Таможенная политика зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 11:31, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы объясняется тем, что ежегодно правила перемещения товаров и транспортных средств, а также различные нормативно-правовые акты в сфере таможенного регулирования на международном уровне изменяются, дополняются. С позиции российского товаропроизводителя, необходимо быть в курсе всех нововведений, изменений и дополнений в таможенно-тарифной политике иностранных государств. С позиций иностранных государства необходимо рассматривать тенденции развития иностранных стран, чтобы совершенствовать собственную таможенно-тарифную политику. Целью работы является рассмотрение и анализ таможенно-тарифной политики зарубежных стран.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты вопроса таможенно-тарифной политики зарубежных стран
1.1. Сущность таможенно-тарифной политики………………………………....5
1.2. Основное нормативно-правовое регулирование таможенно-тарифной политики зарубежных стран (на примере ЕС)………………………………....13
2. Анализ таможенно-тарифной политики зарубежных стран
2.1. Мировая практика таможенно-тарифного регулирования в 2009-2010 гг……………………………………………………………………………….….19
2.2. Статистический анализ таможенно-тарифной политики………………...23
3. Перспективы развития таможенно-тарифной политики зарубежных стран
3.1. Зарубежный опыт таможенно-тарифного регулирования ……………….31
3.2. Международные таможенные организации……………………………….38
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы……………………………………………………………....43

Вложенные файлы: 1 файл

там-тарифная политика зарубежных стран (Автосохраненный).docx

— 96.48 Кб (Скачать файл)

 

Как видно из представленной таблицы, наивысший темп прироста наблюдался по поступлениям пошлин в Украинский бюджет, он составил 35%. Наименьший темп роста наблюдался по поступлениям в бюджет Гонконга. Что касается общей динамике рассматриваемых государств, то по всем строкам наблюдаются положительные изменения. Уровень поступления таможенных пошлин в бюджет России по абсолютному показателю практически такой же, как в Гонконге, США (однако в США он  чуть выше). Что касается темпа прироста, то он практически такой же, как и в Китае.

Далее рассмотрим структуру  таможенных пошлин  – России, Абхазии  и Гонконга.

Таблица 3

Структура таможенных пошлин

 

Таможенные пошлины при  импорте

Уд.вес.

Вывозная таможенная пошлина

Уд.вес.

Россия

1733

40,02

2508

57,921

Гонконг

680

19,877

2590

75,71

Абхазия

250

46,78

279

52,21


 

Как видно из представленной таблицы, по всем рассматриваемым странам  наблюдается больший удельный вес  вывозной таможенной пошлине, в особенности  у Гонконга – практически ¾  всех таможенных платежей. В России и Абхазии вывозная таможенная пошлина  в структуре занимает чуть больше 50%.

Далее сравним таможенные пошлины России с таможенными  платежами европейских стран.

 

 

 

 

 

Таблица 4

Сравнение размера таможенных платежей, млрд.руб.

 

2010

2011

+/-

Темп роста

Темп прироста

Россия

3520

4330

810

123,01

23,01

Великобритания

1282

1338

56

104,37

4,37

Франция

1190

1045

-145

87,82

-12,18

Нидерланды

479

539,9

60,9

112,71

12,71

Италия

487

549,3

62,3

112,79

12,79

Германия

2030

2320

290

114,29

14,29


 

Как видно из данной таблицы, в переводе на млрд.рублей у России наблюдаются практически в два  раза выше величина таможенных пошлин, чем у рассматриваемых стран. Среди представленных государств наивысшее  значение наблюдается у Германии, затем – у Великобритании. Отрицательный  темп прироста по поступлению пошлин в бюджет наблюдается лишь у Франции  – снижение на 12,18%. Что касается темпа прироста, наивысший наблюдается  у России, а также у Германии. Примерно одинаковый темп прироста у  Нидерландов и Италии, всего лишь 4,5% - у Великобритании.

Рассмотрим также структуру  таможенных пошлин Германии и Франции  – по сравнению с Россией 14.

Таблица 5

Структура таможенных пошлин

 

Таможенные пошлины при  импорте

Уд.вес.

Вывозная таможенная пошлина

Уд.вес.

Россия

1733

40,02

2508

57,921

Франция

360

34,450

586

56,08

Германия

307

13,23

1750

75,43


 

Как видно из представленной таблицы, также наибольший удельный вес рассматриваемых стран приходится навес вывозной таможенной пошлины, особенно это наблюдается у Германии, т.к. она является основным из поставщиков  автомобильной промышленности (практически  лидером поставок), а также вывозит  множество пищевой продукции, алкогольной  – в страны Европы, США, Россию. Удельный вес вывозной таможенной пошлины  России и Франции примерно одинаков.

В целом можно сделать  вывод, что таможенно-тарифная политика зарубежных стран развивается, обновляется в соответствии с мировыми тенденциями. В абсолютном отношении имеет не самый высокий размер поступлений таможенных пошлин в федеральный бюджет, её опережает по данному показателю Китай, США. Можно заметить, что многие страны имеют подобное соотношение структуры таможенных пошлин, как и в России, в особенности – это Франция, Абхазия. Что касается темпа прироста таможенных пошлин, то в 2011 году среди рассматриваемых стран он положителен по всем государствам, за исключением Франции. Самый высокий темп изменения платежей наблюдается в Украине, США, затем – в России. Можно сделать общий вывод, что по сравнению с поступлением таможенных пошлин в развитых и крупных странах, поступления платежей в России выглядит удовлетворительно – на должном уровне развития. Также политика таможни зарубежных стран направлена на поддержку внешней торговли, особо успешно она выглядит в странах ЕС и США.

 

 

 

 

 

 

 

3. Перспективы  развития таможенно-тарифной политики  зарубежных стран

3.1. Зарубежный опыт таможенно-тарифного регулирования

Рассмотрим некоторые  направления использования зарубежного  опыта, кодифицированные в рамках ВТО  и представляющие интерес для  России. 
Центральным инструментом таможенно-тарифного регулирования является таможенный тариф.

 Как показывает анализ  зарубежного опыта, импортный  таможенный тариф обычно выполняет следующие основные функции:

- формирует оптимальную товарную структуру импорта путем различных по высоте ставок пошлин на ввоз различных товаров;

- защищает отдельные национальные отрасли экономики, которым может быть нанесен существенный ущерб иностранной конкуренцией;

- оказывает воздействие на хозяйственные результаты деятельности предприятий и социальную обстановку в стране, являясь составной частью механизма внутреннего ценообразования;

- позволяет осуществлять активную внешнеторговую политику, вести переговоры об улучшении доступа национальных товаров на внешние рынки, формировать зоны свободной торговли, таможенные союзы;

- содействует оптимальному соотношению экспорта и импорта страны и, следовательно, оптимальному соотношению валютных расходов и поступлений, формированию оптимального торгового баланса;

- служит источником пополнения доходной части государственного бюджета.

Возможность выполнять эти  функции, всегда заложена в законодательную  базу таможенно-тарифного регулирования (закон о таможенном тарифе), в  организацию и товарную структуру  самого таможенного тарифа, в размер его ставок и механизм их формирования, в функции и организацию деятельности таможенной службы.

Свою роль таможенный тариф  в большинстве государев выполняет  в тесной взаимосвязи с налоговой  системой страны, которая обычно берет  на себя часть фискальных функций  тарифа и дополняет его регулирующее действие, а также во взаимодействии с другими средствами регулирования внешней торговли.

Опыт, накопленный во многих развитых и развивающихся странах, дает достаточно четкий ответ на вопрос, каким должен быть современный таможенный тариф.

Прежде всего, обращает на себя внимание глубоко дифференцированная товарная номенклатура таможенного  тарифа. В подавляющем большинстве  государств в этих целях используется Гармонизированная система описания и кодирования товаров (ГС).

Приведем цифры, говорящие  об общем числе товарных позиций  в таможенных тарифах ряда стран  и групп стран: Евросоюз - 10754; США - 10085, Япония - 8964, Канада - 8407, Бразилия - 9131, Республика Корея - 10654, Малайзия - 9767, КНР - 6509. Учитывая, что стандартная  шестизначная номенклатура ГС имеет 5019 позиций, таможенные тарифы, названных  выше государств, существенно продвинуты в сторону создания развитой национальной товарной номенклатуры, выходящей за шестой знак ГС. На долю названных стран  приходится около 2/3 оборота мировой торговли.

Анализ национальной составляющей тарифной номенклатуры показывает, что  она всегда формируется в результате учета реальных национальных экономических  интересов страны. За шестой знак товарной номенклатуры ГС выводятся товары, в защите производства которых страна заинтересована или выделение которых  необходимо для ведения торговых переговоров, иногда и для других целей, включая фискальные. В этой связи нельзя не отметить, что лежащая  в основе ТНВЭД товарная номенклатура Евросоюза - это компромисс интересов  многих стран, структура экономики  и внешней торговли которых существенно  отличается от российской. Поэтому  России необходима разработка национальной составляющей товарной номенклатуры (выходящей за шестой знак ГС). И с этой точки зрения действующая номенклатура ТВ ВЭД, построенная на номенклатуре Евросоюза нуждается в очень серьезной модернизации и сближении с реальными экономическими интересами промышленности и сельского хозяйства нашей страны, которые властно требуют российской (а не «европейской») товарной номенклатуры.

Средний уровень таможенного  обложения в развитых странах  и в части развивающихся государств заметно понизился в последние  три десятилетия. Это привело  к довольно распространенному мнению, что мир вступил в новую  эпоху свободной торговли. Однако, нет ничего более ошибочного, чем  эта точка зрения. Дифференцированная товарная номенклатура таможенного  тарифа позволяет, при сравнительно невысоком среднем уровне обложения, устанавливать высокие тарифные ставки (тарифные пики) на многие отдельные  товары международной торговли. Например, при среднем уровне обложения 3-4% уровень таможенного обложения  на текстиль и одежду в США - 14,6%; 9,1% - в Евросоюзе, 7,6% - в Японии. На отдельные  товары этот уровень существенно  выше. В США, например, 52% импортированного текстиля и одежды облагаются пошлинами  до 35 %; 19% импорта химических товаров  облагаются ставками до 10 %. В Евросоюзе 54% ввозимого текстиля и одежды облагаются ставками до 15 процентов; 60% ввозимых средств  транспорта ставками до 10%.

Не менее высок уровень  таможенного обложения в развивающихся  государствах. Средний взвешенный уровень  таможенного обложения в конце 90-х годов (после реализации снижения пошлин в итоге Уругвайского раунда) составил в Аргентине - 30,9%; в Бразилии - 27%; в Чили - 24,9%, в Индии - 32,4%, в  Мексике - 33,7%; на Филиппинах - 22,2%, в Таиланде - 28%, в Турции - 22,3%, в Венесуэле - 30,9% . Этот уровень в два раза и  более превышает средний уровень  таможенного обложения в России. 
Особенно высоким во многих странах остается уровень таможенного обложения сельскохозяйственных продуктов. Соглашение по сельскому хозяйству ВТО установило, что все нетарифные барьеры, действовавшие в сельскохозяйственной торговле в так называемый базовый период (1986-1988гг.), должны были быть преобразованы в эквивалентные тарифные ставки (так называемая тарификация). Полученные тарифные ставки были добавлены к действующим таможенным пошлинам. А затем полученный уровень таможенного обложения должен был быть снижен к 1.1.2000 на 36%.

В результате средний уровень  таможенного обложения сельскохозяйственных товаров на названную дату вырос  и составил 96% в Евросоюзе и 23% в США. Ставки пошлин на отдельные сельскохозяйственные товары далеко превысили этот размер. Например, в Японии пошлина на рис - 444%, на пшеницу - 193%; в США пошлины на молочные продукты - 93%, на сахар - 91%; в Евросоюзе пошлины на рис - 231%, на молочные продукты - 205%, на сахар - 279%.

Можно добавить, что характерная особенность современной тарифной политики - это так называемая «тарифная эскалация» - повышение ставок пошлин по мере увеличения степени обработки товаров.

Все отмеченное выше свидетельствует  о том, что современный таможенный тариф ведущих государств мира глубоко  дифференцирован как по числу  товарных позиций (по своей товарной номенклатуре), так и по высоте ставок пошлин.

В последнее десятилетие  в зарубежной практике существенно  продвинулись три направления, в  конечном итоге определяющие порядок  применения ставок пошлин к ввозимым товарам и их реальный уровень: классификация  товаров в рамках ГС, определение  страны происхождения товаров и  определение таможенной стоимости.

В отношении классификационных  решений новая редакция Конвенции  КИОТО рекомендует таможенным властям  принимать обязывающие предварительные  решения по просьбе заинтересованных лиц (рекомендация 9.9). Такие решения  должны быть разосланы во все таможни  страны и открыты для информации всех заинтересованных лиц. В конвенции КИОТО предусматривается, что национальное законодательство должно определить форму подачи заявления с просьбой о предварительном решении, а также сформулировать четкие требования о сопровождающих заявление реквизитах (фотографии, образцы, подробное описание товара). Рекомендуемая продолжительность действия предварительного классификационного решения от одного года до пяти лет.

Таможенная стоимость  импортных товаров в странах-членах ВТО определяется на основе Соглашения о применении статьи VII ГАТТ - 1994. Соглашение четко определяет, что основным методом  определения таможенной стоимости  является стоимость товаров в сделке. Переход к другим методам оценки осуществляется в ходе консультаций между таможенными властями и импортером, цель которых только последовательный выход на другие базы оценки. Переход к 3,4,5 и другим методам таможенной оценки осуществляется последовательно. И только в том случае, если таможенные власти не примут таможенную стоимость, основанную на предшествующем методе. О чем таможенные власти должны немедленно в письменной форме известить импортера, дав ему время на ответ. Соглашение о таможенной стоимости определяет четкие критерии, которыми должны руководствоваться таможенные власти, используя методику этого Соглашения. В отношении страны происхождения товаров действующие унифицированные правила касаются импортных товаров, ввозимых из развивающихся государств и пользующихся преференциальными пошлинами.

Информация о работе Таможенная политика зарубежных стран