Таможенная политика – составная часть внутренней и внешней политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

В условиях глобализации по сути происходит интеллектуальный передел мира, предполагающий ожесточение борьбы за преимущественное обладание последним неподеленным ресурсом - интеллектом, создающим наукоемкую продукцию. Миру уже известны три подобных передела: территориальный, международный передел капиталов и длящийся в течение нескольких последних десятилетий технологический передел.

Содержание

Введение
Глава 1 Таможенная политика как составная часть внешней и внутренней политики государства
Понятие «таможенная политика»
Цели и задачи таможенной политики
Субъекты таможенной политики
Структура таможенной политики
Приоритеты таможенно – тарифного регулирования в период 2012 – 2013 г.
Глава 2 Вступление России в ВТО: Таможенный аспект экономической безопасности
2.1 Вступление России в ВТО
2.2 Таможенная политика РФ в свете вступления в ВТО

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсяк по таможенному делу.docx

— 75.95 Кб (Скачать файл)

АНОО ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-

ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ»

 

Экономический факультет

 

Кафедра менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Таможенная политика – составная часть 

внутренней и  внешней политики РФ

 

 

Выполнил:

студентка 4 курса

экономического отделения

специальности

экономист на предприятии  и таможне

Пономарева Оксана Сергеевна

__________________________

Научный руководитель:

Радцевич Г.А.

__________________________

 

 

Воронеж 2012

Оглавление

Введение

Глава 1 Таможенная политика как составная часть внешней  и внутренней политики государства

    1. Понятие «таможенная политика»
    2. Цели и задачи таможенной политики
    3. Субъекты таможенной политики
    4. Структура таможенной политики
    5. Приоритеты таможенно – тарифного регулирования в период 2012 – 2013 г.

Глава 2 Вступление России в  ВТО: Таможенный аспект экономической  безопасности

2.1 Вступление России в ВТО

2.2 Таможенная политика РФ в свете вступления в ВТО

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важнейшая роль в деле обеспечения  экономических интересов государства  принадлежит таможенной системе  страны. Участвуя в регулировании  внешнеторгового оборота и осуществляя  фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный  бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем. Путем разумных протекционистских  мер таможенная служба оберегает  национальную промышленность.

В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала  «открытой», а государственные границы  «прозрачными» или во многих местах «размытыми», гораздо более сложной  и масштабной, чем раньше, стала  проблема экономической безопасности Российской Федерации.

Современная ситуация наглядно свидетельствуют  о том, что для достижения успехов  в любой сфере жизнедеятельности  социума - политической, экономической, культурной и др. - необходима глубоко  осмысленная, четко сформулированная и последовательно проводимая политика, защищающая интересы общества и государства. Для современной России, оказавшейся  одновременно в условиях как продолжения  преобразований в важнейших областях, так и значительного возрастания  глобальных вызовов и угроз, особенно актуальными становятся разработка и проведение эффективной, отвечающей реалиям и ориентированной на переход к инновационному типу развития государственной таможенной политики, призванной быть одним из основных регуляторов внешнеэкономических  связей и внешнеполитической деятельности.

Интенсивное проведение исследований, разработка на их основе новейших технологий и выход с ними на мировые рынки  для последующего развертывания  международной интеграции в научно-производственной сфере в рамках формирующейся  глобальной экономики фактически уже  стали стратегической моделью экономического роста, взятой на вооружение индустриально  развитыми странами. Причем интеллектуальные ресурсы, наряду с новейшими технологиями, не только определяют перспективы хозяйственного роста, ни и служат показателем уровня экономической независимости и  благосостояния страны.

В условиях глобализации по сути происходит интеллектуальный передел мира, предполагающий ожесточение борьбы за преимущественное обладание последним неподеленным ресурсом - интеллектом, создающим наукоемкую продукцию. Миру уже известны три  подобных передела: территориальный, международный  передел капиталов и длящийся в течение нескольких последних  десятилетий технологический передел.

Каждый из них завершался обретением прав контроля за тем или иным видом  мировых ресурсов, а также огромных экономических и политических преимуществ  теми странами, которые выигрывали в этих процессах, получая возможность навязывать свою волю и условия другим участникам международных отношений.

Таким образом, новые подходы, поиски новых путей формирования и реализации таможенной политики государства требуют  всестороннего научного анализа. Формирование и реализация отвечающей историческим традициям и современным вызовам  государственной таможенной политики представляет собой сложный, разноуровневый и разнонаправленный политический процесс, нуждающийся как в комплексном  предметном исследовании, так и в  создании определенной концептуальной модели.

В то же время приходится констатировать, что процесс формирования и реализации государственной таможенной политики в современной России еще не стал предметом целенаправленных политологических исследований. Сегодня развитие таможенной политики базируется пока лишь на системном  анализе, коммуникационном подходе  с опорой на теорию вероятностей и  модели социального общения, на фрагментарных, порой слабо связанных с текущими внутри- и внешнеполитическими реалиями обобщениях практики развития таможенной политики в рамках международного сообщества или отдельных интегративных  объединений, а также на хотя и  многовековой, но весьма противоречивый отечественный опыт.

Основными этапами формирования и реализации таможенной политики являются:

1. Формирование таможенной политики: разработка стратегии и плана,  законодательное закрепление.

2. Реализация и мониторинг, осуществление  мероприятий по разрешению проблем,  оперативное отслеживание реакции  экономики, рынка, хозяйствующих  субъектов на введение тех  или иных мер с целью выработки  предложений по совершенствованию  таможенной политики.

3. Оценка и регулирование - контроллинг  - оценка адекватности реализуемой  таможенной политики прямым и  косвенным, получаемым, ближайшим  и отдаленным результатам, а  также последствий продолжения  ее осуществления с целью принятия  своевременных решений для ее  корректировки.

 

Глава 1. Таможенная политика как составная часть внешней и внутренней политики государства

1.1 Понятие «Таможенная политика»

Таможенная политика - это комплекс мер и направлений в сфере внешнеэкономической деятельности, осуществляемых через таможенную систему. Таможенная политика включает в себя деятельность государственных органов по применению таможенных пошлин и таможенных сборов, а также таможенных процедур и других средств для достижения определенных экономических, социальных, финансовых и торгово-политических целей. Основными средствами осуществления таможенной политики являются: система экономических инструментов таможенного регулирования, участие в таможенных союзах, зонах свободной торговли и участие в международных конвенциях (договорах), режим прохождения грузов через границу, сеть государственных органов таможенного контроля, необходимые законодательные нормы таможенной деятельности. В ТС действует единая таможенная политика, являющаяся составной частью внешней и внутренней политики ТС. Таможенная политика РФ обеспечивает эффективное использование инструментов таможенного контроля по защите российского рынка, стимулирует развитие национальной экономики, содействует проведению структурной перестройки и иным целям, определенным Федеральным собранием РФ, Президентом РФ и Правительством РФ в соответствии с ТК ТС и другими законодательными актами РФ.

Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д. Таможенная политика - неотъемлемая часть экономической и внешнеторговой политики государства, и поэтому она зависит от целей и задач общей экономической стратегии правительства.

Формирование  таможенной политики любого государства  предполагает два важных подхода  к определению ее направленности - это протекционизм и фритредерство.

Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.

В теории и практике нет конкретного  ответа на вопрос о допустимой степени  регулирования внешней торговли. Когда в 16-18 веках таможенная политика стран базировалась на меркантилистическом  подходе, государства придерживались политики протекционизма. Утверждалось, что каждая нация заинтересована в увеличении своего экспорта и всячески должна сдерживать импорт, а сторонники этой теории предлагали всяческое ограничение импорта посредством протекционизма.

Однако  к концу 18 в. меркантилизм сменила  политика фритредерства («free trade» в  переводе с английского языка  означает «свободная торговля»), смысл  которой в невмешательстве во внешнюю торговлю. Основоположником её принципов является классик мировой  экономики Адам Смит. Он считал труд источником богатства страны и считал необходимостью повышение его эффективности путем стимулирования разделения труда, необходимым условием для развития которого, и является свобода торговли. Смит писал: «Благоразумие каждого семейства в том, чтобы не изготавливать дома предметы, производство которых обходится дороже, нежели при покупке их на стороне. Так, например, портной ведь не станет шить сапоги для себя сам, а купит их у сапожника. Точно так же и сапожник не попытается шить для себя одежду, а обратится за услугой к портному».

Свобода торговли - это основной принцип  в теории и практике внешнеэкономической  деятельности государств с рыночной экономикой. Согласно ей, странам следует специализироваться в той области, в которой они имеют преимущества экономического, природного или иного характера. Например, Япония или США - одни из лидеров в производстве высокотехнологических товаров: автомобилестроение, производство бытовой техники. А страны третьего мира более перспективны в сфере текстильной, кожевенной промышленности. Массовое производство определенного вида продукции в различных странах дает возможность повышения ее качества при наименьших затратах, а это, в свою очередь, выгодно потребителям. Кроме этого специализация стран создает предпосылки для увеличения конкуренции. В результате происходит экономическое развитие всех стран, вовлеченных в глобальное разделение труда.

Таможенная  политика, основанная на защитных мерах  в большинстве случаев вредна для национальной экономики, особенно при длительном применении, так как  уничтожает дух конкуренции, и снижает  побудительные мотивы к созданию качественной продукции. Немаловажно  и то, что использование протекционизма рано или поздно спровоцирует другие государства на введение ответных мер. Эти взаимные действия приведут к торговым войнам, и в результате пострадают обе стороны.

Использование системы протекционизма дает нужный результат в таких случаях как:

- создание отечественным предприятиям благоприятных условий для утверждения на рынке и развития производства, особенно когда речь идет о молодых отраслях экономики;

- когда таможенные тарифы - один из основных источников пополнения бюджета страны;

- если производство конкретной продукции являет собой предмет национального престижа;

- с целью формирования запасов продукции для благосостояния страны в будущем.

Таким образом, при определении  таможенной политики странам следует  найти оптимальное соотношение  в области применения свободной  торговли и протекционизма.

И, наконец, действовавший порядок  исчисления таможенных пошлин и их внесения в союзный бюджет. Понятие "таможенная пошлина" было подменено  термином "таможенные доходы", в  результате чего организации, импортирующие  товары, перечисляли в бюджет не пошлину, а разницу между стоимостью товара на внешнем и внутреннем рынках. Такое положение считалось вполне нормальным в эпоху жесткой централизации  внешней торговли, отрыва процесса ее осуществления от непосредственных производителей или потребителей товаров, господства административно-командных  методов управления этой деятельностью. В условиях демократизации внешнеэкономических  связей, вовлечения в экспортно-импортные  операции практически всех предприятий, организаций, совместных предприятий  и производственных кооперативов требуется  разработка эффективной таможенной политики и принятие нового таможенного  тарифа, которые бы учитывали изменения, происходящие в этой важной сфере  хозяйственной деятельности.

Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного  оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения  и формальности, связанные с практикой  внешнеторгового лицензирования и  квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).

Административные  инструменты регулирования внешней  торговли просто необходимы на современном  этапе. С их помощью государство  в условиях самостоятельного осуществления  большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового  дефицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах - торговых партнерах России.

Информация о работе Таможенная политика – составная часть внутренней и внешней политики РФ