-
обеспечение доступа к использованию
передового иностранного оборудования
и технологий. Решение этой задачи
осуществляться путем снижения
или обнуления ставок ввозных
таможенных пошлин на импорт
высокотехнологичного оборудования,
комплектующих, готовых изделий
производственного назначения, способствующих
повышению технического и технологического
уровня отечественного производства
и не имеющих аналогов в
Российской Федерации;
-
привлечение иностранного капитала
в высокотехнологичные сектора.
Решение данной задачи будет
осуществляться путем повышения
степени эскалации таможенного
тарифа и снижения/обнуления ввозных
пошлин на комплектующие, необходимые
для переноса производства современных
конкурентоспособных готовых изделий
на территорию России, в том
числе в целях формирования
новых экспортных плацдармов;
-
совершенствование и придание
комплексного характера системе
поддержки экспорта, в первую
очередь высокотехнологичных товаров.
Решение этой задачи потребует
применения как имеющихся таможенно-тарифных,
финансовых и организационно-экономических
инструментов содействия развитию
экспорта товаров с высокой
степенью переработки, так и
нахождения новых форм и методов
стимулирования экспортноориентированных
производств и продвижения отечественной
продукции на внешние рынки.
На основе конкурентных преимуществ,
создаваемых инструментами поддержки,
необходимо обеспечить решение
задач по диверсификации отечественного
экспорта, расширению его ассортимента
за счет наукоемких, инновационных
продуктов;
-
стимулирование развития производственно-технологической
кооперации российских и иностранных
компаний. В 2011 году в рамках
реализации Страновых планов действий
на новый уровень должна была поднята
работа по программированию отраслевых,
кластерных проектов международного сотрудничества
в сферах, в которых имеется обоюдная заинтересованность
России и стран-партнеров.
Приоритеты
инновационного развития России требуют
комплексного, целевого использования
инструментов таможенно-тарифной политики
в направлении создания условий
для интеграции отечественной экономики
в глобальное инновационное пространство,
более интенсивного, в том числе
на конкурентной основе, взаимодействия
с внешними рынками высокотехнологичной,
инновационной продукции. Таможенно-тарифная
политика должна стать одним из ключевых
факторов обеспечения конкурентных
преимуществ российского инновационного
бизнеса на мировом рынке.
В
целях содействия эффективной реализации
таможенно-тарифной политики приоритетными
являются следующие направления
таможенного администрирования:
1.
Совершенствование таможенных операций,
связанных с помещением товаров
под таможенную процедуру, предусматривающее:
-
сокращение срока выдачи разрешения
на выпуск товаров, объема представляемой
информации и документов в
зависимости от формы таможенного
декларирования (письменная, электронная),
видов таможенной декларации, таможенной
процедуры, категорий товаров
и лиц;
-
переход на систему электронного
декларирования, исключающую необходимость
подачи таможенных документов
на бумажных носителях;
-
сокращение в таможенном законодательстве
коррупциогенных норм, а также
норм, требующих издания ведомственных
нормативных актов.
2.
Установление процедур упрощенного
оформления не облагаемых экспортными
пошлинами и несырьевых товаров
и импорта высокотехнологичного
оборудования, материалов, сырья и
комплектующих для производственных
нужд, предусматривающее расширение
механизмов финансовых гарантий,
в том числе исключающих необходимость
подтверждения таможенной стоимости
при экспорте не облагаемой
экспортными пошлинами высокотехнологичной
продукции.
3.
Переход на применение порядка
возмещения НДС по экспортным
сделкам исключительно на информационной
основе ФТС России и ФНС
России, исключающего необходимость
представления экспортерами и
транспортными организациями для
этих целей в ФНС России
бумажных носителей.
4.Совершенствование
таможенного администрирования
при применении таможенных процедур
переработки и свободной таможенной
зоны. Другим, не менее важным
приоритетом таможенно-тарифной
политики в 2013 году останется
повышение конкурентоспособности
российских производителей, защита
их экономических интересов на
внутреннем и внешних рынках.
В
этих целях будет осуществляться:
[3]
-
дальнейшее совершенствование структуры
ЕТТ и усиление его регулирующей
роли при одновременном сохранении
фискальной функции таможенно-тарифного
регулирования при наличии экономической
целесообразности.
-
разработка при осуществлении
крупномасштабных экономических
проектов долгосрочных графиков
изменения пошлин, целевым образом
привязанных к реализации отраслевых
стратегий повышения конкурентоспособности,
освоения новых продуктов и
видов деятельности;
-
сочетание применения инструментов
таможенно-тарифной и нетарифной
политики, что создаст возможности
для комплексной защиты национальных
экономических интересов во внешней
торговле;
-
обеспечение стабильности и прозрачности
регулирующей среды во внешней
торговле в соответствии с
мировой практикой и нормами
ВТО, что должно создать элементы
предсказуемости для экономических
операторов и инвесторов. Уровень
ставок ЕТТ, процедуры таможенного
администрирования должны обеспечивать
соблюдение государственных интересов
во внешнеэкономической сфере
и одновременно быть необременительными
для участников ВЭД;
-
активное использование специальных
инструментов для регулирования
импорта в аграрном секторе
(сезонные пошлины, пошлины на
основе ценовых диапазонов, тарифные
квоты). Применение этих мер будет
системно увязано с мерами
государственной политики в области
сельского хозяйства на основе
постоянного мониторинга производства
и торговли важнейшими видами
сельскохозяйственной продукции
и продуктов питания в целях
обеспечения баланса интересов
производителей и потребителей,
недопущения резких колебаний
цен, в том числе сезонного
характера;
-
совершенствование системы тарифных
преференций таможенного союза.
С 1 января 2010 г. вошли в действие
Перечень развивающихся стран - пользователей
системы тарифных преференций таможенного
союза, Перечень наименее развитых стран
- пользователей системы тарифных преференций
таможенного союза, Перечень товаров,
происходящих и ввозимых из развивающихся
и наименее развитых стран, при ввозе которых
предоставляются тарифные преференции,
утвержденные Решением Межгосударственного
Совета Евразийского экономического сообщества
(высшего органа таможенного союза) от
27 ноября 2009 г. № 18 и Решением Комиссии
таможенного союза от 27 ноября 2009 г. №
130. Рассмотрение Комиссией таможенного
союза в 2012-2013 годах предложений по корректировке
указанных перечней будет учитывать перечень
стран Всемирного банка, не классифицируемых
как страны с высоким уровнем дохода, а
также перечень наименее развитых стран
ООН;
-
рационализация системы таможенных
льгот, в том числе сокращение
числа льгот, искажающих регулятивную
функцию таможенного тарифа. Это
потребует проведения дальнейшей
корректировки нормативной правовой
базы в этой области в рамках
таможенного союза России, Белоруссии
и Казахстана в направлении
унификации льгот и четкой
регламентации случаев их применения.
Работа по дальнейшей рационализации
системы таможенных льгот будет
осуществляться в 2013 году на
основе анализа практики их
использования участниками внешнеэкономической
деятельности в предшествующие
периоды в каждой из стран;
-
совершенствование правил определения
страны происхождения товаров
в Содружестве Независимых Государств.
В 2013 г. будет продолжена работа по оптимизации
Перечня условий, производственных и технологических
операций, при выполнении которых товар
считается происходящим из той страны,
в которой они имели место, в том числе
предстоит сформировать единую позицию
государств-участников таможенного союза
на переговорах по данному вопросу в рамках
СНГ;
-
усиление функций мониторинга
во внешнеэкономической сфере,
связанное с растущими рисками
внешней среды и быстро расширяющимся
вовлечением России в процессы
международного обмена, что, наряду
с очевидными преимуществами, может
нанести при развитии кризисных
явлений и высокой волатильности
рынков серьезный ущерб отечественной
экономике. Новые, масштабные
задачи, стоящие перед российской
экономикой, требуют эффективного
применения данного инструмента,
позволяющего на основе комплексного
оперативного анализа вырабатывать
планы превентивных мер таможенно-тарифного
регулирования, находить эффективные
схемы включения российских экономических
операторов в систему мирохозяйственных
связей.
Не
менее важным приоритетом таможенно-тарифной
политики в 2013 году будет являться совершенствование
механизмов установления экспортных пошлин
в целях сбалансирования фискального
и конкурентного эффектов, чтобы
меры, принимаемые в этой области,
не привели к снижению ценовой
конкурентоспособности российских
товаров на мировых рынках и, как
следствие, потере рынков сбыта. Будут
приняты меры по совершенствованию
механизма установления экспортных
пошлин в отношении нефтепродуктов.
Комплексного изучения потребует вопрос
выравнивания ставок вывозных таможенных
пошлин на «светлые» и «темные» нефтепродукты.
В
целом комплексная увязка таможенно-тарифных
мер стимулирования экспорта с другими
важнейшими инструментами рационализации
экспортной деятельности (финансовыми,
организационными, информационными, торгово-политическими,
политико - дипломатическими и пр.) должна
стать в 2013 году основой экспортной
политики. В 2012-2013 годах направления
и приоритеты таможенно-тарифной политики
будут определяться задачами содействия
дальнейшему поступательному развитию
российской экономики и единого
экономического пространства России,
Белоруссии и Казахстана. Кроме того,
в случае присоединения стран-членов
таможенного союза к ВТО таможенно-тарифное
регулирование будет подчиняться
обязательствам первого этапа имплементационного
периода и поэтапного снижения ставок
ввозных таможенных пошлин в конкретных
отраслях экономики. Приоритет будет
отдаваться импорту высокотехнологичного
оборудования, использование которого
способно реально повысить конкурентоспособность
отечественной продукции и увеличить
экспорт. Сохранятся вывозные таможенные
пошлины в отношении узкого круга
товаров, прежде всего топливно-энергетической
группы, а также в отношении
необработанного леса, лома и отходов
черных и цветных металлов, цветных
металлов в случае высокого уровня
мировых цен.
Конкретные
меры таможенно-тарифной политики будут
тесно интегрированы в отраслевые
программы и стратегии модернизации
и повышения конкурентоспособности.
Будет в полном объеме реализована
концепция «зеленого коридора»
для инновационной продукции, что
обеспечит существенное улучшение
условий внешнеэкономической деятельности
для российских инновационных компаний.
Глава 2
Вступление России в ВТО: Таможенный
аспект экономической безопасности
2.1 Вступление России в ВТО
ВТО
- одна из трех международных (наднациональных)
структур, которые были созданы после
второй мировой войны по инициативе
мировой олигархии правительствами
западных стран, прежде всего США
и Великобритании. Две другие структуры
- Международный валютный фонд (МВФ)
и Всемирный банк (ВБ). Указанные
три организации, по замыслу мировой
олигархии, должны были формировать
послевоенный «новый мировой порядок»
в направлении постепенного продвижения
к созданию мирового правительства.
Прекрасно понимая замыслы мировой
олигархии, руководство СССР отказалось
от членства во всех трех организациях
(хотя нас достаточно активно туда
затягивали).
Первоначально
ВТО называлась Генеральным соглашением
по тарифам и торговле (ГАТТ). Организация
была призвана регулировать таможенные
тарифы (преимущественно импортные)
в направлении постепенного их снижения
и либерализации международной
торговли в интересах крупнейших
транснациональных организаций. Примерно
первые 40-50 лет своего существования
(с момента создания в 1947 г.) ГАТТ
в основном занималось «разборками» по
поводу раздела рынков в группе экономически
развитых стран. После развала стран социалистического
лагеря приоритеты ГАТТ были изменены:
ТНК стали использовать организацию для
раздела богатого «трофея» в виде рынков
бывших социалистических стран и уничтожения
их национальных предприятий как своих
конкурентов. В 1995 году ГАТТ было преобразовано
в ВТО. Переговоры о присоединении России
к организации начались еще в 1993 году.
Сегодня в ВТО состоит 153 страны, организация
контролирует 97% мировой торговли. [6]
О
последствиях вступления России в ВТО
уже говорилось и писалось много.
Можно подробно говорить о последствиях
для отдельных секторов, отраслей
и производств экономики, для
разных регионов, для разных социальных
групп населения. Но попробуем обрисовать
картину крупными «мазками».
Совершенно
непонятно, о каком развитии рыночных
отношений и развитии добросовестной
конкуренции может идти речь в
условиях, когда отечественные товаропроизводители
и международные гиганты поставлены
в заведомо неравные стартовые условия.
Однако, это заявляется чуть ли ни основной
целью вступления России в ВТО.