Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:31, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что ежегодно правила перемещения товаров и транспортных средств, а также различные нормативно-правовые акты в сфере таможенного регулирования на международном уровне изменяются, дополняются. С позиции российского товаропроизводителя, необходимо быть в курсе всех нововведений, изменений и дополнений в таможенно-тарифной политике иностранных государств. С позиций иностранных государства необходимо рассматривать тенденции развития иностранных стран, чтобы совершенствовать собственную таможенно-тарифную политику. Целью работы является рассмотрение и анализ таможенно-тарифной политики зарубежных стран.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты вопроса таможенно-тарифной политики зарубежных стран
1.1. Сущность таможенно-тарифной политики………………………………....5
1.2. Основное нормативно-правовое регулирование таможенно-тарифной политики зарубежных стран (на примере ЕС)………………………………....13
2. Анализ таможенно-тарифной политики зарубежных стран
2.1. Мировая практика таможенно-тарифного регулирования в 2009-2010 гг……………………………………………………………………………….….19
2.2. Статистический анализ таможенно-тарифной политики………………...23
3. Перспективы развития таможенно-тарифной политики зарубежных стран
3.1. Зарубежный опыт таможенно-тарифного регулирования ……………….31
3.2. Международные таможенные организации……………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………………………....43
Что касается таможенно-тарифной политики Европейского союза, то здесь действуют как законы общесоюзные, так и внутригосударственные нормы. Особыми инструментами таможенно-тарифного регулирования могут быть запреты и ограничения импорта и экспорта на основании общественной морали и безопасности, публичной политики, защиты здоровья и жизни людей, охраны растений и животных, охраны национального исторического, археологического и художественного достояния; охраны промышленной или коммерческой собственности. Также существуют определённые меры в интересах безопасности стран-членов (торговля оружием и товарами двойного назначения),меры в случаях серьезных нарушений правопорядка, военных действий и для выполнения обязательств по сохранению мира и международной безопасности и т.д.
2. Анализ таможенно-тарифной политики зарубежных стран
2.1. Мировая практика таможенно-тарифного регулирования в 2009-2010 гг.
Таможенно-тарифная политика иностранных государств за последний период характеризуется в основном повышением ставок ввозных таможенных пошлин и снижением ставок вывозных таможенных пошлин.
В настоящее время проходит повышение ставок ввозных таможенных пошлин, оно осуществляется в отношении товаров, импорт которых является существенным для экономики. Это делается в первую очередь в целях повышения уровня защиты собственных производителей от дешевого импорта аналогичных товаров, усиливающегося благодаря эффекту от девальвации национальной валюты; а также в целях пополнения доходной части бюджета без ущерба для экономики, так как инфляционное давление импорта в условиях падения мировых цен ослабевает.
Например, в Молдавии вводятся сезонные таможенные пошлины на картофельный крахмал. Пошлины утверждены в размере 60% от таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро за 1 кг.
В Киргизии Министерство экономического
развития и торговли Киргизской республики
проводит разбирательство в отношении
импорта различных продуктов. Например,
в 2009 году подобное разбирательство было
по пшеничной муки. По результатам разбирательства
принято заключение о необходимости введения
защитных мер посредством установления
специальных защитных пошлин на импорт
муки из пшеницы твердых и мягких сортов
и спельты в размере 3 сома за килограмм.
Указанные защитные меры введены с 2009
года сроком на год, с возможным продолжением
данных мер. Данные меры приняты в целях
создания равных конкурентных условий
на внутреннем рынке, стабилизации экономической
ситуации и поддержки отечественных производителей.
США.
Что касается подобных случаев, то например, Комиссия США по международной торговле выносила решение о том, что импортируемые из Китая шины для легковых машин и малых грузовиков поставляются в США в таких количествах, что это угрожает интересам местных производителей. В 2009 году Президент США определил таможенные пошлины на данную продукцию (дополнительно к уже существующей 4-процентной) в следующих размерах: на первый год – 35%, на второй - 30%, на третий - 25%.
Что касается, например, Узбекистана, то с 2009 года Узбекистан ввел новые ставки таможенных пошлин на ввоз автомобилей в страну, которые окончательно закроют рынок для иномарок. До этого при ввозе новых и подержанных автомобилей взималась 30-процентная таможенная пошлина, акцизный налог, НДС и таможенный сбор. Нововведения формально снижают ставки на ввоз на 10% (с 30% до 20 %, но при этом появляются новые сборы от 1,8 до 3 долл. США за куб. см. (в зависимости от объема двигателя).В результате за ввоз автомобиля с двигателем объемом 1,5 тыс. куб. см сегодня придется заплатить 3 тыс. долл. США плюс все прежние налоги и сборы, которые в среднем поднимали стоимость новых автомобилей на 90% 10.
Например, Украина после специальных расследований ввела на три года специальную пошлину на импорт спичек в размере 11,3% независимо от страны происхождения или импорта, а также антидемпинговую пошлину в размере 31,25% на импорт листового стекла термически полированного (флоат-стекла) неармированного, прозрачного, бесцветного толщиной более 3,5 мм, но не больше 4,5 мм, независимо от страны.
Поддержка отечественных товаропроизводителей со стороны государства проявилась и в снижении/отмене ставок ввозных пошлин на отдельные виды товаров - как правило, сырье, материалы и оборудование, необходимые для производства импортозамещающей продукции.
В Азербайджане, например, в целях либерализации внешней торговли принято решение о переходе от многоступенчатой системы взимания таможенных пошлин на упрощенную трехступенчатую систему, что является одним из требований ВТО. Суть заключается в следующем: с 2001 г. и по настоящее время в стране действуют ставки таможенных пошлин – 0%, 0,5%, 1%, 3%, 5%, 10% и 15%. В результате изменения классификации будут сохранены только три позиции – 0%, 5% и 15%. Часть товаров производственного назначения (стратегически важное сырье и оборудование) будет облагаться по нулевой ставке, под нее подпадут также и некоторые виды продукции, с которых в настоящее время взимается таможенная пошлина в 0,5% (на их долю приходится примерно 10-15% импорта).
В Египте в целях стимулирования национального промышленного производства был подписан декрет о снижении или обнулении таможенных пошлин на импорт машин и оборудования, промышленного сырья и полуфабрикатов (200 товарных позиций).
В Индии отменена импортная пошлина на нафту, закупаемую для использования в качестве топлива на теплоэлектростанциях.
В Малайзии в целях стимулирования развития строительной отрасли отменены импортные пошлины на цемент.
В Таиланде, например, в соответствии с Соглашением о зоне свободной торговли АСЕАН с Китаем, с 1 января 2010 года обнулены импортные тарифы на более чем 54 тыс. товарных категорий во взаимной торговле таких участников соглашения, как Китай, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Филиппины, Сингапур и Бруней.
Правительство Украины в 2009-2010 гг. расширило перечень ввозимых без уплаты ввозной таможенной пошлины энергосберегающих материалов, оборудования и комплектующих рядом позиций, в том числе компрессорных установок, систем производства поликремния, электроподстанций, оборудования для проявления фотопленок. Снижая или обнуляя ставки вывозных таможенных пошлин, государства снижают уровень налоговой нагрузки на экспорт. Данные меры объясняются необходимостью увеличения рентабельности поставок за рубеж в условиях падения мировых цен и снижения внутреннего спроса. При этом стимулирование вывоза применяется, главным образом, в отношении основных экспортных статей.
Что касается Аргентины, то в целях поддержки сельскохозяйственных предприятий принято решение о снижении экспортных пошлин на пшеницу, кукурузу, свежие фрукты и овощи, мясо.
В Индии за последний временной промежуток экспортная пошлина на железную руду снижена до 5%, а нажелезнорудную мелочь отменена.
В Китае можно отметить следующие изменения: с целью укрепления своих позиций на мировом рынке вольфрама Китай снизил на 5% экспортные пошлины на вольфрам. Снятие и приостановление запрета на экспорт товаров. Цель введения данных мер идентична повышению вывозных пошлин.
Например, приостанавливающим мероприятием в Белоруссии было введение действия запрета на экспорт необработанных шкур и дубленых кож.
В Болгарии с 2010 года был снят запрет на экспорт необработанной древесины в страны, не входящие в Европейский союз, который был введен в апреле 2008 г. По оценке экспертов Правительства Болгарии, данная мера позволит национальным производителям необработанной древесины в условиях мирового экономического кризиса иметь более широкие возможности реализации своей продукции. (При этом продолжает действовать запрет на экспорт обгорелой хвойной и широколиственной древесины с диаметром тонкого края более 4 см всех видов, а также обгорелой древесины для топки).
Некоторые из принятых в
указанном периоде мер носят
явно протекционистский характер: повышение
ввозных таможенных пошлин на наиболее
чувствительные для национальных экономик
товары; снижение или отмена экспортных
таможенных пошлин; введение технических
барьеров; лицензирование импорта; дискриминация
при осуществлении
Пострадавшие от введения
протекционистских мер
Рядом государств принимались
активные меры в сфере поддержки
национального экспорта, включающие
массированную финансово-
Стоит отметить, что если в 2009 году меры
являлись в основном компенсационными,
направленными на ограничение потерь
компаний, то в 2010 году иностранные государства
значительно сократили применение протекционистских
мер и сконцентрировали максимальные
усилия на поддержку компаний-экспортеров
и повышение инвестиционной привлекательности
своих стран.
Некоторыми государствами в 2011 году были приняты так называемые «послекризисные» меры, направленные на посткризисное развитие страны и на поддержание национальных секторов экономики.
Далее подробнее рассмотрим состояние внешней торговли зарубежных стран и сравним таможенные платежи по некоторым странам.
2.2. Статистический
анализ таможенно-тарифной
Эффективность таможенно-тарифной политики можно изменить путём рассмотрения данных по экспорту-импорту стран. В таблице ниже отобразим состояние данных по ряду стран 11.
Таблица 1
Состояние экспорта и импорта, млрд. долл. США
2009 |
2010 |
2011 | ||
Австралия |
Экспорт |
187,2 |
153,9 |
212,4 |
Импорт |
200,6 |
165,5 |
201,6 | |
Сальдо |
-13,3 |
-11,6 |
10,7 | |
Австрия |
Экспорт |
173,4 |
130,8 |
144,5 |
Импорт |
176,2 |
136,1 |
149,8 | |
Сальдо |
-2,8 |
-5,3 |
-5,3 | |
Аргентина |
Экспорт |
70,6 |
56,1 |
64,7 |
Импорт |
57,4 |
39,1 |
48,0 | |
Сальдо |
13,2 |
17,0 |
16,7 | |
Германия |
Экспорт |
1451,4 |
1120,7 |
1271,4 |
Импорт |
1186,7 |
926,2 |
1068,1 | |
Сальдо |
264,7 |
194,5 |
203,3 | |
Дания |
Экспорт |
116,1 |
92,8 |
96,8 |
Импорт |
109,2 |
81,9 |
84,5 | |
Сальдо |
6,9 |
10,9 |
12,3 | |
Индия |
Экспорт |
194,8 |
164,9 |
216,9 |
Импорт |
321,0 |
257,2 |
323,6 | |
Сальдо |
-126,2 |
-92,3 |
-106,8 | |
Италия |
Экспорт |
545,0 |
406,7 |
447,5 |
Импорт |
563,4 |
414,7 |
486,6 | |
Сальдо |
-18,5 |
-8,0 |
-39,1 | |
Канада |
Экспорт |
452,2 |
314,0 |
386,0 |
Импорт |
407,2 |
320,3 |
390,5 | |
Сальдо |
45,0 |
-6,3 |
-4,5 | |
Китай |
Экспорт |
1428,7 |
1201,8 |
1578,3 |
Импорт |
1131,6 |
1004,2 |
1394,7 | |
Сальдо |
297,0 |
197,6 |
183,6 | |
Франция |
Экспорт |
608,5 |
474,8 |
519,7 |
Импорт |
715,0 |
556,6 |
599,2 | |
Сальдо |
-106,5 |
-81,9 |
-79,4 | |
Сальдо |
14,9 |
10,8 |
9,7 | |
Япония |
Экспорт |
782,1 |
580,7 |
770,0 |
Импорт |
762,6 |
550,6 |
692,6 | |
Сальдо |
19,4 |
30,2 |
77,4 |
Из представленной таблицы
видно, что наибольшая доля экспорта
и импорта приходится на Китай
и Германию – из крупных стран,
также высокие суммы
На рисунке ниже отобразим объём экспорта и импорта стран Европейского союза 12.
Как видно из рисунка, наибольший объём экспорта наблюдался в 2007 году, затем в период кризиса наблюдалось резкое падение сумм от экспорта в странах ЕС, но с 2010 года всё же прослеживается динамика к повышению – около 2000 млрд. долл.
Рис.2. Объем импорта, млрд. долларов США
Как видно из представленного рисунка, объём импорта в странах ЕС несколько ниже в период до 2010 года, чем объём экспорта, однако затем суммы по импорту имеет более повышающую динамику, чем по экспорту.
Что касается объёмов экспорта и импорта США, представим это на рис.3.
Как видно, объёмы экспорта
США практически достигают
Что касается импорта, то он превышает суммы экспорта в США, за исключением нескольких отдельно взятых годов.
Подобные показатели свидетельствуют о том, что таможенно-тарифная политика успешно развивается в странах ЕС и США.
Приведём расчёты в таблицах ниже по данным статистики сравнительный анализ таможенных пошлин в разных странах 13.
Таблица 2
Сравнение размера таможенных пошлин, млрд.руб.
2010 |
2011 |
+/- |
Темп роста |
Темп прироста | |
Россия |
3520 |
4330 |
810 |
123,01 |
23,01 |
Гонконг |
3200 |
3421 |
221 |
106,91 |
6,91 |
Абхазия |
425,6 |
534,4 |
108,8 |
125,56 |
25,56 |
Украина |
1847 |
2495 |
648 |
135,08 |
35,08 |
Китай |
4009 |
4985 |
976 |
124,35 |
24,35 |
США |
3870 |
4838 |
968 |
125,01 |
25,01 |