Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 18:23, курсовая работа
Целью работы является подробное рассмотрение практического применения таможенных тарифов, эффективность мер тарифного регулирования, их согласованность и соответствие международным нормам и правилам.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1) разобраться в значении таможенной стоимости;
2) рассмотреть основные принципы определения таможенной стоимости;
Введение 3
1. Сущность и значение таможенной стоимости (ТС) 4
2. Исторический аспект и возникновение таможенной стоимости 8
3. Таможенноя стоимость при вывозе и ввозе, сравнительный анализ 13
4. Основные принципы определения таможенной стоимости товаров,
ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза. 25
5. Проблемы таможенной стоимости и пути их решения 43
Заключение 57
Список использованных источников 56
Во второй половине XIII – начало XIV в.в связи с захватом Руси монголо-татары ввели тамгу, усилился сбор дани, пошлины росли, сбор осуществлялся в пользу татарских князей.
К началу XIV в. складывались новые таможенные отношения. На их характер наложили отпечаток оживление хозяйства великих и удельных княжеств, развитие ремесленного производства, развитие живописи, архитектуры, градостроительства. Особенностью этого периода является укрепление власти феодалов.
К началу XVI в. таможенное дело представляло собой, по образному выражению К.В. Базилевича, "Механический конгломерат долголетних исторических напластований". Документы показывают стремление государственной власти влиять на таможенное дело и назревшую необходимость его централизации.
Наступает период реформирования таможенного дела. Определяющую роль в решении этой задачи сыграл вышедший 25 октября 1653 г. Именной указ царя Алексея Михайловича с боярским приговором "О взымании таможенной пошлины с товаров в Москве и городех, с показанием по сколько взято и с каких товаров". Царским указом вместо различных таможенных сборов вводилась рублевая пошлина. Дальнейшему развитию таможенного законодательства послужил Новоторговый устав 1667 г. В последней четверти XVII в. в дополнение к нему было издано около восьмидесяти законодательных и нормативных актов, регламентирующих таможенное дело в Московском государстве. В 1668 г. был принят документ, учреждающий централизованную сдачу таможенных сборов в царскую казну.
В XVIII веке был принят первый протекционистский тарифа России (1724 г.). В тот же период в свет вышел ряд документов, регламентирующих оформление и контроль грузов на море, что нашло отражение в Морском пошлинном уставе 1731 г.
Во второй половине
рассматриваемого периода таможенное
дело осуществлялось на основе включения
механизма таможенного
На рубеже XIX – XX вв. поляризация общественного мнения и связанная с этим борьба идей привели к победе приверженцев протекционизма, которые рассматривали протекционистскую таможенную политику как объективную потребность качественно нового этапа экономического развития Российского государства и средство защиты от экономической экспансии промышленно развитых стран. Был принят протекционистский тариф 1891 г., что вызвало обострение отношений России и Германии и привело к "таможенной войне". Таможенное дело оказалось на острие экономических противоречий, вызванных протекционистскими тарифами. На повестку дня вновь встал вопрос о выборе направленности таможенной политики.
Под давлением Германии Россия пошла на уступки. В 1894 г. был заключен, а затем в 1904 г. пролонгирован конвенционный тариф, в результате чего Россия потеряла самостоятельность в таможенной политике и, по образному выражению Н.Н. Шапошникова, свернула с мирового магистрального экономического пути развития.
В связи с
отсутствием соответствующих
В то же время в начале XX в. усиливается рост таможенных доходов. Это происходило за счет активного ввоза на российский рынок иностранных товаров, получивших право конкурировать с товарами, производимыми в стране.
В начале XX в. активизировалась нормотворческая таможенная деятельность. К дискуссии о целесообразности протекционизма и путях выхода из кризиса таможенной системы была привлечена широкая общественность.
Годы 1921-1991 – переход от протекционизма к государственной монополии на внешнюю торговлю. Его можно условно разделить на три этапа.
Первый этап (1921-1927) – включение таможенного механизма регулирования внешней торговли в период НЭПа.
Второй этап (конец 1927 – 1949) – таможенная служба Советского государства выполняла роль контролера: отвечала за пропуск и регистрацию товаров и пассажиров. Ее численность сократилась после НЭПа в 3 раза, а в годы Отечественной войны таможенная служба состояла всего из 500 человек. В послевоенный период таможенное ведомство насчитывало около 1000 человек.
Третий этап (1949-1986) деятельности таможенного ведомства СССР – Главного таможенного управления Министерства внешней торговли – характеризуется некоторым подъемом в связи с созданием Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в рамках стран народной демократии, а затем социалистического содружества. В этот период были унифицированы таможенное законодательство и правила таможенного контроля, усилено внимание к подготовке кадров, создан межгосударственный высший интеграционный таможенный орган в виде ежегодных совещаний руководителей таможенных служб и их центральный печатный орган – журнал "Социалистический таможенный контроль".
Годы 1986-1991 – функционирование таможенной службы в условиях начала либерализации внешней торговли и перехода к рыночной экономике. Он наступил до распада СССР и связан с реорганизацией таможенной службы и преобразованием ее в Государственную таможенную службу.
С октября 1991 по 2003 г. – создание, становление и развитие таможенной службы Российской Федерации.
На первый план вышли вопросы усиления контроля за достоверностью объявленной стоимости товаров, борьбы с контрабандой и совершенствования таможенной статистики.
Приоритетной задачей является пополнение бюджета РФ на основе внедрения ноу-хау в осуществление таможенного и валютного контроля, опыта конвенциальной институализации таможенных служб.
Важную роль на современном этапе сыграло принятие нового Таможенного кодекса, отвечающего требованиям Всемирной таможенной организации и Всемирной торговой организации1, дальнейшей унификации таможенного законодательства.
Таможенная служба развивалась в соответствии с Программой на 2004-2008 гг.
Важные события произошли в июле-августе 2004 г. ГТК России был переименован в Федеральную таможенную службу, которая стала работать на основе Положения о ФТС. Согласно документу, ФТС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов.
Таким образом, анализ этапов исторического развития таможенного дела в России показывает, что оно развивалось на основе особенностей, присущих стране и с использованием мирового опыта, благодаря чему российская таможня заняла ведущее место среди стран-участников ВТО. Одновременно развитию и совершенствованию подвергалась и таможенная стоимость.
3. Таможенноя стоимость при вывозе и ввозе, сравнительный анализ
Все физические лица на равных основаниях имеют право на ввоз и вывоз товаров. Все товары, перемещаемые через границу физическими лицами, подлежат таможенному контролю и оформлению.
Возможны следующие способы ввоза/вывоза:
В соответствии со ст. 281 ТК РФ физические лица могут перемещать через таможенную границу РФ товары для личного пользования в упрощенном льготном порядке.
Такой порядок включает в себя:
Предназначение товаров (для личного пользования) определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, характера товаров и их количества, а также из частоты перемещения товаров через таможенную границу с учетом общепринятых международных норм и практики, а также всех обстоятельств поездки этих лиц.
В силу закона должностное лицо таможенного органа вправе самостоятельно определять предназначение ввозимых в течение определенного периода физическими лицами товаров, в том числе с учетом частоты пересечения границы.
К товарам, ввозимым физическими
лицами не для личного пользования,
применяется общий порядок и
условия тарифного и
Если в ходе таможенного оформления у должностных лиц таможенного органа будут достаточные основания полагать, что товары перемещаются не в целях личного пользования, подлежит применению общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования, налогообложения и таможенного оформления.
Товары, запрещенные к ввозу/вывозу, подлежат немедленному вывозу/возврату, если не предусмотрена их конфискация. Вывоз или возврат товаров производит лицо, перемещающее товары, либо перевозчик за собственный счет.
Если товары подлежат контролю различных государственных органов (ветеринарному, фитосанитарному, экологическому и др.), таможенное оформление может быть завершено только после осуществления такого контроля.
Таможенное оформление товаров, не предназначенных для коммерческих целей, производится в соответствии с упрощенным, льготным порядком. Положение о порядке осуществления таможенных процедур и операций при таможенном оформлении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования утверждено Постановлением Правительства РФ от 27.11.2003 N 715.
Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами в коммерческих целях, производится в общем порядке, предусмотренном таможенным законодательством (по ГТД с уплатой таможенных платежей в полном объеме).
Общий порядок и условия тарифного и нетарифного регулирования (меры экономической политики), налогообложения и таможенного оформления, предусмотренные для участников ВЭД, применяются в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами, в случаях:
- если лицом заявлено либо таможенным органом установлено, что товары предназначены для производственной или иной коммерческой деятельности;
- если количество ввозимых товаров превышает установленные размеры (на алкоголь, табак), - в части такого превышения.
Таможенные платежи начисляются и взимаются с применением таможенного приходного ордера (ТПО).
Таможенный контроль производится:
При таможенном контроле должностные лица таможенных органов:
Личный досмотр может быть проведен только по решению начальника таможенного органа или должностного лица, его замещающего, при наличии оснований предполагать, что физическое лицо скрывает при себе и не выдает товары, являющиеся объектами нарушения законодательства.
Формы декларирования:
Декларированию в письменной форме подлежат товары:
Перечень товаров, подлежащих
обязательному письменному
Также письменно могут декларироваться любые товары, помимо подлежащих обязательному письменному декларированию, по желанию физического лица, ввозящего их в сопровождаемом багаже.
При декларировании товаров в устной форме физическое лицо заявляет об отсутствии в сопровождаемом багаже товаров, подлежащих обязательному письменному декларированию. Одной из форм устного декларирования товаров является конклюдентная форма декларирования.
Конклюдентное декларирование - это совершение действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме. Т.о. незаявление о наличии товаров в письменной или устной форме рассматривается как заявление о том, что у физического лица таких товаров нет.