Таможенная пошлина - основной инструмент торговой политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является исследование экономической природы и функций таможенной пошлины.
Для этого необходимо выполнить следующие задачи:
- дать определение таможенной пошлине как основному инструменту таможенно-тарифной политики;
- выявить экономическую сущность таможенных пошлин;
- рассмотреть основные функции таможенных пошлин

Содержание

Введение
Глава 1. Таможенная пошлина - основной инструмент торговой политики государства.
1.1 Экономическая сущность таможенных пошлин
1.2 Понятие и виды таможенных пошлин.
1.3 Основные функции таможенных пошлин
Глава 2. Ставки таможенных пошлин, методы их расчета.
Глава 3. Особые таможенные пошлины в условиях таможенного союза.
Заключение
Список использованных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

Башкиров Куросвая готов.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение

Глава 1. Таможенная пошлина - основной инструмент торговой политики государства.

1.1 Экономическая сущность таможенных пошлин

1.2 Понятие и виды таможенных пошлин.

1.3 Основные функции таможенных  пошлин

Глава 2. Ставки таможенных пошлин, методы их расчета.

Глава 3. Особые таможенные пошлины в условиях таможенного союза.

Заключение

Список использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Таможенно-тарифная политика в современных условиях является наиболее важным направлением в регулировании внешнеэкономической деятельности. Таможенно-тарифная политика неразрывно связана с внутренней экономической политикой, поэтому ее содержание обусловлено задачами расширенного воспроизводства, которые государство решает в рамках своего национального хозяйства.

Под таможенно-тарифной политикой обычно понимается деятельность государства, направленная на развитие и регулирование экономических отношений с другими странами путем установления определенных ставок таможенных пошлин на товары, а также выработку методов и средств, обеспечивающих достижение поставленных целей и сохранение впоследствии достигнутых результатов.

Основным элементом таможенно-тарифной политики и таможенно-тарифного регулирования является таможенная пошлина.

Таможенные пошлины показывают основное направление проводимой государством на данном этапе экономического развития таможенной политики для обеспечения, в первую очередь, экономических и внешнеэкономических интересов страны и отражают положение и роль страны на мировых рынках отдельных товаров. Таможенные пошлины - это платежи, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей.

Целью данной курсовой работы является исследование экономической природы и функций таможенной пошлины.

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

- дать определение таможенной пошлине как основному инструменту таможенно-тарифной политики;

- выявить экономическую сущность  таможенных пошлин;

- рассмотреть основные функции  таможенных пошлин;

- выделить основные классификации и виды таможенных пошлин;

- определить факторы, влияющие  на величину таможенной пошлины;

- выделить ставки таможенных  пошлин, реализующих основные функции  по товарным группам;

- указать возможные тенденции  дальнейшего развития таможенного  тарифа в реализации его основных функций.

Данная курсовая работа состоит из трех глав. В первой, таможенная пошлина рассматривается как основной инструмент торговой политики государства. Вторая глава посвящена ставкам таможенных пошлин и методам их расчета. А в третей главе рассмотрены особые таможенные пошлины в условиях Таможенного Союза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Таможенная пошлина - основной инструмент торговой политики государства.

1.1 Экономическая сущность таможенных  пошлин

До сих пор остается спорным вопрос о сущности таможенных пошлин.

В соответствии с Законом «О таможенном тарифе» под таможенной пошлиной понимается «обязательный взнос, взимаемый таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза». Однако краткое определение таможенной пошлины, не раскрывает экономической сущности таможенной пошлины [1].

Таможенные пошлины по своей экономической природе являются ценовой категорией, но используются для целей приведения затрат в цене ввозимых товаров к уровню затрат в ценах отечественных товаров для обеспечения равных условий при реализации товаров на территории РФ, а также для финансового обеспечения деятельности государства. Таможенная пошлина уплачивается при перемещении товаров через таможенную границу и соответственно предполагает разовый характер ее применения в каждом конкретном случае перемещения товаров с учетом внешних и национальных условий их производства и реализации [9, с. 493].

Таможенная пошлина зависит от объективно обоснованного уровня внутренних, импортных и экспортных цен и служит инструментом изъятия в доход государства разницы между этими ценами, основой которой в значительной степени является разница между мировой и национальной стоимостью, и здесь таможенная пошлина носит рентный характер [8, с. 4].

Еще одной важной характеристикой этой природы является связь пошлин с ценами. Ведь, как известно, ценам принадлежит центральное место в механизме осуществления экономических процессов. Именно цена обеспечивает соотнесение доходов и расходов экономических субъектов.

Таможенные пошлины теоретически не должны оказывать влияния на уровень цен, так как сами являются разницей в уровне внутренних и мировых цен. Однако на практике изменение ставок таможенных пошлин оказывает влияние на уровень и соотношение цен определенных видов продукции, так как таможенная пошлина является частью цены конкретного товара и частично имеет те же функции, что и цена [8, с. 6].

Связь таможенных пошлин и цен имеет сложный характер. Таможенные пошлины с одной стороны, являются активным участником ценообразования на внутреннем рынке, влияют на цены, с другой - зависят от них. Эта зависимость обнаруживается с количественной стороны пошлин, поскольку общим ориентиром установление их величины по единодушному признанию специалистов, выступает разница между мировыми и внутренними ценами. Данное обстоятельство указывает на то, что таможенные пошлины находятся как бы на «стыке» двух механизмов ценообразования - внутреннего и внешнего. Если принять во внимание, что в соотношении внутренних и мировых цен вообще фокусируются многие фундаментальные проблемы развития и национальной, и мировой экономики, что механизмы функционирования отечественной экономики многим отличается от механизма функционирования мирового хозяйства, будет понятна роль таможенных пошлин в осуществлении контактов национального хозяйства с мировым.

 

1.2 Понятие и виды таможенных  пошлин.

Таможенно-тарифные средства являются старейшим методом регулирования внешнеторгового оборота. Их основу составляют таможенные пошлины, сведенные в таможенные тарифы.

Таможенный тариф - это систематизированный перечень товаров с указанием размеров таможенных пошлин, которыми правительство облагает товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Таможенные тарифы дают представление о том, каким образом государство влияет на экспорт и импорт, способствуя или затрудняя вывоз товаров [8, с. 148]

Таможенные пошлины являются основным инструментом торговой политики государства, с помощью которого регулируется ввоз иностранных товаров, что обеспечивает защиту и развитие отечественного производства, одновременно стимулируя вывоз национальных товаров за рубеж [9, с. 490].

Само слово «пошлина» происходит от слова «пошлый», т.е. древний, давний, исконный, что исстари ведется. Таможенные пошлины существовали еще во времена, предшествовавшие образованию централизованного государства. Изначально это был сбор, который собирался на рынке. С появлением городов взимание пошлины переносится к городским воротам, но отсутствует пограничный характер этого сбора. Только после образования централизованного государства таможенные пошлины становятся таковыми в современном смысле этого слова [6, с. 125].

Таможенные пошлины показывают основное направление проводимой государством на данном этапе экономического развития таможенной политики для обеспечения, в первую очередь, экономических и внешнеэкономических интересов страны и отражают положение и роль страны на мировых рынках отдельных товаров [9, с. 492]. Таможенные пошлины - это платежи, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей [5, с. 28].

Таможенные пошлины могут быть классифицированы по различным признакам, так как взимание их может преследовать различные цели.

По целям взимания пошлины подразделяются на:

- фискальные, основной целью которых  является увеличение финансовых  поступлений в бюджет;

- протекционистские, преследующие  в основном торгово-политические  цели.

По объекту обложения пошлины можно подразделить на:

- ввозные или импортные. Ввозная таможенная пошлина - это платеж, взимаемый таможенными органами России при ввозе товара на таможенную территорию России и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза. Ввозные или импортные пошлины взимаются с импортных товаров или при выпуске товаров с таможенных складов, расположенных внутри страны;

- вывозные или экспортные. Вывозные  пошлины устанавливаются на товары, произведенные на территории  России и вывозимые за ее  пределы. Их торгово-политическая  роль состоит в сокращении  экспорта определенных товаров или в искусственном повышении их цены. Этот вид пошлин часто используется в фискальных целях, а также для выравнивания низкой внутренней цены и высокой на внешнем рынке. Кроме того, вывозные пошлины могут взиматься с товаров, в области экспорта которых страна обладает монополией [6, с. 132];

- транзитные пошлины взимаются  за провоз товара по территории  данной страны.

По способу взимания пошлины делятся на:

- специфические, представляющие собой  определенную сумму, взимаемую с  установленной единицы веса, объема или количества товара;

- адвалорные, устанавливаемые в  виде определенного процента  с цены товара;

- смешанные или комбинированные  пошлины, представляющие собой комбинацию  специфических и адвалорных ставок.

По характеру происхождения пошлины бывают:

- автономные, т.е. устанавливаемые  постановление государственной  власти данной страны вне зависимости  от каких-либо договоров;

- конвенционные (договорные) - это  ставки пошлин, устанавливаемые  в процессе переговоров.

В зависимости от страны происхождения товара пошлины можно подразделить на:

- максимальные (генеральные или  общие), которые устанавливаются  для всех стран;

- минимальные, предоставляемые в  отношении товаров, происходящих  из стран, пользующихся в торговле  с данной страной режимом наибольшего благоприятствования;

- преференциальные - особо льготные  ставки пошлин, предоставляемые  отдельным странам или группам  стран, как правило, развивающимся.

Существует также группа особых пошлин:

- антидемпинговые пошлины - это  особо высокие пошлины, взимаемые сверх обычных при обнаружении факта демпинга, для борьбы с которыми они используются;

- компенсационные пошлины - пошлины, взимаемые с целью нейтрализации  субсидий, предоставляемых экспортерам  для повышения его конкурентоспособности  на рынке;

- карательные пошлины - особо высокие  пошлины (в 3-5 раз превышающие общие), применяющиеся против товаров, происходящих  из стран, осуществляющих в отношении  данного государства дискриминацию, недружественные акты и т.п., то  есть носящие не столько экономический, сколько политический характер;

- сезонные пошлины, действующие  в строго определенное время  для обеспечения рынка определенными  товарами и продуктами в период  их нехватки от национальных  производителей [9, с. 136].

Таможенный тариф является наиболее традиционным инструментом государственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). В его состав входят два элемента - товарная номенклатура и ставки таможенных пошлин. Таможенная пошлина является тем элементом таможенного тарифа, который непосредственно играет роль средства воздействия государства на ВЭД. Это воздействие имеет сложный характер, определяемый рядом факторов. В первую очередь это экономическая природа таможенных пошлин [16, с. 27].

 

1.3 Основные функции таможенных  пошлин

Таможенные пошлины применяются при ввозе в страну иностранных товаров или вывозе отечественных по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом [9, с. 501].

Роль, которую играют таможенные пошлины в экономической системе страны, их значение как инструмента государственного регулирования экономики находит конкретное воплощение в выполняемых ими функциях

Одну из функций составляет функция регулирования, которая непосредственно реализует значение таможенных пошлин как инструмента воздействия государства на экономические процессы. Диапазон возможностей, которыми она обладает, широк. Таможенные пошлины влияют на товарные и денежные потоки, спрос и предложение на отдельные группы товаров, структуру производства. Регулирующий потенциал таможенных пошлин реализуется посредством выполнения ими других функций: распределительной, фискальной, поддержки конкурентной среды.

Распределительная функция пошлин естественно вытекает из их участия в механизме распределения доходов, произведенных в экономике страны. Это участие предполагает выполнение таможенными пошлинами фискальной функции, которая состоит, как известно, в обеспечении доходов государственного бюджета.

Информация о работе Таможенная пошлина - основной инструмент торговой политики государства