Становление отечественного таможенного тарифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена растущей степенью интеграции белорусской экономики в мировые финансово-хозяйственные отношения. Взятый курс на вступление во Всемирную торговую организацию и необходимость защиты финансово-экономической системы страны заставляют разрабатывать новые методы при использовании такого инструмента государственного регулирования как таможенный тариф. В современной мировой экономике таможенный тариф выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенный тариф имеют все страны мира. При этом в течение последних десятилетий в соответствии с требованиями развития мирового хозяйства наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин, что позволяет говорить о переходе к анализу экономической природы такого налога как таможенная пошлина и соответственно такого инструмента экономического регулирования международной торговли как таможенный тариф.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………………....3
Глава 1. Возникновение таможенного тарифа…………………………………...….5
1.1. Первые таможенные пошлины на территории белорусских земель. Их виды, принципы взимания…………………………….....................................................5
1.2. Предпосылки возникновения таможенного тарифа. Статут ВКЛ 1588 г. Экономические реформы 1760-х гг……………………………………...….…....8
Глава 2. Таможенный тариф на территории Российской империи……………..…11
2.1. Становление таможенного тарифа в XVII—XIX вв…………………….....11
2.2. «Толковый тариф» Д. И. Менделеева……………………………………....15
Глава 3. Отечественный таможенный тариф в XX—XXI вв……………………….19
3.1. Таможенно-тарифная политика СССР………………………….…...……...19
3.2. Таможенный тариф Республики Беларусь и Единый Таможенный тариф Таможенного союза……………………………………………………..……........23
Заключение….…………………………………………………………………..….….28
Список использованных источников………..…………….........................................29

Вложенные файлы: 1 файл

n1.docx

— 90.65 Кб (Скачать файл)

Статут 1529 г. имеет только одну «таможенную» 21-ю статью, Разд.1. о запрете на установку новых мыт. «Тэж приказуем, абы жадин чоловек в панстве нашом Великом  князьстве Литовском не смел новых мыт вымышляти Ани вставляти ни на дорогах,  ани на местех,  ани на мостех, и на греблех, и на водах, ани на торгох в именях своих, кром которые были з стародавна вставлены, а мели бы на то листы продков наших великих князей або наши…». [28]

Подобная ситуация с таможенными нормами и в Статуте 1566 г.  Но Статут 1588 г., принятый в Кракове во время правления Сигизмунда Августа ІІІ и составленный канцлером Львом Сапегой, - подлинная энциклопедия таможенного права Великого княжества Литовского. Таможенное дело рассматривается в нем  основательно. Устанавливались  порядок и правила взимания пошлин, рассматривались вопросы о привилегиях шляхты на беспошлинный провоз товаров, регулировалась процессуальная сторона споров, связанных со взиманием пошлины.

В первом разделе Статута под названием «О персоне нашой господарской», который содержит статьи 29 «О мытах новых, и о вольности засаженья местечок, и о будованью мостов або гробель в именьях шляхетских», 30 «О небрании мыта от шляхты и подвод их», в которой устанавливается привилегия шляхты на беспошлинный провоз товара по дорогам и водным путям, на торгах и на мостах, если этот товар собственный, не приобретённый. За купленный товар необходимо было платить пошлину или мостовое. Если товар шляхтича везли слуги, то они либо платили «мостовую» пошлину, либо давали присягу. Если на одной таможне дана присяга, то на других должны были пропускать беспошлинно по квитанции, выданной на первой таможне. Подводы без присяги пропускались по листам с печатями своих панов. В статье 31 «О прочищенью рек портовых» указывается о праве сбора «портового» мыта. То есть в первом разделе Статута оговариваются вопросы о взимании пошлин с торговых людей. Пошлина собирались казной ВКЛ с купцов и других торговцев за ввоз товара, за торговлю на местном рынке, за провоз товара по территории княжества.

Кроме  того, в Статуте существовало большое количество норм, непосредственно не касавшихся таможенного дела, но существенно влияющих на его развитие и на определения размеров пошлин. Например, в разделе 3 имелась статья 36, где устанавливались стандартные меры веса, объёма, длины и регулировались трактирные цены на привозные напитки и пищевые продукты по всему ВКЛ по образцам, принятым в столичной Вильне. Торговля в то время отягощалась многочисленными денежными поборами, в том числе на внутренних таможнях. Например, на пути из «внутреннего» Могилёва в пограничный Брест купец, который направлялся в Люблин, три раза платил мыто и, кроме того, разные платежи типа «мостового», «гребельного» (за проезд через гать), «брукового» (за проезд через город) и т. д. [12; 15; 29]

Важное в истории таможенной службы Беларуси событие произошло в 1696 году, когда в Речи Посполитой было принято постановление о запрете в ВКЛ писать государственные документы на белорусском языке, что привело к замене старой терминологии на польскую. Теперь мыто называлось «цло».

В Речи Посполитой в рассматриваемый период существовала следующая система пошлин.

  1. Пошлина старая – antiguum. Точная дата введения этой пошлины не установлена. Предположительно с 1413 г. Просуществовала до 1775 г. Пошлина касалась только отечественных товаров. Ставки пошлины были в основном количественные, редко стоимостные. А с 1676 г. Только от стоимости – 2%. С 1524 г. данной пошлиной облагалось 68 видов товаров.
  2. Пошлина новая пограничная – novum finitum. Вероятная дата введения пошлины – 1507 г. Так же, как и старая пошлина касалась только отечественных товаров. До 1676 г. Ставки пошлины от количества, после – от стоимости (2%). С 1601 г. новой пограничной пошлиной облагалось 12 видов товаров.
  3. Пошлина новоподвышенная и сплав водный. Данная пошлина была введена в 1589 г. Товары облагались новоподвышенной пошлиной при вывозе. Ставки вначале от количества, затем от стоимости, с 1708 г. – 1%. Данной пошлиной облагалось 26 видов товаров. Половина доходов шла в королевскую казну.
  4. Купеческая донатива. Пошлина введена в 1628 г. Данной пошлиной облагались все товары как при ввозе, так и при вывозе. Вначале ставки количественные, а с 1683 г. – стоимостные (1%).
  5. Аукция или auction subsidiorum. Пошлина была введена в 1629 г. Данной пошлиной облагались все товары как при ввозе, так и при вывозе. Чаще всего ставки были от количества, иногда от стоимости. Эта пошлина была предметом аренды.
  6. Пошлина Речи Посполитой новая соляная была введена в 1661 г. Пошлина распространялась только на ввозимые соль и сельдь. Данной пошлиной облагалась также и торгующая шляхта.
  7. Квитовая пошлина для Речи Посполитой была введена предположительно в 1683 г. Ставка от квоты: три гроша. Только за предъявление таможенной квитанции, подтверждающей оплату пошлины на первой коморе. [16]

С 60-х гг. XVIII в. в Речи Посполитой начали интенсивно проводиться экономические реформы. В 1764 г. произошла ликвидация множества частных мытных камор и прикаморков, а все мыта сведены в единый таможенный налог «Цло генеральное», обязательный для шляхты и духовенства: 8% от стоимости товара для «купцов крайовых» и 12% для «купцов чужеземных». Пошлина Генеральная распространялась как на ввозимые, так и на вывозимые товары. Пошлиной облагались в основном все товары, с некоторыми мелкими изменениями, зависящими от ассортимента товаров и освобождений от уплаты пошлин. Одновременно были отменены внутренние пошлины. Такой поворот таможенной политики уничтожал главное препятствие в развитии торговли. Однако давление соседней Пруссии заставило отказаться от «Цла генерального» уже в 1766 г. Но после первого раздела Речи Посполитой 1772 г., в 1775 г. оно было восстановлено и действовало до 1795 г.  В 1775 году пошлина генеральная заменила все существовавшие до того времени пошлины. 16 мая 1764 г. постановлением коронационного сейма по образцу подобной комиссии в Польской короне для улучшения руководства финансами и увеличения государственных доходов, в Гродно в 1765 г. была создана Комиссия скарбовая ВКЛ или Экономический Совет Скарба ВКЛ. В её компетенции было руководство таможенным делом и сбор таможенных пошлин. [ 12; 13; 16]

 Таким образом, принятие Статута ВКЛ 1588 г. является значимым событием в истории таможенного дела, так как именно в этом Статуте основательно рассматривается и регламентируется таможенное  дело: устанавливается  порядок и правила взимания пошлин, вопросы о привилегиях шляхты на беспошлинный провоз товаров и т.д. В рассматриваемый период ставки таможенных пошлин как на ввозимые, так и вывозимые товары были преимущественно количественными. Только в середине XVII в. происходил переход к стоимостным ставкам.

Позднее, после образования Речи Посполитой и её ослабления в связи с как внешними, так и внутренними обстоятельствами возникла необходимость реформ. Началась трансформация и таможенного дела, в том числе изменялась система пошлин: все старые пошлины заменялись единой—«Цлом генеральным», которая была обязательна для всех категорий населения и составляла 8-12%. Экономические реформы 1760-х гг. изменили организацию таможенного дела Речи Посполитой, её тарифную политику.

ГЛАВА 2. ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

2.1. Становление таможенного тарифа в XVII-XIX вв.

У восточных соседей – в Российской империи – также развивалась торговля, стояла задача контроля за ввозом и вывозом товаров. В связи с этим устанавливались определённые правила уплаты таможенных пошлин.

Ещё до разделов Речи Посполитой, в ходе которых большая часть белорусских земель отошла России, в Российской империи произошли важные события в сфере тарифного регулирования. Так, в 1653 году был принят Таможенный устав, вскоре заменённый первым российским таможенным тарифом – Новоторговым уставом 1667 г., который унифицировал торговые пошлины, ограничивал торговые права иностранцев. Привозные товары, продававшиеся на вес, оплачивались пошлиной в 4%, а прочие – в 5% с продажной цены. Все статьи устава,  посвященные внешней торговле, проникнуты протекционизмом. В то время как создавались благоприятные условия для торговли внутри страны русским торговым людям.

Новоторговый устав состоял из введения, 94 статей основной части, посвящённых внутренней торговле, и из 7 статей приложения — «Устава о торговле» (для иностранцев). Во введении изложены принципы торгово-экономической политики. В Уставе провозглашались забота о пополнении государственной казны, поддержка отечественного купечества и т.д. Подробно рассматривались вопросы о сроках и порядке уплаты пошлин, их размерах и т.д. [6; 21; 25]

В царствование Петра I таможенная политика имела протекционистский характер. Петр считал необходимым возбуждать промышленность государственными средствами: он допускал беспошлинный ввоз сырых материалов из-за границы, ограничивал вывоз необходимых для производства отечественных материалов, затруднял высокими таможенными пошлинами ввоз изделий, производившихся в достаточном количестве. Вывозом изделий Петр мало интересовался: он редко освобождал товары от вывозных пошлин и никогда не устанавливал вывозных премий. Таможенные пошлины на привозные товары в первые годы царствования Петра I не были высоки; в конце же, ввиду того, что русские мануфактуры плохо работали, вследствие конкуренции иностранных изделий, Петр издал в 1724 г. тариф, которым оклады таможенных пошлин были поставлены в зависимость от отношения суммы внутреннего производства к сумме привоза. На те продукты, которых производилось в России достаточно, была назначена пошлина в 75% со стоимости. Такими, например, считались парусина, шелковые материи, железо. Пошлина в 50% была наложена на голландское полотно, бархат, тонкие байки; пошлина в 25% -- на выделанные кожи, полушелковые ткани, чулки, писчебумажный товар. Пошлины с большинства товаров имели фискальный характер и составляли не более 10% с цены. Уже с 1726 года началось уменьшение пошлин по некоторым статьям тарифа 1724 г., а в 1731 г. - издан был новый тариф, отличавшийся умеренностью ставок: товары, "которые в России работаются" и которые Петр облагал 75%, были обложены 20%, другие – 10% и менее. Тарифы 1764 и 1782 гг. имели умеренно-покровительственный характер; изданный в 1793 г., под влиянием недружелюбных чувств императрицы Екатерины II к революционному правительству Франции, был запретительным для многих товаров, особенно - предметов роскоши. [2, с.24-25; 5, с.47-51]

В 1765 г. была учреждена первая общественная организация в Российской империи – Вольно-экономическое общество. Одной из первых рекомендаций организации стало введение протекционистского тарифа для защиты не столько внутреннего рынка, сколько одних производителей перед другими. [22]

Так, в 1782 г. Екатерина II подписала новый таможенный тариф в духе свободной торговли.

Павел Первый, вошедший на престол после смерти Екатерины II, принципиально отменил тариф своей предшественницы. И будучи сторонником Наполеона, в 1797 году ввел очень высокий тариф на торговлю с Англией, в 1800 году – сделал его еще более высоким. Положение было исправлено лишь после убийства Павла Первого и воцарения Александра Первого: в 1801 году последовало значительное снижение торговых тарифов с Англией. Но ненадолго. В 1807 г. он заключил временный союз с Наполеоном и присоединился к континентальной блокаде Англии, что вызвало неодобрение многих помещиков и купцов. Поэтому император был вынужден в 1810 г. несколько отойти от ее условий, чем привел в ярость Наполеона. В 1811 г. Россия утвердила предельно запретительный таможенный тариф на французские товары. Наполеон в ответ тоже повысил пошлины, что резко увеличило поток контрабандных товаров в Россию. Лишь в 1815 году, после Венского конгресса, который подвел итоги Наполеоновским войнам, тарифы на торговлю с европейскими странами были значительно снижены.

В 1819 г. в условиях роста международного влияния России, был принят один из самых умеренных таможенных российских тарифов, снявший все запреты на импорт и экспорт товаров, но он “убил русскую промышленность”, еще не готовую к конкуренции с Европой. В 1822 г. утвержден уже фискально-запретительный таможенный тариф, и начался период жесткой протекционистской таможенной политики, запретивший ввоз 300 и вывоз 21 товарных позиций.

К 20-30-м годам XIX века относится и первая в России «финансовая революция», известная также как реформа Канкрина. Егор Францевич Канкрин, министр финансов Александра I и Николая I, восстановил финансовую систему страны после войны с Наполеоном, ввел протекционистский тариф, направленный на развитие собственной промышленности внутри страны.

В конце 30-х — начале 40-х гг. XIX в., в условиях начала промышленного переворота, тариф 1822 г. неоднократно пересматривался. За период с 1824 по 1841 гг. в него семь раз вносились изменения, общую направленность которых можно выразить формулой: от фискально-запретительной к фискально-протекционистской таможенной политике.

Были коррективы и с политической подоплекой. Так, 20 ноября 1831 г., после подавления польского восстания, вышел Указ, который ввел новые повышенные таможенные тарифы на товары ввозимые с польской территории. Существовала даже категория не допущенных в течение 3-х лет к ввозу товаров: вино хлебное, спирт, ликеры, карты игральные, сахар, бумага, мягкая рухлядь (меха, кроме овчины), польские серебряные монеты. Новые пошлины должны были взиматься и с польских товаров, купленных “до начала мятежа” 1830—1831 гг. [13]

В 1844 г. пост министра финансов занимает Ф. П. Вронченко. С этого момента набирает силу либерализация таможенного тарифа.

В 1848 г. начались работы по пересмотру таможенного тарифа. И в 1850 г. полностью переработанный тариф был подписан императором. Наступил умеренно-протекционистский этап российской таможенной политики.

После Крымской войны тарифная политика России направлена, прежде всего, на защиту собственного производителя. Очень высокими пошлинами облагались товары идентичные тем, которые производились в самой России, тарифом пониже – те, которые не могли составить реальной конкуренции произведенным в стране. Политика потерпела крах: Россия ни в чем соперничать с Европой не могла.

Таможенные тарифы 1850 г. и последующие 1857 и 1868 гг. отличались либеральным и умеренно-протекционистским характером и способствовали свободе торговли. Россия уже была прочно связана с мировым рынком.

В таможенном тарифе 1868 года были уменьшены пошлины по 152 статьям, уравнены пошлины по морской и сухопутной границам. Наименьшей пошлиной на ввоз облагалось сырье, наивысшей – готовых фабрикатов. Однако, уже с середины семидесятых Россия опять возвращается к протекционизму.

С 1876 г. в империи была введена уплата таможенной пошлины золотом, что вызвало общий рост таможенного обложения на 50%. Произошло усиление фискально-протекционистской направленности таможенной политики.

До 1890 года таможенный тариф России носил вполне автономный характер. Первый торговый договор на конвекционных началах был заключен с Францией. Основным его положением было обоюдное пользование правом благоприятствующей нации во всем, что касается ввоза, вывоза, транзита и прочее. Кроме того, обе стороны обязались не допускать в пользу фабрикатов третьего государства никаких льгот, которые не были бы распространены на произведения договаривающейся стороны. [4]

Таким образом, в XVII в. тариф выполняет не только фискальную, но и регулирующую функцию. Так, первый российский таможенный тариф 1667 г. защищал интересы русских торговых людей от конкуренции иностранных купцов и в то же время увеличивал размер поступлений в казну от сбора пошлин с иноземных купцов.

Новоторговый устав – крупнейший законодательный акт: он определил нормы внутренней и внешней торговли. Новоторговый устав 1667 г. Поддерживал национальную экономику за счёт упрощения ведения внутренней торговли и протекционистских мер по отношению к ввозимым товарам.

Таможенный тариф 1724 г., составленный при Петре I на основании данных о положении промышленности и их анализе, положил основу развития российской промышленности. Так, благодаря введению высокой ставки таможенной пошлины на железо (75%) Россия вышла на 1 место в мире по производству металла.

Информация о работе Становление отечественного таможенного тарифа