Таможенная политика – составная часть внутренней и внешней политики РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

В условиях глобализации по сути происходит интеллектуальный передел мира, предполагающий ожесточение борьбы за преимущественное обладание последним неподеленным ресурсом - интеллектом, создающим наукоемкую продукцию. Миру уже известны три подобных передела: территориальный, международный передел капиталов и длящийся в течение нескольких последних десятилетий технологический передел.

Содержание

Введение
Глава 1 Таможенная политика как составная часть внешней и внутренней политики государства
Понятие «таможенная политика»
Цели и задачи таможенной политики
Субъекты таможенной политики
Структура таможенной политики
Приоритеты таможенно – тарифного регулирования в период 2012 – 2013 г.
Глава 2 Вступление России в ВТО: Таможенный аспект экономической безопасности
2.1 Вступление России в ВТО
2.2 Таможенная политика РФ в свете вступления в ВТО

Заключение

Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсяк по таможенному делу.docx

— 75.95 Кб (Скачать файл)

По  мнению экспертов Европейского Союза, жизнеспособность системы ВТО доказывает не только факт вхождения в нее  всех крупных торговых наций, но и  существенными экономическими выгодами. Среди которых, снижение протекционистских  барьеров для свободного товарообмена, что положительно влияет на социально-экономическую  ситуацию в странах-членах организации, а также на жизненно-важные интересы граждан, посредством понижения  стоимости жизни.

С точки зрения специалистов МЭРТ России снижение торговых барьеров приведет к удешевлению не только готовых  импортируемых товаров и услуг  на российском рынке, но и позволит отечественной продукции, в производстве которой используются импортные  компоненты, быть конкурентноспособной.

Помимо  уменьшения стоимости импортной  продукции, расширится ассортимент  выпускаемых российских товаров  и услуг, которые ввиду снижения цен на импортные материалы, компоновочные  части и оборудование также дешевеют. Таким образом, импортная конкуренция  стимулирует эффективное отечественное  производство и, следовательно, косвенно снижает цены и повышает качество выпускаемой продукции. Кроме того, в результате более активного  товарообмена развиваются новые  технологии, как это произошло, например, с мобильной связью в России. Увеличение экспорта отечественной продукции  в свою очередь повышает доходы производителей, налоговые поступления в бюджет.

Проводимая  в России политика протекционизма, направленная, прежде всего на поддержку  отечественного производителя, как  нам представляется, не может решить основных экономических проблем  ускоренного развития страны. Напротив, высокие торговые барьеры вызывают в ряде отраслей снижение эффективности  производства и качества отечественной  продукции. В условиях государственного ограничения импорта происходит неизбежное повышение цен на нее, что негативно отражается на объемах  продаж, и в конечном итоге сказывается  на благосостоянии населения в целом.[4]

Отмеченная  экспертами неэффективность государственного управления на этапе проведения социально-экономических  реформ в России ведут к низкой конкурентноспособности, не эффективной  производительности труда и снижению темпов экономического роста, что объективно сказывается на уровне жизни абсолютного  большинства населения страны. Вместе с тем, тяжелое бремя налогов  и таможенных платежей сохраняют  для недобросовестных участников ВЭД  высокую привлекательность «черных» и «серых» схем ведения теневого бизнеса в России, вынуждая его  «бросаться» в стихию контрабанды  и недостоверного декларирования.

В свою очередь, как мы установили, в  силу этих и иных причин в стране неуклонно растет уровень экономической  преступности, а вместе с ней расходы  на содержание и численность правоохранительных органов. В тоже время, очевидно, что  даже повышение эффективности их деятельности в разы не приведет к  разрешению сложившегося в постсоветский  период конфликта интересов и  социально-экономических противоречий государства и общества.

Вот почему, в числе положительных  факторов нашего будущего членства в  ВТО может стать устранение, сдерживающих эффективное развитие национального  бизнеса многочисленных правовых и  административных препятствий, запретов и ограничений, том числе, искусственно созданных неблагоприятных экономических  условий хозяйствования. В числе  других факторов, влияющих на положительную  динамику развития страны, можно выделить создание адекватной системы таможенного-тарифного  и валютного регулирования, таможенного  контроля. Принятие управленческих решений, связанных с существенным снижением  таможенных ставок на ввоз технологического оборудования и товаров, не производимых на территории России, реформой таможенной системы направленной на упрощение  таможенных процедур и создание благоприятных  условий для расширения экспорта товаров с высокой добавленной  стоимостью. В этой связи повышение  открытости экономики России в рамках будущего членства в ВТО можно  рассматривать как мощные стимулы  к диверсификации структуры экономики  и привлечения в нее зарубежных инвестиций.

Вместе  с тем, оценивая положительные стороны  присоединения России к ВТО, необходимо объективно и всесторонне проанализировать, а при необходимости спрогнозировать  возможные негативные последствия  для экономики, социальной и правовой сферы страны. На основе научного анализа  разработать и предложить обществу систему государственных мер (политических, экономических, социальных, информационных, организационных, правоохранительных и иных) по «безболезненному», по возможности, вхождению России в эту международную  организацию и ее максимально  мягкой адаптации к возможным  негативным последствиям.

Остановимся подробнее на содержании возможных  правоохранительных мер, связанных  с нейтрализацией и управлением  возможными угрозами и рисками экономической  безопасности в процессе переходного  периода вхождения России в ВТО.

В условиях, продолжаюшегося процесса либерализации таможенного дела и рынка околотаможенных услуг, с учетом действия неблагоприятных  факторов: открытости государственных  границ, высокого уровня преступности, по мнению автора, особую опасность  могут представлять поспешные политические решения и уступки, принятые под  давлением международных экспертов  ВТО об ускоренном выполнении обязательств российской стороной, в том числе  по демонтажу и коренному реформированию, сложившихся в России систем организации  таможенного контроля и правоохранительной деятельности

В этой связи, нужна концептуально  разработанная и согласованная  модель поэтапного перехода таможенных органов к новым эффективным  формам и методам государственного контроля. По нашему мнению, вектор его  развития будет смещаться в направлении  создания и развертывания системы  т.н. таможенного постаудита, а также  управляемого процесса реформирования деятельности таможенных органов.

Представляется, что в прогнозируемых изменениях экономической обстановки, связанной  с вступлением России в ВТО, критериями их оценки будет их способность решать следующие приоритетные задачи:

- поддержание на должном уровне  и повышение эффективности системы  правоохранительных и оперативно-розыскных  мер по противодействию контрабанде,  иным таможенным преступлениям;

-дальнейшее  совершенствование деятельности  информационно-аналитических подразделений  таможенных органов по добыванию,  накоплению, анализу, обобщению и  прогнозированию оперативной обстановки. Активное участие в предупреждении  угроз и вызовов экономической  безопасности страны путем выявления  новых криминальных схем и  способов совершения контрабанды,  недостоверного декларирования, других  таможенных преступлений и правонарушений, а также в формировании новых  профилей риска и защищенных  таможенных технологий;

- создание общенациональной доступной  системы надежного и результативного  взаимодействия оперативных и  следственных подразделений правоохранительных  органов России и зарубежных  государств (борьба с контрабандой, наркобизнесом, терроризмом);

- внесение поправок в Федеральные  законы, направленных на предоставление  таможенным органам права ведения  предварительного следствия по  уголовным делам о таможенных  преступлениях и др.

Представляется  очевидным, что в условиях вступления в ВТО таможенная политика России, связанная с отказом от массового  использования жестких административных мер, а также мер тарифного  и нетарифного регулирования, создания режима таможенного сервиса в  формах упрощения таможенных процедур приведет к созданию, требуемых правилами  ВТО, благоприятных экономических, правовых и организационных условий  для национального и международного бизнеса. Однако указанные меры не могут  и не должны проходить в условиях отказа или существенного снижения в ближайшей перспективе уровня государственного таможенного и  правоохранительного контроля.

Приведенный анализ тенденций таможенной политики показывает, что в условиях вступления России в ВТО возникает объективная  потребность в научном осмыслении и прогнозе вероятного развития процессов  и явлений в сфере экономики  и таможенного дела, а также  всего комплекса проблем, связанных  с обеспечением экономической безопасности страны.

Заключение

 
Государственная таможенная политика представляет собой совокупность стратегических и тактических мероприятий административно-управленческого  характера, систематически и целенаправленно  осуществляемых специально уполномоченными  органами и направленных на выявление, согласование и реализацию различных  внутри- и внешнеполитических интересов  общества и государства посредством  таможенного дела. 
Сущностными характеристиками государственной таможенной политики являются: 
- внутренняя системность, т.е. наличие органично взаимосвязанных, находящихся в структурной соподчиненности и осуществляемых в соответствии с общими целями и задачами стратегических и тактических мероприятий административно-управленческого характера; 
- внешняя системность, т.е. связанность с другими направлениями деятельности государства, вписанность в контекст его текущего внутри- и внешнеполитического курса; 
- целенаправленность, т.е. ориентированность на достижение конкретных результатов в целом ряде сфер жизни общества и государства – экономической, социальной, политической и т.п.; 
- ориентированность на административно-управленческие механизмы, т.е. использование в ходе ее осуществления таких приемов управления, как принятие решений, организация, регулирование, контроль, надзор, учет и т.п.;

- обусловленность интересами общества  и государства. 
Факторами, определяющими сущностные черты государственной таможенной политики в современных условиях, выступают: 
- экономическая система государства (производство, распределение, налоги, занятость и т.д.);  
- социальная система (социально-демографические характеристики, социальная стратификация и т.п.);  
- политико-правовая система (политические институты, политическая культура населения, особенности политического режима и др.);  
- система международных отношений (положение основных игроков на международной арене, их ресурсы, характер внешнеторгового законодательства и т.д.); 
- технологическая система (наличие высокотехнологических и инновационных производств, характерных для информационногообщества и т.п.). 
В условиях глобализации формирование и реализация государственной таможенной политики предполагают, наряду с опорой на общемировые тенденции и закономерности, учет специфических внутри- и внешнеполитических условий конкретного национального сообщества. 
Государственная таможенная политика должна быть неразрывно связана с основными параметрами его политического, экономического, социального, научно-технического и т.д. развития, а также соответствовать внутренним и внешним реалиям, в которых это сообщество находится, т.е. органично вписываться в контекст ситуации различного уровня. Государственная таможенная политика призвана защищать национальные интересы, определяемые в том числе исходя из особенностей социально- экономической структуры страны. Она является инструментом сохранения и укрепления единого политического, экономического, правового и социокультурного пространства государства. 
Государственная таможенная политика как одно из направлений внутренней и внешней политики на современном этапе предполагает: 
- превращение таможенного администрирования в реально действующий инструмент государственного регулирования внешнеторгового оборота; 
- разработку и унификацию процедур таможенного оформления и контроляиностранных товаров;  
- максимальное приближение функций таможенного администрирования к потребностям субъектов внешнеэкономических отношений; расширение и укрепление системы таможенных органов, усиление их технической оснащенности и обеспечение высококвалифицированными кадрами, создание и развитие объектов таможенной инфраструктуры;  
- обеспечение защиты экономического суверенитета и безопасности государства. 
Контуры концептуальной модели государственной таможенной политики включают в себя такие основные направления, как:  
- создание механизма формирования и реализации таможенной политики; 
- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории страны; взаимодействие с другими государствами в части наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на территории страны; 
- реализация торгово-политических задач по защите национального рынка; 
- содействие в проведении структурной перестройки и других задач экономической политики государства. 
В заключение можно сказать, что в современной России особенности формирования и реализации таможенной политики, являющейся составной частью политического курса страны, обусловлены, наряду с внутренними и внешними факторами, спецификой организации российского политического и экономического пространства, а также действующим федеральным законодательством в таможенной сфере. При формировании и реализации государственной таможенной политики необходимо ориентироваться на такую систему приоритетов, как:  
- открытое обсуждение основных направлений таможенной политики РФ;  
- учет законных интересов всех участников таможенной сферы деятельности; осуществление полноценной административной, правовой, организационной, материально-технической и т.п. поддержки государством мероприятий в таможенной сфере. 
Для обеспечения эффективной таможенной политики на современном этапе следует учитывать, что:  
- особенности таможенной политики требуют отношения к ней как к определенной сфере деятельности политических институтов общества, его граждан; 
- таможенная политика должна быть сферой прежде всего государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;  
- таможенная политика должна вырабатываться с учетом интересов субъектов Федерации и быть направлена на оптимизацию отношений между ними.

Список  литературы

1. Габричидзе Б.Н. «Российское таможенное  право». Учебник для вузов. «Норма»  - М., 2007 г.

2. Шапошников Н.Н. «Таможенная политика  России». 2009 г.

3. Делягин М. Вступление в ВТО  кончится для России революцией [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://ykolineage.ucoz.ru/publ/mikhail_deljagin_vstuplenie_v_vto_konchitsja_dlja_rossii_revoljuciej/1-1-0-34

4. Делягин М. Что будет с ипотекой  и кредитными ставками в ВТО? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://delyagin.ru/citation/38509.html

5. Делягин М. ВТО: еще одна  агрессия против России [Электронный  ресурс] - Режим доступа: http://delyagin.ru/news/3529.html

6. Катасонов В.Ю., О ВТО, или о  реальных и мнимых дырах российской  экономики [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.kislorod-books.ru/journal/politika/stati/o-vto-ili-o-realnyh-i-mnimyh-dyrah-rossijskoj-ekonomiki-.html

7. Катасонов В.Ю., ПУТИН ОБЕИМИ РУКАМИ  ЗА ВТО [Электронный ресурс] - Режим  доступа: http://pbs990.livejournal.com/87717.html

8. Катасонов В.Ю,. ВТО и Россия: о  природных ресурсах и преступных  сообществах [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.trinitas.ru/rus/doc/0012/001c/00122443.htm

 

 


Информация о работе Таможенная политика – составная часть внутренней и внешней политики РФ