Сущность системы национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать историю возникновения и развития национального счетоводства, сущность и методологию его формирования.

Содержание

Введение
Глава I Сущность системы национальных счетов
1.1 История возникновения и развития национального счетоводства
1.2 Сущность, структура и задачи системы национальных счетов
1.3 Современные проблемы формирования Российской системы национальных счетов
Глава II Методология составления и формирования национальных счетов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенное дело.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

 

Негосударственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«Российский Новый Университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

по  дисциплине: «Общая и таможенная статистика»

Вариант № 2

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студент 4 курса

«Таможенное дело» 

Коньков Е.С.

 

 

Проверил: Рустамова И.Т.

 

 

 

УФА – 2012

 

Содержание

 

Введение

Глава I Сущность системы национальных счетов

1.1 История возникновения и развития  национального счетоводства

1.2 Сущность, структура и задачи системы национальных счетов

1.3 Современные проблемы формирования Российской системы национальных счетов

Глава II Методология составления и формирования национальных счетов

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

В середине ХХ века подавляющее большинство  развитых и развивающихся стран  пришли к пониманию необходимости  государственного регулирования своей  экономической деятельности. Регулирование может, осуществляться в самых разнообразных формах, которые условно делятся на административные, выражающиеся в законодательных актах и постановлениях органов власти, и экономические предполагающие использование таких рычагов, как налоги, цены, кредиты, и т.п. Вмешательство государства позволяет смягчить негативные последствия кризисных явлений, более эффективно и рационально использовать имеющиеся людские, природные, материальные и финансовые ресурсы.

Для государственной  регуляции экономической деятельности необходима достоверная экономика  – статистическая информация, которая  должна объективно отражать предпосылки, ход и результат процесса воспроизводства. Ценность результатов, получаемых с  использованием статистических подходов. Поставила перед специалистами  широкого круга вопрос о необходимости  овладения хотя бы основами статистических знаний и приемов анализа.

СНС —  современная система информации, используемая практически во всех странах  мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической  деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных  балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в  процессе совершения ими различных  экономических операций.

Цель  моей курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать историю  возникновения и развития национального  счетоводства, сущность и методологию  его формирования.

 

Глава I Сущность системы национальных счетов

1.1 История возникновения  и развития национального счетоводства

 

Национальные  счета — важнейший вид балансовых построений в статистике, представляющих собой систему взаимоувязанных  показателей, которые характеризуют  производство, распределение, перераспределение  и использование конечного продукта и национального дохода.

По методу построения национальные счета аналогичны бухгалтерским счетам, то есть каждая операция записывается дважды: по дебету (кредиту) одного счета и по кредиту (дебету) корреспондирующего счета  — это важная методологическая особенность  системы национальных счетов (СНС).

Прежде  чем работа в этой области приняла  международный характер, велись исследования в отдельных странах. Они возникли в результате развития государственно-монополистического капитализма.

Разработка  балансовых построений за рубежом началась под влиянием кейнсианских идей о  необходимости перехода от микро- к макроэкономическим исследованиям и государственному регулированию экономики с целью смягчения губительных последствий экономических кризисов.

Экономический кризис 1929–1933 гг. оказал влияние на дальнейшие изменения взглядов западных экономистов на экономическую роль государства. Концепция государства  как «ночного сторожа» была подорвана, зато все большую популярность приобретала  противоположная концепция —  активной экономической роли государства. Для конъюнктурной оценки предстоящего развития экономики и разработки конкретных мероприятий экономического и политического характера требовалась  оценка итогов экономической деятельности в виде синтетических показателей  конечного продукта и национальных расходов, капиталовложений и других взаимосвязанных между собой показателей. Так, исходя из чисто практических нужд, появляются национальные счета — ныне универсальный метод не только анализа, но и регулирования экономического развития.

История разработки международной СНС развивалась  с небольшим отставанием от становления  и развития национального счетоводства в США, Англии, Франции, Германии и  в других капиталистических странах. По-видимому, первыми осуществили  балансовые построения немецкие статистики, но первый в мире баланс народного  хозяйства (БНХ) был составлен еще  в 20-х гг. 20 в. советскими статистиками. Основным стимулом к разработке систем, достаточно полно отображающих картину  национальной экономики, явились экономические  и социальные последствия второй мировой войны. В связи с крушением  колониальной системы и образованием молодых независимых государств со слаборазвитой экономикой возникла проблема индустриализации огромного  числа стран.

Отдельными (фрагментарными) балансовыми расчетами  буржуазные экономисты занимались давно. Известно, что еще в начале 20 в. германские, американские и английские статистики делали попытки исчислить  национальный доход путем применения балансового метода. К таким попыткам можно отнести, в частности, работы С. Кузнеца «Национальный доход и капитальные вложения США за 1919–1935 гг.», А. Боули и Дж. Стэмпа «Национальный доход Англии в 1924 г.», А. Флакса «Национальный доход» (1929 г.), К. Кларка «Национальный доход и расходы» (1937 г.), ранние германские и японские публикации по национальному доходу, публикации скандинавских стран. Из отечественных исследований известны публикации С.Н. Прокоповича. Так, в 1918 г. была опубликована его работа по исчислению национального дохода Европейской части России. В общем виде попытки проведения таких расчетов предпринимались и раньше.

Официальные расчеты национального дохода впервые  были произведены в США в 1932 г. (по поручению 72-го конгресса США). К этому времени относятся и первые официальные оценки национального дохода Германии, которые, однако, были вскоре прекращены. Еще раньше, в 1925 г., а затем в 1930 и 1934 гг., аналогичные расчеты осуществлялись статистическим управлением Японии. Позднее первые официальные оценки национального дохода были проделаны в Англии, затем во Франции и в других капиталистических странах. Систематические публикации по национальному доходу начались в капиталистических странах фактически только в годы второй мировой войны. Эти работы положили начало развитию национального счетоводства.

Теоретическим «отцом» национального счетоводства признается Дж. Кейнс. В разработку концепции макроэкономического анализа крупный вклад внесли его предшественники — такие известные ученые 18–19 вв., как В. Петти, Г. Кинг, Ф. Кенэ, К. Маркс. Значительное теоретическое влияние оказали исследования первой половины 20 столетия (А. Маршалла, Р. Фриша, Я. Тинбергена, В. Леонтьева, П. Студенского). В разработку методологии построения СНС как системы взаимоувязанных макропоказателей большой вклад внесли Р. Стоун, М. Джильберг (правильная транскрипция — Гильберг), Э. Денисов, Г. Ясен, Дж. Кендрик, О. Аукруст, К. Грюзон, Ф. Перру, Дж. Хикс, Р. Рагла, Н. Рагла, Н. Айдинов, З. Кенеши, В. Крелле, Э. Маленво, Ж. Маршаль, П. Хилл, А. Мэдисон и др.

Большую роль в развитии и совершенствовании  национального счетоводства сыграли  международные организации, имеющие  специальные статистические подразделения.

Наиболее  значительную работу по унификации и  стандартизации счетов, проблемам международной  сопоставимости проводят статистические органы ООН. Эта деятельность стимулируется  необходимостью исчислить размер взносов  государств — членов ООН, определяемый пропорционально объемам национального  дохода разных стран. К 1994 г. подготовлена третья версия СНС ООН.

СНС ООН  — это концентрированное выражение  и обобщение теории и практики национального счетоводства в развитых странах. В процессе реализации гипотетическая модель СНС претерпела существенные изменения. Первая версия СНС ООН разработана в 1952 г. (официальный документ опубликован в 1953 г.). Это взаимоувязанная система из шести счетов (три сводных и три секторальных счета с субсчетами), характеризующих результаты и ход основных процессов в экономике.

Дальнейшее  развитие национального счетоводства было связано с попытками интеграции разных балансовых построений — межотраслевого баланса (МОБ) и системы показателей, характеризующих движение национального  дохода, счетов производства, потребления  и капиталовложений («реальных счетов») и счетов доходов, расходов и финансирования капиталовложений («финансовых счетов»). В «реальных счетах» основное внимание должно уделяться отраслям и продуктам; в «финансовых счетах»  важна группировка экономических  единиц по секторам, а также необходима классификация трансфертов и  финансовых отношений, возникающих  между секторами.

В 1968 г. была принята новая версия международного стандарта по СНС, просуществовавшая до 1993 г., принципиальная структура которой такова: сводные счета; счета производства, потребления и капиталоиспользования; счета доходов и расходов и счета финансирования капитальных затрат.

Система была построена на строгом разграничении  текущих счетов и счетов капитала, каждый из которых разбивался на два  класса. Текущие счета включали счета, относящиеся к производству товаров (первый класс), и счета, отражавшие использование доходов на приобретение потребительских продуктов и  услуг, на трансферты и запасы (накопление) продуктов (второй класс). В первом случае объектами классификации являются товары и отрасли, в которых они  производятся, а во втором — виды расходов и субъекты, осуществляющие их. Аналогичное разграничение и  внутри счетов капитала. Счета капитальных  затрат относятся к валовому капиталообразованию в различных отраслях национального хозяйства и инвестиционной деятельности правительства и частных бесприбыльных организаций (для различных целей), а счета финансирования капитала охватывают институционные сектора.

В целом  и по отдельным секторам в системе  дается характеристика воспроизводимых  и невоспроизводимых (земля, лесные ресурсы, полезные ископаемые и т. д.) материально-вещественных ресурсов, а  также финансовых активов и пассивов, увязанных с движением потоков. Это позволяет проследить финансовые потоки, определить сбережения как  источник финансирования и тем самым  показать, в какой мере активы каждого  сектора формируются за счет собственных  средств и в какой мере —  за счет заемных, привлеченных со стороны.

С 1993 г. действует третья модификация стандартной международной системы национальных счетов (СНС–93), вобравшая в себя последние достижения в теории и практике национального счетоводства в отдельных странах. Отметим некоторые из них.

В наиболее развитых странах для СНС характерна высокая степень интегрированности  и универсальности. Это проявляется, в частности, в методологической согласованности счетов потоков, показателей  запасов (балансов национальной экономики  — счетов активов и пассивов) и др. Для сопряжения МОБ и СНС  необходима разработка матрицы перехода от отраслевого к продуктовому разрезу  в счетах производства. Интеграция выходит за рамки собственно СНС  и «захватывает» платежный баланс, правительственную финансовую статистику, статистику денежного обращения  и банковскую статистику. Для гармонизации центральной системы макроэкономической статистики и так называемых родственных  ей разделов предусматривается система  сателлитных счетов, увязывающих с СНС блоки социальных показателей, показателей окружающей среды и др.

Разработка  сателлитных счетов — это серьезный поворот СНС наряду с финансово-экономическим и технико-экономическим подходами к изучению социальных процессов. Если до последнего времени процесс производства рассматривался, прежде всего, с технологической точки зрения, то в развитии современной СНС все более отчетливо проявляется тенденция усиления роли в макроэкономической статистике таких разделов, как статистика занятости, распределения и перераспределения доходов.

К изменениям концептуального характера относятся: введение категории «смешанный доход», проведение различия между расходами  на конечное потребление и фактическим  конечным потреблением, расширение понятия  «валовое накопление основного капитала» (например, за счет некоторых видов  расходов, не материализуемых в объектах, или за счет некоторых товаров, приобретаемых  населением и включавшихся раньше в  потребительские расходы), уточнена институционная классификация.

К этой же группе теоретико-методологических новаций  относится более четкое разграничение  экономических операций на денежные и другие. При этом среди последних различают три вида: фактическая деятельность имела место, но ее оценка условная (производство сельскохозяйственной продукции для собственного потребления); бартерная сделка; фактически экономическая операция не имела места, но регистрируется как имевшая место (регистрация хозяйственной операции типа «отчисления на социальное страхование» внутри сектора «домашние хозяйства»).

Информация о работе Сущность системы национальных счетов