Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 11:23, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы исследования обусловлена растущей степенью интеграции белорусской экономики в мировые финансово-хозяйственные отношения. Взятый курс на вступление во Всемирную торговую организацию и необходимость защиты финансово-экономической системы страны заставляют разрабатывать новые методы при использовании такого инструмента государственного регулирования как таможенный тариф. В современной мировой экономике таможенный тариф выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенный тариф имеют все страны мира. При этом в течение последних десятилетий в соответствии с требованиями развития мирового хозяйства наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин, что позволяет говорить о переходе к анализу экономической природы такого налога как таможенная пошлина и соответственно такого инструмента экономического регулирования международной торговли как таможенный тариф.
Содержание
Введение……………………………………………………………..………………....3 Глава 1. Возникновение таможенного тарифа…………………………………...….5 1.1. Первые таможенные пошлины на территории белорусских земель. Их виды, принципы взимания…………………………….....................................................5 1.2. Предпосылки возникновения таможенного тарифа. Статут ВКЛ 1588 г. Экономические реформы 1760-х гг……………………………………...….…....8 Глава 2. Таможенный тариф на территории Российской империи……………..…11 2.1. Становление таможенного тарифа в XVII—XIX вв…………………….....11 2.2. «Толковый тариф» Д. И. Менделеева……………………………………....15 Глава 3. Отечественный таможенный тариф в XX—XXI вв……………………….19 3.1. Таможенно-тарифная политика СССР………………………….…...……...19 3.2. Таможенный тариф Республики Беларусь и Единый Таможенный тариф Таможенного союза……………………………………………………..……........23 Заключение….…………………………………………………………………..….….28 Список использованных источников………..…………….........................................29
Курсовая работа студентки
2 курса дневной формы обучения
Специальность «Таможенное
дело»
Научный руководитель преподаватель
Н. Г. Кудряшов
_________________________
(подпись)
«____»____________2012 г.
Минск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………..………………....3
Глава 1. Возникновение таможенного
тарифа…………………………………...….5
1.1. Первые таможенные
пошлины на территории белорусских
земель. Их виды, принципы
взимания…………………………….....................................................5
1.2. Предпосылки возникновения
таможенного тарифа. Статут ВКЛ 1588
г. Экономические реформы 1760-х гг……………………………………...….…....8
Глава 2. Таможенный тариф на
территории Российской империи……………..…11
2.1. Становление таможенного
тарифа в XVII—XIX вв…………………….....11
2.2. «Толковый тариф» Д.
И. Менделеева……………………………………....15
Глава 3. Отечественный таможенный
тариф в XX—XXI вв……………………….19
3.1. Таможенно-тарифная политика
СССР………………………….…...……...19
3.2. Таможенный тариф Республики
Беларусь и Единый Таможенный
тариф Таможенного союза……………………………………………………..……........23
Заключение….…………………………………………………………………..….….28
Список использованных источников………..…………….........................................29
ВВЕДЕНИЕ
В условиях развития рыночных
отношений существенно расширились возможности
внешнеэкономической деятельности. И
таможенный тариф является одним
из экономических регуляторов внешнеторговой
деятельности государства.
Несмотря на некоторые расхождения
по истории происхождения тарифа, очевидно,
что его история исчисляется несколькими
сотнями лет, и данное понятие всегда отождествлялось
с группой платежей за товар в международной
торговле.
Б.Н. Габричидзе отмечает, что
"таможенно-тарифное регулирование
является первоосновой финансово-экономической
деятельности таможенных органов и, стало
быть, в решающей степени предпосылкой
и непосредственной правовой базой взимания
таможенных платежей". Он назвал таможенный
тариф одним из основных инструментов
поддержания экономической безопасности
и в то же время рычагом воздействия на
хозяйственную структуру.
Актуальность темы исследования
обусловлена растущей степенью интеграции
белорусской экономики в мировые финансово-хозяйственные
отношения. Взятый курс на вступление
во Всемирную торговую организацию и необходимость
защиты финансово-экономической системы
страны заставляют разрабатывать новые
методы при использовании такого инструмента
государственного регулирования как таможенный
тариф. В современной мировой экономике
таможенный тариф выступает, с одной стороны,
как действенный регулятор, способствующий
большей открытости рынка, с другой –
как наиболее распространенный внешнеторговый
инструмент протекционизма. Таможенный
тариф имеют все страны мира. При этом
в течение последних десятилетий в соответствии
с требованиями развития мирового хозяйства
наблюдается неуклонное снижение ставок
импортных таможенных пошлин, что позволяет
говорить о переходе к анализу экономической
природы такого налога как таможенная
пошлина и соответственно такого инструмента
экономического регулирования международной
торговли как таможенный тариф.
Широкое распространение получила
практика заключения региональных соглашений
с преференциальным таможенно-тарифным
режимом для их участников и применение
нетарифных мер регулирования внешней
торговли. Однако тарифное регулирование
по-прежнему выступает ключевым фактором,
определяющим национальный торговый режим
и условия доступа иностранной продукции
на внутренний рынок.
Объектом исследования является
система мер тарифного регулирования
внешнеторговой деятельности Республики
Беларусь.
Предмет исследования – отечественный
таможенный тариф.
Цель работы – выявить основные
закономерности развития таможенного
тарифа на территории Республики Беларусь.
Исходя из поставленной цели,
решались следующие задачи:
Обозначение времени возникновения
таможенного дела и первых таможенных
пошлин на территории современной Беларуси;
Выявление предпосылок возникновения
таможенного тарифа;
Изучение документов, отражающих
принцип взимания таможенных пошлин и
регулирующих таможенное дело в целом;
Рассмотрение первых отечественных
таможенных тарифов и выявление причин
их постоянного пересмотра;
Изучение особенностей развития таможенного тарифа в СССР;
Анализ современного отечественного таможенного тарифа и ТН
ВЭД.
На основе поставленных задач
организована и структура работы, которая
включает:
введение, в котором даётся
определение "таможенного тарифа",
обосновывается актуальность вопроса,
определяются цель, задачи, объект и предмет
работы, приведена источниковая база;
три главы, в которых прослеживается
становление отечественного таможенного
тарифа, начиная от взимания денежных
сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых
предметов в торговых пунктах и на перекрестках
древних торговых путей до современного Таможенного тарифа и ТН ВЭД;
заключение, в котором подводятся итоги, обобщаются
и формулируются выводы работы;
список использованной литературы, который включает 35 источников;
приложение.
Источниковой базой послужили
труды ученых в области таможенного дела,
финансов, государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности и международных
отношений; нормативно-правовые акты;
программные документы; материалы периодических
изданий; электронные ресурсы.
Использованные источники помогли
раскрыть тему курсовой работы и достичь
поставленной цели.
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА
1.1. Первые таможенные
пошлины на территории белорусских земель.
Их виды, принципы взимания.
В Беларуси история таможенного
дела имеет более чем 1000-летний период
существования. Точных свидетельств о
времени возникновения таможенного обложения
и особой организации сбора торговых пошлин
на территории нашей страны нет. Первые
сведения о различного рода налогах и
сборах уходят в раннее средневековье.
На фоне появления первых государственных
формирований в VI-VIII вв., в результате быстрого
развития внутренней и внешней торговли,
князья стали контролировать специальными
отрядами в виде передовых постов проходившие
на их территории торговые пути и взимать
дань с проезжавших купцов. [7; 13]
Слово «мыт» или «мыто» употреблялось
уже в договоре 991 г. древнерусского князя
Олега с Византией.
Наиболее вероятно, что понятие
и система взимания таможенных пошлин
была занесена на наши земли восточными
купцами и порождена торговыми связями
с Византией.
О первой древнебелорусской
таможне возможно говорить лишь не ранее
конца ІХ века, т.е. начала появления
городов в наиболее экономически активных
регионах. Тогда появляется и сбор
дани с торговых людей.
С XII в. на границах княжеств,
и даже внутри них, на важнейших участках
торговых путей стали создаваться многочисленные
таможенные учреждения – мытницы для
сбора «мыта» в казну местного князя.
Среди древних пошлин можно
выделить “ваговое мыто” (пошлина за
вес товара), “бирчее мыто” (размер его
определялся с помощью палочки, на которой
надрезами велся учет товара на возу).
Полоцк заключал с немецким
купцами договоры, устанавливающие
право беспошлинного ввоза своих товаров.
В рассматриваемый период феодальной
раздробленности, каждый удельный князь
в пределах своих владений изобретал и
развивал собственную систему таможенных
пошлин, подчиненную исключительно целям
своего личного обогащения. Поэтому виды
и размеры мыта были самыми различными.
В этот период в основном существовало
два типа мыта – водяное (пошлина с лодок)
и сухое (пошлина с возов). В “Пространной
Русской Правде” была регламентирована
целая система торговых и таможенных “мыт”:
обычное – за право провести товар на территорию;
перевоз – плата за переправу
товара через реку;
мостовое – за проезд через
мост;
камерное – плата за хранение
товара на церковных складах;
гостинное – за право вести
тороговлю;
вагое – за пользование “вагами”
(весами).
Существовали и иные разновидности
мыта: посаженное – в зависимости от величыны
воза в саженях, головщина - личный
налог с каждого человека на возу или судне;
замыт – с цены товара, а не с воза, пятно
– за клеймение лошадей при покупке-продаже;
свальное – за снятие товара с воза при
взвешивании на мытнице; подъемное – за
поднимание товара на весы; побережное
– за причаливание к берегу; подужное
– за количество телег в обозе; узольцовое
– сбор за обвязку товара с приложением
таможенных печатей. Если купец попытается
уклониться от уплаты мыта, то при его
задержании взимался двойной штраф с каждого
воза – промыт, а лично с купца – заповедь.
Часто эгоистический интерес
феодала тормозил торговлю, замедлял развитие
таможенного дела, превращая его порой
в примитивный сбор денег с проезжих. Однако
в период феодальной раздробленности,
наблюдался и некоторый интерес к внешней
торговле, к товарам, которых не было в
местном производстве.
В торговых договорах того времени
часто отмечаются и таможенные льготы.
Так, Полоцк, Витебск и Смоленск, хоть и
имели взаимные торговые связи, боролись
между собой за торговые пути на Западной
Двине, предлагая различные выгоды для
купцов. [3; 13]
Со второй половины XIII в. торговля
в древней Беларуси стала вестись уже
от имени ВКЛ. В 1253 г. Великий князь литовский
Миндовг освободил иностранных купцов
от пошлин. В условиях централизации государства
система взимания различного вида мыта
получила новый импульс к своему развитию.
Теперь усилия зарождавшейся таможенной
службы были направлены на пополнение
единой великокняжеской государственной
казны.
Князь Витовт упразднил областные
княжения. В распоряжение Великого князя
поступили и таможенные сборы. Таким образом,
с начала XV в. мытные сборы становятся
государственным делом. Однако лишь в
XVI в. верховная власть окончательно закрепила
за собой монопольное право сбора мыта.
[13; 16]
При Великом князе Александре
для улучшения сбора мыта были проведены
реформы, результатом которых стало создание
таможенных округов, получивших название
"мыто". В то время их было одиннадцать.
Пошлины собирались согласно
изданным господарём уставам мытным (тарифам).
Уставы были общие либо только по отдельным
группам.
Таможенные порядки того времени
отличались сложностью и большим количеством
формальностей. Так, если купеческий товар
был нов и не включён в устав, а в каморе
затруднялись его оценить, то на него выдавали
квит с печатью и направляли в головную
камору или в столицу Вильно для точного
определения и оплаты.
Существовали также определённые
особенности при оплате пошлин для той
или иной страны.
Те купцы, которые имели довольно
редкое великокняжеское освобождение
от мыта, предъявляли копию безмытного
листа (беспошлинный провоз), и если в каморе
имелось извещение из великокняжеской
канцелярии о данном листе, то товар пропускали.
Шляхта, которая составляла 8-10% населения,
была освобождена от уплаты мыта. Фактически
единственным условием провоза шляхетского
товара была присяга именем Господа Бога
о «честных» товарах, а на мытницах находились
особые справцы, перед которыми она приносилась.
Эти многочисленные таможенные привилегии
были чрезвычайно разорительны для Скарба,
но Великий князь ничего не мог поделать.
[11]
Таким образом, первые сведения
о применении таможенных пошлин на белорусских
землях относятся к раннему Средневековью
во время формирования первых государств
и развития внешней торговли, когда появилась
возможность иметь дополнительный доход
от взимания дани с проезжавших купцов.
Сбор мыта не был систематизирован, и его
размеры были самыми различными. Регламентировалась
система пошлин без обозначения их ставок.
Лишь после образования на белорусских
землях Великого княжества Литовского
в условиях централизации власти мытные
сборы стали государственным делом, средством
пополнения великокняжеской казны. Пошлины
собирались согласно изданным князем
мытным уставам (тарифам). В то время мытные
уставы носили исключительно фискальный
характер.
1.2. Предпосылки возникновения
таможенного тарифа. Статут ВКЛ 1588 г. Экономические
реформы Речи Посполитой 1760-х гг.
Большое значение для развития
и совершенствования таможенного дела
в Великом княжестве имели Статуты, в которых
отражался уровень развития юридической
мысли Беларуси XVI в. Представляет интерес
наличие в Статутах норм, регламентирующих
таможенные отношения в Княжестве.