Сущность системы национальных счетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 16:26, курсовая работа

Краткое описание

СНС — современная система информации, используемая практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики на макроуровне: для исследования экономической деятельности в масштабах страны и ее регионов на основе взаимосвязанных балансов (счетов), отражающих потоки движения продуктов и их финансовых эквивалентов между экономическими агентами в процессе совершения ими различных экономических операций.
Цель моей курсовой работы состоит в том, чтобы проанализировать историю возникновения и развития национального счетоводства, сущность и методологию его формирования.

Содержание

Введение
Глава I Сущность системы национальных счетов
1.1 История возникновения и развития национального счетоводства
1.2 Сущность, структура и задачи системы национальных счетов
1.3 Современные проблемы формирования Российской системы национальных счетов
Глава II Методология составления и формирования национальных счетов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Таможенное дело.docx

— 62.17 Кб (Скачать файл)

В новейших системах национального счетоводства особое внимание обращено на блок показателей, характеризующих движение активов  и пассивов, т.е. на финансовый аспект воспроизводства. Указанный аспект в методологических стандартах отражен и в детализации сектора финансовых учреждений, в условиях развитых рыночных отношений включающего: центральный банк; другие сберегательные учреждения; другие финансовые посредники, исключая страховые компании и пенсионные фонды; финансовые вспомогательные организации; страховые компании и пенсионные фонды.

Более подробно отражаются распределительные и  перераспределительные операции. Нефинансовые активы (накопление основного капитала и операции с землей) рассматриваются в счете капитала, а операции, связанные с изменением активов и пассивов,— в финансовом счете. Нефинансовые нематериальные активы включаются в балансовые таблицы, но не рассматриваются как функции производства.

Основные  идеи, заложенные в международных  стандартах по национальному счетоводству, в отечественной статистике начали внедряться с конца 1980-х гг. Хотя переход на СНС — труднейшая задача отечественной статистики, работы осуществляются далеко не на пустом месте. Еще в 20-х  гг. 20 в. государственными статистическими  органами СССР был разработан первый в мировой статистике БНХ, оказавший  влияние на развитие системы макроэкономических показателей. Некоторые таблицы  первого БНХ содержали черты  МОБ. В разработку методологии его  составления позднее большой  вклад внес В. Леонтьев. Многие идеи и подходы, реализованные в БНХ  как в системе взаимно согласованных  макроэкономических показателей, были затем подхвачены и развиты в  балансовых построениях, ориентированных  на рыночную экономику.

Важным  шагом в совершенствовании макроэкономической статистики в России стало введение в 1988 г. в регулярную статистическую практику показателя валового внутреннего продукта (ВВП), широко применяемого в международной практике и основывающегося на принципах СНС. Данные о размерах и динамике ВВП публиковались официальными статистическими органами, однако расчеты этого показателя осуществлялись несистемно, т.е. они оказались вне скоординированной системы макропоказателей и рассчитывались на основе действовавшей устаревшей системы учета.

Особенностями первоначального внедрения СНС  в статистическую практику являлись использование БНХ в качестве исходной информационной базы и составление  отчетов практически только на верхнем  уровне, а не формирование их на нижнем уровне. Слабостью экспериментальных  расчетов стало использование ОКОНХ (Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства), заметно отличающегося  от МСОК (Международной стандартной  отраслевой классификации), несоответствие первичной документированной информационной базы (бухгалтерского учета, первичной финансовой и банковской статистики) международным стандартам и др.

За прошедшие  десять лет статистическими службами стран СНГ, разрабатывающими и систематически публикующими наиболее важные макроэкономические показатели СНС–93, проделана большая  работа. В их число входят не только наиболее важные макроэкономические показатели — ВВП, национальный доход, конечное потребление и накопление, национальное сбережение как источник финансирования инвестиций и другое, но и большой объем данных, характеризующих состояние и развитие экономики отдельных отраслей и секторов, а также взаимодействие этих структурных подразделений в экономическом процессе на основе выплат доходов от собственности, трансфертов, проведения операций по кредитованию и заимствованию.

В последние  годы на международном уровне активизировалась работа по дальнейшему совершенствованию  СНС–93 и специалисты стран СНГ, занимающиеся разработкой национальных счетов, должны отслеживать результаты международных дискуссий, по возможности  вносить свой вклад в формирование программы будущей работы по пересмотру СНС–93 с учетом накопленного десятилетнего  опыта и специфики их экономик.

1.2 Сущность, структура и задачи системы национальных счетов

национальный  счет система

Для правильного  понимания показателей и особенностей отражения их взаимосвязей, остановимся  на следующих структурных характеристиках  СHС:

  • границы производства, разграничение между «внутренней» и «национальной» экономикой;
  • группировка хозяйствующих объектов и экономических операций.

Итак, производственная деятельность включает:

а) рыночную деятельность;

б) нерыночную деятельность (производство продуктов  в хозяйствах населения для собственного потребления, бесплатные услуги госучреждений).

В этом понятии  не охватывается:

а) теневая  экономика;

б) бесплатные услуги в домашних хозяйствах.

Теневая экономика, в принципе, должна учитываться  в СHС, так как этой сфере производятся продукты, услуги и доходы, участвующие в экономическом обороте. Большинство стран делает поправки к данным, собранным с помощью налоговых деклараций, с учетом сокрытия части доходов. Hо, в любом случае уголовно наказуемые деяния не рассматриваются как производственная деятельность (типа наркобизнеса).

Во многих странах производят оценки стоимости домашних услуг, и показывают их отдельно от основных счетов. Они составляют от 25 до 51% ВВП, причем эта величина в значительной мере зависит от используемого метода оценки: метода выпуска (по рыночной цене на аналогичные услуги) или метода затрат (исходя из оценки затрат времени).

Для разграничения  категорий «внутренняя» и «национальная» экономика вводятся понятия «экономическая территория», «резидент» и «центр экономического интереса».

Понятие «экономической территории» отнюдь не совпадает с административно-территориальным  делением страны. Это не только территория, административно управляемая правительством, но это также и воздушное пространство, территориальные воды данной страны и континентальный шельф в международных водах, в отношении которого страна имеет исключительное право на добычу сырья, топлива и т. д. К экономической территории также относятся и территориальные анклавы за рубежом, т. е. зоны в других странах, используемые правительством (на основе аренды или частной собственности) для дипломатических, военных, научных или других целей.

Соответственно  территориальные анклавы зарубежных государств в данной стране не включаются в общую экономическую территорию. Юридические или физические лица считаются резидентами данной страны, если центр их экономических интересов связан с экономической территорией страны. Под это понятие не попадают лица, приезжающие в страну на короткий срок (меньше года) - туристы, артисты, сезонные рабочие и пр. Также исключаются работники дипломатических представительств и военнослужащие других стран. Резиденты - предприятия данной страны - это экономические единицы, занятые хозяйственной деятельностью на экономической территории данной страны, включая предприятия с иностранными инвестициями, филиалы зарубежных фирм и др. Строительные бригады данной страны, работающие временно в других странах, рассматриваются как резиденты страны, где расположены строительные предприятия, с которых они были откомандированы.

Национальная  экономика охватывает деятельность резидентов независимо от их местонахождения. Понятие «внутренняя экономика» учитывает деятельность на территории (административное понятие) как резидентов, так и нерезидентов.

Группировки хозяйствующих субъектов и экономических  операций долгое время ограничивались делением хозяйства на отрасли. Сейчас же нужно брать на вооружение и  принцип группировки единиц по секторам. Это совсем не значит, что нам  стоит вовсе отказаться от отраслевого  деления, но крен должен быть в сторону  его альтернативы.

Группировка экономики по секторам - центральная в статистической модели рыночной экономики. Она осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институционной единице. Последняя представляет собой такую хозяйственную единицу, которая ведет полный набор бухгалтерских счетов и является юридическим лицом.

Если  хозяйственная единица не обладает обеими характеристиками институционной единицы, то для идентификации применяют  дополнительные критерии:

а) домашние хозяйства не ведут полного набора счетов, но всегда самостоятельно распоряжаются  своими ресурсами, поэтому они считаются  институционными единицами;

б) единицы, кроме домашних хозяйств, не ведущие  полного набора счетов (не имеющие  самостоятельного баланса), относятся  к тем институционным единицам, куда их счета входят составной частью;

в) единицы, которые ведут полный набор счетов, но не являются юридическими лицами, относятся  к тем институционным единицам, которые  их контролируют.

В соответствии с типами экономического поведения  институционные единицы объединяются в более укрупненные структуры - секторы:

а) нефинансовые предприятия или предприятия  по производству товаров;

б) финансовые учреждения;

в) общегосударственное  управление;

г) негосударственные  некоммерческие организации (общественные организации), обслуживающие домашние хозяйства;

д) домашние хозяйства;

е) «остальной мир» (этот сектор охватывает зарубежные экономические единицы в той  мере, в какой они осуществляют операции с резидентами данной страны).

В отличие  от группировки хозяйствующих субъектов  группировка экономических операций производится на основе единого критерия, т. е. они группируются одинаково  и по отраслям и по секторам. Экономические  операции агрегируются на три основные группы:

а) операции с продуктами и услугами;

б) распределительные  операции;

в) финансовые операции.

Таким образом, в заключение можно сказать, что  составление СНС для экономики  в целом и по различным ее секторам призвано обеспечить эффективность  государственного регулирования экономических  процессов, действенный анализ и  контроль за распределением и перераспределением богатства в стране.

СНС формируется  как адекватный рыночной экономике  национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимосвязанных  статистических показателей и построенный  в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих предмет  этого учета — результаты экономической  деятельности, структуру экономики  и важнейшие взаимосвязи в  национальном хозяйстве.

 

1.3 Современные проблемы формирования системы национальных счетов

 

Процесс перехода на рыночную модель хозяйствования и построение цивилизованного  рыночного общества – процесс  сложный и длительный и неразрывно связан с проблематикой самого различного толка и практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Я буду рассматривать только сферу экономических  отношений.

Первым шагом на пути к достижению поставленной цели (формирование российской СНС в условиях рыночных методов  хозяйствования) должна стать разработка концептуальных, теоретических, методологических и статистических аспектов структуры  новой макромодели экономики, институциональной, секторальной и отраслевой группировок  национального хозяйства.

В целом основные проблемы формирования СНС в России могут быть сведены  к следующим:

1. Концептуальным (разработка основных положений и принципов формирования российского аналога версии СНС ООН 1993 г.: трактовка производственной деятельности и определение ее границ; определение стоимостного состава продукта; разработка структуры государственного бюджета и другие.);

2. Теоретическим (строгое научное обоснование формирования системы основных макроэкономических показателей в условиях рынка и соответствие механизма их функционирования хозяйственному укладу экономики);

3. Институциональным (классификация институциональных единиц по функциональному принципу);

4. Методологическим (формирование современной рыночной методологии прогнозирования, основанной на принципах равнозначности и взаимообусловленности экономики и политики (когда расчет показателей прогноза опирается на данные нормативно правовых актов), отвечающей потребностям российской специфики хозяйствования, органов статистического учета и прогнозирования, органов государственной власти, а также международным требованиям и стандартам; создание на этой основе балансового метода описания экономики, адекватного рыночной модели хозяйствования России; разработка методологических подходов к формированию структуры отчетных показателей социально-экономического развития национальной экономики: производства, потребления (промежуточного и конечного), распределения и перераспределения доходов, внешней торговли; трактовка финансовых потоков; классификация доходов и расходов; определение категории сбережений и других);

5. Организационно-правовым (утверждение прав собственности и определение границ их видовой структуры; создание целостной системы отчетности на базе Госкомстата России, сформированной на основе обязательного представления отчетных данных Центробанком

России, Минфином, Таможенным комитетом  и другими службами и ведомствами, являющимися держателями отчетной информации финансового и нефинансового  характера предприятий и организаций, характеризующей развитие национальной экономики страны в рамках кредитно-денежного  сектора, сектора органов госуправления и внешнего сектора экономики);

Информация о работе Сущность системы национальных счетов