Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 11:23, курсовая работа
Краткое описание
Актуальность темы исследования обусловлена растущей степенью интеграции белорусской экономики в мировые финансово-хозяйственные отношения. Взятый курс на вступление во Всемирную торговую организацию и необходимость защиты финансово-экономической системы страны заставляют разрабатывать новые методы при использовании такого инструмента государственного регулирования как таможенный тариф. В современной мировой экономике таможенный тариф выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенный тариф имеют все страны мира. При этом в течение последних десятилетий в соответствии с требованиями развития мирового хозяйства наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин, что позволяет говорить о переходе к анализу экономической природы такого налога как таможенная пошлина и соответственно такого инструмента экономического регулирования международной торговли как таможенный тариф.
Содержание
Введение……………………………………………………………..………………....3 Глава 1. Возникновение таможенного тарифа…………………………………...….5 1.1. Первые таможенные пошлины на территории белорусских земель. Их виды, принципы взимания…………………………….....................................................5 1.2. Предпосылки возникновения таможенного тарифа. Статут ВКЛ 1588 г. Экономические реформы 1760-х гг……………………………………...….…....8 Глава 2. Таможенный тариф на территории Российской империи……………..…11 2.1. Становление таможенного тарифа в XVII—XIX вв…………………….....11 2.2. «Толковый тариф» Д. И. Менделеева……………………………………....15 Глава 3. Отечественный таможенный тариф в XX—XXI вв……………………….19 3.1. Таможенно-тарифная политика СССР………………………….…...……...19 3.2. Таможенный тариф Республики Беларусь и Единый Таможенный тариф Таможенного союза……………………………………………………..……........23 Заключение….…………………………………………………………………..….….28 Список использованных источников………..…………….........................................29
На протяжении XIX века Российская
империя не имела единообразной тарифной
политики.
С 1801 по 1822 г. тариф формировался,
прежде всего, под влиянием внешнеполитических
обстоятельств.
С 1822 по 1845 г. определяющим фактором
при разработке тарифа был фиск.
С 1845 по 1876 г. наблюдалась либерализация
таможенного тарифа, переход к умеренно-протекционистской
тарифной политике.
С 1876 по 1894 г. происходит возврат
к жесткому протекционизму.
Попытки либерализации тарифа
часто приводили к падению национальной
экономики в связи с неготовностью отечественных
товаров конкурировать с иностранными.
И данное обстоятельство вынуждало российское
правительство вновь обращаться к протекционизму.
В рассматриваемый период ставки
тарифа стали зависеть и от степени обработки
материала.
До 1890 г. Российский таможенный
тариф носил автономный характер.
2.2 "Толковый тариф"
Д. И. Менделеева.
В 1890 г. в Министерство финансов
поступает распоряжение императора "О
необходимости генерального пересмотра
таможенного тарифа, ввиду последних успехов
российской промышленности и более равномерного
ограждения ее отраслей". [18, с.98]
Приведение таможенного тарифа
империи в упорядоченное состояние в этот
период времени принято связывать с личностью
Д.И. Менделеева.
Менделеев был привлечен к разработке
таможенного тарифа министром финансов
И.А. Вышнеградским не позднее сентября
1889 г. и, будучи наиболее ярким выразителем
протекционистских воззрений, имел весьма
значительное влияние в деле выработки
пошлинных ставок. Доказывая историческую
необходимость индустриализации в России,
он указывал на таможенный тариф как на
одну из мер поддержки отечественной промышленности.
В острых дискуссиях Менделееву удалось
отстоять главные принципы своего проекта,
они и легли в основу общего таможенного
тарифа Российской империи по европейской
торговле.[14, с.70]
Разработанный при его участии
протекционистский таможенный тариф был
утвержден в 1891 г. Большая часть понижений
и сохранений ставок в новом тарифе была
совершена в разделе готовой продукции.
Большое количество повышений размеров
пошлин по разделу жизненных припасов.
Этот тариф не облагал пошлинами товары,
которые вообще не ввозились в Россию:
хлеб, домашний скот, дрова, мел, камень
для мощения улиц и др. Все остальные товары
подлежало обложению пошлинами. Так, на
рельсы они повысились в 4,5 раз, на чугун
— в 10 раз. В целом размеры пошлин увеличились
до 30% стоимости иностранного товара.
После введения тарифа 1891 г.
таможенный доход Российской империи
продолжил свой рост, и за десятилетие
(с 1891 по 1901 гг.) увеличился со 122 до 219 млн
рублей. [20]
В 1892 году Витте занял пост министра
финансов, а Д. И. Менделеев опубликовал
объемистый трактат «Толковый тариф, или
Исследование о развитии промышленности
России в связи с ее таможенным тарифом».
Оба были убеждены в необходимости перевода
отсталой аграрной страны на «торгово-мануфактурно-земледельческую»
стадию при активном вмешательстве государства
в процессы «национальной ассоциации
производительных сил».
«Толковый тариф, или
исследование о развитии промышленности
России в связи с ее общим
таможенным тарифом 1891 года» —
главное произведение Менделеева
по этой проблематике, представляющее
собой подробные комментарии к таможенному
тарифу с экономическим обоснованием
принятых в нем ставок обложения по отдельным
видам товаров, описанием состояния основных
отраслей и выяснением перспектив их развития.
Широкий круг использованных источников,
обширность представленного материала,
тщательность его обработки и систематизации
сделали «Толковый тариф» своеобразной
экономической энциклопедией пореформенной
России.
Обосновывая свою концепцию,
ученый обращался к мировому и отечественному
историческому опыту внешней торговли
и таможенной политики, широко использовал
собственные наблюдения и знания, полученные
при изучении разных отраслей русской
промышленности.
Менделеев видел сущность протекционизма
не в высоте пошлин на ввозимые товары
и, тем более, не в запрете ввоза, а в создании
экономических условий для развития промышленности.
Ученый пришел к выводу, что правильным
«толковым» тарифом следует считать только
такой, в котором каждый вид и род товаров
обсужден в отдельности, а не в какой-либо
теоретической абстракции — фритредеров
или протекционистов. Первостепенное
значение он придавал обоснованию принципов
таможенного протекционизма. При разработке
тарифа, по его мнению, следует исходить
из того, что, во-первых, «таможенный тариф
всегда будет делом времени, условий и
обстоятельств страны, к которой прилагается»;
во-вторых, «от тарифа можно ждать вполне
благоприятных плодов лишь тогда, когда
он установлен прочно, когда к нему есть
возможность приноровиться и когда его
система отличается целостностью»; в-третьих,
тариф должен «ясно указывать всем и каждому
его истинные цели и те начала, которые
определяют размеры его таможенных окладов».
Ученый подчеркивает, что государство
обязано возбуждать, содействовать и охранять
промышленность и торговлю своей страны
всеми возможными способами.
Менделеев так сформулировал
свое экономическое кредо: «...протекционизм
как проявление государственности, составляющей
эволюционную форму общей жизни человечества,
непременно будет жить и владеть умами
людей, понимающих великое значение самобытного
внутреннего экономического, а через него
и всякого иного развития отдельных стран».
Новшеством исследования Менделеева
становится концепция "тарифа разумного",
согласно которой помимо первичного протекционизма,
желающего создать самообеспечивающеюся
экономику в своей стране и не допустить
к себе импортных товаров, которые могут
производится внутри страны, а также охранительного
протекционизма, существует рациональный
протекционизм, которые налагает соразмерно
высокие таможенные пошлины на те товары,
производство которых имеет шансы получить
своё внутреннее развитие. Такой протекционизм
составляет временную меру.
Менделеев считал основной
задачей протекционизма не запретительные
пошлины, а создание экономических условий
для развития отечественной промышленности.
[8; 14]
В июне 1897 г. в письме Николаю
II он писал: «Когда тариф чрезмерно высок,
как бывало при введение меркантильных
и запретительных пошлин у нас и всюду,
иностранный ввоз естественно падает,
а уменьшение числа иностранных образцов
лишает страну возможности правильно
совершенствовать свои произведения.
Тариф 1891 г. внимательно соображен в этих
отношениях, рассчитан на рост как внутреннего
производства, так и внешнего ввоза.» В
этом же письме он называл таможенный
тариф 1891 г. «знаменем самостоятельности
и немечтательного прогресса России».
Значение тарифа, по его мнению, несмотря
на малость срока, к этому моменту уже
сказалось на экономике России и способствовало
развитию науки и народного образования.
Он писал: «Без промышленного развития
— народ мало нуждается в просвещении,
ему некуда его прилагать, и расходы, для
него необходимые, не выдержать стране».
Менделеев полагал, что «промышленность
и истинная наука друг без друга не живут,
друг от друга получают силу, и этот союз
родит блага, без него не веданные, обеспеченность,
самобытность и спокойную уверенность
в предстоящем». [23]
В 1897 г. вышла статья Менделеева
«Оправдание протекционизма». В этой работе
он подчеркивал, что «государство обязано
возбуждать, содействовать и охранять
промышленность и торговлю своей страны
всеми возможными способами». [8]
На фоне изменения в европейской
торговой политике, заключавшегося в предоставлении
европейскими государствами друг другу
прав наибольшего благоприятсвования
и сложных торговых отношений между Россией
и Германией, приведших к таможенной войне
1893-94 гг. идея жесткого протекционистского
тарифа теряла свою актуальность. Начиная
с 1892 г. Российская империя заключает торговые
соглашения, регламентирующие тарифную
политику с рядом европейских государств,
теряя при этом тарифную автономию.
Говорить о протекционизме
стало считаться дурным тоном. Россия
была озадачена вопросом о вступлении
в сменившую ГАТТ Всемирную торговую организацию.
В 1903 г. был издан последний
в дореволюционной истории жесткопротекционный
таможенный тариф, подготовленный также
с участием Д. И. Менделеева. [13]
Таким образом, в конце XIX в.
назревает необходимость очередного пересмотра
таможенного тарифа в связи с некоторыми
успехами русской промышленности.
Большую роль в составлении
нового тарифа сыграл Д. И. Менделеев, который
был приверженцем протекционизма. Так,
в 1891 г. был принят новый протекционистский
таможенный тариф. А в своём трактате «Толковый
тариф, или Исследование о развитии промышленности
России в связи с ее таможенным тарифом»
Д. И. Менделеев подробно прокомментировал,
экономически обосновал принятые в новом
тарифе ставки по отдельным видам товаров,
описал состояние основных отраслей промышленности
и перспективы их развития.
Д. И. Менделеев вывел концепцию
«тарифа разумного» – наложение соразмерно высоких
пошлин на те товары, производство которых
имеет шансы получить своё внутреннее
развитие. Также он говорил о протекционистском
таможенном тарифе как о временной мере,
вызванной теми условиями и обстоятельствами,
которые сложились в стране.
Таможенный тариф 1891 г. Позволил
России увеличить свой таможенный доход
почти в 2 раза за десятилетие.
Однако, начиная с 1892 г. в связи
с изменившейся торговой политикой европейских
государств и проблем, возникших в связи
с применением таможенного тарифа 1891 г.
(в частности, полугодовая российско-германская
таможенная война), Российская империя
постепенно меняет свою тарифную политику,
заключая торговые соглашения. Таможенный
тариф приобретает конвенционный характер.
ГЛАВА 3. ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ
ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ В XX—XXI ВВ.
3.1 Таможенно-тарифная
политика СССР.
В первые месяцы Советской власти
таможенным пошлинам отводилась весьма
скромная роль. Объяснялось это тем, что
НКВТ в эти годы не продавал, а распределял
товары. До 1922 г. советские таможенные
учреждения руководствовались дореволюционным
тарифом 1903 г.
С переходом к НЭПу, с расширением
внешней торговли, предоставлением права
самостоятельного выхода на мировой рынок
хозяйственным и государственным организациям
возникла необходимость в восстановлении
таможенно-тарифного дела.
В 1922 г. был издан Декрет ЦИК
РСФСР „О таможенном тарифе и европейской
торговле". В этом документе было определено:
пошлину брать в золотой валюте, в иностранной
золотой монете по довоенному паритету,
в бумажных иностранных деньгах с пересчетом
в долларах США по установленному курсу.
Возникла острая необходимость
в налаживании таможенного механизма
регулирования внешней торговли, использовании
возможностей тарифной политики в интересах
защиты экономических интересов государства.
Таможенная политика СССР начала строиться
на основе промышленного протекционизма.
Это диктовалось разрухой в
стране, вызванной войнами, а также экономической
блокадой империалистических государств.
Но чрезмерный протекционизм задерживал
развитие рынка. В основу тарифа были положены
фискальные цели. Подчас на товары, которые
не производили в стране и были крайне
необходимы для восстановления народного
хозяйства, устанавливались повышенные
пошлины. Это было связано с тем, что тариф
был создан наспех. В последующем были
внесены дополнения, которые позволили
более рационально регулировать внешнюю
торговлю в тесной связи с потребностями
промышленности и сельского хозяйства.
Стабилизировался и таможенный доход.
Значительно были повышены пошлины на
предметы роскоши и понижены на все виды
металлов и металлические изделия, на
писчебумажные товары.
В 1922 г. учреждается первый таможенный
тариф РСФСР, в марте по привозной торговле,
а в октябре по отпускной. Таможенный тариф
1922 г. просуществовал до начала 1924 г. Советское
государство, вводя тариф, проводило активную
таможенную политику с целью увязки внутренних
цен с мировыми. [13]
Беспошлинный вывоз товаров
допускался в тех случаях, если их вывоз
не отражался на производстве важнейших
отраслей отечественной промышленности.
Устанавливались высокие пошлины
на главные предметы ввоза и поощрения
вывоза сырья, жизненных припасов и изделий.
[1]
Протекционизм страны также
преследовал и стратегические задачи
предоставления режима наибольшего благоприятствования
советским товарам на мировом рынке и
укрепления международно-политических
интересов страны.
13 марта 1922 г.
вышел Декрет ЦИКа «О внешней торговле»,
где было указано, что все товары подлежат
обложению таможенной пошлиной,
которая устанавливается СНК и не может
изменяться. Изменения возможны только
при заключении торговых договоров с отдельными
странами.
В отличие от других государств,
СССР не добивался превращения таможенных
пошлин в источники поступления финансов
в бюджет. За исключением отдельных периодов,
когда доля таможенных пошлин в доходах
госбюджета была высокой (30-35%), общий уровень
таможенных поступлений был невысок, всего
3,8-4,6 %. Невысоким он оставался и в последующие
годы.
1 февраля 1927 г. был утвержден
очередной привозной тариф. Он
состоял из двух разделов: «А»
- товары, разрешенные к привозу; «Б» - товары,
запрещенные к привозу. Однако после того,
как в стране в 1929-1930-х гг. была установлена
планово-распределительная система, значение
таможенных пошлин стало падать.
21 мая 1930 г. СНК СССР утвердил
таможенный тариф по привозной торговле,
определивший новую номенклатуру товаров
и новый принцип взимания пошлин – со
стоимости товара, а не с веса. В 1932 г. в
этот тариф была введена двухколонная
система, установлены минимальные и максимальные
ставки таможенных пошлин. В 1937 г. в тариф
были внесены изменения, согласно которым
резко снизились минимальные ставки. Для
всех видов сырья, промышленного оборудования,
машин, станков установлены пошлины в
размере 1% с их цены. [14]
Во второй половине 1940-х и в
1950-е годы советское тарифное законодательство
совершенствуется. Свод таможенных тарифов
в послевоенный период состоял из следующих
разделов: общий таможенный тариф по привозной
торговле; общий таможенный тариф по вывозной
торговле; привозной тариф для стран Востока;
тариф для товаров афганского происхождения;
дифференцированный таможенный тариф
для товаров, привозимых через Мурманский
порт.
Существовали и конвенционные
ставки на некоторые товары, специально
оговоренные в торговых соглашениях с
иностранными государствами.