Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:31, курсовая работа
Актуальность выбранной темы объясняется тем, что ежегодно правила перемещения товаров и транспортных средств, а также различные нормативно-правовые акты в сфере таможенного регулирования на международном уровне изменяются, дополняются. С позиции российского товаропроизводителя, необходимо быть в курсе всех нововведений, изменений и дополнений в таможенно-тарифной политике иностранных государств. С позиций иностранных государства необходимо рассматривать тенденции развития иностранных стран, чтобы совершенствовать собственную таможенно-тарифную политику. Целью работы является рассмотрение и анализ таможенно-тарифной политики зарубежных стран.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты вопроса таможенно-тарифной политики зарубежных стран
1.1. Сущность таможенно-тарифной политики………………………………....5
1.2. Основное нормативно-правовое регулирование таможенно-тарифной политики зарубежных стран (на примере ЕС)………………………………....13
2. Анализ таможенно-тарифной политики зарубежных стран
2.1. Мировая практика таможенно-тарифного регулирования в 2009-2010 гг……………………………………………………………………………….….19
2.2. Статистический анализ таможенно-тарифной политики………………...23
3. Перспективы развития таможенно-тарифной политики зарубежных стран
3.1. Зарубежный опыт таможенно-тарифного регулирования ……………….31
3.2. Международные таможенные организации……………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………………………....43
Как видно из представленной таблицы, наивысший темп прироста наблюдался по поступлениям пошлин в Украинский бюджет, он составил 35%. Наименьший темп роста наблюдался по поступлениям в бюджет Гонконга. Что касается общей динамике рассматриваемых государств, то по всем строкам наблюдаются положительные изменения. Уровень поступления таможенных пошлин в бюджет России по абсолютному показателю практически такой же, как в Гонконге, США (однако в США он чуть выше). Что касается темпа прироста, то он практически такой же, как и в Китае.
Далее рассмотрим структуру таможенных пошлин – России, Абхазии и Гонконга.
Таблица 3
Структура таможенных пошлин
Таможенные пошлины при импорте |
Уд.вес. |
Вывозная таможенная пошлина |
Уд.вес. | |
Россия |
1733 |
40,02 |
2508 |
57,921 |
Гонконг |
680 |
19,877 |
2590 |
75,71 |
Абхазия |
250 |
46,78 |
279 |
52,21 |
Как видно из представленной таблицы, по всем рассматриваемым странам наблюдается больший удельный вес вывозной таможенной пошлине, в особенности у Гонконга – практически ¾ всех таможенных платежей. В России и Абхазии вывозная таможенная пошлина в структуре занимает чуть больше 50%.
Далее сравним таможенные пошлины России с таможенными платежами европейских стран.
Таблица 4
Сравнение размера таможенных платежей, млрд.руб.
2010 |
2011 |
+/- |
Темп роста |
Темп прироста | |
Россия |
3520 |
4330 |
810 |
123,01 |
23,01 |
Великобритания |
1282 |
1338 |
56 |
104,37 |
4,37 |
Франция |
1190 |
1045 |
-145 |
87,82 |
-12,18 |
Нидерланды |
479 |
539,9 |
60,9 |
112,71 |
12,71 |
Италия |
487 |
549,3 |
62,3 |
112,79 |
12,79 |
Германия |
2030 |
2320 |
290 |
114,29 |
14,29 |
Как видно из данной таблицы, в переводе на млрд.рублей у России наблюдаются практически в два раза выше величина таможенных пошлин, чем у рассматриваемых стран. Среди представленных государств наивысшее значение наблюдается у Германии, затем – у Великобритании. Отрицательный темп прироста по поступлению пошлин в бюджет наблюдается лишь у Франции – снижение на 12,18%. Что касается темпа прироста, наивысший наблюдается у России, а также у Германии. Примерно одинаковый темп прироста у Нидерландов и Италии, всего лишь 4,5% - у Великобритании.
Рассмотрим также структуру таможенных пошлин Германии и Франции – по сравнению с Россией 14.
Таблица 5
Структура таможенных пошлин
Таможенные пошлины при импорте |
Уд.вес. |
Вывозная таможенная пошлина |
Уд.вес. | |
Россия |
1733 |
40,02 |
2508 |
57,921 |
Франция |
360 |
34,450 |
586 |
56,08 |
Германия |
307 |
13,23 |
1750 |
75,43 |
Как видно из представленной
таблицы, также наибольший удельный
вес рассматриваемых стран
В целом можно сделать вывод, что таможенно-тарифная политика зарубежных стран развивается, обновляется в соответствии с мировыми тенденциями. В абсолютном отношении имеет не самый высокий размер поступлений таможенных пошлин в федеральный бюджет, её опережает по данному показателю Китай, США. Можно заметить, что многие страны имеют подобное соотношение структуры таможенных пошлин, как и в России, в особенности – это Франция, Абхазия. Что касается темпа прироста таможенных пошлин, то в 2011 году среди рассматриваемых стран он положителен по всем государствам, за исключением Франции. Самый высокий темп изменения платежей наблюдается в Украине, США, затем – в России. Можно сделать общий вывод, что по сравнению с поступлением таможенных пошлин в развитых и крупных странах, поступления платежей в России выглядит удовлетворительно – на должном уровне развития. Также политика таможни зарубежных стран направлена на поддержку внешней торговли, особо успешно она выглядит в странах ЕС и США.
3. Перспективы
развития таможенно-тарифной
3.1. Зарубежный опыт таможенно-тарифного регулирования
Рассмотрим некоторые
направления использования
Центральным инструментом таможенно-тарифного
регулирования является таможенный тариф.
Как показывает анализ
зарубежного опыта, импортный
таможенный тариф обычно
- формирует оптимальную товарную структуру импорта путем различных по высоте ставок пошлин на ввоз различных товаров;
- защищает отдельные национальные отрасли экономики, которым может быть нанесен существенный ущерб иностранной конкуренцией;
- оказывает воздействие на хозяйственные результаты деятельности предприятий и социальную обстановку в стране, являясь составной частью механизма внутреннего ценообразования;
- позволяет осуществлять активную внешнеторговую политику, вести переговоры об улучшении доступа национальных товаров на внешние рынки, формировать зоны свободной торговли, таможенные союзы;
- содействует оптимальному соотношению экспорта и импорта страны и, следовательно, оптимальному соотношению валютных расходов и поступлений, формированию оптимального торгового баланса;
- служит источником пополнения доходной части государственного бюджета.
Возможность выполнять эти
функции, всегда заложена в законодательную
базу таможенно-тарифного
Свою роль таможенный тариф
в большинстве государев
Опыт, накопленный во многих развитых и развивающихся странах, дает достаточно четкий ответ на вопрос, каким должен быть современный таможенный тариф.
Прежде всего, обращает на
себя внимание глубоко дифференцированная
товарная номенклатура таможенного
тарифа. В подавляющем большинстве
государств в этих целях используется
Гармонизированная система
Приведем цифры, говорящие об общем числе товарных позиций в таможенных тарифах ряда стран и групп стран: Евросоюз - 10754; США - 10085, Япония - 8964, Канада - 8407, Бразилия - 9131, Республика Корея - 10654, Малайзия - 9767, КНР - 6509. Учитывая, что стандартная шестизначная номенклатура ГС имеет 5019 позиций, таможенные тарифы, названных выше государств, существенно продвинуты в сторону создания развитой национальной товарной номенклатуры, выходящей за шестой знак ГС. На долю названных стран приходится около 2/3 оборота мировой торговли.
Анализ национальной составляющей тарифной номенклатуры показывает, что она всегда формируется в результате учета реальных национальных экономических интересов страны. За шестой знак товарной номенклатуры ГС выводятся товары, в защите производства которых страна заинтересована или выделение которых необходимо для ведения торговых переговоров, иногда и для других целей, включая фискальные. В этой связи нельзя не отметить, что лежащая в основе ТНВЭД товарная номенклатура Евросоюза - это компромисс интересов многих стран, структура экономики и внешней торговли которых существенно отличается от российской. Поэтому России необходима разработка национальной составляющей товарной номенклатуры (выходящей за шестой знак ГС). И с этой точки зрения действующая номенклатура ТВ ВЭД, построенная на номенклатуре Евросоюза нуждается в очень серьезной модернизации и сближении с реальными экономическими интересами промышленности и сельского хозяйства нашей страны, которые властно требуют российской (а не «европейской») товарной номенклатуры.
Средний уровень таможенного
обложения в развитых странах
и в части развивающихся
Не менее высок уровень
таможенного обложения в
Особенно высоким во многих странах остается
уровень таможенного обложения сельскохозяйственных
продуктов. Соглашение по сельскому хозяйству
ВТО установило, что все нетарифные барьеры,
действовавшие в сельскохозяйственной
торговле в так называемый базовый период
(1986-1988гг.), должны были быть преобразованы
в эквивалентные тарифные ставки (так
называемая тарификация). Полученные тарифные
ставки были добавлены к действующим таможенным
пошлинам. А затем полученный уровень
таможенного обложения должен был быть
снижен к 1.1.2000 на 36%.
В результате средний уровень
таможенного обложения
Можно добавить, что характерная особенность современной тарифной политики - это так называемая «тарифная эскалация» - повышение ставок пошлин по мере увеличения степени обработки товаров.
Все отмеченное выше свидетельствует о том, что современный таможенный тариф ведущих государств мира глубоко дифференцирован как по числу товарных позиций (по своей товарной номенклатуре), так и по высоте ставок пошлин.
В последнее десятилетие в зарубежной практике существенно продвинулись три направления, в конечном итоге определяющие порядок применения ставок пошлин к ввозимым товарам и их реальный уровень: классификация товаров в рамках ГС, определение страны происхождения товаров и определение таможенной стоимости.
В отношении классификационных
решений новая редакция Конвенции
КИОТО рекомендует таможенным властям
принимать обязывающие
Таможенная стоимость
импортных товаров в странах-