошлины может быть принято в
течение срока действия специфической
субсидии иностранного государства. При
этом ставка компенсационной пошлины
не должна превышать размера
Ставка компенсационной пошлины может быть меньше, чем размер специфической субсидии иностранного государства, если такая ставка является достаточной для устранения ущерба отрасли российской экономики.
При определении ставки компенсационной
пошлины могут учитываться
По общему правилу компенсационная пошлина применяется по решению Правительства РФ в размере и в течение срока, которые необходимы для устранения ущерба отрасли российской экономики вследствие субсидируемого импорта47.
Необходимость продолжения
применения компенсационной пошлины
или пересмотра ее ставки определяется
Правительством РФ на основании доклада,
содержащего заключение органа, проводящего
расследования, о результатах повторного
расследования, проведенного по инициативе
этого органа или по запросам заинтересованных
лиц после представления
Заинтересованные лица вправе
обратиться в орган, проводящий расследования,
с просьбой рассмотреть вопрос о
необходимости продолжения
Если по результатам повторного
расследования будет
Повторное расследование в целях пересмотра компенсационной пошлины не может быть начато ранее чем через год со дня применения такой пошлины. Максимальный срок действия компенсационной пошлины не должен превышать 5 лет со дня начала применения пошлины или со дня ее последнего пересмотра.
На базе законодательства
о специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мерах начала
формироваться практика применения
компенсационной пошлины в