Становление отечественного таможенного тарифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 11:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования обусловлена растущей степенью интеграции белорусской экономики в мировые финансово-хозяйственные отношения. Взятый курс на вступление во Всемирную торговую организацию и необходимость защиты финансово-экономической системы страны заставляют разрабатывать новые методы при использовании такого инструмента государственного регулирования как таможенный тариф. В современной мировой экономике таможенный тариф выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой – как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенный тариф имеют все страны мира. При этом в течение последних десятилетий в соответствии с требованиями развития мирового хозяйства наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин, что позволяет говорить о переходе к анализу экономической природы такого налога как таможенная пошлина и соответственно такого инструмента экономического регулирования международной торговли как таможенный тариф.

Содержание

Введение……………………………………………………………..………………....3
Глава 1. Возникновение таможенного тарифа…………………………………...….5
1.1. Первые таможенные пошлины на территории белорусских земель. Их виды, принципы взимания…………………………….....................................................5
1.2. Предпосылки возникновения таможенного тарифа. Статут ВКЛ 1588 г. Экономические реформы 1760-х гг……………………………………...….…....8
Глава 2. Таможенный тариф на территории Российской империи……………..…11
2.1. Становление таможенного тарифа в XVII—XIX вв…………………….....11
2.2. «Толковый тариф» Д. И. Менделеева……………………………………....15
Глава 3. Отечественный таможенный тариф в XX—XXI вв……………………….19
3.1. Таможенно-тарифная политика СССР………………………….…...……...19
3.2. Таможенный тариф Республики Беларусь и Единый Таможенный тариф Таможенного союза……………………………………………………..……........23
Заключение….…………………………………………………………………..….….28
Список использованных источников………..…………….........................................29

Вложенные файлы: 1 файл

n1.docx

— 90.65 Кб (Скачать файл)

Новый Таможенный тариф был утвержден 28 июля 1961 года. В нем учитывались изменения, произошедшие в послевоенный период в практике мировой торговли, а также новые взаимоотношения между странами-участниками СЭВ, напряженные отношения между «социалистическим и капиталистическим лагерями». В этой связи минимальные ставки пошлин применялись к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые применяют к советским товарам, ввозимым в эти страны, режим, наиболее благоприятствующий нации в отношении таможенного обложения, а максимальные ставки пошлин — к товарам, происходящим или ввозимым из стран, которые этого режима к советским товарам не применяют. Вывозной же тариф вообще отсутствовал.

Исходя из ставок пошлин, предусмотренных тарифом, и с учетом уровня розничных цен на соответствующие товары в СССР, предоставлялось право устанавливать ставки таможенных пошлин на предметы, поступающие в международных почтовых отправлениях, а также на предметы, поступающие в багаже и ручной клади, когда эти предметы подлежат обложению пошлиной. Таможенным тарифом предусматривались ставки таможенных пошлин по привозной торговле. Беспошлинный ввоз распространялся на 26 из 36 наименований химических продуктов, удобрений, каучука. На основе Постановления Правительства СССР 1961 г., согласно списку товаров, запрещенных к ввозу и вывозу из СССР, запрещались к ввозу: оружие всякого рода образцов и боеприпасы к нему; наркотики; вредные для СССР в политическом и экономическом отношении произведения  печати, и др. Отдельные предметы, представляющие культурную ценность, могли быть вывезены по особым разрешениям Министерства культуры СССР с уплатой таможенной пошлины в размере 100% с оценки, указанной в разрешении на вывоз.

Позднее, Постановлением Правительства СССР № 394 от 27 апреля 1981 г. от таможенной пошлины освобождались товары, ввозимые и происходящие из развивающихся стран; товары иностранного происхождения, пропускаемые транзитом через территорию СССР; ввозимое в СССР имущество советских учреждений за границей, которое не может быть использовано ими за рубежом и др.

В 1989 подписано постановления Совмина СССР «О списке товаров, запрещенных к ввозу в СССР, вывозу из СССР и транзиту через территорию СССР».

Вместе с тем советская таможенная практика  показала, что таможенный тариф еще не являлся инструментом таможенного регулирования ВЭД. Понятие «таможенная пошлина» подменялось термином «таможенные доходы». Импортер перечислял в бюджет не пошлину, а разницу стоимости товара на внешнем и внутреннем рынках. Поэтому ежедневная практика таможенного дела постоянно требовала пересмотра многих положений с учетом изменений, происходящих в экономике и внешнеэкономических связях.

В 1991 г.  был принят Закон СССР “О таможенном тарифе”.

Таким образом, наряду с образованием рынка и нового внешнеторгового хозяйства складывался и механизм его таможенного регулирования. Период становления не обошелся без издержек. Новая экономическая политика, новые подходы к внешней торговле оказали влияние на таможенно-тарифную политику и ее проявление в Советском государстве. В СССР таможенная политика перестала воздействовать на развитие торговли с отдельными странами, так как таможенные пошлины на импортируемые товары стали покрываться из госбюджета и не оказывали существенного влияния на внутреннее ценообразование и экономическую эффективность внешнеторговых сделок.

Таможенная политика СССР в первые годы была направлена на защиту экономических интересов страны, решение задач регулирования внешнеэкономической деятельности и фиск. Для таможенной политики страны в этот период были характерны тесная связь с государственными планами восстановления народного хозяйства и их реализация в условиях монополии внешней торговли, что наложило определенный отпечаток на ее взаимосвязь с другими государственными структурами.

Таможенная политика в период нэпа была направлена на осуществление функций регулирования внешней торговли и успешно справлялась с задачами защиты национальной экономики.

На формирование таможенной политики СССР оказали влияние внутренняя и внешняя политика Советского государства. Это было закреплено в законодательных и нормативных актах: Таможенном кодексе 1929 г. и Таможенном тарифе 1930 г. и многочисленных дополнениях, которыми регулировалась таможенная служба в 30-е и 40-е годы.

После второй мировой войны таможенная политика была направлена на укреплением и развитие внешнеторговых связей со странами народной демократии. Это диктовалось внутренней потребностью стран социалистического содружества и необходимостью дальнейшего укрепления оборонной мощи этих стран.

К середине 50-х годов сложились основные направления внешней торговли СССР, наметились вехи международного разделения труда в рамках стран - членов Совета экономического взаимодействия и Варшавского договора, что нашло отражение в таможенном законодательстве 60-х – 70-х гг. XX в.

 С конца 1980-х гг. разрешительный порядок ввоза и вывоза товаров постепенно терял ту роль, которую он играл в условиях  централизованной  экономики Советского Союза, когда основой пропуска через таможенную границу тех или иных товаров были разрешения на ввоз и вывоз, выдаваемые МВТ СССР или его учреждениями за границей, а роль таможенных пошлин была незначительной.

3.2 Таможенный  тариф Республики Беларусь и Единый таможенный тариф Таможенного союза.

В 1992 г. с учетом позитивного опыта Таможенного кодекса ЕС началась разработка первого белорусского Таможенного кодекса и Закона “О таможенном тарифе”. Это были чрезвычайно необходимые правовые акты, так как до их появления ввоз и вывоз товаров регулировался лишь Законом от 10 января 1992 г. «О налоге на экспорт и импорт».

Таможенное законодательство Беларуси сразу начало развиваться в русле гармонизации и унификации с международными нормами и стандартами при непосредственном участии самой республики в международном сотрудничестве в этой области, ставшей в 1993 г. членом Совета Таможенного Сотрудничества.

Закон Республики Беларусь “О таможенном тарифе” вступил в силу 3 февраля 1993 г. Изменения и дополнения были внесены в закон в 1997, 2000, 2003, 2004, 2006, 2007 и 2008 гг.

В соответствии со статьей 2 данного закона, таможенный тариф Республики Беларусь – свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу Республики Беларусь, систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь.

Статьей 341 определены товары, освобождаемые от обложения таможенной пошлиной при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь. К таковым относится, например, оборудование и приборы для научных целей. [26]

Основными целями таможенного тарифа являются:

- рационализация товарной  структуры ввоза товаров в  Республике Беларусь;

- поддержание рационального  соотношения вывоза и ввоза  товаров, валютных доходов и расходов  на территории Республики Беларусь;

- создание условий для  прогрессивных изменений в структуре  производства и потребления товаров  в Республике Беларусь;

- защита экономики Республики  Беларусь от неблагоприятного  воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условий  для эффективной интеграции Республики  Беларусь в мировую экономику.

Белорусским законом о таможенном тарифе предусмотрено применение трех видов экспортных пошлин: адвалорных, специфических и комбинированных. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров Совмин РБ может устанавли-вать сезонные пошлины. Срок их действия не может превышать шести месяцев в году.

В целях защиты экономических интересов, к ввозимым товарам могут временно применятся особые виды таможенных пошлин:

специальные пошлины на ввозимые товары в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров, или как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы Республики Беларусь, со стороны других государств или их союзов;

антидемпинговые пошлины на ввозимые товары по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране ввоза, если такой ввоз наносит, или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров, либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Республике Беларусь;

компенсационные пошлины на ввозимые товары, при производстве или ввозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.

Практика применения экспортных пошлин Беларуси имеет свою специфику. Ими облагаются сравнительно небольшое количество экспортных товаров, включая некоторые виды топлива, минерального сырья, черных и цветных металлов, химикаты, кожевенное сырье, авиатехника, отдельные виды вооружения и продовольствия.

Система импортных пошлин включает три уровня: сырье, материалы и комплектующие изделия, полуфабрикаты и готовые изделия. Импортными пошлинами облагается почти весь поток продуктов питания в Беларусь, ставки которых достаточно высоки, особенно по продуктам высокой степени переработки (до 20%), а также товарам массового потребления (одежда, меховые и кожаные изделия до 30%). По промышленному сырью, машинам и оборудованию пошлины равны 5-10%. Размер ставок имеет определенную дифференциацию в зависимости от социальной значимости товаров, степени их переработки или видов технологического оборудования. Самые низкие импортные пошлины приходятся на сырье - 0,5% их таможенной стоимости, на полуфабрикаты - от 5 до 10% и на готовую продукцию установлены максимальные ставки в 30%. Отдельные виды импортных товаров полностью освобождаются от таможенного обложения - лекарственные препараты, медицинское оборудование и мебель, детское питание и машины для инвалидов. [31]

С 1996 г. режим внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь формируется под воздействием Таможенного союза пяти стран – Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана и созданного на его основе в 2000 г. ЕврАзЭС.

Одной из основных его задач является проведение согласованной внешнеторговой и таможенной политики, в том числе ведение единой таможенно-тарифной политики, что стало возможным уже в феврале 2000 г., когда было подписано Соглашение об Общем таможенном тарифе государств-членов  ЕврАзЭС. Важнейшей частью Соглашения стал Базовый перечень, основанный на согласованных ставках таможенных пошлин Беларуси, Казахстана и России. Общий объём унифицированных ставок ввозных таможенных пошлин составил 60% Товарной номенклатуры ВЭД СНГ. [17]

Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация в соответствии с Договором от 6 октября 2007 года формируют таможенный союз.

Формирование таможенного союза предусматривает создание единой таможенной территории, в пределах которой не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. В рамках таможенного союза применяется единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами.

В 2008 г. подписаны соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании, о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран, о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам; составлен Базовый перечень Единого таможенного тарифа, подписано положение об условиях изменения ставок ввозных таможенных пошлин, включенных в Базовый перечень Единого таможенного тарифа (в период формирования Единого таможенного тарифа).

В 2009 г. изданы решения Межгоссовета ЕврАзЭС: №9 «Об этапах и сроках формирования единой таможенной территории таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» и №10 «О формировании Единого таможенного тарифа таможенного союза и присоединении таможенного союза к Всемирной торговой организации».

С вступлением Беларуси в Таможенный союз уровень тарифной защиты значительно вырос. Среднеарифметическая эффективная тарифная ставка в адвалорном эквиваленте по всем товарам возросла более чем в 1,5 раза, средневзвешенная эффективная тарифная ставка в АВЭ – почти в 3 раза. [30]

В 2009 году Высший орган таможенного союза, Комиссия таможенного союза и правительства Сторон проводят комплекс мероприятий по завершению формирования договорно-правовой базы таможенного союза, включая Единый таможенный тариф, который вступил в силу в ноябре 2009 г. Данная редакция утратила силу в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2011 г. № 850. Этим решением Комиссия ТС утвердила новую редакцию Единого таможенного тарифа, вступившую в силу с 1 января 2012 г. [24]

После принятия единого таможенного тарифа количество специфических и комбинированных тарифов увеличилось примерно на треть (за счет уменьшения количества адвалорных тарифов), что обычно рассматривается как шаг на пути к большей защите от более дешевого импорта, поскольку в случае специфических тарифов существует тенденция к переключению с недорого импорта на более дорогой импорт. Данный факт также говорит о том, что, в целом, администрирование усложняется и удорожается, становится менее прозрачным. [19]

Cредневзвешенная ставка импортных пошлин в Таможенном союзе снизилась с 9,64% в 2011 году до 9,5% в 2012 году. В прогнозе социально-экономического развития России на 2012-2014 годы говорится о дальнейшем снижении ставок: до 9,15% в 2014 году. [27]

Информация о работе Становление отечественного таможенного тарифа